| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | КНР: "охота за умами". Урок для России? Боревская Н.[1](Опубликовано на сайте Российского совета по международным делам 
              3 июня 2012 года, адрес: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=569)
 На протяжении трех последних десятилетий Китай стремительно 
              развивается и ставит перед собой амбициозную задачу вхождения в 
              ряды передовых инновационных держав. Учитывая низкий экономический 
              и образовательный старт начала 1980-х годов, эта задача может быть 
              выполнена только при условии хотя бы частичной подготовки высококвалифицированных 
              кадров за рубежом. В последние двадцать лет КНР тщательно разрабатывает 
              стратегию «привлечения умов» в страну как альтернативу их утечки. 
              С учетом своих успехов и провалов, а также стремительно меняющейся 
              обстановки в стране и в мире Китай наметил достаточно реалистичные 
              перспективы этой политики в государственных планах до 2020 г. Изучение 
              его опыта, при всей специфике этой страны, может быть в какой-то 
              мере полезно для России. Если не в реализации программы содействия 
              переселению на Родину соотечественников, то хотя бы в привлечении 
              их умов к технологической модернизации Родины, пусть даже и бывшей. Уйти, чтобы вернуться? Политика «привлечения 
              умов» против «утечки умов» Согласно официальной статистике КНР, после 1978 г., 
              когда пришедшее к власти после Мао Цзэдуна новое руководство разрешило 
              выезд молодежи на учебу за рубеж, общая численность граждан КНР, 
              получивших дипломное образование, прошедших стажировку или защитивших 
              диссертации за рубежом, к 2011 г. достигла 224 млн человек. Численность 
              уехавших на обучение в зарубежные вузы только в 2011 г. составила 
              339,7 тыс., т.е. по сравнению с 1990 г. (2950 человек) она выросла 
              более чем в 100 раз (!). Сейчас КНР занимает первое место в мире 
              по числу студентов, получающих образование за рубежом. Среди новых 
              трендов – заметный ежегодный рост численности, а также все более 
              юный возраст уезжающих: родители стремятся отправить детей уже для 
              получения среднего образования. Нас интересуют два вопроса: каковы причины стремления 
              китайской молодежи получить образование за рубежом, и каково отношение 
              правительства страны к проблеме «утечки умов»? По почти единодушному 
              мнению специалистов по Китаю, причин отъезда несколько, и они частично 
              отличаются от мотивировки россиян. На сегодня в КНР уже есть ряд 
              весьма престижных вузов, занимающих достойные места в первой сотне 
              по международным рейтингам. Однако в связи с тем, что в отличие 
              от России по экономическим и демографическим показателям в КНР высшим 
              образованием (кстати, полностью платным) охвачено только (по мировым 
              стандартам) или уже (по китайским меркам) 24,2% молодежи, конкурсы 
              в престижные вузы высоки. Соответственно многие молодые китайцы, 
              не сумев поступить в первоклассный вуз на родине, предпочитают уехать, 
              чтобы вернуться с престижным иностранным дипломом. Кроме того, в 
              связи с сохраняющейся (несмотря на усилия правительства) значительной 
              неравномерностью развития восточных, центральных и западных регионов 
              страны, особенно городской и сельской местности, поступление в перспективные 
              вузы больших городов проблематично даже для детей богатых сельчан, 
              равно как и трудоустройство после их окончания – регистрация по 
              месту прописки не позволит остаться в большом городе. С наступлением в конце 1970-х годов этапа «реформ и 
              открытости» китайское правительство, озабоченное подготовкой высококвалифицированных 
              кадров для интенсивной модернизации, перестало препятствовать выезду 
              молодежи на учебу за рубеж, правда, рассчитывая на массовое возвращение. 
