|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Динамика населения России и её компоненты в 2001-2025
гг. [1]
Рыбаковский Л.Л.[2]
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2011, №12, с. 43-50)
Почти два десятка лет Россия живет в режиме депопуляции.
С 1993 г. количество умерших превышает количество родившихся (табл.
1).
Таблица 1. Демографические
показатели России с 1985 по 2010 гг.
(абсолютные показатели в тыс. чел.)
Показатели
|
Годы
|
1985
|
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
Число родившихся
|
2375
|
1989
|
1364
|
1267
|
1457
|
1790
|
Число умерших
|
1625
|
1356
|
2204
|
2225
|
2304
|
2031
|
Естественные прирост, убыль
|
750
|
333
|
-840
|
-958
|
-847
|
-241
|
СКР*
|
2,111
|
1,887
|
1,344
|
1,214
|
1,287
|
1,590
|
ОПЖ, лет**
|
69,26
|
69,20
|
64,64
|
65,27
|
65,30
|
68,68
|
КП***
|
0,684
|
0,833
|
1,616
|
1,756
|
1,581
|
1,135
|
* СКР - суммарный коэффициент рождаемости;
** ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни, оба пола;
*** КД - коэффициент депопуляции.
Фундаментальная причина снижения рождаемости - завершение
к концу XX столетия демографического перехода (перехода от многодетности
к малодетности). Другая причина - "конъюнктурный" рост рождаемости
в 1980-е гг. вследствие принятых в 1981 г. мер по помощи семьям
с детьми. Запланированные семьями рождения в наибольшей мере сконцентрировались
в коротком промежутке 1983-1987 гг. В результате женщины, выполнившие
свои репродуктивные планы, с наступлением 90-х г. превратились в
"репродуктивный балласт". Третья причина - влияние системного, прежде
всего, экономического кризиса. По мере углубления реформ во всех
сферах российской жизни и регулярного проявления сопутствующих эксцессов,
возрастала и степень влияния кризиса на рождаемость, и изменение
репродуктивного поведения.
Базовым фактором роста смертности и сокращения продолжительности
жизни явился все тот же системный кризис. Ухудшение здоровья и рост
смертности вызваны развалом системы здравоохранения и санитарного
надзора; недоступности эффективных лекарств из-за их дороговизны;
распространения контрафактных медикаментов; ухудшения баланса и
режима питания; недоступности для большей части населения страны
полноценного отдыха и проведения досуга; игнорирования норм охраны
труда и техники безопасности; "либерализации" дорожно-транспортного
движения; отсутствия действенного контроля за производимыми и ввозимыми
в страну товарами; постоянного всплеска стрессовых ситуаций, следствие
которых - рост самоубийств и психических расстройств; ухудшения
криминогенной ситуации, распространения наркомании и т.д. Так, в
1994 г. по сравнению с 1991 г. число самоубийств в стране возросло
в расчете на 100 тыс. населения на 57,4%, причем сельских мужчин
- на 73,6%.
Лишь со второй половины первого десятилетия XXI века
началось последовательное улучшение демографической ситуации в России
(табл. 2).
Таблица 2. Показатели естественного
движения населения России в 2005 - 2010 гг. (абсолютные
показатели в тыс. чел.)
