| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | 165 лет со дня рождения Арсена Дюмона(1849-1902)
 
 В этом году исполняется 165 лет со дня рождения Арсена 
              Дюмона (Arsène Dumont), одного из видных представителей 
              французской демографической и социологической мысли второй половины 
              XIX века. Арсен Дюмон родился 21 марта 1849 года в маленькой деревушке 
              Ла-Камб в Нормандии (департамент Кальвадос). Его отец был судебным 
              исполнителем. Дюмон изучал право, а позднее посещал Школу антропологии 
              в Париже, где заинтересовался проблемами демографии. Он не был женат, 
              и у него не было детей. Несмотря на активную исследовательскую деятельность 
              и немалое число публикаций, ему не удалось сделать научную карьеру, 
              он разорился, остался без средств к существованию и покончил с собой, 
              отравившись хлороформом, 31 мая 1902 года в возрасте 53 лет. Как демограф Дюмон считал себя учеником Луи Адольфа 
              Бертильона. Он занимался статистическим изучением демографических 
              изменений в ограниченных группах населения: жителей кантонов, коммун, 
              островов, малых этнических групп, живущих внутри больших популяций. 
              В ходе этих исследований он восстанавливал динамику интересующих 
              его групп населения с начала девятнадцатого века, проводя прямые 
              полевые обследования и сравнивая результаты своих наблюдений с данными 
              архивов. Первые публикации Дюмона появились, когда ему было немногим 
              более 35 лет. Известность А. Дюмону принес его фундаментальный труд, 
              опубликованный в трех книгах: «Депопуляция и цивилизация» («Dépopulation 
              et civilisation», 1890), «Рождаемость и демократия» («Natalité 
              et démocratie»,1898) и («Мораль, основанная на демографии» 
              «La morale basée sur la démographie», 1901). Дюмон вошел 
              в историю демографической и социологической мысли как создатель 
              теории социальной капиллярности, развитой уже в первой книге, насчитывавшей 
              520 страниц. Интересно привести изложение  этой теории современником 
              Дюмона – итальянским ученым и политическим деятелем, Франческо Нитти 
              в его книге «Народонаселение и общественный строй», вышедшей в 1894 
              году, что само по себе говорит о том, сколь быстро были замечены 
              идеи Дюмона. В 1898 году книга Нитти появилась уже на русском языке, 
              приведем из нее соответствующее место.   «Основы учения Дюмона можно выразить в следующих положениях:  
              Прогресс рождаемости обратно пропорционален общественной 
                волосности [сейчас в русском языке используется слово «капиллярность»].Прогресс индивидуума как в своем значении, так и 
                в энергии, находится в прямом  отношении к общественной волосности.Развитие расы обратно пропорционально развитию индивидуальному.Чем блестяще центр культуры, тем более он имеет притягательной 
                силы, и чем больше эта сила, тем блестяще центр; это – действие, 
                увеличивающееся самим действием.Чем сильнее притяжение, тем скорее будут побеждены, 
                те, кто испытывают на себе его влияние. Плебей ставит себе более 
                высокий идеал, чем дети аристократии, и тем самым менее способен 
                к наслаждению.Следовательно, демократия представляет собою интенсивную 
                культуру, а противоположная систем – экстенсивную» 1.
 Социальная капиллярность диктует всеобщее стремление 
              к социальному восхождению, дети – едва ли не главное препятствие 
              такому восхождению. Отсюда – снижение рождаемости и депопуляция. 
              Впрочем, Дюмон не ограничивается рассмотрением только демографических 
              последствий социальной капиллярности, он видит ее влияние и в социальной 
              стратификации, и в этнических различиях, и в географическом распределении 
              людей. Дюмон предлагал различные пути ограничения пагубного 
              влияния социальной капиллярности – от более общих улучшений экономического 
              и морального плана (уменьшение экономического неравенства, развитие 
              солидарности, патриотизма и т.п.) до вполне конкретных законодательных 
              мер, выражаясь по-современному, демографической политики: льготы 
              для имеющих детей при прохождении военной службы, поощрение ранних 
              браков, использование налоговых инструментов, устранение монашества 
              и пр.  Признавая Дюмона как автора теории социальной стратификации, 
              попытавшегося дать обобщенное объяснение падению рождаемости, его 
              нередко упоминают как одного из предшественников теории демографического 
              перехода. В то же время, автор специальной статьи, написанной к 
              50-летию со дня смерти Дюмона, Жан Сюттер, замечает, что, считая 
              снижение рождаемости преходящим явлением, он не заметил демографической 
              революции, которую впоследствии так хорошо изучил Ландри2. 
             Помимо трех указанных книг А.Дюмон опубликовал около 
              40 статей общим объемом около 1000 страниц. Список основных работ А. Дюмона 
