Преступность в России, 2015
|  | В 2015 году число преступлений, зарегистрированных в России, и потерпевших от них увеличилось
|
 | Снизилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
|
 | Число убийств и покушений на убийство продолжает снижаться, составив в 2015 году 8 на 100 тысяч человек
|
 | Число погибших в ДТП сократилось на 15% по сравнению с 2014 годом, составив 23 тысячи человек
|
 | Две трети совершивших преступления в 2015 году не имели постоянного источника дохода, 28% были судимы ранее
|
 | Число осужденных в 2015 году превысило 733 тысячи человек, что на 2% больше, чем в 2014 году
|
 | В местах лишения свободы на 1 января 2016 года содержалось 639,9 тысячи человек
|
 | Вся статья (в формате PDF)
|
 | См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова
Е.М. Преступность в России, 2015 //Демоскоп Weekly. 2016. № 685-686.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0685/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число погибших в ДТП сократилось на 15% по сравнению
с 2014 годом, составив 23 тысячи человек
Значительное число дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и пострадавших в них людей остается одной из серьезных социально-экономических
проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[7]
резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со
171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем
- после снижения в 1992-1997 годах – до 325 тысяч человек в 2007
году.
В 2007 году число зарегистрированных ДТП возросло до
233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи).
Начиная с 2008 года, оно стало довольно быстро сокращаться (кроме
2011 года), снизившись до 183,3 тысячи ДТП в 2015 году, что почти
на 22% меньше, чем в 2007 году, и на 8,2% меньше, чем в 2014 году.
В связи с массовой автомобилизацией населения устойчиво
растет доля ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных
транспортных средств: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году
– 59%, в 2005 году – 67%, в 2012-2013 годах – около 77%.
Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 10). Всего за 2003 год от всех видов транспортных
травм, по данным учета смертности по причинам смерти, умерло 43,4
тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число
погибших в ДТП стало сокращаться, исключение составил 2007 год.
Число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло
292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения.
В 2011-2012 годах вновь отмечался рост числа пострадавших в ДТП,
особенно раненых в ДТП, который в 2013-2014 годах сменился умеренным,
а в 2015 году существенным сокращением.
По данным МВД России, число погибших на автомобильных
дорогах и улицах составило в 2015 году 23,0 тысяч человек (-14,8%
по сравнению с 2014 годом), а число раненых в дорожно-транспортных
происшествиях - 230,3 тысячи человек (-8,5%). По данным оперативного
учета смертности по причинам смерти, от всех видов транспортных
несчастных случаев в январе-декабре 2015 года в России умерло 24,7
тысячи человек (-14,5%), в том числе в результате ДТП – 17,7 тысячи
человек (-13,4%).

Рисунок 10. Число пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980, 1985, 1990-2015 годы, тысяч человек
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность»
дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 11).
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на
1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах
и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем вновь
снизилось – до 131 на 1000 ДТП в 2013 году. В 2014 году число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП вновь несколько
увеличилось - до 135, а в 2015 году снизилось до 125.
Вместе с тем до 2013 года устойчиво, за исключением
небольшого снижения в 2008 году, возрастало число раненых в происшествиях
на дорогах и улицах. В расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно
увеличилось с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем
оно понемногу снижалось, опустившись до 1256 на 1000 ДТП в 2015
году. В целом можно говорить об определенной стабилизации показателя
в последние годы.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных
в ДТП в определенной степени связана с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.

Рисунок 11. Число погибших (ось слева) и раненых
(ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2015
годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2014
году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек
постоянного населения составило в целом по стране 139, варьируясь
от 36 в Чеченской Республике до 240 в Калужской области (рис. 12).
Еще в 8 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 тысяч человек (в Республике
Калмыкии, Приморском крае, Псковской, Новгородской, Тюменской, Ленинградской,
Владимирской и Рязанской областях – от 211 до 239). Только в 11
регионах-субъектах федерации оно не достигало 100 на 100 тысяч человек
(помимо Чечни, в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария
и Удмуртия, Чукотском автономном округе, Томской, Белгородской,
Свердловской и Новосибирской областях, а также в городе Москве).
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2014 году от 50 в Санкт-Петербурге и 52 в Ненецком автономном округе
до 427 в Республике Ингушетия. Несколько ниже соотношение числа
погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Тыва
(405), Дагестан (378), Чечня (360), Карачаево-Черкессия (240) и
Кабардино-Балкария (239). В остальных регионах оно не превышает
212 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов
федерации это соотношение ниже 133 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими,
варьируясь в центральной половине регионов от 112 до 169 погибших
на 1000 ДТП.

Рисунок 12. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2014 год
Список регионов
[7] Дорожно-транспортное происшествие
(ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен
иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий
ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или
были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
|