Показатели
|
Годы
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Число родившихся
|
1457
|
1480
|
1610
|
1714
|
1764
|
1790
|
Число умерших
|
2304
|
2167
|
2080
|
2076
|
2014
|
2031
|
Естественная убыль
|
-847
|
-687
|
-470
|
-362
|
-250
|
-241
|
СКР
|
1,287
|
1,296
|
1,406
|
1,494
|
1,537
|
1,59
|
ОПЖ, лет
|
65,3
|
66,60
|
67,51
|
67,9
|
68,7
|
68,9
|
КД
|
1,581
|
1,464
|
1,292
|
1,211
|
1,142
|
1,135
|
Приводимая в таблице 2 информация позволяет сделать
два основных вывода. Во-первых, сопоставление данных последних 25
лет показывает, что все демографические показатели России намного
хуже, чем в 1980-е гг. Произошло увеличение числа умерших с 1990
г. по 1995 г. более чем на полмиллиона человек (548 тыс.) и сокращение
за эти же годы ожидаемой продолжительности жизни на четыре с половиной
года (4,56). Вследствие роста смертности в 90-е гг. XX - начале
XXI века Россия значительно отстала по уровню продолжительности
жизни от всех развитых стран (от таких как Великобритания, Германия,
Франция, Канада, Швеция, Япония и ряда других - на 16-17 лет). Во-вторых,
улучшение демографической ситуации в последнее пятилетие (2006 -
2010 гг.) связано прежде всего с проведением активной демографической
политики. С 2007 г. начал реализовываться комплекс новых мер государственной
помощи семьям с детьми. Наиболее важными из них являются материнский
(семейный) капитал и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до
1,5 лет. Важно, что они учитывают очередность рождения, а именно
поддержку семей с несколькими детьми. Стимулирование вторых и последующих
рождений важно для обеспечения в будущем воспроизводства населения.
При нынешней смертности и рождаемости дети могут обеспечить замещение
лишь 74% своих родителей (в 2005 г. - 60%).
Меры госполитики. В соответствии с
Национальным приоритетным проектом "Здоровье" в истекшие годы улучшилось
качество первичной медицинской помощи; расширился доступ к высокотехнологичным
видам лечения; существенно возросло внимание к охране материнства
и здоровья детей, снижению смертности населения от предотвратимых
причин; усилилась профилактическая направленность здравоохранения.
В частности, в рамках проекта "Здоровье" по дополнительной иммунизации
населения в 2006-2010 гг. привито только против вирусного гепатита
около 46 млн. человек. В целом за 2006-2010 гг., вследствие реализации
проекта, общее число сбереженных человеческих жизней относительно
уровня 2005 г. составило 1150 тыс. Ожидаемая продолжительность жизни
в этот период выросла на 3,7 года и достигла уровня 1991 г. Вследствие
старения населения число умерших все рассматриваемые годы было больше,
чем, если бы этого процесса не было. Так, при сохранении возрастной
структуры населения 2005 г., число умерших, например, в 2009 г.
было бы меньше примерно на 100 тыс. человек.
Принято считать, что уровень и динамика смертности зависят,
прежде всего, от изменения условий и, особенно, образа жизни населения
и в меньшей мере от здравоохранения. Тем не менее, на наш взгляд,
происшедшее в 2006-2010 гг. сокращение смертности (уменьшение чисел
умерших на 300 тыс. человек и рост ожидаемой продолжительности жизни
на 3,7 года) - в основном заслуга здравоохранения и тех мер, которые
проводились в этой сфере. В самом деле, если бы были хоть какие-то
подвижки в оздоровлении образа жизни, то они сказались бы, но не
в настоящее время, а лишь спустя многие годы. Повлиявшее же на динамику
смертности оздоровление социально-экономического положения страны
в 2006-2007 гг., скорее всего, было нивелировано наступившим вскоре
экономическим кризисом.
Столь же убедительные успехи достигнуты и в повышении
рождаемости. В целом за 2007-2010 гг., когда стали применяться новые
меры демографической политики, по отношению к уровню 2006 г. детей
родилось примерно на 950 тыс. больше. В 2010 г. суммарный коэффициент
рождаемости превысил уровень 1992 г. В отличие от смертности рост
рождаемости в 2007-2010 гг. происходил, как за счет действия новых
мер демографической политики, так и вследствие увеличения численности
лиц репродуктивных возрастов. Так, если бы в 2009 г. сохранились
повозрастные показатели рождаемости, которые были в 2005 г., то
число рожденных детей было бы меньше почти на 300 тыс. (1472 тыс.