              В одном из выступлений Дэн Сяопина от 1978 г. была высказана надежда, 
              что 90% получивших образование за рубежом вернутся. В 1992 г., в 
              период перехода страны от плановой к рыночной экономике, китайский 
              лидер, будучи прагматичным и дальновидным политиком, подтвердил, 
              что руководство страны не будет препятствовать выезду молодежи на 
              учебу в иностранные университеты, даже если вернется лишь половина, 
              а для оставшихся найдутся способы помочь родине. Именно после этих 
              слов была сформулирована новая политика, выраженная в 12 иероглифах: 
              «поддерживать обучение за рубежом, поощрять к возвращению на родину 
              при свободе въезда и выезда». А вскоре формулировка «вернуться, 
              чтобы служить стране» (huiguo fuwu) была заменена лозунгом «служить 
              стране» (weiguo fuwu). В 2000 г. в интервью журналу «Science» тогдашний 
              председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что для него «вполне понятна» 
              позиция тех китайцев, которые решили пока не возвращаться на родину. 
              Дело в том, что целый ряд специалистов по Китаю считают, что у КНР 
              нет ни возможности, ни необходимости принять обратно всех получивших 
              образование за рубежом. Для правительства КНР это ценный резервный 
              фонд, из которого оно может черпать капитал и в будущем. Именно после 1992 г. неширокий поток отъезжающих превращается 
              в полноводную реку. Сыграло важную роль и то, что с 1993 г. вузам 
              КНР было предоставлено больше автономии, в том числе право на установление 
              самостоятельных контактов с зарубежными университетами. В августе 
              1998 г. Госсовет КНР подписал специальное распоряжение, упрощающее 
              процедуру выезда. В 1999 г. высококвалифицированные зарубежные специалисты 
              и получившие образование за рубежом китайцы получили право участвовать 
              в изобретательской деятельности и получать патенты на изобретения 
              и открытия в КНР. С 2003/2004 учебного года в целях стимулирования 
              обучения за рубежом с выпускников регулярных вузов были сняты такие 
              ограничения, как необходимость поработать в родной стране в течение 
              пяти лет после окончания учебы и компенсировать государству расходы 
              за полученное высшее образование. Учрежден «Государственный стипендиальный фонд для лучших 
              студентов, выезжающих на учебу за рубеж за свой счет»[2]. С этого момента наблюдается резкий взлет числа как отъезжающих, 
              так и возвращающихся. Следует учесть, что более 80% молодых китайцев 
              едут учиться за рубеж за свой счет (см. табл. 1), поэтому 
              их труднее убедить вернуться, тем не менее факты подтверждают успехи 
              руководства КНР в этом направлении. Таблица 1. Динамика изменения численности граждан 
              КНР, уехавших на обучение за рубеж и вернувшихся после обучения 
              (в тыс. чел.) 
               
               
                | Год | Общее число уехав- ших
 | За гос. счет (% от уехав- ших) | За счет орг-ций (% от уехав-ших)
 | За свой счет (% от уехав- ших)
 | Общее число вернув- шихся
 | За гос. счет (% от вернув-шихся)
 | За счет орг-ций (% от вернув- шихся.)
 | За свой счет (% от вернув-шихся)
 |   
                | 2003 | 117,3 | 3,0 (2,5) | 5,1 (4,4) | 109,2 (93,3) | 20,1 | 2,6 (12,9) | 4,3 (21,1) | 13,2 (66) |   
                | 2011 | 339,7 | 12,8 (3,9) | 12,1 (3,5) | 314,8 (92,6) | 186,2 | 9,3 | 7,7 | 169,2 (90,1) |   
              Таблица составлена автором на основании данных Министерства 
                образования КНР и Australian Education International. Итак, в 2011 г., по сравнению с 2003 г., из общей численности 
              китайцев, вернувшихся после получения образования за рубежом, доля 
              обучавшихся за свой счет выросла с 66% до 90%. По данным министерства образования КНР, доля вернувшихся 
              сокращалась с 38% в 2000 г. до 24,3% в 2004 г., но затем начала 
              медленно расти. Всего же из 2,24 млн молодых людей, отправившихся 
              набираться ума за границу после 1978 г., к 2011 г. вернулись на 
              родину 818,4 тыс., т.е. почти треть уехавших. А в 2011 г., по сравнению 
              с предыдущим годом, она выросла на 38%. Представляется, что одной из причин послужил экономический 
              кризис в западных странах, увеличивший там безработицу (недаром 
              в этот же период существенно снизились и зарплатные ожидания претендентов). 
