|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Время веры или суеверий?
Наши современники верят в Бога, влияние высших
сил и религиозные чудеса значительно больше, чем в начале 90-х.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные о том, считают ли россияне свою жизнь предопределенной
высшими силами и полагаются ли на помощь Бога в повседневных заботах.
За 25 лет существенно больше наших сограждан
стали полагаться на Бога в своей жизни, их доля выросла с 49% в
1991г. до 67% в 2016 г. Причем почти вдвое увеличилось
число тех, кто заявил, что всегда или часто рассчитывает на высшие
силы (25% против 47%). Среди мусульман (49%) таких больше, чем среди
православных христиан (34%). Совсем неверующих в Бога с 1991 г.
стало меньше на 7 п.п., тех, кто никогда на него не рассчитывает
- на 9 п.п.
В том, что жизненный путь человека предопределен,
сегодня уверены 48% россиян, четверть века назад так думали вдвое
меньше. Даже среди наших неверующих современников с этой точкой
зрения согласны 10%. Чаще, чем в среднем по выборке в судьбоносные
повороты верят люди от 60 лет и старше (61%), мусульмане (68%) и
православные (54%), гораздо реже молодежь от 18 до 24 лет (38%)
и мужчины (39%).
Если в начале девяностых в существование ада
верили 24%, в дьявола 25%, в жизнь после смерти 33%,
а больше половины граждан были убеждены, что этого нет,
то сейчас верующих и неверующих стало примерно поровну (40% против
43%, 40% против 45% и 46 против 40% соответственно. Больше наших
современников начали верить в религиозные чудеса (32% в 1991 г.
против 50% в 2016 г.).
За 25 лет не изменилась доля тех, кто выступает
за цензуру произведений искусства, которые содержат критику или
открытые нападки на религию (58%). Четверть
респондентов (25%) считают, что закон не должен запрещать такого
рода книги, кинофильмы и т.п., в 1991 г. так думали только 19%.
Среди людей с неполным средним и средним образованием сторонников
запрета больше, чем в среднем по выборке (64% и 59% соответственно).
В своей обычной, повседневной жизни надеетесь
ли Вы или не надеетесь на помощь Бога, ощущаете его близость?
(Закрытый вопрос, один ответ)
|
1991 г.*
|
2016 г.
|
Я не верю в Бога
|
21
|
14
|
Я никогда не надеюсь на Бога
|
20
|
11
|
Я редко надеюсь на Бога
|
24
|
20
|
Я часто надеюсь на Бога
|
16
|
17
|
Я всегда надеюсь на Бога
|
9
|
30
|
Другое
|
1
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
5
|
Скажите, верите Вы или нет…
(закрытый вопрос, один ответ)
|
Верю, что существует
|
Не верю, что существует
|
Затрудняюсь ответить
|
1991* г.
|
2016 г.
|
1991* г.
|
2016 г.
|
1991* г.
|
2016 г.
|
Религиозные чудеса
|
32
|
50
|
49
|
37
|
19
|
13
|
В реальность жизни после смерти
|
33
|
46
|
51
|
40
|
16
|
14
|
Существование дьявола
|
25
|
40
|
57
|
45
|
18
|
15
|
Существование ада
|
24
|
40
|
56
|
43
|
20
|
17
|
В какой степени Вы согласны или не согласны с тем, что жизненный
путь человека предопределен Богом?
(Закрытый вопрос, один ответ)
|
1991 г.*
|
2016 г.
|
Согласен
|
25
|
48
|
В равной степени согласен и не согласен
|
18
|
18
|
Не согласен
|
45
|
26
|
Затрудняюсь ответить
|
12
|
8
|
Должен ли закон запрещать или разрешать книги, кинофильмы,
содержащие нападки на религию?
(Закрытый вопрос, один ответ)
|
1991 г.*
|
2016 г.
|
Должен запрещать
|
58
|
58
|
Должен разрешать
|
19
|
25
|
Затрудняюсь ответить
|
23
|
17
|
*В 1991 г. массовый опрос проходил по репрезентативной
всесоюзной выборке городского и сельского населения от 16
лет, объем выборки – 2964 респондента
|
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23-24 апреля
2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках
и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует
население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию,
типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная,
с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем
этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом
эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса
- личные формализованные интервью по месту жительства респондента.
Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки
вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых
работ.
Пресс-выпуск ВЦИОМ №3096, 28
апреля 2016 г.
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115677
|