вместо 1764 тыс.). В целом за эти годы прирост рождаемости в основном
был инициирован новыми мерами демографической политики. За счет
увеличения численности женщин репродуктивного возраста, например,
в 2009 г. по сравнению с 2005 г. число рожденных детей возросло
всего на 15 тыс.
В 2009 г. впервые за 17 лет численность населения страны
не уменьшилась, так как миграционный прирост полностью компенсировал
естественную убыль, сократившуюся к уровню 2005 г. в 3,2 раза. Подобное
произошло и в 2010 г. Естественная убыль снизилась относительно
2009 г. и достигла отметки в 240 тыс., которая была полностью компенсирована
миграционным приростом. В современной России примерно 2,1 млн. жизней
удалось сохранить вследствие сокращения смертности и те, кто дополнительно
родился в результате осуществления новых мер демографической политики.
Не будь этого, нынешняя численность населения России была бы меньше
-141 млн. человек.
Но, начиная с 2007 г., темпы улучшения демографических
показателей постепенно снижаются, о чем говорят данные таблиц 3
и 4.
Таблица 3. Изменение показателей
естественного движения населения России в 2006-2010 гг.
(к предыдущему году, абсолютные показатели в тыс. чел.)
Показатели
|
Годы
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011*
|
Число родившихся
|
23
|
130
|
104
|
50
|
26
|
-16,5
|
Число умерших
|
-137
|
-87
|
-4
|
-62
|
17
|
-17,9
|
Естественная убыль
|
-160
|
-217
|
-108
|
-112
|
-9
|
-1,4
|
СКР
|
0,009
|
1,10
|
0,088
|
0,043
|
0,053
|
|
ОПЖ
|
1,3
|
1,014
|
0,39
|
0,8
|
0,2
|
|
КД
|
0,117
|
0,172
|
0,081
|
0,069
|
0,007
|
|
* За 5 месяцев (январь-май).
Таблица 4. Динамика показателей
естественного движения населения в 2006-2010 гг.
(в % к предыдущему году)
Показатели
|
Годы
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Число родившихся
|
1,58
|
8,78
|
6,46
|
2,92
|
1,47
|
Число умерших
|
-5,95
|
-4,02
|
-0,19
|
-2,99
|
0,84
|
Естественная убыль
|
-18,89
|
-31,59
|
-22,98
|
-30,94
|
-3,6
|
СКР
|
0,9
|
8,49
|
6,26
|
2,88
|
3,45
|
ОПЖ
|
1,99
|
1,37
|
0,58
|
1,18
|
0,29
|
КД
|
-7,40
|
-11,75
|
-6,27
|
-5,70
|
-0,61
|
2010 год стал, по сути, переломным. В этом году прирост
числа родившихся оказался менее 1,5%, число умерших возросло почти
на 1%, естественная убыль снизилась чуть больше, чем на 3,5%, а
коэффициент депопуляции и того меньше, - на 0,61%. Небольшой прирост
умерших в 2010 г. связан в основном с жарой и пожарами, в результате
которых смертность в августе выросла относительно того же периода
2009 г. на 40 с лишним тыс. человек.
Снижение результативности мер демографической политики
подтверждает и региональная динамика рождаемости и смертности населения.
Так, если в 2006 и 2007 гг. практически во всех регионах страны
шло сокращение смертности (исключение составляли 2 субъекта РФ в
2006 и 1 субъект РФ - в 2007 г.), то уже в 2008 г. в 9 регионах
показатели остались на уровне предшествующего года, а в 15 субъектах
они даже увеличились. В 2009 г. ситуация немного улучшилась, но
все равно в 9 регионах показатели смертности либо не изменились,
либо возросли. Подобная картина наблюдалась и с рождаемостью. Если
в 2007 г. во всех регионах показатели рождаемости увеличились, то
в 2008 г. в 6 регионах, либо остались на том же уровне, либо снизились.
