Для цитирования: Савоскул М.С. Почему
мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая //Демоскоп
Weekly. 2016. № 679-680. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0679/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Почему мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая |
Над темой номера работала
|
|
Мария
САВОСКУЛ[1]
|
|
Гром среди ясного неба?
«Мне тут все очень нравится,
но только мигрантов очень много»
Из интервью с российским немцем в Германии в начале 2000-х гг.
Одним из распространенных современных подходов к изучению
международных миграций является дихотомия «государство – иммигранты»,
и поиски решения сложного вопроса о том, могут ли мигранты стать
частью нации? Когда речь идет о трансформации роли национального
государства, об утрате его значения с ростом масштабов международных
трудовых и вынужденных миграций, исследователи прибегают к отказу
от методологического национализма и начинают работать в новой традиции,
получившей название транснационализма[2].
Миграционные отношения между странами сложны и часто
непредсказуемы, особенно когда потоки людей инициированы административным
ресурсом или являются следствием вооруженных конфликтов. Мигранты
рассматриваются как объект администрирования, управления миграционными
процессами, а также как объект политических манипуляций и как активный
социальный субъект, влияющий на развитие стран выхода и принимающих
стран.
Один из фокусов миграционных исследований направлен
на вопросы интеграции мигрантов и на различия в сути понятия «интеграция»
в разных странах, что зависит часто от понимания этничности и истории
развития страны. Подобные исследования сложно формализуемы и требуют
очень тонкой исследовательской оптики.
Исследовательское поле становится еще сложнее, когда
приходит осознание, что в одной стране возникают и сосуществуют
несколько групп иммигрантов из очень разных в культурном и политическом
отношении стран, прошедших социализацию в определенных экономических,
социальных и политических условиях, и только после этого эмигрировавших.
Подобная ситуация сложилась во многих западноевропейских странах
после 1991 года, когда в результате распада социалистической системы
восточноевропейские страны и Россия «добавили» к уже сложившимся
миграционным группам новых мигрантов.
Ярким примером является Германия, где сосуществуют мигранты
из Турции, Польши, Италии, Румынии, стран бывшей Югославии и России.
В данной статье мы обратим внимание на одну из сторон взаимоотношения
иммигрантов, для которых Германия становится новым домом. В центре
нашего внимание – отношение российских немцев бывшего СССР к ситуации
с приемом беженцев в Германии на современном этапе.
Мигрант versus
мигрант? Во время полевого исследования в 2002 году российских
немцев, эмигрировавших в Германию, в беседах часто всплывал сюжет
об отношении поздних переселенцев к мигрантам из других стран. С
одной стороны, молодые переселенцы отмечали, что им проще общаться
с мигрантами, они лучше понимают проблемы друг друга и сложности
жизни в другой стране, с другой стороны, они же жаловались на то,
что мигранты делают Германию грязной страной, отмечали конкуренцию
с их стороны, рассказывали про конфликты с выходцами из Польши,
стран бывшей Югославии и Турции.
Было ясно, что возможна социальная напряженность между
различными группами мигрантов, что отношение к другим группам мигрантов
может расколоть сообщество переселенцев из бывшего СССР. Центральной
частью исследования этот вопрос не стал, и тем более не появилось
ответов на вопрос о причинах подобного часто нетерпимого отношения
разных групп мигрантов друг к другу. Как бывает во время исследования,
когда сложно охватить все грани изучаемого процесса и что-то остается
за кадром, тема отношений между различными группами мигрантов в
Германии отошла на второй план более чем на 10 лет, так как она
не была очень значимой и для мигрантов и для исследователя.
В октябре 2015 года, во время моей очередной поездки
в Германию, этот вопрос уже не казался второстепенным, сами соотечественники,
проживающие в Германии, говорили о мигрантах очень много и по-разному,
вслед за российскими и германскими СМИ. Многие из моих собеседников
сталкивались с беженцами на вокзале Франкфурта-на-Майне, где был
устроен временный пункт приема беженцев. Мнения части российских
мигрантов часто были достаточно резкими. Некоторые даже говорили,
что не исключают возвращения в Россию из-за сложной ситуации в Европе.
Другие, наоборот, активно помогали беженцам, относили вещи в пункты
приема мигрантов, устраивали общественные дискуссии. Цель поездки
была другая, я с интересом наблюдала за реакцией наших соотечественников,
откладывая свои наблюдения и считая, что рано делать выводы и искать
причины.
О пользе правильных и вовремя заданных вопросов.
Выступления и митинги русскоязычных мигрантов в Германии,
прошедшие после информации в российских и германских СМИ об инциденте
с российской девочкой Лизой[3],
показали, что протесты наших бывших соотечественников могут принимать
активную форму. В этой ситуации исследователю выходцев из бывшего
СССР в Германии уже сложно было остаться в стороне, тем более что
объяснения, которые встречались и в российских, и в немецких СМИ,
выглядели поверхностными и часто сводились к советскому прошлому
российских мигрантов или к боязни конкуренции за пособия между мигрантами.
Решающим импульсом для написания данного материала стал вопрос от
моей подруги из Берлина. Она обратилась ко мне с коротким и конкретным
вопросом – «Не нахожу объяснения тому факту, что в среде российских
немцев такой сильный консервативный и даже правый потенциал».
Вовремя и правильно поставленный вопрос, стал поводом
для раздумий и систематизации различных наблюдений, проведенных
ранее интервью и бесед с мигрантами из бывшего СССР, проживающими
в настоящее время в Германии. Вопрос, над которым я задумалась,
звучал уже более широко. К каким социально-политическим последствиям
в среде мигрантов из бывшего СССР может привести миграционный кризис
в Европе и в Германии – стране, которая привлекает значительное
число беженцев на данном этапе?
[1] Савоскул Мария Сергеевна
– к.г.н., доцент кафедры экономической и социальной географии России
географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
[2] См. на эту тему Малахов
В.С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики. М.: Фонд «Либеральная
Миссия». 2015 – 272 с.; Han P. Soziologie der Migration. Stuttgart,
2010; Faist Th., Fauser M., Reisenauer E. Transnational Migration.
Cambridge: Polity Press. 2013.
[3] Более подробно об этом
событии см.: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2713781;
https://lenta.ru/articles/2016/01/20/girl/;
http://www.svoboda.mobi/a/content/article/27554859.html.
Дата обращения 17.02.2016
|