|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Иран: политико-демографическое развитие как фактор стабильности
и потрясений
Ходунов А.С.[1]
(Опубликовано в журнале "Азия и Африка сегодня", 2014,
№7, с. 26-30)
В Иране демографический переход начался с 1940-х гг.
и особенно ускорился с 1950-х гг. Только за период между переписями
1956-1986 гг. население Ирана увеличилось в 2,6 раза - с 18,95 до
49,45 млн[2]. Однако к концу
1980-х гг. пик рождаемости, а значит, и темпов роста населения,
был пройден, и в стране началось стремительное снижение рождаемости,
которое некоторые авторы называют самым быстрым в мире[3].
С одной стороны, это объясняется такими факторами, как
рост урбанизации, увеличение женской грамотности и снижение детской
смертности, которые способствовали снижению рождаемости во всем
мире[4]. С другой стороны,
на снижение рождаемости в Иране мощное влияние оказала введенная
в 1989 г. программа планирования семьи.
В начале-середине 1980-х гг. власти Ирана одобряли высокую
рождаемость и поощряли ранние браки. Также в условиях длительной
войны с Ираком (1980-1988) супружеские пары старшего возраста рожали
больше детей, опасаясь гибели своих сыновей на войне. На рост рождаемости
(как и на заметное улучшение регистрации рождений) повлияла и система
рационирования, при которой большие семьи получали значительное
преимущество[5]. В результате
этих мер рождаемость резко выросла - до 6,8 детей на женщину в 1984
г. Однако в результате действия модернизационных факторов рождаемость
стала медленно снижаться - до 6,3 в 1986 г. и 5,5 - в 1988 г.[6]
хотя рост населения оставался все еще высоким.
В конце 1980-х гг. многие высокопоставленные чиновники
Ирана выразили свою обеспокоенность тем, что экономика страны, находившаяся
в кризисном состоянии, не справится с очень быстрым ростом населения.
После ряда совещаний, на которых присутствовали известные врачи
и представители высшего духовенства, были составлены основные рекомендации
для новой программы планирования семьи, которые вошли в пятилетний
план развития, принятый парламентом в 1989 г.
В 1993 г. был принят Закон о планировании семьи. Министерство
здравоохранения и медицинского образования получило необходимые
полномочия и ресурсы для осуществления программы и начало предоставлять
средства контрацепции всем желающим супружеским парам и пропагандировать
небольшую семью (2-3 ребенка) как социальную норму[7].
Учитывая большую роль религии в иранском обществе, очень
важно было то, что планирование семьи поддержало духовенство. Новая
программа планирования семьи значительно усилила действие модернизационных
факторов, которые влияли на сокращение рождаемости в Иране, и ее
суммарный коэффициент в 1990-х гг. стал стремительно падать: до
2,8 ребенка в 1996 г., а в 2001 г. и вовсе опустился ниже простого
воспроизводства - 2,1[8]. Таким
образом, всего за 13 лет рождаемость в Иране снизилась почти в три
раза (диагр. 1).
Диаграмма 1. Динамика суммарного коэффициента
рождаемости в Иране, 1960-2010 гг.
Источник: World Bank. 2013. World development
indicators online - http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators
С 2000-х гг. рождаемость в Иране стабильно остается
ниже простого воспроизводства. Хотя суммарный коэффициент рождаемости,
по данным Всемирного банка, прекратил свое падение в 2006 г. и поднялся
в 2011 г. до 1,91 ребенка на женщину, рождаемость продолжает оставаться
ниже простого воспроизводства[9].
ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Демографический переход, сопровождавшийся очень быстрым
снижением смертности и стремительным ростом населения, был характерен
не только для Ирана, но и для большинства стран Ближнего Востока
и Северной Африки[10]. Резкое
снижение смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости
привело к тому, что подавляющее большинство рожденных детей стали
доживать до трудоспособного возраста.