              Свою роль сыграли и новые направления стратегии правительства КНР 
              по «привлечению умов». Для решения проблемы возвращения важен и тот факт, что, 
              по расчетам китайских специалистов, к 2014 г. численность граждан 
              КНР, выезжающих на обучение за рубеж, возрастет до 550–600 тыс. 
              человек. Причем, если в предшествующие годы большинство ехало за 
              получением магистерской степени, а на уровне бакалавриата обучалось 
              лишь 30%, то к 2015 г. соотношение может измениться – в зарубежные 
              вузы хлынет поток выпускников средних школ, а их адаптация проходит 
              легче и перспектив остаться у них больше. Правительство КНР активно контролирует процесс, в частности, 
              определяет иностранные университеты, куда рекомендуется посылать 
              на стажировку за государственный счет. «Родина-мать зовет» Тщательно изучив зарубежный опыт, КНР постепенно создает 
              всеобъемлющую и многофункциональную систему оказания услуг китайцам, 
              получившим образование за рубежом и вернувшимся на родину. На правительственном 
              уровне всю деятельность в этом направлении координирует Государственное 
              управление по делам иностранных специалистов КНР. Перед центральным 
              и провинциальными правительствами стоят разные задачи: первое нацелено 
              на «охоту» за высококлассными специалистами и учеными, а вторые 
              заинтересованы в предпринимателях для развития высоких технологий. 
              Принципиально важно, что местные власти имеют право разрабатывать 
              свои программы и дополнять центральные без прямого контроля со стороны 
              центра. Центральные власти с 1994 г. запустили несколько государственных 
              программ под патронажем разных ведомств по привлечению на родину 
              высококвалифицированных специалистов-китайцев. Ключевым словом для 
              совершенствования подобных программ является «гибкость», в том числе 
              и в отношении источников финансирования. Программы дифференцированы 
              по возрасту и квалификации ученых, а также длительности их пребывания 
              за рубежом, в них четко прописаны требования к квалификации и опыту 
              работы приглашенных (см. табл. 2). Таблица 2. Программы по привлечению китайских 
              ученых и специалистов к работе на родине 
               
               
                | № п/п | Название программы | Годы действия | Органи-затор
 | Число ученыхк 2008 г.
 | Объекты программы | Сумма выплат |   
                | 1. | «Подготовка талантов для XXI века» | 1993 | - |    | Дипломи-рованные молодые ученые
 | Ежегодные исследо-вательские гранты – 200–300 тыс. юаней
 |   
                | 2. | «100 талантов» | 1994 | АНК* по заявкам ун-тов | 800 | Высоко-квалифици-
 рованные ученые до 45 лет
 | Стипендии: 2 млн юаней (240 тыс. долл.) на 3 года** |   
                | 3. | Без названия | 1994 | ННФМУ*** | 1200 | Высоко-квалифици-рованные ученые до 45 лет
 |    |   
                | 4. | «100, 1000 и 10 тыс. талантов» | 1995 | Мин-во кадров | 10000 | - |    |   
                | 5. | «Весенние бутоны» | 1996 | Мин-во образования | 10000 | Заслуженные ученые и доктора наук | Оплата проезда для научных визитов в летние отпуска – зарплата 
                    в 5 раз больше имеющейся у них |   
                | 6. | «Янцзы» | 1998Спонсор и мин-во образования
 |    | Ученые до 45 лет по определенным областям знаний, приглашенные 
                    ун-тами КНР в качестве почетных профессоров | 100000 юаней поощрительных, а зарплата и социальный пакет 
                    – от университета |    |   
                | 7. | «1000 талантов» | 2008 | Под эгидой ЦК КПК |   | Ведущие специалисты |    |   
              * Академия наук Китая.** На приобретение оборудования для создания лабораторий и найма 
                технического персонала, включая субсидии на жилье и скромную зарплату.
 *** Национальный научный Фонд для выдающихся молодых ученых, созданный 
                Национальным фондом естественных наук Китая.
 Таблица составлена автором на основании разных источников. 
