Rambler's Top100

№ 679 - 680
21 марта - 3 апреля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Почему мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая

Гром среди ясного неба?

Сколько и откуда прибывает беженцев в Германию?

Социологическое отступление: чужак «сегодня приходит и завтра остается»?

Иммиграция в Германию во времени и пространстве

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Савоскул М.С. Почему мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая //Демоскоп Weekly. 2016. № 679-680. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0679/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Почему мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат?
Статья первая

Над темой номера работала

Мария
САВОСКУЛ[1]

Гром среди ясного неба?

«Мне тут все очень нравится,
но только мигрантов очень много»
Из интервью с российским немцем в Германии в начале 2000-х гг.

Одним из распространенных современных подходов к изучению международных миграций является дихотомия «государство – иммигранты», и поиски решения сложного вопроса о том, могут ли мигранты стать частью нации? Когда речь идет о трансформации роли национального государства, об утрате его значения с ростом масштабов международных трудовых и вынужденных миграций, исследователи прибегают к отказу от методологического национализма и начинают работать в новой традиции, получившей название транснационализма[2].

Миграционные отношения между странами сложны и часто непредсказуемы, особенно когда потоки людей инициированы административным ресурсом или являются следствием вооруженных конфликтов. Мигранты рассматриваются как объект администрирования, управления миграционными процессами, а также как объект политических манипуляций и как активный социальный субъект, влияющий на развитие стран выхода и принимающих стран.

Один из фокусов миграционных исследований направлен на вопросы интеграции мигрантов и на различия в сути понятия «интеграция» в разных странах, что зависит часто от понимания этничности и истории развития страны. Подобные исследования сложно формализуемы и требуют очень тонкой исследовательской оптики.

Исследовательское поле становится еще сложнее, когда приходит осознание, что в одной стране возникают и сосуществуют несколько групп иммигрантов из очень разных в культурном и политическом отношении стран, прошедших социализацию в определенных экономических, социальных и политических условиях, и только после этого эмигрировавших. Подобная ситуация сложилась во многих западноевропейских странах после 1991 года, когда в результате распада социалистической системы восточноевропейские страны и Россия «добавили» к уже сложившимся миграционным группам новых мигрантов.

Ярким примером является Германия, где сосуществуют мигранты из Турции, Польши, Италии, Румынии, стран бывшей Югославии и России. В данной статье мы обратим внимание на одну из сторон взаимоотношения иммигрантов, для которых Германия становится новым домом. В центре нашего внимание – отношение российских немцев бывшего СССР к ситуации с приемом беженцев в Германии на современном этапе.

Мигрант versus мигрант? Во время полевого исследования в 2002 году российских немцев, эмигрировавших в Германию, в беседах часто всплывал сюжет об отношении поздних переселенцев к мигрантам из других стран. С одной стороны, молодые переселенцы отмечали, что им проще общаться с мигрантами, они лучше понимают проблемы друг друга и сложности жизни в другой стране, с другой стороны, они же жаловались на то, что мигранты делают Германию грязной страной, отмечали конкуренцию с их стороны, рассказывали про конфликты с выходцами из Польши, стран бывшей Югославии и Турции.

Было ясно, что возможна социальная напряженность между различными группами мигрантов, что отношение к другим группам мигрантов может расколоть сообщество переселенцев из бывшего СССР. Центральной частью исследования этот вопрос не стал, и тем более не появилось ответов на вопрос о причинах подобного часто нетерпимого отношения разных групп мигрантов друг к другу. Как бывает во время исследования, когда сложно охватить все грани изучаемого процесса и что-то остается за кадром, тема отношений между различными группами мигрантов в Германии отошла на второй план более чем на 10 лет, так как она не была очень значимой и для мигрантов и для исследователя.

В октябре 2015 года, во время моей очередной поездки в Германию, этот вопрос уже не казался второстепенным, сами соотечественники, проживающие в Германии, говорили о мигрантах очень много и по-разному, вслед за российскими и германскими СМИ. Многие из моих собеседников сталкивались с беженцами на вокзале Франкфурта-на-Майне, где был устроен временный пункт приема беженцев. Мнения части российских мигрантов часто были достаточно резкими. Некоторые даже говорили, что не исключают возвращения в Россию из-за сложной ситуации в Европе. Другие, наоборот, активно помогали беженцам, относили вещи в пункты приема мигрантов, устраивали общественные дискуссии. Цель поездки была другая, я с интересом наблюдала за реакцией наших соотечественников, откладывая свои наблюдения и считая, что рано делать выводы и искать причины.

О пользе правильных и вовремя заданных вопросов. Выступления и митинги русскоязычных мигрантов в Германии, прошедшие после информации в российских и германских СМИ об инциденте с российской девочкой Лизой[3], показали, что протесты наших бывших соотечественников могут принимать активную форму. В этой ситуации исследователю выходцев из бывшего СССР в Германии уже сложно было остаться в стороне, тем более что объяснения, которые встречались и в российских, и в немецких СМИ, выглядели поверхностными и часто сводились к советскому прошлому российских мигрантов или к боязни конкуренции за пособия между мигрантами. Решающим импульсом для написания данного материала стал вопрос от моей подруги из Берлина. Она обратилась ко мне с коротким и конкретным вопросом – «Не нахожу объяснения тому факту, что в среде российских немцев такой сильный консервативный и даже правый потенциал».

Вовремя и правильно поставленный вопрос, стал поводом для раздумий и систематизации различных наблюдений, проведенных ранее интервью и бесед с мигрантами из бывшего СССР, проживающими в настоящее время в Германии. Вопрос, над которым я задумалась, звучал уже более широко. К каким социально-политическим последствиям в среде мигрантов из бывшего СССР может привести миграционный кризис в Европе и в Германии – стране, которая привлекает значительное число беженцев на данном этапе?


[1] Савоскул Мария Сергеевна – к.г.н., доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
[2] См. на эту тему Малахов В.С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики. М.: Фонд «Либеральная Миссия». 2015 – 272 с.; Han P. Soziologie der Migration. Stuttgart, 2010; Faist Th., Fauser M., Reisenauer E. Transnational Migration. Cambridge: Polity Press. 2013.
[3] Более подробно об этом событии см.: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2713781; https://lenta.ru/articles/2016/01/20/girl/; http://www.svoboda.mobi/a/content/article/27554859.html. Дата обращения 17.02.2016

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.