|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
65 лет со дня рождения Николая Борисовича
Баркалова
Николай Борисович Баркалов
(1950-2005)
4 июня 2015 года Николаю Борисовичу Баркалову, экономисту-математику,
демографу, специалисту по демографическому моделированию, исполнилось
бы 65 лет. К сожалению, жизнь его была несправедливо коротка, прошло
уже 10 лет, как он ушел из жизни. О жизненном и творческом пути
Николая Борисовича, перечне его основных работ Демоскоп писал ранее[1].
Сегодня, вспоминая талантливого демографа, интересного
и неординарного ученого, Демоскоп предлагает воспоминания его коллег,
а также помещает
в Читальном зале полный текст его книги «Моделирование демографического
перехода», жанр которой по определению А.Г. Волкова «…трудно определить
однозначно. Это – не учебник и не справочник… Это исследовательская
работа, обобщающая немалый опыт моделирования демографических процессов,
как советский, так и зарубежный, и вносящая в арсенал этих методов
новые средства и новые подходы.»[2]
Воспоминания о Николае Борисовиче Баркалове
Когда стал студентом и первый раз пришёл на занятия
в МГУ, Николай Борисович был первым, кого я встретил. Точнее, первое
моё занятие вёл именно он. Это был семинар по математическому анализу,
где мы осваивали предельный переход, производные и интегралы, которые
мы немного проходили в школе. Отличительной чертой Баркалова-педагога
было отсутствие заигрывания с аудиторией и прозрачная понятность
его требований. Для примера, на других занятиях от студента требовался
так называемый развёрнутый ответ, а Николаю Борисовичу достаточно
было сказать: да или нет, или показать ответ, записанный в тетрадке.
На этой основе возникла симпатия, поскольку лить воду не любил,
и сейчас не люблю.
Это первое знакомство длилось полгода или год, точнее
уже не вспомню. Потом наступил период длиною в несколько лет, когда
мы практически не пересекались, исключая небольшой семинар для сотрудников
факультета по применению ЭВМ (Норд, норвежского, по-моему, производства)
в демографическом анализе, на котором Николай Борисович, в частности,
представил то, что далее стало пакетом NSFA (New Shapes of Fertility
Analysis), также много внимания он уделил двугорбому возрастному
распределению повозрастной рождаемости, наблюдавшемуся в то время
в республиках советской Средней Азии, рассказывал о модельных таблицах
смертности Коула-Демени и многомерных таблицах на примере работ
Роджерса и Института системных исследований в Вене.
Следующая наша встреча была организована проф. Валентеем,
который стал моим научным руководителем в аспирантуре. Несмотря
на большую нагрузку заведующего кафедры, заведующего лабораторией,
руководителя Центра по изучению проблем народонаселения и др., проф.
Валентей много внимания уделял аспирантам и студентам, в том числе
индивидуальной работе с ними. Для более эффективной работы им использовался
и административный ресурс. В один прекрасный день он вызвал к себе,
представил нас друг другу и постановил Николаю Борисовичу работать
со мной до защиты диссертации, направлять меня и наставлять. Отказаться
было нельзя.
Это уже было время перестройки, открытия общества и
демографической статистики, конца холодной войны, свежих ветров
и т.д. Для Николая Борисовича перемены были очень существенны, поскольку
ему открылся выезд за границу, хотя бы в Польшу и ГДР. Он получил
возможность встречаться с иностранцами, что приняло форму преподавания
курса демографического анализа с применением персонального компьютера
на курсах ООН для специалистов по демографии из развивающихся стран,
известных также как программа ООН “Население и развитие” в МГУ.
В рамках сотрудничества ООН и МГУ в университете был организован
компьютерный класс, поставкой, по-моему, семи IBM PS/2 и двух или
трёх портативных (portable) компьютеров Compaq. Портативных, значит
размером с большой чемодан, но всё-таки переносных. Один из Compaq’ов
был оснащён специальным устройством, позволяющим снимать изображение
с дисплея компьютера и проектировать его на большой экран. Это позволяло
не писать мелом на доске, а делать то, что теперь называется презентацией,
хотя презентационного software ещё не было.
Упомянутый курс занимал один день в расписании, сначала
была лекция на первом этаже, в аудитории №8, оснащённой аппаратурой
для синхронного перевода, потом наверху, в компьютерном классе курсов
ООН проходило три пары практических занятий для трёх групп слушателей.
