|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Миграции между странами СНГ1
Денисенко М.2,
Чудиновских О.3 –
специально для Демоскопа
Цель настоящей работы заключалась в том, чтобы выявить
картину международных миграционных перемещений – постоянных
и временных – между новыми государствами на постсоветском пространстве
за годы их независимости. Для этого были использованы все доступные
источники информации, которые действуют в странах СНГ: переписи
населения, результаты текущего учета миграции, а также обследований
населения и мигрантов. Сравнительный анализ объемов миграционных
потоков и численности мигрантов, полученных из различных источников,
позволяет также оценить состояние миграционной статистики в этих
государствах. Информация по Российской Федерации представлена в
большем объеме. Это связано не только в ведущей ролью РФ в формировании
миграционных процессов в СНГ, но и большим разнообразием доступной
статистики по этой стране. Также рассматриваются основные направления
и механизмы миграционной политики в регионе.
При описании современной миграционной ситуации на постсоветском
пространстве следует помнить, что еще сравнительно недавно все бывшие
союзные республики были частями одного государства, а миграции между
ними имели внутристрановой характер. Принадлежность в прошлом к
одному государству до сих пор проявляется в многочисленных личных
связях между жителями разных государств и использовании в повседневном
общении русского языка, в наличии обширных диаспор, состоящих из
представителей народов, происходящих из других частей бывшего СССР.
Единое языковое пространство, хотя и сократилось, но сохраняется,
несмотря на то, что в большинстве новых независимых государств из-за
проводимой языковой политики русский язык перестал быть государственным
языком, меньше преподается в школах, в ограниченном объеме используется
для преподавания в высших учебных заведениях.
Миграции до конца 1980-х гг.: историческая справка
Как известно, Советский Союз был достаточно закрытой
страной: международные миграционные перемещения контролировались
государством и за небольшим числом исключений были относительно
малочисленными4. Вплоть
до падения железного занавеса и либерализации процедуры выезда из
СССР в конце 1980-х гг. численность населения союзных республик
менялась за счет естественного прироста и сальдо миграционного обмена
с другими республиками. Оценки в табл. 1 показывают, как менялась
величина миграционного сальдо в бывших советских республиках на
протяжении последних шести десятилетий.
Таблица 1. Миграционный прирост на территории бывшего
СССР по десятилетним периодам, 1950-2009 гг. (тыс. человек)
Страны
|
1950-1959
|
1960-1969
|
1970-1979
|
1980-1989
|
1990-1999
|
2000-2009
|
Страны Восточной Европы
|
Белоруссия
|
-925
|
-225
|
-100
|
-39
|
11
|
-92
|
Молдавия
|
59
|
62
|
-18
|
-80
|
-856
|
-34
|
Россия
|
-884
|
-1281
|
302
|
1590
|
4660
|
2158
|
Украина
|
583
|
486
|
280
|
-99
|
-331
|
-153
|
Страны Закавказья
|
Азербайджан
|
-28
|
-46
|
-79
|
-276
|
-166
|
151
|
Армения
|
18
|
144
|
107
|
-119
|
-22**
|
-668
|
Грузия
|
-30
|
-109
|
-161
|
-88
|
-700
|
-50*
|
Центральная Азия
|
Казахстан
|
997
|
616
|
-547
|
-820
|
-3146
|
21
|
Киргизия
|
-69
|
110
|
-90
|
-168
|
-276
|
-249
|
Узбекистан
|
62
|
460
|
190
|
-581
|
-925
|
-1022
|
Таджикистан
|
74
|
136
|
11
|
-115
|
-584
|
-98
|
Туркмения
|
-37
|
9
|
-8
|
-83
|
294
|
-65*
|
Балтийские государства
|
Латвия
|
381
|
146
|
102
|
89
|
-180
|
-25
|
Литва
|
438
|
34
|
63
|
96
|
-205
|
-83
|
Эстония
|
254
|
82
|
67
|
44
|
-153
|
1
|
Оценка авторов, полученные методом демографического баланса по
данным ЦСУ СССР (до 1990 г.) и национальных статистических служб.
