Преступность в России в 2012 году
| | Общий уровень преступности в России продолжает снижаться, но справиться с ростом наркопреступности не удается
|
| Несмотря на сокращение в 2,5 раза, число убийств остается высоким - 9 в расчете на 100 тысяч человек в 2012 году против 1 на 100 тысяч в Германии или Испании
|
| Число ДТП и пострадавших в них в 2011-2012 годах увеличивалось
|
| 67% лиц, совершивших преступления в 2012 году, не имели постоянного источника дохода, 45% уже совершали преступления раньше
|
| Число осужденных снижается: в 2011 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 782,3 тысячи человек, 29% из них – к наказанию лишением свободы
|
| В местах лишения свободы на начало 2012 года содержалось 756 тысяч человек, в том числе 4,6 тысячи несовершеннолетних
|
| Вся статья (в формате PDF)
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова
Е.М. Преступность в России
в 2012 году /Демоскоп Weekly. 2013. № 549-550.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2013/0549/barometer549.pdf
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число ДТП и пострадавших в них в 2011-2012 годах увеличивалось
Значительное число дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной
из серьезных социально-экономических проблем России.
В 2007 году число зарегистрированных ДТП7
возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году. В
последующие три года оно снижалось, составив в 2010 году 199,4 тысячи
(на 14,7% меньше, чем в 2007 году), а в 2011-2012 годах вновь стало
расти – до 203,6 тысячи ДТП, что на 1,9% больше, чем в 2011
году.
В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля
происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных
средств: в 1995 году она составляла 52,1%, в 2000 году – 59,1%,
в 2005 году – 67,2%, в 2011 году – 75,0%.
Число пострадавших (погибших и раненых8)
в ДТП резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись
со 171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем
- после некоторого снижения – до 325 тысяч человек в 2007 году.
Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,1 тысячи человек в 1993 году (рис. 7). К 1997
году оно снизилось до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти
– до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе 4 тысячи человек из-за
нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств
в состоянии опьянения). Всего за 2003 год от всех видов транспортных
травм, по данным учета естественного движения населения, умерло
43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек).
Начиная с 2004 года число погибших в ДТП стало сокращаться
(исключение составил 2007 год, когда оно немного увеличилось), а
число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло
292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения.
Однако в 2011-2012 годах вновь отмечался рост числа погибших и раненых
в ДТП.
Число погибших на автомобильных дорогах и улицах составило
в 2012 году, как и в 2011, 28 тысяч человек (на 5,3% больше, чем
в 2010 году). Число умерших в результате всех видов транспортных
травм увеличилось до 29,3 тысячи человек (на 1,6% больше, чем в
2011 году), составив 20,5 на 100 тысяч человек, в том числе в результате
ДТП – 20,1 тысячи (на 7,3% больше), или 14,1 на 100 тысяч человек.
Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях составило в 2012
году 258,6 тысячи человек (на 2,7% больше, чем в 2011 году).
Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе
за последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения
смертности от ДТП, в результате чего она снизилась с 16,2 в расчете
на 100 тысяч человек в 1990 году до 7,4 в 2009 году9.
Значения показателя стандартизованного коэффициента
смертности существенно различаются по странам ЕС-27, но самые высокие
значения – в Румынии (15,1), Греции (13,6), Литве (12,8), Польше
(12,1), Болгарии и Латвии (по 11) – на четверть ниже, чем в России.
Лучшие показатели - в Швеции, Нидерландах и Великобритании - составляют
около 4 погибших в ДТП на 100 тысяч человек.
Рисунок 7. Число пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980, 1985, 1990, 1993-2012 годы, тысяч человек
Заметные различия наблюдаются и внутри России. Число
погибших в результате ДТП в 2011 году варьировалось от 4 на 100
тысяч человек постоянного населения в Чукотском автономном округе
до 47 в Республике Тыве (рис. 8). В половине регионов значение показателя
было ниже 20, в том числе в 6 – ниже 15 на 100 тысяч человек, и
только в 3 – ниже 10 (Москве, Санкт-Петербурге и Чукотском автономном
округе). С другой стороны, в 8 регионах значение показателя превышало
30 погибших в ДТП на 100 тысяч человек (в республиках Тыве и Калмыкии,
Псковской, Новгородской, Ленинградской, Владимирской, Калужской
и Рязанской областях).
Число раненных в ДТП варьировалось в 2011 году от 56
на 100 тысяч человек в Чеченской Республике до 340 в Псковской области.
В половине регионов значение показателя превышало 180, причем в
31 регионе было выше 200 на 100 тысяч человек, а в 4 – выше 300
на 100 тысяч человек. Помимо Псковской области крайне высокими значениями
показателя выделяются Республика Хакассия (323), Владимирская (308)
и Новгородская (306) области. Лишь в 4 регионах значение показателя
ниже 100 раненых на 100 тысяч человек (помимо Чеченской Республики
в республиках Ингушетии и Дагестане, а также в Чукотском автономном
округе).
Рисунок 8. Число пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях по регионам-субъектам Российской Федерации, 2011 год,
на 100 тысяч человек постоянного населения
Список регионов
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность»
дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9).
Число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000
ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133
в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а в 2012 году - 138.
Вместе с тем устойчиво (за исключением небольшого снижения
в 2008 году) возрастало число раненых в происшествиях на дорогах
и улицах - в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось
с 1099 в 1995 году до 1260 в 2011 году и 1270 в 2012 году.