              
                | Комментарии к таблице Что касается программы №3, то Фонд поддерживал 
                    ученых, успешно работающих в следующих областях знаний: математика 
                    и физика, химия, наука о жизни, наука о земле, инжиниринг 
                    и материаловедение, информатика и менеджмент. Получившие грант 
                    имели право продолжить свои исследования. Гранты предоставлялись 
                    изначально на трехлетний период; работающие в области экспериментальных 
                    и технологических исследований получали по 600 тыс. юаней 
                    (72 тыс. долл.), а занимающиеся теоретическими разработками 
                    – только половину этой суммы. После пяти лет успешной работы 
                    в 1999 г. правительство утвердило увеличение бюджета Фонда 
                    с 70 млн юаней (8,4 млн долл.) в 1998 г. до 180 млн юаней 
                    (21,7 млн долл.), продлив срок действия грантов до 4 лет. 
                    Средства, выделяемые на экспериментальные и теоретические 
                    исследования, возросли соответственно до 800 тыс. и 550 тыс. 
                    юаней (96 тыс. долл. и 66 тыс. долл.). Выросло и число получателей 
                    грантов – до 1200 молодых ученых, 80% из которых имели опыт 
                    обучения или работы за рубежом. С 2005 г. Национальный фонд 
                    естественных наук Китая выделяет неограниченное число грантов 
                    для зарубежных китайцев – ведущих ученых, докторов наук, приглашенных 
                    в университеты или НИИ с ежегодными выплатами 1 млн юаней 
                    (120 тыс. долл.) сроком на 4 года. В Программу «Янцзы», рассчитанную не только на 
                    зарубежных ученых, изначально гонконгский магнат Ли Кайшин 
                    вложил 9,5 млн долл., и солидную сумму добавило министерство 
                    образования КНР. Приглашенные профессора должны были проработать 
                    в китайских университетах не менее 4 месяцев. С 2004 г. ежегодные 
                    квоты проекта были увеличены с 10 до 100 человек, и к 2009 
                    г. в нем приняли участие 1308 ведущих ученых (90% из них – 
                    китайцы)[3]. Партийно-правительственная программа 2008 г., 
                    в отличие от предыдущих, была рассчитана не столько на университеты 
                    и НИИ, сколько на экспериментальные лаборатории, крупные предприятия, 
                    государственные коммерческие и финансовые организации и зоны 
                    высоких технологий. Согласно Государственному плану развития 
                    науки и техники на среднесрочную и долгосрочную перспективу, 
                    исследовательским университетам выдавались государственные 
                    гранты для деятельности в двух направлениях: создание и разработка 
                    ключевых научных дисциплин; научные исследования для иностранных 
                    специалистов и вернувшихся на родину китайских ученых. Примерно 
                    половина суммы выделенного им гранта шла на зарплату, остальное 
                    – на создание необходимых для исследования условий (оплата 
                    труда помощников, закупка оборудования и т.п.)[4]. |  Кроме этих программ, с середины 1990-х годов для привлечения 
              на родину зарубежных китайцев в зонах технологического развития 
              городов создаются «технопарки для открытия бизнеса» с налоговыми 
              льготами, льготными условиями аренды, ссудами на открытие бизнеса. 
              Они нацелены, прежде всего, на содействие в создании собственных 
              предприятий (через бизнес-инкубаторы). Займы на эти цели предоставляются 
              созданным в 1990 г. «Фондом для реэмигрантов для запуска научно-технических 
              исследований» (к 2003 г. около 11 тыс. ученых получили от Фонда 
              в целом 350 млн юаней). В 2009 г. действовало около 70 таких бизнес-инкубаторов, 
              а в 2011 г. – уже 150, они предоставляли стартовую площадку для 
              8 тыс. предприятий и 20 тыс. репатриантов. К 2015 г. планируется 
              иметь 200 стартовых бизнес-инкубаторов с 15 тыс. предприятий, управляемых 
              полностью или при участии репатриантов. Для этого Китай собирается 
              привлечь не менее 500 тыс. специалистов из числа зарубежных китайцев, 
              а также целые коллективы, работающие в области инновационных наук 
              и технологий, оборудования и обрабатывающей промышленности, информатики, 
              биотехнологий, новых материалов, авиации, защиты окружающей среды, 
              энергетических ресурсов и современной агрокультуры, которые способны 
              помочь стране совершить технологический прорыв. С 2000 г. наступает новый этап – активизировались ярмарки 
              вакансий, проводимые для зарубежных китайцев в разных странах как 
              государственными, так и частными компаниями КНР (при этом в 2008–2009 
              гг. численность претендентов превышала число вакансий), а также 
              тщательно планируемая и поддерживаемая правительством деятельность 
              рекрутинговых компаний по «охоте за умами», например, компании «Wang 
              & Li Asia Resources». Эффективной мерой являются организуемые в КНР тематические 
              конференции, в частности, по науке и технике, и форумы зарубежных 
              китайских ученых, на которых выступают высокие руководители. Организаторы 
              этих мероприятий – министерство образования, Академия наук Китая, 
              местные правительства. Роль «моста» между зарубежными учеными и китайскими 
              организациями играет журнал «Shen zhou xue ren». Проводимая КНР политика «охоты за умами» оказалась успешной. 