*- Без Абхазии и Южной Осетии
** К оценкам для Армении за данный период следует относиться осторожно,
т.к. численность населения Армении в последнюю советскую перепись
1989 г. была занижена примерно на 160 тыс. человек
Объемы и направления миграционных потоков, в конечном
итоге, отражали размещение инвестиций по территории страны. Часто
высокооплачиваемые рабочие места создавались там, где население
было редким (Крайний Север или Сибирь) или не обладало необходимыми
квалификационными навыками (например, в Центральной Азии). На миграционные
потоки влияли также различия между республиками по темпам демографического
роста и в качестве жизни. Так, в отличие от народов европейского
происхождения, мусульманские народы Центральной Азии и Кавказа находились
на начальных стадиях демографического перехода и урбанизации, и
отличались низкой пространственной подвижностью. Заметные территориальные
различия по качеству жизни сохранялись, несмотря на то, что социальная
политика в советский период была направлена на достижение относительного
равенства в уровне жизни. Для этого часть доходов из экономически
развитых республик перераспределялась в пользу менее развитых. Наиболее
привлекательными для населения в 1960-80-х гг., помимо крупнейших
городов, были республики Прибалтики, черноморское побережье Украины
и России, предгорья Северного Кавказа5.
В 1950-1960-е гг. значительные ресурсы вкладывались
в восстановление и модернизацию промышленности на Украине, сильно
пострадавшей в годы войны, в развитие тяжелой промышленности и освоение
целинных земель Казахстана, в строительство промышленных предприятий
в Центральной Азии и в Прибалтике. В тот же период Россия, а также
Белоруссия выступали главными поставщиками рабочей силы в другие
республики. По мере того, как все большая часть инвестиций направлялась
в освоение малонаселенных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего
Востока, увеличивался миграционный приток в Россию. В середине 1970-х
гг. с началом активной разработки нефтяных и газовых месторождений
Западной Сибири, Россия становится главным центром притяжения мигрантов,
в том числе и из Украины. Высокий спрос на рабочую силу и государственная
политика6 стимулировали
возвращение в нее населения, уехавшего ранее в Казахстан,
Закавказье, в Центральную Азию.
Итог миграциям между союзными республиками за послевоенный
период подводит перепись 1989 г. (табл. 2). Всего в СССР более 30
млн. человек или 10,6% всего населения проживали не в тех республиках,
где родились. Из них более половины (65%) жили в России, на Украине
и в Белоруссии. Из этих республик происходило более половины (67%)
всех пожизненных мигрантов. Наибольшей доля неместных уроженцев
была в Латвии и Эстонии, в Казахстане и Армении7.
За небольшой численностью и долей неместных уроженцев в Центральной
Азии стоит их высокая концентрация в городах. Пожизненные мигранты
из других частей СССР составляли от четверти до половины всего городского
населения в этих республиках.
Таблица 2. Распределение населения союзных республик
по месту рождения по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.
Республика
|
Числен-
ность насе-
ления
|
В том числе родившиеся
|
тыс. человек
|
%
|
в рес-
публике
|
В других рес-
публиках
|
За границей и не указавшие
|
в рес-
публике
|
В других рес-
публиках
|
За границей и не указавшие
|
РСФСР
|
147021,9
|
134555,7
|
11472,1
|
994,1
|
91,5
|
7,8
|
0,7
|
Украинская ССР
|
51452,0
|
43877,3
|
7119,9
|
454,9
|
85,3
|
13,8
|
0,9
|
Белорусская ССР
|
10151,8
|
8828,2
|
1268,5
|
55,1
|
87,0
|
12,5
|
0,5
|
Узбекская ССР
|
19810,1
|
18055,6
|
1701,6
|
52,8
|
91,1
|
8,6
|
0,3
|
Казахская ССР
|
16464,5
|
12500,8
|
3749,8
|
213,8
|
75,9
|
22,8
|
1,3
|
Грузинская ССР
|
5400,8
|
5025,8
|
362,1
|
12,9
|
93,1
|
6,7
|
0,2
|
Азербайджанская ССР
|
7021,2
|
6585,7
|
416,9
|
18,6
|
93,8
|
5,9
|
0,3
|
Литовская ССР
|
3674,8
|
3279,5
|
375,8
|
19,5
|
89,2
|
10,2
|
0,5
|
Молдавская ССР
|
4335,4
|
3721,6
|
596,3
|
17,5
|
85,8
|
13,8
|
0,4
|
Латвийская ССР
|
2666,6
|
1960,8
|
692,0
|
13,7
|
73,5
|
26,0
|
0,5
|
Киргизская ССР
|
4257,8
|
3552,3
|
671,9
|
33,5
|
83,4
|
15,8
|
0,8
|
Таджикская ССР
|
5092,6
|
4640,3
|
442,8
|
9,4
|
91,1
|
8,7
|
0,2
|
Армянская ССР
|
3304,8
|
2103,2
|
734,4
|
467,2
|
63,6
|
22,2
|
14,1
|
Туркменская ССР
|
3522,7
|
3197,7
|
317,9
|
7,1
|
90,8
|
9,0
|
0,2
|
Эстонская ССР
|
1565,7
|
1146,5
|
411,1
|
8,1
|
73,2
|
26,3
|
0,5
|
СССР в целом
|
285742,5
|
253031,0
|
30333,1
|
2378,4
|
88,6
|
10,6
|
0,8
|
Рассчитано по: «Итоги Всесоюзной переписи 1989 г.» CD
East-View-CISStat.
