|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Миграционная политика России - новый
этап? Заседание Демографической секции Центрального дома ученых
РАН
28 марта 2016 года состоялось заседание Демографической
секции Центрального Дома ученых РАН, которое открыл Председатель
Демсекции к.э.н., проф. В.В.Елизаров.
С
докладом на тему «Миграционная политика России - новый этап?» выступила
Ирина Валентиновна Ивахнюк, д.э.н., профессор кафедры народонаселения
экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В начале своего выступления И.В. Ивахнюк представила
основные положения своего доклада: во-первых, развитие миграционной
ситуации в России и возможности статистики («Гримасы» статистики»);
во-вторых, приоритет целей государственной миграционной политики
РФ; этапы формирования миграционной политики России; в-третьих,
концепция Государственной миграционной политики России на период
до 2025 г.; а также «Философия» современного управления миграционными
процессами в России и в заключении, что такое «эффективная миграционная
политика»?
Далее И.В. Ивахнюк, уточнив, что статистика миграции
не оперирует терминами эмигрант и иммигрант, представила данные
Росстата о динамике постоянной миграции в Россию и из России за
1993-2015 гг.: число въехавших и число выехавших на срок 12 месяцев
и более, а с 2011 г. на срок 9 месяцев и более, что привело к ощутимому
росту показателей. В частности, миграционный прирост в 2011-2015
гг. был почти в два раза больше, чем в 2010 г. Как указано в Итоговом
докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФМС России
за 2015 г., в 2015 г. миграционный прирост составил 90% от общего
прироста населения РФ.
Как видно из двух следующих таблиц, основные миграционные
потоки связывают Россию со странами СНГ:
Распределение «постоянных мигрантов» в Россию
по странам происхождения,
2015, тыс. чел.
Из стран СНГ
|
Из других стран
|
Украина
|
194,2
|
Китай
|
9,0
|
Узбекистан
|
74,3
|
Грузия
|
7,0
|
Казахстан
|
65,8
|
Германия
|
3,9
|
Таджикистан
|
47,6
|
Эстония
|
1,3
|
Армения
|
45,7
|
|
|
Всего
|
536,3 (89,5%)
|
Всего
|
62,5 (10,5%)
|
Распределение «постоянных мигрантов» из России
по странам назначения,
2015, тыс. чел.
Страны СНГ
|
Другие страны
|
Узбекистан
|
94,8
|
Китай
|
9,8
|
Украина
|
48,0
|
Германия
|
4,7
|
Таджикистан
|
36,3
|
Грузия
|
3,5
|
Казахстан
|
30,9
|
США
|
1,6
|
Армения
|
25,1
|
|
|
Всего
|
298,6 (84,6%)
|
Всего
|
54,3 (13,4%)
|
За последние четыре года (2011-2015 гг.) число лиц,
получивших постоянный/долговременный легальный статус проживания
в России, увеличилось: число получивших российское гражданство увеличилось
с 275 тыс. человек в 2011 году до 526 тыс. человек в 2015 году;
число получивших вид на жительство или разрешение на временное проживание
соответственно с 135 до 210 тыс. человек.
Начиная с 2007 года значительно выросла численность
иностранной рабочей силы в России, определенная по количеству выданных
разрешений на работу, а с 2011 года – по количеству разрешений на
работу (РР) + патенты.
За десять лет (2006-2015 гг.) претерпела изменения структура
иностранной рабочей силы в России по странам (по числу выданных
разрешений на работу; для 2015: РР + патенты):
Страны
|
Доля в общем числе выданных разрешений,%
|
2006 г.
|
2015 г.
|
Украина
|
18
|
11
|
Узбекистан
|
10
|
46
|
Таджикистан
|
10
|
24
|
Молдавия
|
5
|
5
|
Киргизия
|
5
|
2
|
Армения
|
4
|
|
Китай
|
21
|
3
|
Турция
|
10
|
|
Вьетнам
|
7
|
|
Другие страны
|
10
|
9
|
Далее докладчик уточнила понятие миграционной политики как системы
общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных
средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие
общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают
достижение поставленных целей в сфере миграции.
Весьма отрадно, что, в соответствии с Концепцией Государственной
миграционной политики 2012 г., определена триединая цель государственной
политики России в области международной миграции:
- Цель в области национальной безопасности: максимальная
защищенность, комфортность и благополучие населения РФ.
- Демографическая цель: стабилизация и увеличение численности
постоянного населения России (привлечение иммигрантов на постоянное
проживание в России) (Государственная Программа оказания содействия
добровольному переселению соотечественников в РФ – с 2007 г.)
- Экономическая цель: содействие обеспечению потребности
экономики РФ в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии
и повышении конкурентоспособности отраслей (привлечение временных
трудовых мигрантов).
Затем И.В. Ивахнюк представила свое видение этапов формирования
миграционной политики России
I. Период «неопределенности» МП (laissez-faire)
(1992-2001)
- безвизовый режим
- стихийность миграционных процессов
- «мигранты без статуса»
- нелегальная иммиграция
II. Период ужесточения МП (2002-2006)
- «силовое» управление миграцией
- ограничение миграционного притока
- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 2002 г.
- Концепция регулирования миграционных процессов 2003 г.
III. Целенаправленное формирование миграционных потоков (2007-2009)
- реформа законодательства 2006-2007 гг.
- изменение подхода к борьбе с незаконной миграцией
- преференции для граждан стран СНГ
- курс на создание единого регионального рынка труда
IV. Усложнение МП (c 2010 г.)
- дифференциация трудового потока
- преференции для ВКС (ФЗ 86, май 2010 г.)
- новая Концепция ГМП (утверждена 13 июня 2012 г.)
- ужесточение контроля над исполнением миграционного законодательства
Если говорить более подробно о IV этапе, то заслуживает
внимания, во-первых, курс на системность миграционной политики;
во-вторых. обновление нормативной правовой базы; в-третьих, дифференцированный
подход к разным категориям мигрантов; в-четвертых, формирование
миграционных каналов для иностранных работников и ужесточение требований
к мигрантам при получении легального статуса.
Весьма интересны преференции высококвалифицированных
специалистов (ВКС) в соответствии с Федеральным законом от 19 мая
2010 г. № 86-ФЗ:
- РР выдается на срок действия трудового договора – до 3 лет
(может продлеваться)
- РР может действовать на территории нескольких субъектов РФ
- ВКС и члены их семей могут получить вид на жительство в РФ
- Многократная рабочая виза – до 3 лет
- Отмена медицинских справок
- Ставка подоходного налога – 13% (не 30%!)
- Отменены квоты для ВКС
За 2011-2015 гг. 122 тыс. высококвалифицированных
специалистов (ВКС) получили разрешение на работу (РР) в России,
причем в 2015 г. 56 % были из Китая, Вьетнама, Турции.
Затем докладчик более подробно остановилась
на обсуждении Концепции государственной миграционной политики РФ
и на первом этапе ее реализации (2012-2015 гг.), прежде всего на
практике выдачи патентов на право трудоустройства.
Доклад И.В. Ивахнюк вызвал многочисленные
вопросы и оживлённую дискуссию, в которой приняли участие: В.И.
Мукомель, Д. Полетаев, Е.Л. Сороко, А.Б. Синельников, Н.Г. Карлсен,
В.В. Елизаров и другие.
|