В 2009 г. уже оказалось 5 регионов, в которых показатели рождаемости
сохранились на уровне предшествующего года, а в 12 субъектах РФ
они сократились.
Не вызывают оптимизма и показатели демографической ситуации
в первые месяцы 2011 г. Если количество умерших помесячно сокращается
относительно тех же периодов прошлого года (в январе, в % - на 3,3,
феврале - на 3,5, марте - на 0,5, апреле - на 5, мае - на 1,2, а
всего за 5 месяцев - на 2,1), то число родившихся не растет. В первом
квартале 2011 г. оно оказалось меньше чем в тот же период 2010 г.
на 1,6%, причем в феврале были меньше на 1,1%, марте - на 2,2%.
В апреле разница составила почти 10 тыс. человек. За 5 месяцев текущего
года число рождений уменьшилось относительно того же периода 2010
г. на 16,5 тыс. или 1,7%. Уже можно предполагать какими будут дальнейшие
тренды рождаемости.
Помимо этого, с 2008 г. стала возрастать доля структурных
факторов в динамике рождаемости и смертности. Определить вклад в
увеличение рождаемости и сокращение смертности возрастных изменений
можно разными методами. Один из них сопоставление происшедших за
данное время приростов или сокращений общих и стандартизованных
коэффициентов рождаемости и смертности (табл. 5).
Таблица 5. Соотношение между
общими и стандартизованными показателями рождаемости и смертности
(стандартизация проведена по возрастной структуре
2005 г.)
Показатели
|
Годы
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
ОКР
|
10,9
|
10,4
|
11,3
|
12,1
|
12,4
|
СтКР
|
10,9
|
10,3
|
11,1
|
11,8
|
12,1
|
ОКС
|
16,1
|
15,2
|
14,6
|
14,6
|
14,2
|
СтКС
|
16,1
|
14,9
|
14,1
|
13,9
|
13,3
|
В 2006 г. произошло сокращение числа родившихся, стандартизованный
коэффициент оказался меньше общего показателя рождаемости на 0,6
промилле, но в результате увеличения численности женщин репродуктивного
возраста последний снизился по сравнению с 2005 г. лишь на 0,5
промилле. Около 20% снижения рождаемости было компенсировано увеличением
численности женщин репродуктивного контингента. В 2007 г., когда
"заработали" новые меры демографической политики, на них пришлось
около 80% прироста рождаемости и лишь 20% - на рост численности
репродуктивного контингента, в 2008 г. на долю мер демографической
политики - чуть более 60%, а в 2009 г. вся прибавка относится
к увеличению численности женщин репродуктивного возраста. Постарение
населения много больше и к тому же существеннее динамика.
Расчеты влияния на динамику рождаемости, структурных
и иных факторов можно выполнить индексным методом, предложенным
В.Н. Архангельским. Им же выполнены расчеты, представленные в таблице
6.
Таблица 6. Вклад в изменение
рождаемости возрастных коэффициентов и сдвигов в половозрастной
структуре населения
Годы
|
Вклад изменения возрастных коэффициентов рождаемости
(%)
|
Вклад изменения половозрастной структуры населения (%)
|
2006 к 2005
|
47
|
53
|
2007 к 2006
|
91,5
|
8,5
|
2008 к 2007
|
94,1
|
5,9
|
2009 к 2008
|
100
|
-
|
При всей разности результатов, полученных различными
методами, они, тем не менее, одинаково характеризуют тенденцию:
сперва была велика роль структурного фактора, затем основной вклад
в прирост рождаемости внесли новые меры демографической политики,
их значение снизилось в 2008 г. и полностью прекратило оказывать
влияние на динамику рождаемости в 2009 г.
Таким образом, страна вступила во второе десятилетие
XXI в. в ситуации, когда, во-первых, перестали действовать меры
демографической политики в области рождаемости и менее результативными
становятся меры в области смертности; и, во-вторых, на фоне сокращения
их вклада в рост рождаемости и сокращение смертности происходит
повышение значимости процессов изменения численности репродуктивных
контингентов и постарения населения.
