Rambler's Top100

№ 563 - 564
19 августа - 1 сентября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Трансформация структуры миграционных потоков в Украине и их динамика в условиях мирового финансового кризиса

Героини нашего времени: женская трудовая миграция из Украины

Сокращение численности населения Украины: причины и возможности преодоления

Браки и разводы в современной Украине

Изменения в рождаемости населения Украины под влиянием помощи при рождении ребенка

Перспективы реализации политики содействия сочетанию занятости и родительских обязанностей в Украине

Младенческая смертность в Украине

Бедность в Украине: от стабильных тенденций к состоянию неопределенности

Структурные сдвиги на рынках труда Украины и Российской Федерации

География потерь от голода 1932-1934 годов на Украине

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Младенческая смертность в Украине

Т.Н. Гаращенко1 - специально для Демоскопа

Показатель младенческой смертности является неизменным индикатором уровня жизни населения, наиболее значимым показателем состояния здоровья и выживаемости новорожденных детей, а также характеризует своевременность и доступность медицинских услуг новорожденным.

Уровень младенческой смертности в Европейском регионе характеризуется заметной региональной дифференциацией. В целом можно отметить, что более развитые страны с лучшими экономическими и социальными условиями для матерей и новорожденных, а также эффективной системой здравоохранения имеют заметно меньшие показатели младенческих потерь. Так, самые низкие показатели младенческой смертности зарегистрированы в странах Северной Европы (где показатель не превышает 5 в расчете на 1000 рожденных живыми), а самые высокие - сосредоточены в странах Центральной Европы (за исключением Чехии и Словении, которые в 2011 г. имели сравнительно низкие уровни смертности младенцев - 2,7 ‰ и 2,9% соответственно)2.

Украина, на фоне ведущих европейских стран, сохраняет все еще высокие показатели младенческой смерти, которые более чем вдвое превышают среднеевропейский уровень. В частности, по состоянию на 2011 год, по показателям неонатальной и ранней неонатальной смертности Украина превышает страны ЕС почти вдвое, а по уровню мертворождений — в 1,8 раза.

Благодаря действующим программам по сохранению и улучшению репродуктивного здоровья населения и планированию семьи, произошли позитивные изменения в состоянии репродуктивного здоровья населения, в т.ч. показателя младенческой смертности (рис. 1). Так, за период 2000-2011 гг. показатель смертности детей до 1 года сократился на 3 пункта промилле и составил 9‰. Его динамика в этот период отличалась некоторыми колебаниями. Особенно большим был скачок в 2007 году (показатель увеличился на 14,6% по сравнению с предыдущим годом), причиной которого послужил переход на новые стандарты определения критериев перинатального периода, живорожденности и мертворождаемости3.

Рисунок 1. Уровни младенческой смертности, мертворождаемости, неонатальной и постнеонатальной смертности на 1000 родившихся живыми и мертвыми в Украине в 2000-2011 гг.

Источник: по данным Госстата Украины и Центра медицинской статистики МОЗ Украины

Особое внимание следует уделить тенденциям неонатальной смертности (т.е. смертности новорожденных до 28 дней). Период от первого до 28 дня жизни является наиболее уязвимым для новорожденных, и именно уровень неонатальной смертности отражает качество, своевременность и эффективность послеродовой медицинской помощи. В структуре смертности детей до 1 года в Украине в 2011 году неонатальные младенческие потери составили 61,8%. В динамике, за 2000-2011 гг., их доля увеличилась на 6,2 пункта (с 55,6% до 61,8%). При этом уровень неонатальной смертности (число смертей в расчете на 1000 новорожденных) уменьшился за указанный период времени на 1,2 пункта промилле (среднегодовой темп сокращения - 1,6%). Рассматривая структуру неонатальной смертности, следует отметить, что в 2011 году наибольшая доля смертей здесь приходилась на умерших новорожденных первой недели жизни (более 70%), оставшиеся почти 30% составили случаи поздней неонатальной смертности.