На этом фоне произошли многие политические потрясения.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке к таким потрясениям можно
отнести "хлебные бунты" в Египте в 1977 г., политические потрясения
в Сирии в 1982 г., гражданскую войну в Алжире в 1992 - 2002 гг.[11],
а в самое последнее время (с 2011 г.) - революции и социальные взрывы
в арабских странах[12]. В
самом Иране к этому ряду событий относится исламская революция 1979
г.
Все эти потрясения происходили на фоне долгосрочной
тенденции снижения смертности, роста уровня жизни и потребления,
ликвидации голода, а в некоторых случаях, и выхода на уровень переедания.
Важную роль в таких потрясениях играл фактор быстрого
роста молодежи на фоне урбанизации, что приводило к концентрации
большого количества молодежи в городах, причем большое количество
молодежи не могло найти хорошо оплачиваемую работу (а часто - и
работу вообще)[13]. В частности,
в странах "арабской весны" наблюдалась очень высокая доля молодежи
15-30 лет (30-50%), причем молодежь была достаточно высоко образована,
что усиливало их недовольство своим положением[14].
В частности, в исламской революции в Иране большую роль
сыграли мигранты из деревни, преимущественно молодежь, которая интенсивно
переезжала в города во время быстрого экономического роста в первой
половине 1970-х гг. Они ожидали улучшения своего положения, но не
смогли адаптироваться к новым, городским условиям жизни и столкнулись
с серьезными экономическими трудностями. Многие из них вынуждены
были устраиваться на неквалифицированные рабочие места, значительная
часть стала безработной[15].
Разумеется, нельзя сводить причины исламской революции
и других политических потрясений на Ближнем Востоке в последние
десятилетия только к резкому росту числа молодежи. Существовало
множество других важных факторов этих политических потрясений, помимо
демографического, но демографический фактор оказал очень большое
влияние на эти события.
Например, в Иране огромную роль сыграли крайне неравномерное
распределение доходов, ухудшение положения трудовых слоев населения
в последние годы правления шаха, массовые репрессии, недовольство
значительной части населения курсом на вестернизацию страны и прозападной
политикой[16].
В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть
динамику демографических и экономических индикаторов, влияющих на
политическую стабильность Ирана после исламской революции, чтобы
определить, насколько велик риск политической дестабилизации в этой
стране.
Существует важный показатель, свидетельствующий о потенциальной
угрозе политической нестабильности: доля молодежи 20-29 лет во взрослом
населении (диагр. 2). Опасный уровень обычно начинается,
когда эта доля составляет около 30%[17].
Диаграмма 2. Доля молодежи (в %) в возрасте
20 - 29 лет во взрослом (старше 20 лет) населении Ирана, 1950 -
2010 гг., с прогнозом до 2050 г.
Источник: UN Population Division. 2012. United
Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population
Division Database. World Population Prospects - http://www.un.org/esa/population
В Иране после 1970 г. доля молодежи этого возраста стала
быстро расти и достигла максимального значения - 37,5% - в 1980
г. К 1995 г. она опустилась до 34,2%, а затем к 2005 г. снова выросла
до 37,6%, но после этого возобновила снижение и составила в 2010
г. 35,6%. В 2015 г. доля 20-29-летних составит 28,9%, а после 2020
г. не превысит 20%, опустившись намного ниже опасного уровня.
Для сравнения - в странах, наиболее сильно затронутых
"арабской весной", к 2010 г. доля молодежи этого возраста составила:
в Египте - 32,3%, в Тунисе - 28,6%, в Сирии - 36,6%, а в Йемене
- 41,9%[18]. В Иране не произошло
серьезных политических потрясений. Причины этого будут подробно
рассмотрены ниже.
Динамика доли молодежи с начала нынешнего десятилетия
не угрожает политической стабильности Ирана, в т.ч. и в долгосрочной
перспективе. Напротив, до недавнего времени эта динамика для политической
стабильности была довольно неблагоприятной. Например, в 2005 г.