Будущее формируется в настоящем. Специфика
складывающейся ситуации состоит не только в том, что кардинально
снизилась действенность мер демографической политики, но и в том,
что в наступившем десятилетии на демографическое развитие России
будут влиять несколько обстоятельств, неблагоприятных для динамики
рождаемости, смертности и миграции населения.
Первое из этих обстоятельств, которое
будет негативно воздействовать на демографическое развитие России,
это созданная в 80 - 90-е гг. XX века демографическая волна. В 1983-1987
гг. рост родившихся до 2,4-2,5 млн. в год, а затем, в 1996-2001
гг. резко упал до 1,2-1,3 млн. Движение различных по численности
контингентов в социальной сфере скачкообразно меняет потребность
в образовательных, воспитательных и других учреждениях, определяет
численность и структуру репродуктивного и экономически активного
населения и др. Так, в 2020 г. численность женщин репродуктивного
возраста будет меньше нынешней примерно на 5 млн., причем все это
сокращение придется на самый активный репродуктивный возраст. Женщин
в возрасте 20-29 лет будет меньше на 40%. Для компенсации такого
сокращения репродуктивных контингентов с тем, чтобы в 2020 г. родились
1,7 млн. детей потребуется увеличение суммарного коэффициента рождаемости
до 1,95. Иначе не будут достигнуты ориентиры, установленные Концепцией
демографической политики России на период до 2025 г.
Второе. В течение первого десятилетия
XXI в. происходило постарение возрастной модели рождаемости. В 2000
г. средний возраст матери при рождении детей составлял 25,8 года,
к 2005 г. возрос до 26,6, а в 2009 г. достиг 27,4 года. В 2008 г.
впервые в целом по России коэффициент рождаемости в возрастной группе
25-29 лет оказался выше, чем в возрасте 20-24 года. В 2009 г. уже
в 44 субъектах РФ уровень рождаемости у 25-29-летних женщин был
выше, чем у 20-24-летних. В Санкт-Петербурге в 2008 г. впервые коэффициент
рождаемости в возрастной группе 30-34 года оказался больше, чем
в 20-24 года. В 2009 г. такая ситуация была и в Москве. Продолжение
этого процесса будет сдерживать рост рождаемости.
Третье. В наступившем пятилетии (это
пока остается гипотезой) сокращение количества рождений возможно
также в результате происшедшего в 2007 г. резкого увеличения вторых
рождений, явления, напоминающего "тайминговый сдвиг" начала 1980-х
гг.. Дело в том, что существенный рост в 2007 г. вторых рождений,
либо вызван увеличением числа семей, решивших обзавестись вторым
ребенком, либо спровоцировал более раннее выполнение репродуктивных
планов теми, кто осуществил бы это, но в более поздние сроки.
Четвертое. Произойдет также дальнейшее
постарение населения, увеличение в нем доли лиц старше трудоспособного
возраста. Согласно среднему прогнозу Росстата, к началу 2015 г.
доля этой категории населения достигнет 23,7% по сравнению с 21,6%
в 2010 г., к началу 2020 г. достигнет 25,9, а к 2025 г. - 27,2%.
Увеличение доли пожилого населения, не говоря уже о росте социальных
издержек, непременно приведет к росту умерших, что может быть нивелировано
лишь сокращением показателей смертности во всех, в т.ч. и старших
возрастах.
Пятое. За двадцать лет после развала
Советского Союза, в образованных на постсоветском пространстве государствах,
существенно сократился миграционный потенциал для России. Из 25,3
млн. русских, оставшихся за пределами их исторической родины, часть
вернулась в Россию (около 4 млн. человек), часть (уроженцы смешанных
браков разных поколений) сменила национальную принадлежность (их
только в Украине оказалось 1,8 млн. человек), часть умерших заменили
лица, родившиеся в 1980-е гг., 1991-2010 гг. и прошедшие социализацию
в уже иных социальных условиях и т.д. По нашей оценке, миграционный
потенциал русских в новом зарубежье ныне не превышает 5 млн. человек.
