|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Внешние миграции
населения Украины периода независимости
|
|
Над темой номера работала
|
 |
Елена
МАЛИНОВСКАЯ
|
|
Заключение
Таким образом, хотя точные статистические данные, характеризующие
миграционную ситуацию в Украине, к сожалению, отсутствуют, доступная
информация дает основания для вывода о том, что страна продолжает
терять население в результате эмиграции и эти потери не компенсируются
иммиграцией из-за рубежа. Для иммигрантов Украина непривлекательна
вследствие экономического положения. Кроме того, каналы иммиграции,
предусмотренные законодательством, крайне узки.
И это при том, что население Украины стремительно сокращается.
С 1993 года, когда его численность достигла максимальной отметки
в 52,2 млн человек (что произошло благодаря многочисленной репатриации
начала 1990-х годов и вопреки естественной убыли населения), жителей
в Украине стало почти на 7 млн меньше. По прогнозам, к 2050 году
население сократится до 39 млн. человек и существенно постареет.
Уже через 7-8 лет дефицит рабочей силы может превратиться в ограничитель
экономического развития.
Учитывая стабильную тенденцию сокращения рождаемости,
именно миграция становится едва ли не единственным шансом затормозить
депопуляцию. Украинские демографы подсчитали, что для сохранения
численности населения на нынешнем уровне Украине необходимы не менее
300 тыс. иммигрантов ежегодно22.
В противном случае численность населения может сократиться до критического
уровня, а деформация половозрастной структуры значительно усилится.
Однако привлечь иммигрантов не так-то просто, особенно
с учетом того, что соседи Украины и на Западе, и на Востоке, где
условия жизни лучше, а величина заработков существенно выше, проводят
ныне активную иммиграционную политику, направленную на пополнение
своих человеческих ресурсов извне.
Учитывая значительную разницу в уровнях благосостояния
между Ураиной и странами-реципиентами украинской рабочей силы, а
также сложившиеся за двадцатилетие интенсивной миграции миграционные
сети, отток населения за рубеж, вероятно, будет продолжаться. Безвизовый
режим поездок в страны ЕС, добиться которого Украина рассчитывает
в ближайшие годы, может его ускорить. Поэтому сокращение выезда,
возвращение тех, кто выехал ранее, привлечение иммигрантов из-за
рубежа становятся для страны вопросами национальной безопасности.
В ноябре 2010 года на саммите Украина-ЕС был одобрен
План либерализации визового режима для граждан Украины, значительная
часть которого посвящена миграционным вопросам. Он стал для украинских
властей серьезным внешним импульсом решения давно назревших проблем
в сфере управления миграциями. Так, уже в декабре 2010 года объявлено
о создании Государственной миграционной службы Украины, специального
органа исполнительной власти, о необходимости которого говорилось
годами. В мае 2011 года завершилась длившаяся десятилетие дискуссия
вокруг Концепции государственной миграционной политики, неоднократно,
однако безрезультатно, вносившейся в парламент: документ был утвержден
Указом Президента Украины. Принятие Концепции и создание миграционной
службы способствовали активизации законодательного процесса. В 2011
году приняты новые редакции законов о правовом статусе иностранцев
и о беженцах, осенью 2012 г. - Закон Украины «О едином государственном
демографическом реестре», реализация которого в перспективе позволит
получить более точные данные о движении населения. Распоряжением
правительства был утвержден план действий по интеграции иммигрантов
в украинское общество на 2011-2015 годы, включавший также некоторые
мероприятия по реинтеграции украинских граждан, возвращающихся на
родину.
И все же ожидаемый прорыв в миграционной политике Украины
пока не состоялся. Эксперты указывали на декларативность принятых
решений, проблематичность их реализации. Государственное управление
миграцией все еще развивается в рамках старой парадигмы, в центре
которой миграционный контроль и противодействие нелегальной миграции,
а общественной мнение страдает мигрантофобиями и не готово воспринимать
миграцию как ресурс развития.
22 Стратегія демографічного
розвитку в період до 2015 р. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/879-2006-%D0%BF
|