              Dépopulation et civilisation, in-8°, 520 p. Paris,1890, 
                 Lecrosnier et Babé. Natalité et Démocratie, in-8°, 230 p. Paris, 1898, 
                Schleicher.La morale basée sur la démographie, in-8°, 200 p. 
                Paris, 1901, Schleicher.Note sur la natalité aux îles de Noirmoutier, d'Yeu 
                et de Groix // Annales de Démographie Internationale, 7e 
                année, 1883, p. 247-264.Étude sur la natalité dans l'île de Bréhat 
                (Côtes-du-Nord) // Bulletins et Mémoires de la Société 
                d'Anthropologie de Paris, 1888, p. 725-742.Essai sur la natalité dans le canton de Paimpol (Côtes-du-Nord). 
                // Bulletins et Mémoires de la Société ď Anthropologie 
                de Paris, 1889, p. 273-315.Essai sur la natalité aux îles de Ré et d'Oléron 
                //Bulletins et Mémoires de la Société d'Anthropologie 
                de Paris, 1890, p. 75-131.Étude sur la natalité dans le canton de Fouesnant 
                (Finistère) // Bulletins de la Société et Mémoires 
                d'Anthropologie de Paris, 1890, p. 415-446 et 616-635.Profession et natalité. Bréhat et Groix // Revue Scientifique, 
                16 août 1890, p. 202-206.La théorie de la natalité et l'urgence de la contrôler 
                par les faits //Bulletins et Mémoires de la Société 
                d'Anthropologie de Paris, 1891, p. 483-502.Essai sur la natalité dans le canton de Lillebonne (Seine-Inférieure). 
                //Bulletins et Mémoires de la Société ď Anthropologie 
                de Paris, 1891, p. 574-640.La natalité française et l'étude des communes 
                rurales // Revue Scientifique, 10 et 24 octobre 1891, p. 449-461 
                et 519-526.Histoire de la population dans une commune rurale // Revue Scientifique, 
                10 septembre 1892, p. 326-340.Natalité des Basques de Baïgorry. Comptes Rendus des 
                Travaux de l’Association Française pour l’Avancement des 
                Sciences, 1892, 2e partie, p. 597-612.Les populations les plus fécondes de France (les Flamands 
                de Dunkerque) // Comptes Rendus des Travaux de l’Association Française 
                pour l’Avancement des Sciences, 1893Natalité et masculinité // Comptes Rendus des Travaux 
                de l’Association Française pour l’Avancement des Sciences, 
                1893, 2e partie, p. 706-712.La natalité chez les Musulmans de l'Algérie // Revue 
                Scientifique, 1993Age d'un tumulus : Fontenay-le-Marmion. La race et la suette 
                à l'île d'Oléron //Bulletins et Mémoires de 
                la Société d'Anthropologie de Paris, 1893Démographie des étrangers habitant en France // Bulletins 
                et Mémoires de la Société d'Anthropologie de Paris, 
                1894, p. 419-433.La natalité dans le canton d'Isigny (Calvados). // Comptes 
                Rendus des Travaux de l’Association Française pour l’Avancement 
                des Sciences, 1894, 2e partie, p. 682-698.Essai sur la natalité dans le canton de Beaumont-Hague. 
                // Bulletins et Mémoires de la Société d'Anthropologie 
                de Paris, 1895, p. 1-49.La natalité dans le canton de Sainte-Livrade (Lot-et-Garonne). 
                // Comptes Rendus des Travaux de l’Association Française 
                pour l’Avancement des Sciences, 1895, 2e partie, p. 675-693.Mouvement de la population française en 1893 // Bulletins 
                et Mémoires de la Société d'Anthropologie de Paris, 
                1895.Note sur la démographie des Musulmans en Algérie  // 
                Bulletins et Mémoires de la Société d'Anthropologie 
                de Paris, 1895.Ethnographie tunisienne  // Bulletins et Mémoires 
                de la Société d'Anthropologie de Paris, 189.Profession et natalité // Bulletins et Mémoires de 
                la Société d'Anthropologie de Paris, 1897, p. 75-80.Démographie des Musulmans algériens // Comptes Rendus 
                des Travaux de l'Association Française pour l'Avancement 
                des Sciences, 1897, 2e partie, p. 589-614.Essai sur la natalité au Massachusetts. //Journal de la 
                Société de Statistique de Paris, 1897, p. 332-353 et 
                385-395; 1898, p. 64-69.La poterie des Kroumirs et celle des dolmens // Bulletins et 
                Mémoires de la Société d'Anthropologie de Paris, 
                1898Aptitude de la France à fournir des colons // Journal de 
                la Société de Statistique de Paris, 1900, p. 15-26, 
                62-69 et 80-86.De l'aptitude de la population française à l'émigration 
                // Journal de la Société de Statistique de Paris, 1900, 
                p. 185-188.La natalité à Saint-Pierre-de-Clairac (Lot-et-Garonne). 
                Essai de sociologie concrète. // Revue Internationale de 
                Sociologie, janvier 1902, p. 42-55.L'âge au mariage // Bulletins et Mémoires de la Société 
                ď Anthropologie de Paris, 1902, p. 248-268. 
 1 
              Франческо С. Нитти. Население и общественный строй. СПб, 1898, с. 
              131-132.2 Jean 
              Sutter. Un démographe engagé : Arsène Dumont (1849-1902). 
              Population, 1953, vol. 8, n 1, pp. 91.
 
  
              
             |