Миграционный потенциал существенно сократился, если
не иссяк полностью, в Беларуси и Украине. В Казахстане он минимизировался
в связи с быстрым социально-экономическим развитием. В прибалтийских
государствах он изначально был невелик. Остаточный миграционный
потенциал из числа русских и других титульных для России народов
сохранился пока в государствах Средней Азии. Население, прибывающее
ныне в Россию из государств нового зарубежья - в основном временные
трудовые мигранты и лишь в малой степени могут быть миграционным
потенциалом для страны.
Таковы трудности, которые будут влиять на повышение
рождаемости и сокращение смертности в ближайшие годы. Очевидно,
что в этих условиях должно существенно возрасти значение миграции.
Тем не менее, её роль в демографической динамике зависит от показателей
рождаемости, смертности и естественной убыли. Их желаемые уровни
определены Концепцией демографической политики России до 2025 г.,
утвержденной Указом Президента РФ в 2006 г. При демографических
параметрах, приводимых в таблице 7, среднегодовой миграционный прирост
не должен быть менее 350 - 400 тыс. человек при нынешних 250 тыс.
Таблица 7. Демографические
показатели, намеченные на 2015 и 2025 гг. Концепцией демографической
политики России на период до 2025 г.
Показатели
|
2010
|
2015
|
2025
|
СКР
|
1,590
|
1,685
|
1,944
|
ОПЖ
|
68,9
|
70
|
75
|
Число родившихся, тыс. человек
|
1790
|
1750
|
1500
|
Число умерших, тыс. человек
|
2031
|
2000
|
1700
|
Естественная убыль, тыс. человек
|
241
|
-250
|
-200
|
Численность населения на конец года, млн. человек
|
142-143*
|
142-143
|
145
|
* 142 млн. по данным текущего учета, 143 млн. - по данным переписи
населения 2010 г.
Достижение намеченных Концепцией пороговых значений
рождаемости, смертности и соответственно миграции будет зависеть
как от "силы" государственных мер, так и от времени их реализации.
В частности, необходимо учитывать то, что созданная в 1980-90-е
гг. демографическая волна, хотя и скажется в наибольшей мере на
числе родившихся в 2020-е гг. действие ее станет ощущаться уже с
2015 г. С этого времени пополнение наиболее активной в репродуктивном
отношении группы будет происходить из лиц, родившихся начиная с
1990 г., когда в 1990 г. их число было меньше на полмиллиона, чем
три-четыре года назад. В 2020 г. эту категорию пополнят появившиеся
на свет во второй половине 1990-х гг. (число родившихся в 1996-2000
гг. было на 1/3 меньше, чем в 1986-1990 гг.). Такое влияние демографической
волны должно учитываться при проектировании вклада различных компонентов
в демографическую динамику, во всяком случае, не откладывать на
завтра (на 2015 г. и позже), то, что надо делать уже сегодня (начиная
с 2011 г.).
Сказанное выше относится также и к миграционному сальдо,
необходимому как для компенсации естественной убыли, так и обеспечения
заданной на 2015 и 2025 гг. численности населения. Оно должно быть
наибольшим в наступившее десятилетие, что связано с тем, что масштабы
миграционного потенциала в новом зарубежье с годами становятся все
меньше и меньше.
Что делать? Для противостояния трудностям,
с которыми страна столкнется в ближайшие 15 лет, необходимо своевременно
разработать и начать осуществление ряда упреждающих мер, вводимых
в течение 3-4 лет в определенной очередности по регионам в зависимости
от уровня их демографического неблагополучия. Причем объем вводимых
льгот должен нарастать для каждой группы регионов тоже в течение
нескольких лет. Пик введения наиболее сильных мер должен приходиться
на самые "провальные" годы, когда в возраст наибольшей фертильной
активности будут входить женщины, родившиеся в конце 1990-х гг.
