|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В большинстве стран СНГ более 10% пенсионеров продолжают
работать
Старение населения проявляется, помимо прочего, в увеличении
демографической нагрузки старшими возрастами на население рабочих
возрастов. При расчете этого показателя за нижнюю границу рабочих
возрастов обычно принимают возраст 15 лет, а за верхнюю границу
- 64 года включительно.
В целом по миру число человек 65 лет и старше в расчете
на 100 человек в возрасте 15-64 лет до недавних пор оставалось относительно
стабильным, увеличившись с 8,5 в 1950 году до 10 в 1980 году
и 12 в настоящее время. Однако в предстоящие годы ожидается быстрый
рост значения коэффициента демографической нагрузки старшими возрастами
– удвоение к середине века. В развитых странах она уже сейчас достигла
25, а ко второй половине XXI века может повыситься до 45.
Во всех странах СНГ демографическая нагрузка старшими
возрастами до 1970-х годов не превышала 15 человек в возрасте 65
лет и старше на 100 человек в возрасте 15-64 года, а с 1970-х годов
стала быстро возрастать на Украине, в Белоруссии и России (рис.
10). В странах Средней Азии она продолжает умеренно снижаться до
сих пор, опустившись в 2010 году примерно до 6 человек в возрасте
65 лет и старше в расчете на 100 человек 15-64 лет против 10 в середине
1960-х – начале 1970-х годов. В Азербайджане и Казахстане значения
показателя также не превышают 10, но в ближайшее десятилетие ожидается
быстрый рост – до 21 в Казахстане и 27 в Азербайджане в 2050 году
по среднему варианту прогноза ООН. Различия между странами СНГ по
этому показателю до середины нашего века будут все больше усиливаться
из-за более быстрого роста демографической нагрузки старшими возрастами
на Украине, в Белоруссии, России, а также присоединившихся к ним
по степени старения Армении и Молдавии.
Рисунок 10. Демографическая нагрузка старшими возрастами
по стран СНГ, 1950-2050 годы, число человек 65 лет и старше
на 100 человек в возрасте 15-64 лет
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2011). World Population Prospects:
The 2010 Revision, CD-ROM Edition. POP/DB/WPP/Rev.2010/02/F05-3A.
File 5-3A: Old-age dependency ratio 65+/(15-64) by major area,
region and country, 1950-2100 (ratio of population 65+ per 100
population 15-64).
Увеличение демографической нагрузки старшими возрастами
имеет важные последствия для механизмов социального обеспечения,
в частности для пенсионных систем, в соответствии с которыми выплата
пенсий производится за счет налогообложения работающих. Оно влечет
за собой необходимость изменений экономической активности населения,
включая самих пожилых людей. В 2012 году экономическая активность
населения 60 лет и старше в развитых странах была относительно низкой
- 26% среди мужчин и 15% среди женщин 60 лет и старше. В развивающихся
странах пожилые люди вынуждены продолжать трудиться в силу ограниченности
охвата пенсионными программами и сравнительно небольшого размера
пенсионных выплат. Уровень экономической активности населения 60
лет и старше в странах СНГ составлял среди мужчин от 14% в Белоруссии
до 44% в Армении, а среди женщин – от 6% в Белоруссии до 24% в Армении
и 22% в Азербайджане и на Украине (рис. 11).
Рисунок 11. Экономическая активность мужчин и женщин
60 лет и старше по странам СНГ, 2012 год, %
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2012). Population Ageing and Development
2012 / Wallchart ST/ESA/SER.A/323.
В странах СНГ значительная часть пенсионеров продолжает
работать после назначения пенсии.
По данным отчетности органов социальной защиты населения,
численность работающих пенсионеров на начало 2011 года составила
в Азербайджане 133,1 тысячи человек (10% пенсионеров, получающих
все виды пенсий, и 3% занятого населения), в Армении – 58,2
тысячи человек (11% и 5%), в Белоруссии - 608,5 тысячи (25% и 13%),
в Киргизии – 40 тысяч (6% и 2%), в Таджикистане - 37 тысяч (6% и
2%), на Украине – около 2 миллионов человек (15% общего числа пенсионеров
и 10% занятого населения).
В Казахстане, по материалам выборочного обследования
занятости населения, в 2010 году продолжали работать 162 тысячи
лиц пенсионного возраста, что составляло 10% числа пенсионеров по
возрасту и 2% занятого населения; еще 5,7 тысячи человек (0,3% пенсионеров
по возрасту) занимались поиском работы.
В России, по данным аналогичного выборочного обследования
населения по проблемам занятости, в декабре 2010 года продолжали
работать 5 миллионов лиц пенсионного возраста, что составляло 15%
числа пенсионеров по возрасту, или 7% занятых в экономике. Кроме
того, 439 тысяч пенсионеров, или 1,4% пенсионеров по возрасту, искали
работу.
Возможность получения пенсионных выплат в большинстве
стран обусловлена как продолжительностью периода, в течение которого
производились пенсионные отчисления и взносы (чаще всего от 30 до
40 лет рабочего стажа), так и наступлением законодательно установленного
возраста выхода на пенсию («пенсионный возраст»). В последние годы
во многих странах минимальный возраст выхода на пенсию, начиная
с которого можно получать пенсионные выплаты в полном объеме, был
повышен из-за проблем с бюджетным финансированием, связанных с быстрым
старением населения.
В развитых странах законодательно установленный возраст
выхода на пенсию, как правило, превышает 65 лет, а в развивающихся
странах чаще всего находится в диапазоне от 55 до 60 лет. Столь
низкий возраст выхода на пенсию характерен и для ряда стран СНГ
(рис. 12).
Рисунок 12. Законодательно установленный возраст выхода
на пенсию мужчин и женщин 60 лет и старше по странам СНГ, лет
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2012). Population Ageing and Development
2012 / Wallchart ST/ESA/SER.A/323.
На 1 января 2011 года возраст, дающий право выхода на
пенсию по старости, составлял в странах СНГ от 55 до 63 лет:
- 63 года для мужчин и женщин в Армении;
- 63 года для мужчин и 58 лет для женщин – в Азербайджане, Казахстане,
Киргизии и Таджикистане;
- 62 года для мужчин и 57 лет для женщин в Молдавии;
- 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин – в Белоруссии, России
и Узбекистане.
С 1 октября 2011 года на Украине вступил в силу закон
«О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной
системы». Он предусматривает повышение пенсионного возраста для
женщин с 55 лет до 60 лет (с переходным периодом в три
года), для мужчин – чиновников и государственных служащих -
с 60 до 62 лет.
|