С падением «железного занавеса» резко усилилась миграция
за границы бывшего Советского Союза. С самого начала она приобрела
форму массового возвращения (репатриации) на их историческую родину
немцев, евреев, греков и других народов. В общей сложности из СССР
за 1988-1990 гг. выбыло около 800 тыс. человек. Эмиграция в страны,
находящиеся за пределами бывшего СССР, стала оказывать заметное
влияние на демографическую динамику, прежде всего, в республиках
с невысокой рождаемостью (Россия, Украина).
Факторы миграции после распада СССР
Сразу после распада Советского Союза объемы и структура
межгосударственных миграционных потоков на его территории сильно
изменились. Главным феноменом стало превращение России в главный
центр притяжения сотен тысяч мигрантов – постоянных и временных
- из всех бывших союзных республик. По данным российской статистики
с 1992 по 1999 г. в Россию прибыло около 5,9 млн. мигрантов из республик
бывшего СССР
Усиление миграции в Россию частично было с массовым
движением беженцев и вынужденных переселенцев, вызванным, прежде
всего, высоким уровнем политической напряженности и межэтническими
конфликтами. Первая мощная волна беженцев была вызвана армяно-азербайджанским
конфликтом еще в советские годы (1987-1991). За ним последовали
межэтнические вооруженные столкновения в Центральной Азии: Ош (Киргизия,
1990), Фергана (Узбекистан, 1989), Новый Узень (Казахстан, 1989).
После распада СССР пронеслась целая серия серьезных вооруженных
конфликтов: гражданская война в Грузии (1991-1993), война за Нагорный
Карабах (1991-1994), война в Абхазии (1992-1993), война в Южной
Осетии (1991-1992), вооруженный конфликт в Приднестровье (1992),
гражданская война в Таджикистане (1992-1997), первая чеченская война
в России (1994-1996). Конфликты породили перемещения огромных масс
беженцев. Так, в результате карабахской войны, по данным УВКБ ООН,
около 300 тыс. беженцев приняла Армения, порядка 230 тыс. - Азербайджан
(к ним следует добавить почти 570 тыс. внутренне перемещенных лиц).
Около 280 тыс. человек покинули зоны межнациональных конфликтов
внутри Грузии8.
Целый ряд политических событий, последовавших за провозглашением
независимости в бывших союзных республиках: законы о государственном
языке, подъем местного национализма - ускорили отток (или репатриацию)
русскоязычного населения из Казахстана, Центральной Азии, Закавказья,
Молдовы в Россию, а также в Украину и Белоруссию. Пик оттока пришелся
на 1992-1996 гг. Значительная часть мигрантов получила в России
убежище. В общей сложности статус беженца и вынужденного переселенца
из бывших союзных республик получили более 1,3 млн. человек9.
При этом к русскоязычному населению относились как русские, так
и представители других, в том числе коренных, народов, члены этнически
смешанных семей, для которых русский язык был родным или разговорным.
В бывших союзных республиках Закавказья и Центральной Азии русскоязычные
представляли главным образом научно-техническую интеллигенцию. В
итоге, в этом регионе за первые 10 лет существования новых суверенных
государств население европейского происхождения сократилось с десятков
до нескольких процентов.
