Для цитирования: Щербакова
Е.М. Образование населения ЕС-28, 2014 год //Демоскоп Weekly. 2016.
№ 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0669/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
![Екатерина Щербакова](../../img/ket2_s.jpg) |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
33% студентов изучают социальные науки, бизнес и право,
11% - естественные науки, математику или компьютерное дело
В числе целевых индикаторов стратегии Европа-2020 в
области образования нет показателей, характеризующих распределение
студентов и выпускников, завершивших обучение по программам высшего
(третичного) образования, по областям образования, хотя они, несомненно,
интересны с точки зрения состава кадрового потенциала. Ранее в качестве
одной из целей развития сферы образования в Европейском союзе выдвигалось
повышение доли выпускников высших учебных заведений, подготовленных
по специальностям группы «Математика, наука и технологии» (области
образования «Естественные науки, математика и компьютерное дело»
и «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»), до 15% при
снижении гендерного дисбаланса (преобладания мужчин). Эта задача,
в основном, была решена в 2003 году, тогда как некоторые другие
задачи не были выполнены до 2010 года[10].
Данные о распределении студентов, обучающихся по программам
высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям образования
в целом по ЕС-28 имеются в настоящее время только за 2013 год (2012/2013
учебный год), данные за 2014 год представлены в Базе данных Евростата
только по отдельным странам ЕС-28.
По данным за 2013 год, число обучающихся по программам
высшего образования в ЕС-28 составляло 19,6 миллиона человек, из
которых 54,3% составляла женщины, а 45,7% - мужчины.
Область образования 139 тысяч студентов (0,7%) была
неизвестна, а остальные распределялись по областям образования следующим
образом (рис. 6):
32,7% - в области социальных наук, бизнеса и права,
15,7% - в области инженерных, обрабатывающих и строительных
отраслей,
13,2% - в области здравоохранения и социального обеспечения,
12,3% - в области гуманитарных наук и искусства,
11,2% - в области естественных наук, математики и компьютерного
дела,
8,0% - в области образования,
4,3% - в области сферы услуг (включая транспорт и связь),
1,8% - в области сельского хозяйства и ветеринарии.
Мужчины преобладали среди студентов, обучающихся в области
инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей (74,6%), естественных
наук, математики и компьютерного дела (61,2%), сферы услуг (51,7%),
сельского хозяйства и ветеринарии (50,3%). Среди студентов, обучающихся
в других областях образования, преобладали женщины, особенно значительно
в области образования (77,1%), здравоохранения и социального обеспечения
(72,4%). Среди обучающихся в области гуманитарных наук и искусства
женщины составляли 65%, в области социальных наук, бизнеса и права
– 57,6%.
![](img/b_graf06.gif)
Рисунок 6. Число студентов, обучающихся по программам
высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям образования
и полу, ЕС-28, 2013 год, тысяч человек
Источник: Eurostat. Pupils and students enrolled by education
level, sex and field of education [educ_uoe_enra03] (Extracted
on 16.01.2016)
Число выпускников, завершивших обучение по программам
высшего образования в 2013 году, составило в ЕС-28 почти 4,8 миллиона
человек, из которых 58,3% составляли женщины, 41,7% - мужчины.
Распределение выпускников по областям образования в
настоящее время может быть представлено только без данных по Польше
(рис. 7). В целом оно сходно с аналогичным распределением студентов
по областям образования, можно лишь отметить более высокий удельный
вес выпускников в области социальных наук, бизнеса и права, в области
образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Область образования 35 тысяч выпускников (0,7%) неизвестна,
а остальные распределялись по областям образования следующим образом:
34,0% - в области социальных наук, бизнеса и права,
14,6% - в области инженерных, обрабатывающих и строительных
отраслей,
14,3% - в области здравоохранения и социального обеспечения,
11,6% - в области гуманитарных наук и искусства,
10,5% - в области естественных наук, математики и компьютерного
дела,
8,4% - в области образования,
4,1% - в области сферы услуг (включая транспорт и связь),
1,7% - в области сельского хозяйства и ветеринарии.
