Rambler's Top100

№ 657 - 658
5 - 18 октября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Свободная Пресса» о микропереписи 2015 года
«МОСЛЕНТА» о микропереписи в Москве
«BBC Future» о демографическом будущем Земли
«The Epoch Times» о демографических проблемах Китая
«Economy Times» о длинных трендах демографического развития России
«TheQuestion.ru» о «демографической катастрофе» 1990-х
«Meduza» о кризисе и демографических проблемах России
«Мослента» о росте населения и демографической ситуации в Москве
«Мослента» о проблемах московских семей
«Le Monde» и «Молдавские ведомости» о миграционном кризисе в Европе
«РБК» о миграции и экономике ЕС
«The Financial Times» о сомнительной полезности миграции
«Der Spiegel» о 4 млрд евро на беженцев в Германии
«Project Syndicate» о необходимости политики предоставления убежища
«Известия» о «вечных» патентах для мигрантов
«Lenta.ru» о предложении упростить требования к знанию языка для мигрантов
«Вечерний Бишкек» о миграционных последствиях вступления Киргизии в ЕАЭС
«Коммерсантъ» об «избыточном» гражданстве в Крыму и цензе оседлости для соотечественников
«Новые Известия» о депортации мигрантов из России

«Die Presse» об эмиграции из России
«День» об украинской диаспоре в Канаде
«РБК» о рождаемости и рынке жилья
«Новости Беларуси» о семейном капитале в Белоруссии
«Русская служба BBC» о внебрачной рождаемости
«Известия» о неодобрении в Правительстве запрета абортов
«doctor.59.ru» о контрацепции в России
«Новости Беларуси» о демографических проблемах и контрацепции в Белоруссии
«Коммерсантъ Деньги» о брачном рынке в кризис
«РБК» о «рейтинге качества смерти»
«Ведомости» о проблеме несчастных случаев на производстве
«Российская газета» и «Православие и Мир» о новом пороге возрастных ограничений продажи алкоголя
«Новые Известия» о медицинском туризме
«Коммерсантъ» о выступлении Мосгордумы против запрета депортации ВИЧ-инфицированных
«Финмаркет» и «Российская газета» о пенсионном возрасте и индексации пенсий
«Superjob.ru» об отношении россиян к повышению пенсионного возраста
«Газета.ру» о национальной гордости вместо пенсий
«Новости Беларуси» о рынке труда Белоруссии
«РБК» о реальных и мнимых проблемах высшего образования
«Wired Magazine» об интернете и вымирании языков
«The Washington Post» о пользе изучения иностранных языков
«The Atlantic» об особенностях воспитания японских детей
«Известия» об ИГИЛ вместо ксенофобии и национализма

о проблемах московских семей

Почему уходят сорокалетние

О лихих 90-х, фиктивных отцах и трагедии гиперсамостоятельных москвичей

МОСЛЕНТА продолжает цикл публикаций о демографической ситуации в столице. На вопросы о поколении сорокалетних, самых частых причинах разводов и семейных ценностях москвичей отвечает директор Центра системной семейной терапии, семейный психолог Виктория Мещерина.

