|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Дети в ДТП
|
|
Над темой номера работал
|
|
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
С 2006 года в России главной группой риска среди детей-участников
ДТП стали дети-пассажиры
По категориям участников дорожного движения в 1997 году
среди детей – жертв ДТП лидирующее место принадлежало детям-пешеходам,
на которых приходилось 56% всех погибших детей, далее следовали
дети-пассажиры - 34%. На детей-велосипедистов и детей - других участников
дорожного движения в сумме приходилось 10%. С тех пор произошли
заметные перестановки в структуре погибших участников дорожного
движения. Уже в 2006 году на первое место вышли дети-пассажиры,
их доля составила 45,4% всех погибших в ДТП детей, к 2012 году эта
доля повысилась почти до 55%, тогда как на детей-пешеходов пришлось
34% (табл. 8).
Таблица 8. Распределение числа погибших детей по категориям
участников дорожного движения, 1997-2012 годы, человек
|
Пас-
сажиры
|
Пеше-
ходы
|
Вело-
сипе-
дисты
|
Прочие участ-
ники
|
Всего
|
Пас-
сажиры
|
Пеше-
ходы
|
Вело-
сипе-
дисты
|
Прочие участ-
ники
|
Всего
|
человек
|
%
|
1997
|
602
|
972
|
97
|
77
|
1748
|
34,4
|
55,6
|
5,5
|
4,4
|
100,0
|
1998
|
608
|
941
|
81
|
67
|
1697
|
35,8
|
55,5
|
4,8
|
3,9
|
100,0
|
1999
|
499
|
895
|
128
|
86
|
1608
|
31,0
|
55,7
|
8,0
|
5,3
|
100,0
|
2000
|
493
|
854
|
98
|
75
|
1520
|
32,4
|
56,2
|
6,4
|
4,9
|
100,0
|
2001
|
587
|
825
|
88
|
86
|
1586
|
37,0
|
52,0
|
5,5
|
5,4
|
100,0
|
2002
|
585
|
724
|
109
|
86
|
1504
|
38,9
|
48,1
|
7,2
|
5,7
|
100,0
|
2003
|
645
|
715
|
99
|
102
|
1561
|
41,3
|
45,8
|
6,3
|
6,5
|
100,0
|
2004
|
530
|
702
|
111
|
62
|
1405
|
37,7
|
50,0
|
7,9
|
4,4
|
100,0
|
2005
|
571
|
608
|
85
|
77
|
1341
|
42,6
|
45,3
|
6,3
|
5,7
|
100,0
|
2006
|
579
|
537
|
92
|
68
|
1276
|
45,4
|
42,1
|
7,2
|
5,3
|
100,0
|
2007
|
517
|
451
|
77
|
71
|
1116
|
46,3
|
40,4
|
6,9
|
6,4
|
100,0
|
2008
|
517
|
390
|
62
|
49
|
1018
|
50,8
|
38,3
|
6,1
|
4,8
|
100,0
|
2009
|
450
|
363
|
62
|
39
|
914
|
49,2
|
39,7
|
6,8
|
4,3
|
100,0
|
2010
|
489
|
332
|
48
|
29
|
898
|
54,5
|
37,0
|
5,3
|
3,2
|
100,0
|
2011
|
541
|
307
|
58
|
38
|
944
|
57,3
|
32,5
|
6,1
|
4,0
|
100,0
|
2012
|
515
|
320
|
49
|
56
|
940
|
54,8
|
34,0
|
5,2
|
6,0
|
100,0
|
Источник: ГИБДД.
Если говорить об относительных показателях, то можно
отметить, что снижение смертности детей-пешеходов объясняет большую
часть снижения детской смертности, начиная с 2004 года (рис. 25).
С 2006 года снижаются коэффициенты смертности детей-велосипедистов
и детей-прочих участников дорожного движения (правда, в 2011 году
они несколько выросли). Но, к сожалению, не происходит, каких-либо
положительных сдвигов с детьми-пассажирами.
Рисунок 25. Коэффициенты смертности от ДТП детей в возрасте
до 16 лет, по категории участников дорожного движения, Россия (на
1 млн детского населения)
Источник: ГИБДД.
Среди стран Европы Россия не слишком выделяется долей
детей-пассажиров среди всех детей – жертв ДТП, но все же находится
в той части списка стран, где эта доля наиболее высока (табл. 9,
рис. 24). В «других участниках» в европейских странах, в отличие
от России, значительную долю составляют дети-водители, у нас они
составляют незначительную часть. В Нидерландах доля детей-водителей
достигает 65%, а на детей-пассажиров падает всего 4%. В Португалии
на детей-пассажиров приходится 60% погибших и 40% приходится на
детей пешеходов.
Таблица 9. Структура погибших детей по категориям участников
дорожного движения в России и некоторых европейских странах (Россия
– 2012 год, европейские страны – 2009 год)*, %
|
Пешеходы
|
Пассажиры
|
Другие участники
|
Австрия
|
27%
|
47%
|
27%
|
Бельгия
|
31%
|
25%
|
44%
|
Великобритания
|
49%
|
33%
|
17%
|
Дания
|
30%
|
50%
|
20%
|
Ирландия
|
44%
|
50%
|
6%
|
Испания
|
36%
|
60%
|
4%
|
Италия
|
23%
|
51%
|
27%
|
Люксембург
|
50%
|
33%
|
17%
|
Нидерланды
|
30%
|
4%
|
65%
|
Польша
|
32%
|
47%
|
21%
|
Португалия
|
40%
|
60%
|
0%
|
Румыния
|
52%
|
37%
|
11%
|
Финляндия
|
17%
|
50%
|
33%
|
Франция
|
20%
|
63%
|
17%
|
Чехия
|
44%
|
50%
|
6%
|
Россия (2012)
|
34%
|
55%
|
11%
|
*Россия – дети в возрасте 0-15, европейские страны – дети в возрасте
0-14.
Источники: по странам ЕС - ежегодный отчет European Road Safety
Observatory (ERSO) «Traffic Safety Basic Facts 2011», по России
– данные ГИБДД.
*Россия – дети в возрасте 0-15, европейские страны – дети в возрасте
0-14.
Рисунок 26. Структура погибших детей по категориям участников
дорожного движения в России и некоторых европейских странах (Россия
– 2012 год, европейские страны – 2009 год), %
Источники: по странам ЕС - ежегодный отчет European Road
Safety Observatory (ERSO) «Traffic Safety Basic Facts 2011», по
России – данные ГИБДД.
Сезонность смертности детей по всем категориям участников
дорожного движения совпадает. Из рис. 27 видно, что основное снижение
за период происходило за счет снижения смертности в летние месяцы.
В зимние месяцы количество погибших остается достаточно стабильным.
Наибольший вклад в это снижение внесло снижение смертности детей-пешеходов.
Рисунок 27. Распределение по месяцам погибших в ДТП
детей по категории участника дорожного движения в 2004-2012 годах,
Россия, человек
Источник: ГИБДД.
|