Разработка новых мер демографической политики должна
вестись по ряду направлений, среди которых стимулирование рождения
вторых и третьих детей, снижение возраста вступления в брак и более
ранних сроков рождения первого ребенка, пенсионные льготы и др.
Все эти и другие меры должны пройти тщательную профессиональную
проработку, изучить накопленный российскими регионами в последние
10 лет опыт разработки и реализации программ демографического развития,
в т.ч. и на муниципальном уровне, принять во внимание мнение населения
об уже применяемых и предлагаемых им мерах.
Помимо разработки федеральных мер, должны активизироваться
в этой сфере и регионы, для чего необходимо, прежде всего, повышение
профессионального уровня работников, занимающихся демографической
тематикой. Анализ отчетов по мониторингу, направляемых в Минздравсоцразвития
соответствующими региональными органами, свидетельствует о том,
что эта проблема давно назрела.
Наконец, как показал опыт 1980-х гг. и первого десятилетия
нового столетия, применению новых мер демографической политики должно
предшествовать доведение до населения информации об его составе
и численности. Так, установленные в 1981 г. меры помощи семьям с
детьми сразу же привели к росту рождаемости. Уже в 1983 г. число
рожденных достигло 2478 тыс. или превысило уровень 1981 г. на 241
тыс. Затем оно стало снижаться: в 1984 г. относительно предшествующего
года - на 68 тыс. и в 1985 г. - на 35 тыс. Но с началом перестройки
и обещанием М. С. Горбачева создать в стране социализм "с человеческим
лицом" уже в 1986 г. число рождений увеличилось на 111 тыс., и в
1987 г. - еще на 14 тыс., достигнув 2,5 млн. человек. Происшедшее
называется "синдром Горбачева" (люди поверили в перемены и возможность
жить по-человечески). Но вскоре вместе с разочарованием началось
снижение рождаемости. В 1988 г. число родившихся снизилось сразу
на 152 тыс. Происшедшее просматривается и по динамике суммарного
коэффициента рождаемости.
Нечто подобное произошло и в середине первого десятилетия
XXI века. В мае 2006 г. было объявлено о введении новых мер демографической
политики, прежде всего, предоставлении материнского капитала при
рождении второго ребенка. Население сразу же откликнулось на призыв
рожать. Уже с апреля 2007 г. началось постоянное помесячно превышение
родившихся относительно предшествующего года, а с июля стало выше,
чем в соответствующие месяцы всех лет, начиная с 1993 г. С учетом
того, как в 2006 г. информировалось население о материнском капитале
и других мерах, которые намечалось ввести с 2007 г., необходимо,
чтобы введению дополнительных мер демографической политики предшествовало
развертывание в СМИ соответствующих информационных кампаний.
Сможет ли страна противостоять тем демографическим трудностям,
с которыми она столкнется уже в ближайшие годы, всецело зависит
от тех усилий, которые предпримет государство, чтобы реализовать
цели Концепции демографической политики. Не хочется думать, что
с намеченной целью довести к 2025 г. численность населения России
до 145 млн. человек, произойдет то же, что случалось уже много раз,
как, в частности, завершали строительство коммунизма к 1980 г.,
по Н.С. Хрущеву, или обеспечили всем семьям отдельные квартиры к
2000 г., по М.С. Горбачеву. Без коммунизма и отдельных квартир для
всех Россия хорошо ли плохо, но прожила. Выживет ли она без людей?
Навряд ли.
[1] Исследование проведено
при поддержке РГНФ (грант N11 - 03 - 00674а).
[2] РЫБАКОВСКИЙ Леонид Леонидович
- доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института
социально-политических исследований Российской академии наук.
|