доля молодежи 20-29 лет достигла очень высокого уровня, совпадающего
со значением, достигнутым накануне исламской революции.
Молодежная безработица также сохранялась на высоком
уровне, особенно в городах. С 1997 по 2008 гг. безработица среди
мужчин 20-29 лет, в целом, по стране выросла с 17,6 до 23,4% (в
т.ч. с высшим образованием - с 18,2 до 22,4%), а среди женщин -
с 16,9 до 46,3% (у имеющих высшее образование - с 18,5 до 52,6%)[19].
В странах "арабской весны" также наблюдались высокие
значения безработицы молодежи, особенно среди женщин. Безработица
молодежи 15-24 лет в Тунисе в 2005 г. составила 31,4% среди мужчин
и 29,2% среди женщин, в Египте в 2010 г. - 14,8% мужчин и 54,6%
женщин не имели работы, в Сирии в 2010 г. - соответственно, 15,3
и 40,2%, а в Йемене - 27,9% и 43,4 %[20].
ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ИРАНЕ
Несмотря на схожесть структурно-демографических рисков
Ирана со странами "арабской весны", в Иране после революции и стабилизации
политического режима с начала 1980-х гг. не наблюдалось значительных
политических потрясений с большим количеством жертв.
Самый серьезный эпизод политической нестабильности за
последние три десятилетия - массовые протесты недовольных результатами
президентских выборов в Иране в июне 2009 г. Но они продолжались
недолго - большинство протестов пришлось на период с 13 до 30 июня,
а к 2010 г. они практически сошли на нет[21].
Число погибших, по данным оппозиции, составило 72 человека, а по
версии Корпуса стражей исламской революции (КСИР) - 28 человек[22].
Выступления 2009 г., несмотря на очень большую интенсивность, не
смогли оказать значительного влияния на стабильность режима, в отличие
от выступлений в ходе исламской революции. В феврале 2011 г., в
разгар "арабской весны", в Иране прошли протесты оппозиции, но они
были намного слабее не только по сравнению с арабскими странами,
но и с Ираном в 2009 г.[23]
Чем же можно объяснить длительную политическую стабильность
в Иране по сравнению с охваченными революциями странами региона,
при сходных структурно-демографических факторах?
Можно предположить, что стабильности способствовали
особенности социальной политики в Иране. Но если сравнить Иран с
такими странами, как Тунис и Египет, и рассмотреть важные социальные
показатели бедности и неравенства (по данным за 2005-2010 гг.),
то оказывается, что ситуация в этих трех странах очень близка. Крайняя
нищета (менее $1,25 в день) везде практически искоренена (она остается
на уровне 1-2%), по уровню более умеренной бедности (доля людей
с доходом менее $2 в день: от 4% в Тунисе до 15% в Египте) эти три
страны входят в число наиболее благополучных развивающихся государств.
Уровень неравенства (индекс Джинни составляет от 30,8 в Египте до
38,3 в Иране) является достаточно умеренным по мировым меркам[24].
Что касается субсидий, в Иране развитая система субсидий
существовала с начала 1980-х гг. и до конца 2010 г., когда она начала
постепенно отменяться[25].
Субсидировался ряд товаров первой необходимости, включая электроэнергию,
топливо и основные продукты питания, такие как хлеб, сахар, растительное
масло. Хотя в течение 1990-х гг. субсидии были сильно сокращены,
уровень субсидирования продолжал оставаться очень значительным,
прежде всего по пшенице, основному продукту в пищевом рационе иранцев
- 84%[26]. В декабре 2010
г. цены на эти товары выросли в несколько раз, но государство постаралось
смягчить последствия отмены субсидий за счет денежной помощи семьям
(за исключением наиболее богатых). Эти выплаты не только в значительной
мере компенсировали рост цен, но и способствовали повышению уровня
жизни наиболее бедных категорий иранцев и снизили уровень неравенства
в стране[27].