О поколении сорокалетних
— Если брать московскую статистику ЗАГСов, в последние десять лет стабильно разрушается примерно половина заключенных браков: ежегодно регистрируется около 45 тысяч разводов и от 80 до 100 тысяч новых браков. Кто и почему разводится в Москве?
Сейчас в основном разрушаются браки поколения сорокалетних — тех, кто рожден в 1970-х; на подходе рожденные в начале 1980-х. Явление настолько массовое, что на эту тему проводятся круглые столы среди экспертов. 40 лет — вообще интересный возраст.
— Кризис среднего возраста?
Конечно. В 35-40 лет, как правило, случается пересмотр прожитой жизни. А сорокалетние москвичи — это очень самостоятельное, образованное поколение, их юность и взросление пришлись на лихие 1990-е. И эта самостоятельность сейчас дает о себе знать — разводятся такие пары очень часто.
В 1990-е страна менялась, появились малиновые пиджаки, шла стрельба на улицах. Родители учили подраставших детей, что каждый сам за себя, не стоит в этой жизни особенно рассчитывать на кого-то другого, надо быть самостоятельным, с образованием, с языками. Говорили: «Давай, вперед, делай что-то, и тогда будешь успешным». Родители, сами выросшие под колпаком, — бывшие пионеры и комсомольцы, которые привыкли, что семейная жизнь может регулироваться письмами в партком и домком, учили детей тому, чего сами не знали и не умели.
Выросло целое поколение, в котором девочкам говорили либо «Готовься быть самостоятельной, ты — бизнес-леди, ты можешь вкалывать как мужик», либо «Будь качественной содержанкой, и тогда все у тебя будет». Именно тогда, очень хорошо это помню, на вопрос «Кем ты хочешь стать» школьницы в анкетах стали отвечать «Валютной проституткой».
Мальчикам, в то время воспитывавшимся, говорили: «Ты один, а девочек много. Не спеши жениться, заводить детей, тогда ты должен будешь содержать семью. Лучше учи языки, получай образование, выбирай специализацию. Уезжай учиться, работать на Запад».
— Разве такое воспитание — не стандартная реакция общества на кризис?
Это так, но тогда никто из родителей не думал, что такая самостоятельность, насаждаемая при воспитании, обернется тотальным одиночеством для их детей, когда они достигнут сорокалетнего возраста. Женщины воспитаны так, что они могут содержать и себя, и детей, что становится дополнительным поводом для разрыва отношений. А мужчины не стремятся брать на себя ответственность. Поэтому среди сорокалетних очень много гостевых, международных браков. Много браков партнерских, которые выстраиваются как совместный бизнес-проект: сложим сейчас наши денежки и вместе что-нибудь поднимем.
— Сначала квартиру вместе снимем, потом бизнес на двоих начнем — по такой схеме?
В том числе и так. И при этом в поколении сорокалетних есть удивительное явление: если рождается ребенок, он обязательно будет очень качественно выращен и с полученными воспитанием и образованием не пропадет. Но это очень печальная история, потому что такой ребенок становится взрослым, который считает, что должен все время что-то делать, чтобы держаться на плаву, а сам при этом никому не нужен. И окружающих обвиняет в том, что всем нужны только его деньги, а не он сам.
От такого одиночества очень много краткосрочных отношений, приводящих к разочарованности, когда люди долго ищут идеальных отношений, а потом говорят: «Ну, не нашел — и не надо».
— И что, поколение сорокалетних обречено жить временными отношениями?
Конечно, у всех нас есть быстрые отношения, особенно в начале самостоятельной жизни их много: девушка на месяц, молодой человек на полгода. Но потом-то мы все равно идем искать любовь. То самое тепло, порядочность, плечо, понимание, возможность быть слабым, — много всего такого, о чем не принято говорить в быту.
— Семьи гиперсамостоятельных сорокалетних сейчас трещат по швам и рушатся. А молодые разве не разводятся в первый год после брака?
Я работаю с разновозрастными семьями, в основном это люди с высшим образованием. Среди них сейчас особенно выделяются две группы: приходят восстанавливать отношения либо люди очень молодые, либо пары, прожившие в браке 10-15 и более лет.

Об ответственных папах и сохранении брака ради детей
— Почему москвичи стремятся сохранить брак? Таких пар становится больше?
Если говорить о молодых влюбленных, то для сегодняшнего поколения двадцати-, двадцатипятилетних очень важна совместность. Они говорят о том, что выросли одинокими. Когда такие люди встречают друг друга, для них очень важны эти отношения.
Другая группа — те, кто прожил в браке более десяти лет. Они не хотят перечеркивать эти годы, которые представляют для них большую ценность. При этом и те, и другие пары в основном приходят с запросом сохранить семью ради детей.
Более того, сейчас я вижу очень много ответственных пап. Мужчины, которым 20-30 лет, очень здорово включены в воспитание детей. Они приходят узнать, что будет, если они уйдут из семьи, как сделать этот уход нетравматичным для ребенка. Очень популярна идея фиктивного воскресного папы, молодые отцы консультируются, как лучше вести себя в таком случае.
В целом приятно то, что, как правило, пары, которые приходят что-то исправлять в семейной жизни ради детей, в дальнейшем с удовольствием «лечат отношения» уже и для самих себя.