Для динамики показателя ранней неонатальной смертности также были характерны спады и подъемы. Так, резкое снижение показателя наметилось в 2004 году, когда данный показатель сократился на 1,4 пункта промилле, после чего наблюдались незначительные подъемы. Резкий скачок имел место в 2007 году (в связи с переходом на новые стандарты определения критериев перинатального периода и живорожденности). И с 2008 года уровень ранней неонатальной смертности продолжил тенденцию к снижению и достиг в 2011 году 3,9‰. Среднегодовой темп снижения данного показателя составил 1,7%.

Подобная картина наблюдается и для показателя постнеонатальной смертности (от 28 дней до 1 года). Траектория колебаний этого показателя  близка к колебаниям младенческих потерь первой недели жизни: с резким скачком показателя на 0,3 пункта промилле в 2007 году и последующим его сокращением. За период наблюдения показатель снизился на 1,9 пункта и, учитывая среднегодовое сокращение в 3,9%, составил в 2011 году 3,4‰ на 1000 родившихся живыми.

Потери от мертворождаемости характеризуются негативными тенденциями. Несмотря на временное уменьшение показателя (с 2000 по 2003 годы), уровень мертворождений в 2007 году, вырос на 1,5 пункта промилле по сравнению с предыдущим годом, после чего в его динамике преобладали стагнационные тенденции и в конечном итоге, в 2011 году по сравнению с 2000 годом, уровень мертворождаемости увеличился на 0,8 пункта и составил 6,2 ‰.

В структуре потерь от младенческой смертности по состоянию на 2011 год наибольшую долю составили потери от ранней неонатальной смертности (43,3%), 38,2% - потери в постнеонатальном периоде и 18,5%  - поздняя неонатальная смертность (рис. 2).

Рисунок 2. Структура младенческой смертности в Украине в 2000-2011 гг., %

Источник: по данным Госстата Украины и Центра медицинской статистики МОЗ Украины

За период 2000-2011 гг. в структуре детской смертности до 1 года возросла доля ранних и поздних неонатальных потерь на 4,0 и 2,2 проц.пункта соответственно. В свою очередь удельный вес постнеонатальной смертности снизился за 2000-2011 гг. на 6,2 проц.пункта.

Среди факторов, влияющих на динамику потерь от смертности детей до 1 года и мертворождений можно выделить как социально-экономические, так и сугубо демографические.

Социально-экономическое влияние в данном контексте рассматривается как отсутствие достаточного уровня благосостояния населения. Впервые взаимосвязь между уровнем социально-экономического благосостояния матери и уровнем репродуктивных потерь, в частности мертворождаемости неонатальной смертности, описал Д. Бэйрд4. Соответствующие исследования показали, что на рост уровня репродуктивных потерь влияет низкий социальный статус женщин. Важнейшие характеристики, определяющие социально-экономический статус матери, такие как образование и уровень доходов, жилищные условия и условия труда, оказывают существенное влияние на состояние здоровья женщины и плода, течение и исход беременности. Так, уровень доходов влияет на потребление продуктов питания, бытовые условия, обусловливает дифференциацию доступности потребления качественных услуг, в частности, возможность получения квалифицированной медицинской помощи. Наконец, женщины с низким социальным статусом, не имея достаточного уровня доходов, а следовательно — качественного и полноценного питания и социального обеспечения, получают меньше внимания, поддержки и надлежащего обследования в учреждениях дородовой и акушерской помощи во время беременности или родов.

Среди демографических факторов, далеко не последнюю роль играет увеличение возраста матери, ведь за последние несколько десятилетий, увеличилась доля женщин, рожающих после 30-35 лет. Так, из 37 исследований, которые провели канадские ученые, у 80% было установлено статистически значимое увеличение случаев мертворождения среди беременных женщин старше 30-летнего возраста5. Тесная связь между случаями младенческих потерь и повышением возраста матери может быть обусловлена определенными репродуктивными проблемами, которые появляются у женщин с возрастом. В частности, с возрастом возникают или обостряются хронические заболевания, а именно: сердечно-сосудистой и мочеполовой систем; риск развития сахарного диабета беременных; как следствие йододефицита — повышенный риск заболеваний щитовидной железы (гипотиреоз, тиреотоксикоз) и др., что, в свою очередь, влечет за собой осложнения беременности и родов.