Миграционный приток в Россию возрос также за счет военнослужащих
Советской армии, распущенной в бывших союзных республиках к 1992
г., и ее частей, выведенных из Восточной Европы и Прибалтики до
1994 г. Введение института частной собственности и ее передел
симулировали реэмиграцию домой тех лиц, которые уехали на заработки
в другие союзные республики. Одновременно из-за повышения издержек
на обучение за пределами своей республики на постсоветском пространстве
сокращается учебная миграция.
Однако, политические факторы в конечном итоге являлись
отражением нарастающего глубокого экономического кризиса в странах
СНГ. Из-за разрыва экономических связей между республиками бывшего
СССР и реструктуризации неэффективной советской экономики останавливались
крупные промышленные предприятия, где было занято большинство русскоязычного
населения. Затем кризис поразил средние и мелкие предприятия, а
также аграрный сектор. Сокращение производства на Крайнем Севере
и в Сибири вызвало отток мигрантов из этих регионов в Центральную
Россию, а также реэмиграцию в новые независимые государства, главным
образом, в Украину и Белоруссию. В советский период относительное
равенство в уровне жизни и, в частности, в оплате труда поддерживалось
за счет перераспределения доходов из экономически развитых республик
в пользу менее развитых. С провозглашением независимости бывших
советских республик эта система бюджетных перераспределений осталась
в прошлом10. Увеличивающиеся
различия между странами СНГ в темпах и структуре экономического
развития проявилась в усилении их дифференциации по уровню жизни
населения. В выгодном положении оказались те страны (Россия, Казахстан,
Туркмения, Азербайджан11),
которые обладают значительными природными ресурсами, востребованными
на мировом рынке (нефть, газ, металлы).
Результатом экономического кризиса на постсоветском
пространстве явилось сокращение числа занятых и резкое понижение
оплаты труда. Наиболее тяжелая ситуация отмечалась в Грузии, Молдове
и Таджикистане, где ВВП на душу населения уменьшился к середине
1990-х гг. примерно на 70%. В итоге существенно понизился уровень
жизни и быстро распространялась бедность. Особенно катастрофическая
ситуация сложилась в Таджикистане, где в 1999 г. на 1 доллар в день
жила треть населения. Безусловно, экономические преимущества России
по отношению к другим государствами СНГ определяют её роль как основного
центра притяжения мигрантов. Так, за исключением короткого периода
кризиса, связанного с дефолтом 1998 года, на протяжении последних
двух десятилетий зарплаты в России были заметно выше, чем в других
государствах СНГ, в том числе - в Казахстане (табл. 3).
Таблица 3. Средний уровень заработной платы в странах
СНГ, (РФ=100%)
|
1991
|
2010 г. (в скобках – уровень зарплаты в евро)
|
Азербайджан
|
58,0
|
58,1 /306 eur/
|
Армения
|
61,5
|
41,7 /219 eur/
|
Белоруссия
|
98,7
|
59,4 /319 eur/
|
Грузия
|
49,3
|
51,5 /244 eur/*
|
Казахстан
|
80,5
|
75,3 /395 eur/
|
Киргизия
|
67,2
|
22,2 /117 eur/
|
Молдавия
|
79,2
|
34,4 /184 eur/
|
Россия
|
100
|
100,0 / 512eur/
|
Таджикистан
|
67,5
|
11,5 / 61 eur/
|
Туркмения
|
75,5
|
-
|
Узбекистан
|
66,8
|
25,0 /140 eur/ **
|
Украина
|
87,6
|
40,5 /213 eur/
|
Рассчитано по данным Статкомитета СНГ
* - 2008;
** - 2004
Отсутствие постоянной работы, позволяющей домохозяйству
перешагнуть через черту бедности, является главным фактором, выталкивающим
мигрантов на поиски работы в России и Казахстане. Хотя число занятых
в странах СНГ стало увеличиваться со второй половины 1990-х гг.
по мере преодоления последствий экономического кризиса, это увеличение
не соответствовало демографическим тенденциям в Центральной Азии
и Азербайджане, где быстро увеличивалось население в возрастах от
15 до 60 лет (табл. 4). Значительное сокращение рабочих мест в Армении
превращало значительную часть работников в избыточное для
рынка труда население.
