Rambler's Top100

№ 591 - 592
24 марта - 6 апреля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия - исследователь 

Оценка последствий демографических изменений для социально-экономического развития России с учетом различных сценариев демографического прогноза на период до 2030 года. Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН.

Демографические дебаты. «Потребность в детях»: помогает ли это понятие объяснить падение рождаемости в ХХ веке?

Памяти Сергея Сергеевича Артоболевского


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Оценка последствий демографических изменений для социально-экономического развития России с учетом различных сценариев демографического прогноза на период до 2030 года. Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН

20 марта 2014 года состоялось очередное заседание Демографической секции Центрального Дома ученых РАН. Председательствовал В.В. Елизаров.

Заседание продолжило обсуждение проблем разработки многовариантных прогнозов демографического развития России на период до 2030 года. С докладом на тему: "Оценка последствий демографических изменений для социально-экономического развития Российской Федерации с учетом различных сценариев демографического прогноза на период до 2030 года" выступил Михаил Борисович Денисенко, к.э.н, зам. директора, зав. кафедрой демографии Института демографии НИУ ВШЭ.

М.Б.Денисенко подчеркнул, что целью исследования была оценка последствий изменения демографического состава населения РФ для социально-экономического развития страны с учетом различных сценариев демографического прогноза. При этом решались следующие задачи: оценка влияния сокращения населения в трудоспособных возрастах и его старения на рынок труда и экономический рост; оценка влияния демографических изменений на структуру спроса на услуги здравоохранения и систему обязательного медицинского страхования; оценка влияния демографических изменений на структуру расходов и спроса на услуги системы образования; оценка последствий разных сценариев демографического развития для системы социального обеспечения и оценка влияния демографических изменений на бюджетную систему, в том числе на структуру государственных расходов. Вначале М.Б.Денисенко остановился на методических аспектах исследования, в частности на применяемом методе прогнозирования - функциональных прогнозах, включающих в себя прогнозы численности и состава функциональных групп. Работа по оценке последствий демографических изменений основывалась на анализе результатов демографического прогноза; получении перспективных оценок социально-экономических параметров; реализации функциональных прогнозов и экономических оценках. К главным трудностям работы можно отнести недостаток данных и ,прежде всего, по возрастным характеристикам потребления и расходов, что приводило к большому количеству дополнительных расчетов и разного рода допущений.

Важное значение имеют оценки влияния демографических процессов на динамику численности и состава отдельных социально-экономических групп населения Российской Федерации. Так, при сохранении сложившихся повозрастных коэффициентов экономической активности численность экономически активного населения существенно сократится к 2030 г. по всем демографическим сценариям, умеренное увеличение экономической активности пожилых и молодежи (до уровня, зафиксированного в странах с законодательно установленным пенсионным возрастом 60-65 лет) может существенно сдерживать убыль экономически активного населения.

Значимым фактором динамики численности экономически активного населения является постоянная миграция, которая уменьшает убыль населения в рабочих возрастах и замедляет процессы его старения. Без постоянной миграции сокращение рабочей силы будет очень быстрым. В условиях возможного экономического роста повышение уровня экономической активности и снижение уровня безработицы до структурного минимума в значительной мере могут преодолеть тенденцию к многомиллионному сокращению числа лиц в трудоспособных возрастах.

В условиях возможной реструктуризации экономики и роста уровня безработицы численность занятого населения будет сокращаться ускоренными темпами, но из-за уменьшения трудоспособного контингента рост численности безработных в долгосрочной перспективе не будет значительным (порядка 1 млн).

В условиях быстрой убыли населения в трудоспособных возрастах поддержание экономического роста может быть затрудненно дефицитом рабочей силы. Экономика будет вынуждена адаптироваться к новой ситуации, чтобы нейтрализовать возможные неблагоприятные последствия такого сжатия. Для этого необходимо в первую очередь увеличивать производительность труда и отдачу от использованных ресурсов (СПФП).

Что касается последствий для системы здравоохранения и ОМС, то при сценарии высокого роста к 2031 г. может произойти удорожание программы ОМС на 7,7% относительно 2013 г., для среднего сценария - на 1,3%. Если не учитывать миграцию, то может отмечаться уменьшение стоимости программы ОМС за 3,6%, а в сценариях низкого роста - на 5,6%.

Последствия для системы образования в результате демографических изменений, затронут прежде всего численность обучающихся на различных ступенях. Изменения в системе подготовки бакалавров, расширение магистерской подготовки потребуют дополнительных затрат, так как увеличение охвата обучением уменьшит эффект от сокращения численности студенческих контингентов до 2020 г. С высокой вероятностью можно ожидать возрастание спроса на услуги дошкольных учреждений до 2020 г. даже при неизменном охвате. Для того чтобы увеличить охват обучением на этой ступени ввод новых учреждений придется проводить опережающими темпами.

В то же время, практически во всех сценариях демографических изменений в 2020-е гг. потребность в местах в ДОУ будет сокращаться из-за снижения числа родившихся. Следовательно, темпы ввода новых учреждений могут быть понижены.

При рассмотрении последствий для системы социального обеспечения особое внимание было уделено предложениям о возможных направлениях изменений пенсионной системы с целью минимизации влияния демографического фактора. В частности, целесообразно продолжить реформу досрочных пенсий, повышение нормативного возраста выхода на пенсию женщинам до 60 лет (при благоприятной динамике смертности - мужчинам и женщинам - до 63 лет), а также разделение фиксированной (базовой) и страховой частей пенсии не только по формулам, но и по источникам финансирования и сохранение небольшой обязательной накопительной компоненты.

Демографические последствия для бюджетной системы основываются на оценках потребности в социальных расходах бюджетной системы (расходы на образование, здравоохранение, меры социальной поддержки детей и семей с детьми, трудовые пенсии) в соответствии с различными сценариями демографического развития России.

Доклад М.Б. Денисенко был выслушан с большим интересом переполненной аудиторией и вызвал многочисленные вопросы, особенно по анализу последствий демографического прогноза на развитие рынка труда, образования, здравоохранения и пенсионной системы.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.