В определенной степени это связано с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин.
Рисунок 9. Число погибших (ось слева) и раненых
(ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2012
годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2011
году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения
составило в целом по стране 140, варьируясь от 30 в Чеченской Республике
до 259 в Псковской области (рис. 10). Еще в 7 регионах оно превышало
200 ДТП на 100 тысяч человек (в Республике Хакасии, Владимирской,
Ленинградской, Магаданской, Новгородской, Рязанской областях и Еврейской
автономной области – от 200 до 247) и только в 9 не достигало 100
(помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания,
Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Белгородской и Томской
областях, Ставропольском крае).
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2011 году от 63 в Санкт-Петербурге и 66 в Москве и Чукотском автономном
округе до 548 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение
числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках
Ингушетия (502), Тыва (435), Дагестан (359), Кабардино-Балкарии
(276), Северная Осетия - Алания (249) и Карачаево-Черкессия (223).
В остальных регионах оно не превышает 210 погибших на 1000
ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это
соотношение ниже 145 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими.
Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП, в которых были пострадавшие, составило в 2011
году в целом по России 1260, а среди регионов-субъектов федерации
варьировалось от 1022 в Ненецком автономном округе до 1703 в Чеченской
Республике.
Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2011 год
Список регионов
Примерно 2/3 дорожно-транспортных происшествий, в которых
есть пострадавшие, происходят из-за нарушения правил дорожного движения
водителями легковых автомобилей (65,4% в 2011 году). На долю нарушений
ПДД водителя грузовых автомобилей и мототранспорта приходится существенно
меньше (6,2% и 4,2%, соответственно).
Однако число погибших и раненых в ДТП не связано напрямую
с обеспеченностью населения собственными легковыми автомобилями
– напротив, в ряде случаев оно выше в регионах с более низкой обеспеченностью
индивидуальными автомобилями.
В 2011 году на каждую тысячу россиян приходилось в среднем
242 собственных легковых автомобиля. Среди регионов-субъектов федерации
значение этого показателя варьировалось от 61 в Чукотском автономном
округе до 385 в Камчатском крае, а число погибших в ДТП на 100 тысяч
автомобилей – от 24 в Москве (где на 1000 человек приходится 285
собственных легковых автомобилей) до 344 в Республике Тыве (135
автомобилей на 1000 человек). Самые высокие значения числа погибших
в ДТП в расчете на 100 тысяч собственных легковых автомобилей отмечаются
в регионах, в которых обеспеченность такими автомобилями не достигает
200 на 1000 человек, а самые низкие значения – в регионах, где обеспеченность
автомобилями заметно выше (рис. 11).
Число раненых в ДТП в расчете на 100 тысяч собственных
легковых автомобилей составило в среднем России 728, а среди регионов-субъектов
федерации варьировалось от 413 в Москве до 1962 в Еврейской автономной
области. Высокие значения показателя отмечались также в Псковской
(1418), Владимирской (1376), Ивановской (1351) и Новгородской (1314)
областях, а также в республиках Алтай (1307) и Хакасия (1304).
Рисунок 11. Число собственных легковых автомобилей (на
1000 человек) и число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
(на 100 тысяч автомобилей) по регионам – субъектам Российской Федерации,
2011 год
Список регионов
Доля ДТП по вине водителей в состоянии опьянения в целом
по России относительно невысока (6,2% от общего числа ДТП по вине
водителей в 2011 году), но заметно различается по регионам России,
составив в 2011 году от 1,4% в Республике Адыгее до 18,2% в Пензенской
области (рис 12).
Доля погибших в результате ДТП по вине водителей в состоянии
опьянения составила 9,0% в целом по России. Среди регионов-субъектов
федерации ее значение варьировалось от 0 в Ненецком и Чукотском
автономных округах до 28,3% в Ивановской области, а в центральной
половине регионов – от 5,7% до 13,5%. Из-за пьяных водителей погибло
более 20% погибших в ДТП, произошедших по вине водителей, помимо
Ивановской области, в Магаданской, Амурской, Костромской и Владимирской
области, около 20% - в Республике Мордовии, Ямало-Ненецком автономном
округе и Красноярском крае.
Доля раненых в результате ДТП по вине водителей в состоянии
опьянения составила в 7,9% в целом по России. Среди регионов-субъектов
федерации ее значение варьировалось от 1,3% в Чеченской Республике
до 19,9% в Пензенской области. По вине водителей в состоянии алкогольного
опьянения получили ранения более 15% раненных в ДТП по вине водителей
также в Архангельской области и Ненецком автономном округе, республиках
Тыве и Саха (Якутия), Амурской и Магаданской области.
Рисунок 12. Дорожно-транспортные происшествия по вине
водителей в состоянии алкогольного опьянения по регионам – субъектам
Российской Федерации, 2011 год, % от общего числа ДТП, произошедших
по вине водителей
Список регионов
7 Дорожно-транспортное
происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения,
либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель,
характеризующий дорожно-транспортные происшествия, включаются сведения
только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли
или были ранены люди.
8 Погибший - лицо,
погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее
от его последствий в течение 30 последующих суток (с 2009 года,
ранее – в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного
происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию
на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
9 Key figures on Europe
2012 . P. 52, 134. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/product_details/publication?p_product_code=KS-EI-12-001
|