Таблица 4. Прирост населения в возрасте от 15 до
60 лет и численности занятых12
Страна
|
Период оценки
|
Прирост населения от 15 до 60 лет (в тыс.)
|
Прирост численности занятых (в тыс.)
|
Прирост занятых к численности населения от 15 до 60 лет
(в %)
|
Киргизия
|
1992-2008
|
1057
|
381
|
36,0
|
Таджикистан
|
1992-2008
|
1257
|
277
|
22,0
|
Узбекистан
|
1992-2007
|
5584
|
2456
|
44,0
|
Армения
|
1993-2007
|
36
|
-267
|
-744,9
|
Азербайджан
|
1992-2008
|
1507
|
334
|
22,2
|
Рассчитано по UN, Population Division Database; ILO LABORSTA
database
В перспективе роль России как основного центра
притяжения постоянных и временных мигрантов из государств
СНГ сохранится. Если экономические и демографические факторы образуют
необходимые условиях для притяжения мигрантов, то к достаточным
следует отнести глубинные историко-географические и социальные моменты:
наличие личных связей между жителями России и стран СНГ, а также
обширных диаспор; знание большинством мигрантов языка и повседневной
жизни в России; географическое положение и сохранившиеся транспортные
связи на постсоветском пространстве; безвизовый режим пересечения
для граждан стран-участниц СНГ.
Общие закономерности миграции между странами СНГ
В настоящее время в странах СНГ миграционную ситуацию
характеризуют абсолютное преобладание переездов внутри региона,
сохраняющееся положение России как основной страны приема мигрантов
из других стран СНГ, а также значительные объемы временных форм
миграции, многократно превышающие миграцию на постоянное жительство,
данные национальных статистических служб о потоках мигрантов показали,
что 92% всех иммигрантов прибывают из других стран СНГ, и около
75% выбывающих также направляются в другие страны Содружества (табл.
5). Хотя последняя величина из-за недоучета эмигрантов в России
и Украине должна быть ниже. Так, число выехавших из России к постоянному
месту жительства за пределы бывшего СССР по зарубежным данным более,
чем в 2 раза превышает российские оценки.13
Таблица 5. Структура миграционных потоков в странах
СНГ и Грузии в 2000-2010 гг.
(в %)
Страны
|
Прибывшие (Иммигранты)
|
Выбывшие (Эмигранты)
|
Период
|
Прибыли из стран СНГ
|
В том числе – из РФ
|
Из других стран мира
|
Всего имми-
грантов (колонка 2+4)
|
Выбыли в страны СНГ
|
В том числе – в РФ
|
В другие страны мира
|
В его эми-
грантов (колонка 6+8)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Азербайджан
|
94,6
|
62,4
|
5,4
|
100
|
96,7
|
83,7
|
3,3
|
100
|
2000-2009
|
Армения
|
76,9
|
47,4
|
23,1*
|
100
|
82,6
|
69
|
17,4 **
|
100
|
2000-2009
|
Белоруссия
|
86,5
|
53,5
|
13,5
|
100
|
65,4
|
55
|
34,6
|
100
|
2000-2010
|
Казахстан
|
86,3
|
28,7
|
13,7
|
100
|
77
|
72,4
|
23
|
100
|
2000-2010
|
Киргизия
|
97,8
|
61,1
|
2,2
|
100
|
95,7
|
82,6
|
4,3
|
100
|
2000-2010
|
Молдавия
|
35,4
|
9,2
|
64,6
|
100
|
70,2
|
36,3
|
29,8
|
100
|
2000-2006
|
Россия
|
95,1
|
|
4,9
|
100
|
54,7
|
|
45,3
|
100
|
2000-2010
|
Таджикистан
|
99,4
|
76,6
|
0,6
|
100
|
99,7
|
77,3
|
0,3
|
100
|
2000-2010
|
Туркмения
|
97,5
|
54,7
|
2,5
|
100
|
97
|
67
|
3
|
100
|
2000-2006
|
Узбекистан
|
97,3
|
46,8
|
2,7
|
100
|
90,3
|
49,5
|
9,7
|
100
|
2000-2006
|
Украина
|
83
|
51,8
|
17
|
100
|
61,5
|
54,3
|
38,5
|
100
|
2000-2010
|
В среднем по СНГ
|
91,5
|
8,5
|
|
100
|
74,5
|
25,5
|
|
100
|
|
* в т.ч. 8,5% не указавших страны предыдущего проживания
** в т.ч. 7,6 % не указавших страны следующего проживания
Источник: национальные статистические агентства, базы данных
Отдела населения ООН
Национальные переписи населения, прошедшие в СНГ после
распада СССР, также показывают, что среди пожизненных мигрантов,
родившихся за рубежом и указавших свое место рождение, подавляющее
большинство составляют уроженцы других стран СНГ - бывших республик
СССР (рис. 1). Более высокий процент лиц, родившихся вне СНГ, в
Казахстане объясняется действием программы переселения оралманов,
а в Армении - обширной армянской диаспорой, проживающей по всему
миру, некоторые представители которой вернулись на историческую
родину.