Для сравнения, в Египте также существует система субсидий,
охватывающая подавляющее большинство населения, которая способствует
полной ликвидации голода и недоедания[28].
В Тунисе при президенте З.А. Бен-Али была создана система
социальной защиты, направленная, прежде всего, на повышение благосостояния
бедных слоев населения. Был открыт специальный Фонд национальной
солидарности, формирующийся из пожертвований физических лиц и организаций,
средства из которого направляются на различные социальные проекты
и развитие отсталых регионов. Благодаря сокращению уровня бедности,
поощрению частного капитала и продуманным экономическим реформам
средний класс составил большинство населения страны. В целом, по
уровню жизни и темпам экономического развития Тунис был одним из
самых благополучных арабских и африканских государств[29].
Одним из важных факторов, спровоцировавших "арабскую
весну" и усиливших социально-демографическое напряжение в арабских
странах, считается также и взрывной рост цен на продовольствие -
т.н. агфляция. Первая ее волна в XXI в. пришлась на 2008 г., вторая
- на 2010-2011 гг.
В ходе каждой волны за короткое время резко росли цены
на продовольствие[30]. Заметную
часть продовольствия этим странам приходится импортировать, и в
результате резкого роста цен на импортные продукты питания значительное
число людей в арабском мире очень быстро опустилось ниже черты бедности,
и многие из них присоединились к революционному движению[31].
Таким образом, система субсидирования и помощи бедным все-таки не
смогла предотвратить революции в арабских странах.
В то же время Иран, так же как и арабские страны, сильно
зависит от импорта продовольствия[32],
однако агфляция не оказала здесь существенного влияния на политическую
стабильность. В 2011 г. это можно было объяснить тем, что произошел
значительный рост уровня доходов бедных иранцев в результате реформы
субсидирования, который полностью перекрыл рост цен на продовольствие.
Выступления 2009 г., напротив, произошли на фоне сильнейшего
роста цен на продовольствие (по некоторым продуктам питания на 50-100%),
который не был компенсирован ростом доходов[33].
Более того, в Иране, очень сильно зависящем от продажи нефти, мировой
финансовый кризис привел в 2009 г. к экономической стагнации[34].
Таким образом, иранцы в 2008 - 2009 гг. пострадали от роста цен
сильнее, чем жители арабских стран в 2010 - 2011 гг. Но и на таком
кризисном фоне массовые выступления недовольных результатами выборов
не привели к нестабильности. Таким образом, фактор социальной политики
недостаточен для объяснения сохранения стабильности политической
системы в Иране.
Но существует и другой важный политический фактор, с
которым, по всей видимости, и следует связать устойчивость политической
ситуации в этой стране: высокий уровень развития демократии (хотя
и ограниченной высшим духовенством) и легитимности политической
системы. Власть в Иране разделена на религиозные и светские органы,
избираемые демократическим путем, что помогает поддерживать равновесие
внутри системы и способствует сглаживанию внутри власти конфликтов
и противоречий[35]. Межэлитный
конфликт в Иране существует, однако он не привел страну к серьезному
кризису[36].
За более чем 30 лет после революции 1979 г. иранская
политическая система показала способность к эволюции. За это время
в стране возникла многопартийность, начались либерализация и усиление
роли рынка в экономике, усилилась роль светских элементов в управлении
страной. При этом большое внимание уделяется обеспечению социальной
справедливости[37].
На президентских выборах в Иране, в отличие от стран
"арабской весны", наблюдается острая конкуренция кандидатов, и результаты
выборов абсолютно непредсказуемы[38].
Поддержка народом исламского режима и возможность влиять на политические
процессы способствуют высокому уровню участия населения в выборах.
Например, в последних президентских выборах 2013 г.,
на которых убедительную победу одержал Х. Роухани, считающийся более
умеренным политиком, чем Ахмадинежад, приняли участие 73% населения
страны[39]. Для сравнения:
в Египте при Х. Мубараке на первых альтернативных президентских
выборах в 2005 г. явка составила всего 23%[40].