Некоторые зарубежные исследования подтверждают также возможность влияния уровня образования женщины на динамику репродуктивных потерь вследствие мертворождаемости и неонатальных смертей6. На основе результатов Медико-демографического обследования Украины 2007 г., можно отметить, что разительных отличий в частоте мертворождений в зависимости от уровня образования матери в нашей стране не наблюдалось. Уровень мертворождаемости составил 2‰ и был одинаковым как у женщин со средним или низким уровнем образования, так и у женщин высшим образованием. Количество случаев ранней неонатальной смертности у женщин с высшим образованием составило 4‰, постнеонатальной смертности — 3‰7.

По данным МОЗ Украины в 2011 году в структуре причин младенческой смертности по причинам смерти, наибольшую долю составляли отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (51,9%) и врожденные пороки развития (24,4%). Следующие места занимают травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних факторов (5,8%), некоторые инфекционные и паразитарные болезни (3,1%), болезни органов дыхания (2,9%), болезни нервной системы (2,7%) (рис. 3).

Рисунок 3 Структура причин смерти детей в возрасте до 1 года в 2011 г. в Украине

Источник: по данным Центра медицинской статистики МОЗ Украины

Среди причин смерти младенцев в неонатальном периоде наибольшую долю (73,8%) также составляют случаи смертей вследствие отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, и 22,2% младенцев умирают в результате врожденных пороков развития.

Интерес представляет также исследование региональных особенностей младенческой смертности в Украине. По его результатам можно утверждать наличие значительной территориальной дифференциации уровня младенческих смертей: от 13,1 на 1000 рожденных живыми в Кировоградской области, до 6,1‰  - в Полтавской области (рис. 4). Большинство регионов Украины имеют значительный уровень младенческих смертей: от 7,1‰ до 9,9‰. Показатель выше среднеукраинского (9,0‰) наблюдался в АР Крым (9,1‰), Одесской (9,2‰), Запорожской (9,3‰), Львовской (9,4‰), Днепропетровской (9,5‰), Херсонской (9,9‰), Винницкой (10,4‰), Закарпатской (10,6‰) и Донецкой (11,3‰) областях и городе Севастополе (9,2‰). К регионам с уровнем младенческой смертности ниже среднеукраинского ныне относятся Хмельницкая (6,1‰), Киевская (7,1‰), Николаевская (7,4‰), Сумская (7,5‰), Черниговская (7,9‰), Волынская (7,9‰), Тернопольская (8,0‰), Черкасская (8,1‰), Черновицкая (8,5‰), Ивано-Франковская (8,8‰), Луганская (8,8‰), Ровненская (8,8‰), Житомирская (8,8‰) и Харьковская (8,9‰) области, а также город Киев (7,6‰).

Рисунок 4. Смертность детей до 1 года в Украине по регионам, в 2000 и 2011 годах

Источник: по данным Госстата Украины

При этом необходимо отметить, что попадание в одну группу по уровню младенческой смертности очень разных по социально-экономическим характеристикам регионов (например, Кировоградская, Донецкая, Закарпатская, Винницкая области), может, кроме всего прочего, свидетельствовать и о различной степени достоверности учета случаев смертности детей до 1 года (и в перинатальном периоде, в частности) в разных регионах страны. Обеспечение достоверности региональной статистики мертворожденных осложняется случаями уменьшения или искажения данных, когда, например, мертворожденных относят к поздним выкидышам, а недоношенных новорожденных, умерших в течение первых семи дней, могут записать в статистику мертворожденных, а не родившихся живыми и умерших8.

За изучаемый период времени младенческая смертность уменьшилась в большинстве регионов страны. Исключением являются Закарпатская, Винницкая и Кировоградская области, где уровень смертности детей до 1 года увеличился на 1,3, 1,4 и 0,32 пункта промилле соответственно. Наибольшие изменения наблюдались в Хмельницкой (-5,92 пункта), Сумской (-5,74 пункта), Запорожской (-5,67 пункта) и Черниговской (-5,26 пункта) областях. Наименьшие - в Херсонской (-0,97 пункта промилле), Житомирской (-1,57 пункта), Полтавской (-1,92 пункта), Киевской (-1,93 пункта) областях.

