… о миграционных последствиях вступления Киргизии в ЕАЭС
Риск здесь неуместен
С вступлением Кыргызстана в ЕАЭС перед нашими соотечественниками, отправляющимися на работу в Россию, открылись новые горизонты. Но можно ли говорить, что все проблемы уже позади?
Теперь кыргызстанцам, в отличие от выходцев из других стран, не входящих в ЕАЭС, уже не нужно приобретать патент на осуществление трудовой деятельности, проходить комплексное тестирование на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ, бежать для решения этих и других вопросов в единые миграционные центры, другие учреждения, тратить время и деньги. Да и находиться на российской территории кыргызстанцы могут без постановки на миграционный учет не неделю, как раньше, а в течение 30 дней.
Отныне в РФ признаются годными все документы об образовании, в том числе об ученых степенях и званиях, выданных в КР. Проходить установленную процедуру их признания придется лишь гражданам КР, претендующим на занятие в России должностей в педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической сферах. Предусмотрено, что и социальное обеспечение, соцстрахование трудящихся из КР и членов семей станет осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан РФ. В рамках ЕАЭС сейчас прорабатывается решение проблемы пенсионного обеспечения, включая возможность сохранения и перевода пенсионных прав граждан в случае переезда из одной страны в другую. А дети мигрантов приобрели право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с российским законодательством.
Послабления предусмотрены и для кыргызстанцев, которые оказались не в ладах с административным, миграционным законодательством РФ. Открылся путь тем, кому въезд был закрыт на три года, и с момента принятия данного решения прошло уже полтора года. В свою очередь нашим мигрантам из так называемой группы риска, которые находятся в РФ без надлежащих разрешительных документов, предоставлена возможность с 10 июля по 1 ноября 2015 года разово выехать из России и въехать обратно, чтобы начать пребывание здесь, что называется, с чистого листа. Ведь в таком случае все нарушения миграционного законодательства, которые они до этого совершили, погашаются. По данным посольства КР в РФ, этим вариантом трудовой амнистии воспользовались уже около 11 тысяч 700 человек, на очереди — еще около 40 тысяч.
Поскольку новые правила для кыргызстанцев вступили в силу совсем недавно, неизбежны, наверное, какие–то шероховатости — по причине недостаточной информированности как самих мигрантов, так и чиновников на местах, издержек первоначального этапа, в силу других обстоятельств. И сигналы об этом поступают в посольство республики в Москве. Но процесс активно отлаживается и, хочется надеяться, займет немного времени.
Однако, комментируя миграционную ситуацию в России и ее перспективы, директор Центра миграционных исследований Дмитрий ПОЛЕТАЕВ констатирует: она быстро меняется, и пока решаются одни вопросы, возникают новые вызовы.
— Во–первых, миграция в Россию становится более сельской, и многие проблемы, которые мы наблюдаем во взаимоотношениях коренных россиян с мигрантами, порождены проблемами между городским и сельским населением, — говорит эксперт. — Во–вторых, это менее образованные мигранты, чем прежде, более образованные уже выехали в Россию. И в–третьих — это люди, хуже знающие русский язык, особенно прибывающие из стран, где он не является доминирующим.
Полетаев не исключает, что сложности, порождаемые перечисленными факторами, могут в той или иной степени коснуться и приезжих из КР:
— Безусловно, они, по мнению самих же россиян, традиционно более русскоязычные, нежели мигранты из ряда других стран. Об этом можно судить и по результатам наших исследований, которые свидетельствуют: кыргызстанцы трудятся на тех работах и в тех сферах, где без знания русского не обойтись. И это более престижные сферы и лучше оплачиваемые работы. Кыргызы раньше других начали миграционное движение, быстрее и лучше адаптировались в РФ, коммуникабельнее, они из более модернизированного, свободного общества. И в рамках ЕАЭС получают новые возможности для самореализации. Но не станут ли некоторые приобретаемые в ЕАЭС свободы источником новых проблем? Скажем, освобождение от тестирования по русскому языку, без которого в РФ все равно не обойтись, не ослабит ли внимания к изучению его в самой КР, особенно в сельских регионах?