Это означает, что около 80% людей отказались участвовать в выборах,
т.к. они считали, что своим голосом не смогут изменить ситуацию
в стране.
* * *
Таким образом, пример Ирана показывает, что и при серьезном
демографическом давлении и высокой доле молодежи в населении страна
даже при неблагоприятной экономической динамике может оставаться
стабильной благодаря наличию эффективно функционирующих демократических
институтов и высокому уровню легитимности политического режима.
В странах "арабской весны" демократические институты
были развиты недостаточно, и это было очень важным фактором их дестабилизации.
Это подтверждает и пример Латинской Америки. В начале-середине 1990-х
гг. там также наблюдалась высокая доля молодежи, однако в результате
демократизации политическая ситуация там была в это время стабильной[41].
Однако фактор демократизации также не является абсолютным,
как и демографический, и в некоторых случаях потрясения происходят,
несмотря на наличие демократии. Например, несмотря на развитые демократические
институты, политические потрясения произошли в 2013-2014 гг. на
Украине, а также в Боснии и Герцеговине, Таиланде[42].
[1] Ходунов А.С. – аспирант,
Российский государственный гуманитарный университет.
[2] Натайедж-е колли-йе саршомари-йе
омуми-йе нофус-о маскан -1385 (Результаты Всеобщей переписи населения
и жилого фонда 1385 (2006) г.). Тегеран, Статистический центр Ирана.
2009, с. 37
[3] Abbasi-Shavazi M.J.,
McDonald P., Hosseini-Chavoshi M. The Fertility Transition
in Iran: Revolution and Reproduction. New York, Springer. 2009,
p. 1.
[4] Bongaarts J. Completing
the Fertility Transition in the Developing World: The Role of Educational
Differences and Fertility Preferences // Population Studies. 2003.
Vol. 57, p. 321-335; Коротаев А.В., Халтурина Д. А. Современные
тенденции мирового развития. М., Либроком/URSS. 2009. С. 20.
[5] Abbasi M.J. [et al.].
Revolution, war and modernization: population policy and fertility
change in Iran // Journal of population research. 2002. Vol. 19,
N 1, p. 25-46
[6] Воронов С.С. Некоторые
политико-экономические составляющие всеобщей переписи населения
Ирана 2006 г. - http://www.nmes.ru/rus/stat/2006/31-10-06.htm
[7] Abbasi M.J. [et al.].
Op. cit.
[8] Воронов С.С. Указ.
соч.
[9] World Bank. 2013. World
development indicators online -http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators
[10] Ibidem
[11] Коротаев А.В.
(и др.). Законы истории. Математическое моделирование и прогнозирование
мирового и регионального развития. 3-е изд., сущ. перераб. и доп.
М., ЛКИ/URSS. 2010, с. 159-180.
[12] Серегин О.
Прогноз конфликтов от ВШЭ: где ждать "следующую Сирию" - http://moskva.bezformata.ru/listnews/vshe-gde-zhdat-sleduyushuyu/14925319/
[13] Коротаев А.В.
(и др.). Указ. соч., с. 197-207.
[14] Васильев А.М.
Цунами революций // Азия и Африка сегодня. 2011, N 3. (Vasilyev
A.M. Tsunami revolyutsiy // Aziya i Afrika segodnya. 2011,
N 3) (in Russian).
[15] Kamrava M.
Revolution in Iran: The Roots of Turmoil. London, 1990, p. 14.
[16] Иранская революция 1978-1979
гг. Причины и уроки /под ред. А.З. Арабаджяна/ М., Наука, 1989.
[17] Гринин Л.Е., Коротаев
А.В. Циклы, кризисы, ловушки современной Мир-Системы. Исследование
кондратьевских, жюгляровских и вековых циклов, глобальных кризисов,
мальтузианских и постмальтузианских ловушек. М., Либроком/URSS.