              Если в 1980 г. в КНР работало только 468 иностранных специалистов, 
              то в 2009 г. их численность достигла 300000 человек. В своем выступлении 
              в начале 2010 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао назвал эту цифру 
              недостаточной и заявил, что стратегическим курсом КНР на длительное 
              время является «привлечение капитала» и «привлечение умов»[5]. Тем не менее опыт предыдущих десятилетий показал, что 
              труднее всего склонить к возвращению на родину тех, в ком правительство 
              КНР заинтересовано больше всего, – действительно выдающихся ученых, 
              имеющих степени докторов и постоянную штатную должность, – в лучшем 
              случае они соглашаются на совместительство. В целом только от трети 
              до половины приехавших в КНР по вышеперечисленным программам имеют 
              докторские степени иностранных университетов, большинство закончили 
              бакалавриат и/или, защитившись в КНР, провели несколько лет за рубежом 
              на постдокторской стажировке. Так, из 466 ученых-репатриантов, привлеченных 
              на работу в Академию наук Китая с 1994 г., только 11,6% имели звание 
              профессора или адъюнкт-профессора, еще 10% – ассистента профессора. Возвращение «блудных сыновей» Итак, на протяжении почти четверти века, вслед за изменением 
              социально-политической ситуации в стране и в рамках растущих глобальных 
              вызовов, правительство КНР продумывает и придумывает все новые рычаги 
              притяжения лучших умов, набравшихся современных знаний в развитых 
              странах мира, в основном бывших соотечественников. Главное, что 
              эта политика носит системный характер, в ней задействованы и государственные 
              учреждения, и частные компании. Прежде всего, задействуются экономические механизмы. 
              Помимо грантов и премий – зарплата. Так, среди управленцев высшей 
              категории на иностранных предприятиях на территории КНР годовой 
              оклад репатриантов выше, чем у остальных китайцев (на 2008 г. он 
              составлял 150 тыс. долл. по сравнению с 90 тыс. долл. у их коллег), 
              но ниже, чем у специалистов из Гонконга (200 тыс. долл.) или Европы 
              (180 тыс. долл.)[6]. Все иностранные 
              ученые и специалисты получили привилегии по обмену и вывозу иностранной 
              валюты (в КНР операции по обмену валют находятся под строгим контролем). 
              Особо талантливые получают специальные дотации от заинтересованных 
              ведомств. Оговаривается также возможность – в зависимости от должности 
              и вклада – «регулировать» их доходы (так называемая договорная зарплата). 
              Так, для работающих в банках, страховых компаниях, университетах 
              и научных учреждениях нанимающая организация в зависимости от должности 
              и вклада и согласно сетке зарплат имеет право в 2–3 раза повысить 
              планку от изначально установленного уровня зарплаты. Для работающих 
              в университетах и НИИ ежемесячно выплачиваются надбавки в пятикратном 
              размере к зарплате, а для внесших особый вклад надбавки могут превышать 
              зарплату, но не более чем в 10 раз[7]. 
