Для цитирования: Макаренцева А.О.,
Васин С.А., Хасанова Р.Р. Как оценить число инвалидов в России //Демоскоп
Weekly. 2016. № 695-696. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0695/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Как оценить
число инвалидов в России |
 |
|
Над темой номера работали
|
 |
 |
 |
Алла
МАКАРЕНЦЕВА
|
Сергей
ВАСИН
|
Рамиля
ХАСАНОВА
|
|
Заключение
Таким образом, каждый метод сбора данных об инвалидах
имеет свои достоинства и недостатки, которые не позволяют опираться
только на один из них для достижения всех стоящих перед государством
целей. Как сказано во Всемирном докладе об инвалидности, главная
цель сбора данных об инвалидах – выработка стратегии по улучшению
их положения[25]. В соответствии
с этим сбор данных должен распадаться на три основных направления:
- Мониторинг уровня функционирования населения (нарушение функций
и структур организма, ограничение активности и участия), который
служит для оценки круга и приоритета проблем, связанных с инвалидностью,
а также эффективности мер, направленных на предупреждение или
минимизацию функциональных нарушений, ограничений активности и
участия.
- Мониторинг равенства возможностей (в том числе доступ к социальным
институтам), он служит для оценки положения инвалидов и нахождение
наиболее узких мест, т.е. средовых барьеров.
- Мониторинг потребления услуг и неудовлетворенного спроса на
услуги, который нужен для планирования и осуществления программ
обеспечения услугами инвалидов.
Отслеживание изменений по этим направлениям позволяет
оценивать ход реализации положений Конвенции, планировать и оценивать
эффективность программ, способствующих улучшению положений инвалидов.
Недостатки действующей в России системы статистики инвалидности
не отменяют того факта, что в стране есть все предпосылки к осуществлению
комплексного мониторинга положения инвалидов. В последнее время
действительно были предприняты многочисленные шаги по совершенствованию
процедуры сбора данных бюро МСЭ (принята Концепция совершенствования
государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов[26], вводится в
действие Федеральный реестр инвалидов[27]);
был введен новый формат годовой статистической отчетности N 1-ИДО
«Исследование оценки инвалидами состояния доступности приоритетных
объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, отношения
граждан Российской Федерации к проблемам инвалидов» (Росстат)[28];
были открыты неперсонифицированные микроданные сплошных и выборочных
обследований населения Росстатом. Эти другие шаги приближают нас
к созданию системы статистики инвалидности в России, на базе которой
станет возможно планировать и осуществлять оценку эффективности
мер и программ, направленных на улучшение положения инвалидов и
реализации их прав, а также осуществлять мониторинг Конвенции ООН.
Для ее полноценной реализации необходимо введение новых
гармонизированных между собой форм учета инвалидов в Пенсионном
фонде России и бюро МСЭ, а также для других административных регистров.
Изменения формата ведомственной отчетности по услугам учреждений
социальной защиты населения (интернаты, дома ребенка, дома престарелых
и другие) должно учитывать задачи, которые стоят перед государством
в рамках мониторинга прав инвалидов в соответствии с положениями
Конвенции ООН. Наконец, необходимо включить стандартный модуль вопросов
ВГ ООН об инвалидах в крупные выборочные обследования Росстата (КОУЖ)
и переписи населения (например, дополнительным модулем).
Без построения надежной базы сведений о численности,
структуре и динамике контингента инвалидов и в дальнейшем об их
социально-экономическом положении государство и общество не могут
оценить продвижение в решении многообразных задач – таких как повышение
эффективности реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечения равенства
прав и возможностей, преодоление социальной исключенности инвалидов.
Тем более они не видят новых задач, которые возникают на современном
этапе социального развития, и новых возможностей, которые могли
бы содействовать преодолению барьеров на пути интеграции инвалидов
в общество. В этом смысле создание статистики инвалидности и системы
мониторинга инвалидности – не счетно-статистическая задача, а долгосрочный
политический императив.
[25] World report on disability
2011. World Health Organization, The World bank: 24
[26] Концепция совершенствования
государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов http://www.rosmintrud.ru/docs/mzsr/handicapped/3. Банк
Документов официального сайта Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации. Опубликовано на сайте в 14:55, 09/10/2012.
Изменено в 15:21, 09/10/2012
[27] См. справку Минтруда
«О федеральном реестре информации об инвалидах» от 22.06.2016, режим
доступа: http://government.ru/docs/23935/. Реестр находится в ведении
ПФ РФ,
[28]Приказ Федеральной службы
государственной статистики от 5.04.2013 N131.
|