2012, с. 288.
[18] Там же.
[19] Salehi-Isfahani
D. Iranian Youth in Times of Economic Crisis -http://belfercenter.ksg.harvard.edu/files/Salehi-Isfahani_DI-Working-Paper-3_Iran-Youth-Cr
isis.pdf
[20] World Bank. 2013. World
development indicators online...
[21] Филин Н.А.
Динамика массовых выступлений в Исламской Республике Иран (1989-2010
годы) - см.: Системный мониторинг глобальных и региональных рисков:
Арабская весна 2011 года (ред. А.В. Коротаев, Ю.В. Зинькина, А.С.
Ходунов). М., ЛКИ/URSS, 2012, с. 334-377
[22] Месамед В.
Иран: репрессии против деятелей оппозиции - http://www.e-ices.Org/russian/publications/textid:1241/
[23] Антиправительственная
акция прошла в Тегеране, есть погибший и раненые - http://ria.ru/incidents/20110215/334374815.html
[24] World Bank. 2013. World
development indicators online...
[25] Мансури З.
Почему провалилась иранская монетизация льгот -http://slon.ru/world/pochemu_provalilas_iranskaya_monetizatsiya_lgot-909172.xhtml
[26] Ульченко Н. Ю.,
Мамедова Н. М. Особенности экономического развития современных
мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М., Городец.
2006, с. 187
[27] Salehi-Isfahani
D. The impact of Iran's subsidy reform on households: Evidence
from survey data - http://filebox.vt.edu/users/ salehi/Iransubsidy_v.3.pdf
[28] Зинькина Ю., Коротаев
А. Египетская революция 2011 г.: структурно-демографический
анализ - http://polit.ru/article/2011/ 03/04/egyrev/
[29] Зудина Л.П.
Вопросы укрепления внутренней безопасности: социальный аспект (опыт
Туниса) // Ближний Восток и современность. Выпуск 27-й [сост. А.О.
Филоник]. М., 2006, с. 264-272
[30] http://www.imf.org/external/np/rcs/commod/index.aspx;
www.fao.org/fileadmin/templates/worldfood/Reports_anddocs/Foodprice_indices_data_deflated.xls
[31] Коротаев А. В.
Истоки и смысл арабской революции -http://polit.ru/article/2011/06/07/korotayev/
[32] Ульченко Н.Ю., Мамедова
Н. М. Указ. соч., с. 187
[33] Тер-Оганов Н.К.
Экономическое положение в Иране -http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/16-05-08a.htm
[34] World Bank. 2013. World
development indicators online...
[35] Дунаева Е.В., Мамедова
Н.М. Особенности формирования внешней политики ИРИ - http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/14-02-11.htm
[36] Филин Н.А.
Межэлитный конфликт в Иране http://www.intelros.ru/pdf/svobodnay_misl/2012_10/1.pdf
[37] Дружиловский С.Б.
Иран: эволюция "исламской модели развития" // Полития, 2007, N 4
[38] Филин Н.А.
Каждый из кандидатов на пост президента Ирана имеет шансы победить
- http://rus.ruvr.ru/2013_06_04/Kazhdij-iz-kandidatov-na-post-prezidenta-Irana-imeet-shansi-p
obedit-3974/
[39] Пчельников Л.
Президентом Ирана избран реформатор Роухани - http://www.rg.ru/2013/06/15/prezident-site.html
[40] Мамед-заде П.Н.
Об итогах первых альтернативных президентских выборов в Египте -
http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/22-09 - 05.htm
[41] Коротаев А.
Арабская весна - http://polit.ru/article/2013/ll/ 10/arabskaya_vesna/
[42] Goldstone
J. Protests in Ukraine, Thailand and Venezuela: What unites
them? - http://www.russia-direct.org/content/protests-ukraine-thailand-and-venezuela-what-unites-them
|