О быстром разрыве отношений
— Москвичи быстро разводятся? Разрыв обычно происходит спонтанно?
Быстро рвать отношения московские семьи не любят, очень уж у супругов много совместного бизнеса, проектов, ипотек. Люди юридически очень плотно связаны друг с другом, это дает эффект тормоза. Кто-то уходит в «фасадную семью», которая существует только номинально или ради кого-то — например, ради пожилых родителей. Какая-то часть этих «фасадных семей» переходит со временем к нормальным отношениям.
— А как кризис отразился на московских семьях?
Не могу сказать, что кризис как-то изменил картину в целом, спровоцировал большее или меньшее количество разводов.

О «смерти» традиционной семьи
— Правы ли европейские социологи — традиционная семья умерла?
Для меня все эти разговоры о том, что семья скоро умрет, — из той же области, что и рассуждения о театре, которого скоро не станет. Об этом говорят десятилетиями, обсуждается тема с 1950-х годов. При этом и семья, и театр продолжают жить, невзирая на все разговоры.
Во-первых, начнем с вопроса, какую форму семьи считать традиционной. Если патриархат и домострой — то такой семьи в чистом виде уже давно не существует нигде, кроме как в мечтах священников.
— Согласитесь, само понимание того, что такое семья, в наши дни сильно изменилось в сравнении с тем, что было даже полвека назад — в 1950-1960-х.
Конечно, форма взаимодействия внутри семьи в наши дни сильно меняется, отпадают старые ее признаки, когда-то бывшие обязательными. Но семья как один из признаков человеческой культуры всегда была, есть и будет. И понятно, что в жизни каждой современной московской семьи наверняка найдутся элементы, детали, которые шокировали бы бабушек, создававших семьи в 1950-е и 1960-е годы. Но такой разрыв поколений был всегда.
В основе семьи лежат культурологические корни, а не модные тенденции. Не бывает такого, чтобы за одно поколение сменился формат семьи, — например, однополая семья стала бы нормой. Поэтому и в следующем поколении однополая любовь будет неким запретным плодом. С такой легкостью, как в Америке, у нас однополые пары в жизнь общества вписаться в ближайшее время не смогут.
Системные семейные психологи сейчас говорят так: «Если тебе хорошо, дети растут и все вокруг улыбаются — значит, это семья. А сколько у тебя при этом кредитных карт, живете ли вы со своей семьей под одной крышей, проводите ли совместно досуг — теперь это личное дело каждого. Если такая жизнь устраивает маму и папу, а дети чувствуют себя в безопасности и развиваются — значит, перед нами семья, какие бы причудливые формы она ни приняла».

Портрет типичной московской семьи
— Какой вам представляется типичная современная московская семья?
Это семья, которая сложилась во «вменяемом» возрасте, партнерам от 25 лет. Сейчас и девушки не стремятся рано выходить замуж. Это семья, которая не создается, что называется, «по залету», в результате беременности.
— У меня другая информация. По данным Центра демографических исследований Российской экономической школы в 2013 году 62 процента всех невест были беременны в момент заключения брака.
Повторю, я делаю наблюдения, исходя из тех пар, с которыми мне приходится работать. Дети вне брака рождаются теперь свободнее, чем еще поколение назад, это факт.
Еще один признак современной московской семьи — жены все чаще хотят быть экономически равны с мужем.
— Работать, а не сидеть домохозяйкой на зарплате мужа?
Да, и я говорю сейчас не об экономической, а о психологической стороне этого вопроса. Когда девушка заявляет: «Хочу быть на равных с мужем», она говорит о свободе принимать решения и тратить деньги.
Московские семьи бодро решают вопрос обучения жены или мужа. Партнеры понимают, что для того, чтобы расти и делать карьеру, надо учиться.
В столице очень детоцентрированные семьи: ради детей в Москве делается очень многое. Забота о раннем развитии ребенка, осознанное родительство, активные папы — все это развивается у меня на глазах. Ребенок теперь рождается у родителей, которые его хотели и представляют, что с ним делать дальше.
Остальное у нас — как в Европе. Первый фактор, который в наши дни очень часто приводит к разрыву отношений, — это переписка в социальных сетях. Мне часто говорят: «Все началось с того, что я увидела его переписку, сообщение, и мне стало так больно».