Возможность этого не исключает и директор Московского бюро по правам человека, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр БРОД. Причины многих трудностей, с которыми и сейчас сталкиваются в РФ многие мигранты из КР и других стран, он видит в отсутствии в целом необходимой предмиграционной подготовки. Брод считает: тут не дорабатывают обе стороны — как РФ, так и конкретная страна исхода рабочей силы.
— Очевидно, оставляет желать лучшего деятельность российских посольств, представительств ФМС — в плане информирования о том, что ждет граждан этих стран в РФ, что им нужно знать, чтобы обезопасить себя, — высказывает свое мнение правозащитник. — Это должна быть очень продуманная, хорошо организованная информационная политика, которой подчас еще не хватает. Вместе с тем мы убеждены: работать с потенциальными мигрантами нужно еще в странах их проживания, перед выездом в РФ. Ведь люди могут стать жертвой мошенников, попасть под влияние криминала, оказаться невольными нарушителями закона. Риск всего этого значительно уменьшился бы, знай такие люди свои права и обязанности.
Евгений ДЕНИСЕНКО. «Вечерний Бишкек», 25 сентября 2015 года
Не мигрант, а трудяга
Одним из важнейших последствий присоединения Кыргызстана к ЕАЭС стало формирование единого рынка труда на пространстве альянса. Это означает, что понятие “трудовой мигрант” заменено на территории партнерских государств понятием “трудящийся”. Новый статус в свою очередь определяет расширенный набор прав как для граждан КР, уехавших в поисках работы в Россию, Казахстан, Беларусь или Армению, так и для представителей этих стран, работающих в нашей республике. Об этом “Вечерка” беседовала с заместителем министра труда, миграции и молодежи Алмазбеком АСАНБАЕВЫМ.
— Какие документы требуются иностранцам, чтобы официально трудоустроиться в КР?
— Наша система допуска иностранных работников на рынок труда — разрешительная. То есть организации, желающие принять на работу иностранцев, должны получать разрешение на право привлечения иностранной рабочей силы. Кроме того, иностранные граждане также должны получить соответствующий документ. Эта практика реализуется в рамках существующего законодательства. В частности, эти процедуры регулирует Закон “О внешней трудовой миграции”, который предполагает в качестве одного из приоритетов государственной политики защиту национального рынка труда. До вступления КР в ЕАЭС 12 августа этот принцип применялся для граждан всех иностранных государств, включая страны СНГ.
— То есть сегодня для трудящихся из стран ЕАЭС действует новый режим?
— Со дня присоединения КР к альянсу начали действовать нормы, которые предполагают свободное перемещение рабочей силы и создание единого рынка труда ЕАЭС. Формирование этого рынка планировалось давно, еще в рамках СНГ существовал проект соглашения “О едином рынке труда СНГ”, затем соглашение было передано в Евразийское экономическое сообщество, в рамках которого долго и тщательно прорабатывалось. В итоге он обрел действительную силу в рамках ЕАЭС. И если до этого россияне, казахстанцы, белорусы и армяне должны были в общем порядке получать разрешение на работу, то сейчас ситуация изменилась кардинально. В части получения разрешения на работу мы сегодня полностью освобождаем их от этой обязанности. Для граждан стран ЕАЭС доступ на наш рынок труда равный с гражданами КР. Соответственно они могут напрямую обращаться к работодателю, их документы действительны без каких–либо сертификаций. Правда, с началом действия этих норм для россиян и казахстанцев отдельные условия в части постановки на миграционный учет стали жестче. Ранее мы предоставляли им возможность находиться на территории КР без постановки на миграционный учет до 60 дней. Сейчас для трудящихся из ЕАЭС на территории КР предполагается единый режим пребывания без постановки на учет 30 дней. То есть в этом смысле для россиян и казахстанцев произошло сокращение сроков.