Рассчитано по данным национальных переписей населения (без учета
не указавших место рождения)
Рисунок 1. Доля пожизненных мигрантов, родившихся в
СНГ и других странах, по данным переписей населения в некоторых
государства СНГ (в %)
Временная трудовая миграция также преимущественно происходит
в пределах СНГ, доля работающих в регионе среди граждан государств
Центральной Азии достигает 80-90%, а среди граждан европейской части
СНГ – свыше 50%. Преобладание в регионе временных форм миграции,
подтверждается соотношением объемов временной трудовой миграции
и миграции на постоянное жительство. Например, в России с 2007 по
2010 г. ежегодно разрешения на работу получали свыше миллиона временных
трудовых мигрантов, а иммиграция на постоянное жительство составляла
200-300 тыс. человек в год (рис. 2). В 2011 г. обычные разрешения
на работу (по квоте) в России получили 1,2 млн человек, свыше
50 тыс. получили разрешение на работу вне квот14,
сверх того было продано 856 тыс. патентов15.
Иммиграция на постоянное жительство составила свыше 350 тыс. человек16.
Рисунок 2. Иммиграция и временная трудовая миграция
в России, 2006-2011 гг. ( тыс. человек)
Источник: ФМС России
В Казахстане количество иностранцев, получивших разрешение
на работу, близко к числу иммигрантов, прибывающих в
страну на постоянное жительство – оба потока составляют приблизительно
30-40 тысяч в год. Однако, эксперты указывают, что подавляющее большинство
трудовых мигрантов не учитываются статистикой, т.к. работают
без разрешительных документов. Их ежегодная численность (преимущественно
граждан Узбекистана) может превышать 200 тысяч. Таким образом, временные
формы миграции также в несколько раз превышают по объемам миграцию
на постоянное жительство.
Потоки мигрантов на постоянное жительство (долгосрочная
миграция)
Источником информации о миграционных потоках в советский
период была текущая статистика миграции переменивших место жительства
на срок свыше 1,5 месяца. В 1990-х гг. единая для всех республик
система текущего учета мигрантов расстроилась, а качество учета
перемещений ухудшилось. Новые институты, контролирующие перемещение
населения через государственные границы, в большинстве новых независимых
государств только начинали формироваться. В условиях многократных
изменения в нормативной базе, касающейся регистрации населения и
сбора статистики миграции, не удавалось применить правильной методологии
учета долгосрочных мигрантов. Из-за этого данные о миграции в 1990-х
гг. были неполны. Тем не менее, основываясь на них, можно получить
некоторое представление о масштабах и основных направлениях миграционных
потоков между новыми независимыми государствами и увидеть принципиальные
отличия между странами17.
Табл. 6 и 7 показывают различие в итогах миграции в
странах СНГ в 1990-х и 2000-х гг. На протяжении рассматриваемого
периода после распада СССР только Россия и Беларусь в обмене со
всеми странами СНГ имели положительное миграционное сальдо, хотя
величины для РФ и Беларуси различаются в десятки раз. Другие государства
на протяжении всего периода сочетали иммиграцию и эмиграцию в обмене
с разными государствами, хотя их объемы, как правило, очень сильно
различаются. Обращает на себя внимание тот факт, что миграционные
перемещения в связи с переменой места постоянного жительства между
многими новыми государствами практически прекратились. Речь идет,
в первую очередь, идет о странах сравнительно малонаселенных
или географически удаленных друг от друга. В итоге, значимые потоки
постоянных мигрантов связывают Молдавию с Россией и Украиной, Киргизию,
Узбекистан и Туркмению – с Россией и Казахстаном, Армению и Азербайджан
– с Россией. Сравнительно тесные связи сохраняются между славянскими
республиками.