Причины разводов: соцсети и измены
— Соцсети стали главным источником улик, свидетельствующих о неверности?
Нет. Все не так просто, как кажется. Социальные сети стали частью жизни обоих партнеров. Просто люди воспринимают теперь происходящее в виртуальном пространстве социальных сетей как часть своей реальной жизни. Это даже не про измены. Иногда один супруг, не понимая, что за этим может последовать, публично оскорбляет или предает другого.
— И расплачивается за пост в сети последствиями в реальной жизни.
Конечно. К тому же в соцсетях есть такое понятие как «публичная жизнь семьи», там очень много чего надо показывать, выкладывать фотоотчеты: мы были там, ездили сюда. Жены смотрят отчеты подруг и начинают пилить мужей: «Почему мы с тобой никуда не едем?» И таких нюансов много.
На втором месте среди популярных причин разводов в Москве — измены. Они происходят в столице достаточно быстро, но по опыту пар, с которыми я работаю, именно быстрые измены — это не те случаи, после которых происходит разрыв семей. Потому что большинству понятно, что партнеры не изменяют друг другу, чтобы уйти. Изменяют просто потому, что изменяют.

О финансовом положении семьи
— В Москве сейчас 80 процентов детей рождаются в браке, потому что размер пособия по уходу за ребенком не дает одинокой маме шанса его прокормить, не работая?
Когда девушка, молодая женщина боится стать матерью-одиночкой, это скорее вопрос несовершенства законодательства и социальных служб. Но дети вне брака рождались всегда. И всегда был процент женщин, которые не создавали для этого семью. С другой стороны, это такая очень русская забава — жениться ради ребенка.

О разном восприятии семьи в России и старой Европе
—А в Европе, например, это разве не распространено?
У женщин там намного больше возможностей получить алименты. Они не идут замуж только из-за того, что этот мужчина сделал ей ребенка. Юридически, через адвоката, оформляется его содержание за счет отца, но для этого не нужно заключать брак.
А для нас брак — это в первую очередь юридическое подтверждение статуса, которое потом позволяет получить алименты, судиться, получить имущество. Это история, типичная для нашей страны, когда у женщины нет больше рычагов влияния, кроме как выйти замуж и в случае размолвки через суд отстаивать свои права. Эту историю, к сожалению, знает каждая девочка, рожденная в России. Кто-нибудь из семьи ей обязательно еще в детстве расскажет: «Надо выходить замуж для того, чтобы…»
Европа устроена не так, во всяком случае старая Европа, которую я хорошо знаю. Там выходят замуж потому, что хотят замуж. В этом разница, но она не психологическая, а юридическая. В нашей стране брак действительно часто является единственным способом содержать ребенка. А себя одинокой маме в нашей стране таким образом содержать нельзя никак.
— Можно ли понять, в какую сторону будет меняться московская семья дальше, какими новыми признаками будет обладать через 10-20 лет? Какие всемирные тенденции и тренды придут к нам в ближайшее время из Европы и Америки?
В вопросе семьи у нас необычный для Европы и Америки путь, потому что у нас семья выживает в экономическом смысле. Поддерживая друг друга, в том числе во внезапно приходящих кризисах. Так что семья и в России, и в Москве важнее, чем в Европе.
Кроме того, у нас девочки раньше выходят замуж, чем в старой Европе. Они часто это делают для того, чтобы оторваться от родительской семьи, потому что другого способа иногда нет. Так что российская семья, московская в том числе, отличается от европейской. Глобальные тренды и процессы трудно на нас примерять. У нас в вопросе семьи иначе расставлены акценты.

Олег МАТВЕЕВ. «МОСЛЕНТА», 30 сентября 2015 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.