Мужчины также преобладали среди выпускников в области
инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей (74,1%), естественных
наук, математики и компьютерного дела (несколько ниже, чем среди
студентов - 58,1%), сельского хозяйства и ветеринарии (50,6%). Среди
выпускников в области сферы услуг несколько преобладали женщины
(51,5%). Наиболее значительно преобладали женщины среди выпускников
в области образования (79,3%), здравоохранения и социального обеспечения
(75,4%). Среди выпускников в области гуманитарных наук и искусства
женщины составляли 66,5%, в области социальных наук, бизнеса и права
– 59,7%.
![](img/b_graf07.gif)
Рисунок 7. Число выпускников, завершивших обучение
по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям
образования и полу, ЕС-28*, 2013 год, тысяч человек
* без данных по Польше
Источник: Eurostat. Graduates by education level, programme
orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted
on 16.01.2016)
Число студентов, обучающихся по программам высшего образования
(5-8 уровни МСКО 2011), в расчете на 1000 человек постоянного населения
заметно различается по странам Европейского союза. Если в 2013 году
в среднем по ЕС-28 на каждую тысячу человек приходилось 39 студентов,
то по странам ЕС-28 значение показателя варьировалось от 12 в Люксембурге
до 60 в Греции (рис. 8). Помимо Греции, число студентов на 1000
жителей составляло 50 и более в Финляндии, Литве, Дании, Австрии
и Польше.
Число выпускников, завершивших обучение по программам
высшего образования в 2013 году, в расчете на 1000 жителей варьировалось
в более узких пределах – от 3 в Люксембурге до 16 в Польше. Оно
составляло около 13 на 1000 человек в Ирландии, Литве и Словакии,
около 12 – в Великобритании, Дании и Франции.
![](img/b_graf08.gif)
Рисунок 8. Число студентов, обучающихся, и выпускников,
завершивших обучение по программам высшего (третичного) образования
(5-8 уровни МСКО 2011), по странам ЕС-28, 2013 год, на 1000 человек
Источник: Eurostat. Pupils and students enrolled by education
level, sex and field of education [educ_uoe_enra03]; Graduates
by education level, programme orientation, sex and field of education
[educ_uoe_grad02] (Extracted on 16.01.2016); Population change
- Demographic balance and crude rates at national level [demo_gind]
(Extracted on 13.11.2015).
Страны ЕС-28 заметно различаются по составу студентов,
обучающихся в различных областях знания. Так, по данным за 2013
год, больше всего студентов во всех странах ЕС-28, кроме Финляндии,
обучались в области социальных наук, бизнеса и права – от 23,4%
в Финляндии до 47,0% на Кипре (рис. 9). В Финляндии немного больше
студентов обучалось в области инженерных, обрабатывающих и строительных
отраслей – 23,9%. Не менее 20% студентов обучалось в данной области
образования также в Греции, Германии, Португалии и больше всего
- в Румынии (24,6%). Менее 10% студентов специализировалось в данной
области образования в Великобритании (9,1%), Нидерландах (8,6%),
Люксембурге (7,6%) и на Мальте (7,1%).
Доля студентов, обучающихся в области естественных наук,
математики и компьютерного дела, превышает 16% в Великобритании,
Ирландии и Германии, а в Болгарии, Литве, Румынии и Бельгии не достигает
и 6%. В то же время в Бельгии высока доля студентов, обучающихся
в области здравоохранения и социального обеспечения (23,7%). Несколько
ниже она в Дании (21%), Нидерландах, Швеции, Словакии, Великобритании,
Ирландии и Финляндии (17,18%). В то же время в Австрии, Германии
и Люксембурге доля студентов, обучающихся в области здравоохранения
и социального обеспечения, составляет лишь 6-7%%.
Различия в распределении студентов по областям образования
отражают не только пристрастия молодежи, но, скорее, специализацию
сложившихся учебных центров. Повышение учебной мобильности позволяет
расширять возможности получения качественного образования самого
высокого уровня.
![](img/b_graf09.gif)
Рисунок 9. Число студентов, обучающихся по программам
высшего (третичного) образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям
образования и странам ЕС-28, 2013 год, тысяч человек
Источник: Eurostat. Pupils and students enrolled by education
level, sex and field of education [educ_uoe_enra03] (Extracted
on 16.01.2016)
[10] The Social Situation
in the European Union 2009. Annual Report - European Union, 2010,
p. 236. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-AG-10-001/EN/KE-AG-10-001-EN.PDF
|