Для цитирования: Щербакова
Е.М. Заболеваемость населения России в 2012-2013 годах /Демоскоп
Weekly. 2014. № 593-594. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0593/barometer593.pdf
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число пострадавших в ДТП и на производстве снижается
медленно
Число пострадавших в происшествиях на автомобильных
дорогах и улицах быстро росло во второй половине 1980-х - начале
1990-х годов и, после снижения во второй половине 90-х годов, в
2001-2007 годах. В 2007 году оно превысило 325 тысяч человек, а
затем стало сокращаться – до 277 тысяч человек в 2010 году. В 2011-2012
годах рост возобновился, а в 2013 году вновь наметилась тенденция
снижения. В прошлом году на дорогах и улицах пострадало 286,6 тысячи
человек, что на 0,4% меньше, чем в предшествующем 2012 году, но
на 3% больше, чем было зарегистрировано в 2010 году.
В расчете на 1000 человек постоянного населения число
пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях выросло с 1,2
в начале 80-х годов до 1,7 в начале 90-х и почти 2,3 в 2007 году.
В 2013 году оно составило, как и в 2012 году, 2,0 на 1000 человек.
Более значительно в 2013 году снизилось число погибших
в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах – оно составило
27 тысяч человек, что на 3,6% меньше, чем в 2012 году (28 тысяч
человек). Это меньше, чем было зарегистрировано в 1998-2008 годах
(до 35,6 тысячи человек в 2003 году), но больше, чем в 2009 и 2010
годах (рис. 22). За два последних десятилетия меньше всего людей
погибло на автомобильных дорогах в 2009 году – 26,1 тысячи человек,
несмотря на то, что несколько увеличилась группа умерших при таких
обстоятельствах за счет изменения правил учета[16].
Число раненых в происшествиях на автомобильных дорогах
и улицах в 2013 году уменьшилось лишь на 0,1% по сравнению с 2012
годом, составив 258,4 тысячи человек. Наибольшее число раненых в
происшествиях на автомобильных дорогах и улицах было зарегистрировано
в 2007 году - 292,2 тысячи.

Рисунок 22. Число погибших и раненных в происшествиях
на автомобильных дорогах и улицах, тысяч человек, 1980, 1985-2013
годы
Смертность от всех видов транспортных травм, достигнув
наибольшей величины в 2003 году - 30,3 умерших на 100 тысяч человек
(43,4 тысячи человек), в последующие годы (за исключением 2008 и
2012 годов) снижалась. По данным оперативного помесячного учета,
в 2013 году смертность от всех видов транспортных травм составила
19,8 на 100 тысяч человек (28,4 тысячи человек), что на 3,4% меньше,
чем в 2012 году (20,5 на 100 тысяч человек, или 29,3 тысячи человек).
Число пострадавших на производстве (при несчастных случаях
на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день
и более и со смертельным исходом при выполнении трудовых обязанностей
на территории организации или следовании на работу или с работы
на предоставленном организацией транспорте) довольно устойчиво снижалось
до 2009 года (рис. 23). В 2009 году оно составило 46 тысяч человек,
или 2,1 в расчете на 1000 работающих, а в 2010 году увеличилось
на 4,3% - до 48 тысячи человек (2,2 в расчете на 1000 работающих).
В 2011 году снижение числа пострадавших на производстве возобновилось.
В 2012 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало
40 тысяч человек, или 1,9 в расчете на 1000 работающих.