              Высококвалифицированных репатриантов также быстрее продвигают по 
              службе. Но есть и иные «магниты». Так, на эту категорию лиц 
              не распространяются ограничения по паспортному режиму проживания 
              (уехал из заштатного городка, а вернуться можешь хоть в Шанхай), 
              штатному расписанию, тарифной ставке зарплат. Им предоставляют субсидии 
              на жилье (а в некоторых городах и 20%-ную скидку по его оплате) 
              и пакет социальных благ, их детей устраивают в лучшие школы и вузы, 
              а членов семьи обеспечивают работой. Упрощены визовые процедуры 
              при въезде в Китай и порядок предоставления рабочих виз. Власти 
              Шанхая даже предоставляют статус резидента репатриантам, внесшим 
              особый научный вклад в модернизацию КНР. От них не требуют отказаться 
              от гражданства другой страны, правда, пока они этого не сделают, 
              они лишены многих льгот, полагающихся гражданам КНР. Крайне важно и то, что специалистов, приехавших на работу 
              в НИИ или университеты, после обучения за рубежом не вливают в старые 
              коллективы, а создают из них новые подразделения, которые выдают 
              современную научную продукцию, да еще и на английском языке. Многих китайских репатриантов, как показывают опросы, 
              влекут на родину ощущение своей социальной идентичности и более 
              широкие возможности карьерного роста. В то же время, как свидетельствуют факты, ученых-репатриантов 
              на родине ждет немало испытаний. Прежде всего, это иной социальный 
              и научный климат, а также потерянные за годы отсутствия контакты 
              (а это решающий фактор в стране, где личные связи традиционно решают 
              все). Поэтому ключевая проблема для руководства – создание благоприятной 
              атмосферы для реэмигрантов: правительство учредило сервисный центр 
              для обучавшихся за рубежом, который помогает им в поисках работы, 
              а для обладателей докторской степени – базы для дальнейших исследований. Иной научный климат ощущается даже в специализированных 
              отделах, ведь они – часть общего коллектива, а во внутривузовском 
              управлении в КНР до сих пор действует система «ответственности ректора 
              под руководством парткома». Кроме того, в Китае, как и в России, 
              ставка в научной работе делается на быстрый результат, а у научных 
              достижений часто долгий путь. Неудачи в эксперименте там воспринимаются 
              не как вехи в поиске истины, а как провалы. Зачастую репатрианты 
              сталкиваются с открытой завистью и недоброжелательством коллег. 
              Что касается общественных наук, то ученые, работающие в этой сфере, 
              предпочитают не возвращаться (за исключением экономистов). Заключение: новая стратегия ради смены лейбла В ближайшее десятилетие вся деятельность по привлечению 
              к реализации национальных планов модернизации высококвалифицированного 
              персонала из-за рубежа будет проходить под лозунгом смены лейбла 
              «сделано в Китае» на гордый – «создано в Китае», что будет относиться 
              к продуктам высоких технологий. «Национальный план развития талантов 
              на среднесрочную и долгосрочную перспективу», отпочковавшийся от 
              «Государственного плана развития образования на среднесрочную и 
              долгосрочную перспективу», показывает, насколько интенсивно правительство 
              КНР готово работать в этом направлении. Основной тренд – заключение 
              соглашений по взаимному признанию дипломов. Китайское правительство 
              подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами 
              и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией 
              и др. В то же время в апреле 2012 г. министерство образования КНР 
              издало документ, ужесточающий порядок выдачи дипломов совместными 
              китайско-иностранными высшими учебными заведениями и регулирующий 
              деятельность последних. Ведется работа по совершенствованию системы обнаружения, 
              использования и поощрения талантов, в том числе зарубежных соотечественников, 
              начиная от уже предоставляемых им льгот и преференций и заканчивая 
              улучшением системы предоставления им прав на постоянное проживание. 
              Власти КНР уже объявили о предоставлении пятилетних и многократных 
              виз ученым, работающим на китайские университеты и центры высоких 
              технологий. В настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении 
              выдающимся ученым права на жительство. Дело в том, что по Конституции 
              КНР 1982 г. граждане, выехавшие из страны и получившие гражданство 
              другой страны, лишались гражданства КНР. Соответственно, отсутствие 
              двойного гражданства тормозит процесс привлечения «умов» на длительный 
              срок (недаром именно с этой целью в 2005 г. Индия, в 2009 г. Вьетнам, 
              в 2011 г. Южная Корея допустили двойное гражданство). Более того, 
              сделав выводы из опыта предшествующих двух десятилетий, правительство 
              КНР осознало, что для китайских ученых с именем, укоренившихся в 
              зарубежных университетских и научных центрах и технопарках, предпочтительны 
              кратковременные визиты на родину в рамках академических обменов. 