— Равный доступ к рынку труда предполагает, что россиянин или армянин может приехать и свободно пойти устраиваться на работу, имея лишь стандартный набор документов — удостоверение личности, документ об образовании и трудовую книжку?
— Да, именно так. Трудящийся отныне напрямую идет к работодателю и заключает трудовой договор. Это может быть как гражданско–правовой договор, так и общий. Он может устроиться на работу как у юридического лица, так и у физического. Однако после того, как договор будет заключен, его необходимо зарегистрировать в трех инстанциях. Работодатель должен направить его в миграционную службу, в ГРС и в Налоговую службу для того, чтобы показать, что этот человек будет оплачивать налоги.
— Система уплаты налогов для граждан из стран ЕАЭС изменилась?
— В отношении трудящихся из стран ЕАЭС действует та же система налогообложения, что и в отношении граждан нашей страны. То есть применяются одинаковые налоговые ставки. Раньше были отличия, связанные с существованием двух различных статусов, — налогового резидента и налогового нерезидента. Статус налогового нерезидента предполагал более высокую уплату налогов, он действовал 183 дня. Сейчас статус резидента устанавливается с первых дней трудоустройства.
— В пакет преференций для трудящихся входит также медобслуживание?
— Да, действующий режим гарантирует обслуживание в наших поликлиниках. Это действует и для граждан нашей страны в партнерских странах. Экстренную медпомощь оказывали бесплатно и до вступления в альянс. Сейчас эти возможности несколько шире. В случае если человек имеет рабочее место и его работодатель делает все отчисления в Соцфонд, то его обслуживание в медучреждениях будет осуществляться равно как и в отношении граждан КР. Это прописано в протоколе N 30 к договору о присоединении КР к ЕАЭС. Однако нужно понимать, что безвозмездно будут оказываться только те медицинские услуги, что включены в пакет бесплатного медстрахования.
— Очевидно, что к вхождению КР в ЕАЭС оказались готовы не все госорганы. Почему?
— Дело в том, что вопросы таможенного однообразия законодательства или фитосанитарного контроля начали прорабатывать относительно недавно. Естественно, остались шероховатости, которые сглаживают сегодня. В части миграции же все вопросы прорабатывали более двух десятков лет. Все министерства труда стран СНГ давно настаивали на том, что необходим единый рынок труда. Мы исходили из экономической целесообразности. Единый рынок труда с учетом ряда демографических особенностей и неравномерного распределения рабочей силы по территории стран ЕАЭС весьма благотворно повлияет на наши экономики. Предполагается, что будет достигнут некий баланс, поскольку естественное перетекание рабочей силы всегда очень важно для экономики. Трудовики и миграциологи всегда стояли на позиции, что нам необходимо объединять рынок труда. Доказывать пришлось 20 лет. В процессе этой доказательной работы все законы, которые сейчас легли в основу договора о ЕАЭС, стали результатом длительного труда. Поэтому проработанность во времени практически позволяет исключить все сложности в реализации тех идей, которые мы закладывали.
Цифирь
Количество трудовых мигрантов, или, как их уже называют сегодня, “трудящихся из ЕАЭС”, в КР невелико. По данным нашего Минтруда, граждане Беларуси и Армении практически не представлены на отечественном рынке труда, поэтому до сих пор потребность в получении разрешений на трудовую деятельность возникала только у казахстанцев и россиян. Причем, если верить статистическим сведениям ведомства, эта потребность сокращается. Если в 2014 году разрешение на работу получили 370 граждан РФ, то в этом пока лишь 130. В 2014–м казахстанцы брали 130 разрешений, за 7 месяцев текущего года их число составило 74.
Вместе с тем, по данным министерства, сейчас на территории РФ трудятся 311 тысяч 334 гражданина нашей страны, в Казахстане — около 60 тысяч.
Александра ВАСИЛЬКОВА. «Вечерний Бишкек», 25 сентября 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)