Разбиение на группы проходило по критерию уровня компьютерной грамотности
и специальной подготовки, сначала шли более или менее опытные пользователи
и/или знающие предмет, потом новички, последними были впервые увидевшие
компьютер. Аналогичный курс предлагался на спец.отделении по демографии
(ФПК) и студентам, специализирующимся по кафедре населения, дипломникам.
Их на группы не разбивали, они сидели по трое за одним компьютером.
Договор между мной и Николаем Борисович о совместной
работе по выполнению постановления проф. Валентея был заключён в
устной форме. По договору Николай Борисович обеспечивал мне доступ
в компьютерный класс и согласовывал этот доступ с администрацией
курсов ООН (директор — Судоплатов А. П.), кроме этого он взял на
себя обязательства три раза помочь мне существенно, но только три,
что заставляло меня беречь этот ресурс и больше шевелить мозгами
самостоятельно. С моей стороны гарантировались организованность,
дисциплина и порядок в обеспечении учебного процесса, описанного
выше. Другими словами: я дал слово и получил ключ взамен. В дальнейшем
мои обязанности расширились, и пришлось отвечать за весь учебный
процесс курсов ООН, составление и согласование расписания.
Таким образом, мы стали работать вместе. Пожалуй, это
было самое лучшее время в жизни, — интересная работа и ежедневное
позитивное развитие в общественной жизни. Обеспечение учебного процесса
состояло в переноске Compaq’а из компьютерного класса в восьмую
аудиторию и обратно, установке, необходимого для занятий софта на
все компьютеры, поскольку сетей ещё не было. Кроме этого приходилось
переводить с английского на русский язык слушателям, не владеющим
английским, как правило, из Монголии, поскольку Николай Борисович
проводил занятия на английском языке. Взамен я получил бесплатное
специальное образование очень неплохого качества, имея возможность
посещать и другие занятия, включая лекции Дарского и Андреева, которые
также стали возможны благодаря изменению ситуации в стране.
Курс Баркалова включал в себя обучение электронным таблицам
на примере Lotus 1-2-3. На нём был построен упоминавшийся пакет
NSFA, слушатели должны были освоить написание и копирование формул,
сортировку, умножение матриц, поиграть параметрами моделей рождаемости
Коула-Трассела и Брасса. Несколько занятий было посвящено освоению
некоторых процедур пакета MortPack, подбору подходящей модельной
таблицы смертности и другим оценкам. Пакет DemProj изучался для
освоения практики прогнозирования населения и понимания влияния
основных компонент баланса численности населения и их изменения
под действием демографической политики (модель Target). В это же
время им был написан пакет PARITY (Cohort Parity Analysis) статистической
оценки доли контролирующих рождаемость по распределению женщин по
числу рождённых детей. В качестве научного руководителя одной из
дипломных работ делались оценки распространённости ВИЧ-инфекции.
В
общем и целом всё срослось очень удачно: перестройка и смягчение
нравов, курсы ООН и современным оборудованием, доступ к зарубежным
демографическим изданиям и коллегам, в частности, Sharon Kyrmeyer,
с которой Николай Борисович долго и продуктивно работал. Не было
только интернета, но что-то подобное ICQ уже появлялось. Сейчас
уже трудно припомнить: как долго продолжалась эта ситуация. Наверно
года три или четыре. Закончилась она отъездом Николая Борисович
в США, но отношения не прервались. В 1993 году мы встречались в
Вашингтоне, и обсуждали возможности дальнейшего сотрудничества,
которое, к сожалению, по ряду обстоятельств не состоялось. После
отъезда в США Баркаловым был написан пакет CUDA (Contraceptive Use
Dynamics Analysis). После этого Николай Борисович несколько раз
приезжал в Москву, выступал в доме учёных и на других площадках,
но это всё было уже другое.
Совместная работа с Николаем Борисовичем осталась ярким пятном на
жизненном пути. Спасибо Демоскопу за возможность вспомнить это время.
Заинтересовавшимся для дальнейшего чтения рекомендую предисловие
А. Г. Волкова к книге Н. Б. Баркалова «Моделирование демографического
перехода».
Б. П. Денисов, МГУ
denisov@demography.ru
[1]
http://demoscope.ru/weekly/2005/0207/nauka02.php; http://demoscope.ru/weekly/2005/0203/nauka01.php
[2] Волков А.Г. Предисловие
// Баркалов Н.Б. Моделирование демографического перехода. М. 1984.
С. 3.
|