              Оно рассчитывает на привлечение их к совместным научным проектам, 
              на их инвестиции в проекты, получение от них научной информации 
              и техническое консультирование. План привлечения талантов обеспечен солидной финансовой 
              базой. В нее включены и средства на исследовательские проекты (1–3 
              млн юаней на три года), и крупные государственные премии молодым 
              талантам (от 500 тыс. юаней – около 78,8 тыс. долл.). Программа 
              «1000 талантов» вошла в План в качестве одного из 12 ключевых проектов, 
              что расширило ее возможности: если к маю 2010 г. Программа привлекла 
              662 специалиста, то после принятия Плана к августу 2011 г. – уже 
              1510 человек. Отражая официальную позицию, руководители высшего звена 
              китайских университетов заявляют, что для них «предпочтительнее 
              импортировать таланты, чем капитал или технологии». В целом, несмотря на то, что Китаю не вполне удается 
              охота за самыми «высоколобыми» учеными, его программы по возмещению 
              «утечки умов» в основном достаточно успешны. А что же Россия? В силу иных экономических и культурологических 
              координат китайский опыт возвращения соотечественников из развитых 
              стран Европы и Америки вряд ли может быть применен в России. Нужен 
              целый ряд условий, включая политическую стабильность, личную безопасность 
              и неизменный экономический рост. Стоит обратить внимание и на то, 
              что Китай не обещает специалистам-репатриантам обеспечить их интересы, 
              а гарантирует их. И все же китайский опыт привлечения иностранных специалистов 
              и ученых можно частично использовать, если на это всерьез настроиться. 
              Речь идет о создании государственных программ (в частности, по линии 
              разных министерств и академий) для привлечения высококвалифицированных 
              иностранных ученых, в том числе и бывших россиян, к участию в трех- 
              и пятилетних научных программах университетов и НИИ, о привлечении 
              спонсоров к финансированию этих программ. Необходимо стимулировать 
              совместные научные проекты, создавать совместные лаборатории с крупными 
              западными институтами, но главное – с обязательной разработкой направления 
              специальностей и тематики проектов, исходя из приоритетов нашей 
              страны. Причем о разработке планов должны думать не только центральные 
              власти, с инициативой должны выступать и местные руководители. Стоит 
              заимствовать опыт многих стран, в том числе и Китая, по созданию 
              ярмарок вакансий и рекрутинговых компаний для «охоты за умами». 
              Еще один вывод – надо активизировать сотрудничество с учеными не 
              только Запада, но и Востока, прежде всего, Китая. И все же, представляется, что главное для нашей страны 
              – перестать убаюкивать себя колыбельной о том, что мы «сами с усами», 
              и продумать стратегию активного привлечения работающих за рубежом 
              российских профессоров и специалистов. Если не к возвращению на 
              Родину (что пока маловероятно), то хотя бы к участию в совместных 
              проектах, чтению лекций в российских вузах, а соотечественников-бизнесменов 
              – к инвестициям в развитие отечественной науки и техники, независимо 
              от их политических симпатий, а просто «во славу Отечества». 
 [1] Боревская Нина - Д.и.н., 
              г.н.с. Института Дальнего Востока РАН, член Управляющего совета 
              Международного Института планирования образования ЮНЕСКО.[2] Боревская Н.Е. Государство 
              и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия. М., 2002. С. 58.
 [3] Афанасьева А. Привлечение 
              квалифицированных кадров из числа зарубежных китайцев для работы 
              в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 5. С. 88.
 [4] Боревская Н.Е. Создание 
              потенциала для повышения конкурентоспособности на мировом рынке. 
              Новые акторы: Китай // Интернационализация высшего образования: 
              тенденции, стратегии, сценарии будущего. М., 2010. С. 103.
 [5] International Talent (Пекин). 
              2010. №3. С. 5.
 [6] International Talent (Пекин). 
              2008. № 2. С. 51.
 [7] International 
              Talent (Пекин). 2010. № 1. С. 48.
  
              
             |