Анализируя динамику показателей младенческой смертности по типу поселения, можно сказать, что в 2011 г. уровень детской смертности, так же как и уровень мертворождений, в сельской местности, превышал аналогичные показатели в городах, на 12,7% и на 8,1% соответственно. Уровень неонатальной смертности в городах и селах не имел значительных отличий, а показатель неонатальных смертей в сельской местности превышал соответствующий показатель в городах на 1,2%.

За весь период, который анализируется в данной работе, уровень детской смертности до 1 года имеет четкую тенденцию к сокращению как в городских поселениях, так и в сельской местности, и уменьшился на 3,4 и 2,1 пункта промилле соответственно. Среднегодовой темп сокращения составил в городах 3%, а в сельской местности - 1,8%. Однако, что касается неонатальных потерь, то, хотя в городе и наблюдалось сокращение этого показателя (на 2,0 пункта промилле), в селе, напротив, уровень смертности младенцев до 28 дней вырос на 0,4 пункта (со среднегодовым темпом роста 0,6%).

Тенденции показателя мертворождаемости также характеризуются повышением его уровня во всех типах поселений - на 0,2 пункта промилле в городах и на 2,0 пункта в сельской местности, со среднегодовым темпом роста в 0,4% и 3,3% соответственно.

Таким образом, несмотря на то, что за период 2000-2011 гг. показатель младенческой смертности в Украине уменьшился, он все еще не соответствует таковому в развитых европейских странах. Актуальными для нашей страны  по-прежнему остаются вопросы улучшения материально-технического оснащения и научно-кадрового обеспечения учреждений здравоохранения. Своевременное наблюдение за беременными, выявление, лечение и профилактика инфекционных заболеваний позволили бы своевременно выявлять и нейтрализовать факторы риска для матери и плода. В реформировании нуждаются медико-акушерские, перинатальные и неонатальные службы.  Обеспечение качественной антенатальной помощи также очень важно, ведь различные заболевания, как до беременности, так и во время нее, могут негативно отразиться на состоянии плода и в дальнейшем привести к невынашиванию, развитию пороков, мертворождаемости, а также к увеличению младенческой смертности.


1 Ведущий экономист отдела исследований демографических процессов и демографической политики Института демографии и социальных исследований им. М.В.Птухи НАНУ г. Киев, Украина
2 Health at a Glance: Europe 2012, OECD Publishing. с.30/ Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/sites/9789264183896-en/index.html?contentType=/ns/StatisticalPublication,/ns/Book&itemId=/content/book/9789264183896-en&containerItemId=/content/serial/23056088&accessItemIds=&mimeType=text/html
3 Наказ Міністерства охорони здоров’я України №179 від 29.03.2006 «Про затвердження інструкції з визначення критеріїв перинатального періоду, живонародженості та мертвонародженості», Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0427-06
4 Baird D. The Influence of Social and Economic Factors on Stillbirths and Neonatal Deaths//BJOG: An International Journal of Obstetrics & Gynaecology – Vol.  52, Issue 4. - 1945. – P. 339–366.
5 Ling Huang, Reg Sauve et al. Maternal age and risk of stillbirth: a systematic review / CMAJ Research – January, 2008. – P.166
6 Rom A.L, Mortensen L.H, Cnattingius S, et al. A comparative study of educational inequality in the risk of stillbirth in Denmark, Finland, Norway and Sweden 1981–2000 / Journal of Epidemiology and Community Health. – 2010.- Р.1-7; Marie-Louise Nordstrom, Sven Cnattingius and Bengt Haglund. Social Differences in Swedish Infant Mortality by Cause of Death, 1983 to 1986//American Journal o f Public Health – January 1993. Vol. 83, No. 1, pp. 26-30
7 Медико-демографічне обстеження населення України 2007 року. – Calverton, Maryland, США: Український центр соціальних реформ, Державний комітет статистики України, Міністерство охорони здоров’я України та Macro International Inc., 2008. с. 111-112
8 Левчук Н. Смертність немовлят в Україні: ілюзії та реальність/ Демографічні дослідження. Випуск 24: зб. наук. праць /НАН України, Ін-т економіки. – Київ, 2002. – с. 64-65

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.