Рисунок 23. Пострадавшие на производстве с утратой
трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом,
1980, 1985-2012 годы
Заметно сократилось число пострадавших на производстве
со смертельным исходом, но в расчете на 100 тысяч работающих снижение
было менее значительным, причем в отдельные годы отмечался рост
показателя (рис. 24). В 2012 году число погибших на производстве
составило 1820 человек, что меньше, чем во все предшествующие годы.
Однако снижение по сравнению с 2011 годом невелико (на 0,2%). В
расчете на 100 тысяч работающих число погибших составило 8,4 против
8,6 в 2012 году, 9,4 в 2011 году и 9,0 в 2010 году.
Отметим, что в середине 1990-х годов уровень производственного
травматизма со смертельным исходом заметно увеличился, поднявшись
в 1996 году до 15,5 на 100 тысяч работающих. Он оставался практически
стабильным на уровне около 15 на 100 тысяч работающих до 2001 года.
Начиная с 2002 года число пострадавших на производстве со смертельным
исходом снижалось, особенно быстро в 2008-2009 годах.
Среди погибших на производстве подавляющее большинство
составляют мужчины (92-94%). Наиболее опасными производствами остаются
строительство (23 пострадавших на производстве со смертельным исходом
в расчете на 100 тысяч работающих в 2012 году) и добыча полезных
ископаемых (21).

Рисунок 24. Пострадавшие на производстве со
смертельным исходом,
1980, 1985, 1990-2012 годы
Не вполне благоприятны тенденции профессиональной заболеваемости,
связанной с условиями работы и профессии (болезни кожи от раздражающих
и токсичных веществ; болезни, вызванные воздействием производственной
пыли; изменением атмосферного давления, и др.). Профессиональная
заболеваемость неоднократно возрастала и снижалась на протяжении
двух последних десятилетий (рис. 25).
В 2012 году было зарегистрировано 6696 человек с впервые
установленным профессиональным заболеванием (отравлением) (на 14,5%
меньше, чем в 2011 году), что составило 14,6 в расчете на 100 тысяч
работающих (17,1 в 2011 году).
Среди заболевших профессиональными заболеваниями также
преобладают мужчины (79-84%%), которые чаще заняты на рабочих местах
с вредными и опасными условиями.

Рисунок 25. Число лиц с впервые установленным
профессиональным заболеванием (отравлением), 1980, 1985, 1990-2012
годы
До середины 1990-х годов наблюдалась устойчивая тенденция
роста инвалидности в возрасте 18 лет и старше, а после периода относительной
стабилизации в 1995-2003 годах – ее стремительный рост в 2004-2005
годах (рис. 25)[17]. Число
лиц, впервые признанных инвалидами, составило в 2004 году 1463 тысячи,
а в 2005 году - 1799 тысяч человек. В расчете на 100 тысяч человек
постоянного населения число лиц, впервые признанных инвалидами,
составило в 2005 году 157, увеличившись по сравнению с 2004 годом
на 22,6%, а, по сравнению с 1990 годом - в 3 раза. В 2006-2008 годах
число лиц, впервые признанных инвалидами, быстро сокращалось, затем
сокращение несколько замедлилось. В итоге, в 2012 году число впервые
признанных инвалидами сократилось в 2,2 раза по сравнению с 2005
годом, составив 805 тысяч человек (69 на 100 тысяч населения).
Значительная часть людей, впервые признанных инвалидами,
входит в группу населения трудоспособного возраста. В 2005 году
она была минимальной – 31,5%, а затем вновь стала расти, поднявшись
почти до 50% в 2010-2012 годах (примерно столько же она составляла
в 2000 и 2003 годах).

Рисунок 26. Число лиц, впервые признанных инвалидами,
1970, 1975, 1980, 1985, 1990-2012 годы
Источники:
Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- www.gks.ru,
Российский статистический ежегодник, 2013 и предшествующие
годы - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/
ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078;
Социально-экономическое положение России. Февраль 2014
года и предыдущие выпуски ежемесячного доклада - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/
ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086922125;
Социально-экономическое положение федеральных округов
в 2013 году / Ежеквартальные статистические бюллетени – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/
ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086420641;
Здравоохранение России. 2013 года и предыдущие выпуски
сборника - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/
ru/statistics/publications/catalog/doc_1139919134734;
Демографический ежегодник России. 2013 и предыдущие
выпуски ежегодника - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/
ru/statistics/publications/catalog/doc_1137674209312
[16] Начиная
с 2009 года в нее входят погибшие на месте дорожно-транспортного
происшествия либо умершие от его последствий в течение 30 последующих
суток (до 2009 года – в течение 7 суток).
[17] До 2000 года - в возрасте
16 лет и более, с 2000 года - в возрасте 18 лет и более.
|