Таблица 6. Чистая миграция между станами СНГ, 1992-1999
гг. (тыс. человек)18
Страны назначения
|
Страны происхождения
|
Азер-
байджан
|
Бело-
руссия
|
Казах-
стан
|
Кирги-
зия
|
Рос-
сия
|
Турк-
мения19
|
Укра-
ина
|
Армения
|
0,0
|
3,1
|
0,9
|
0,1
|
181,5
|
0,3
|
20,2
|
Азербайджан
|
|
2,8
|
1,3
|
0,7
|
266,4
|
0,2
|
24,2
|
Белоруссия
|
-1,8
|
|
-28
|
-2,7
|
-18,8
|
-2,1
|
-19,8
|
Грузия
|
9,3
|
15,7
|
1,2
|
0,0
|
311,6
|
0,1
|
31,1
|
Казахстан
|
1,6
|
5,4
|
|
-5,1
|
1360,9
|
-17,6
|
49,8
|
Киргизия
|
0,1
|
16,9
|
1,2
|
|
241,5
|
0,1
|
7,4
|
Молдавия
|
-0,1
|
0,6
|
-1,8
|
-0,1
|
66,6
|
-0,1
|
26,5
|
Россия
|
-72,4
|
-91,4
|
-1222,9
|
-217,9
|
|
-87,1
|
-202,4
|
Таджикистан
|
0,3
|
3,8
|
11,1
|
9,9
|
287,2
|
7,8
|
19,4
|
Туркмения
|
-0,5
|
2,2
|
21,2
|
-0,1
|
105,5
|
|
9,5
|
Украина
|
-7,3
|
-25,0
|
-45,7
|
-7,2
|
368,5
|
-5,9
|
|
Узбекистан
|
3,6
|
1,8
|
25,1
|
-20
|
531,4
|
6,4
|
90,5
|
Неизвестно
|
6,4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10,9
|
-
|
Чистая миграция со странами СНГ
|
-60,7
|
-64,1
|
-1236,3
|
-242,4
|
3702,2
|
-98,0
|
56,6
|
Источник: Рассчитано по данным национальных статистических
служб стран СНГ; UN, Population Division, International Migration
Flows: web database.
Таблица 7. Чистая миграция между странами СНГ и Грузией
по странам миграционного обмена, 2000-2010 гг. (тыс. человек)20
|
Арме-
ния
|
Азер-
байджан
|
Бело-
руссия
|
Казах-
стан
|
Кир-
гизия
|
Мол-
давия
|
Рос-
сия
|
Таджи-
кистан
|
Турк-
мения
|
Укра-
ина
|
Страны назна-
чения
|
2000-
2009
|
2000-
2009
|
2000-
2010
|
2000-
2010
|
2000-
2010
|
2000-
2010
|
2000-
2010
|
2000-
2010
|
2000-
2010
|
2000-
2010
|
2000-
2006
|
Армения
|
|
0,1
|
2
|
1,3
|
0,0
|
0,3
|
168,4
|
0,0
|
-0,2
|
10,6
|
-0,1
|
Азербайджан
|
-3,5
|
|
2,5
|
1,9
|
-0,2
|
0,4
|
110,5
|
-0,1
|
-1,1
|
9,1
|
-0,4
|
Белоруссия
|
-1,3
|
-0,7
|
|
-10,8
|
-1,3
|
-1,4
|
-3,7
|
-0,5
|
-0,4
|
-9,1
|
-2,3
|
Грузия
|
0,9
|
2,1
|
2,1
|
1,2
|
0,0
|
0,1
|
82,5
|
-0,1
|
-0,0
|
9
|
0,0
|
Казахстан
|
-0,8
|
-0,5
|
14,8
|
|
-34,1
|
0,0
|
422,8
|
-3,9
|
-28,2
|
15,5
|
-216,7
|
Киргизия
|
0,0
|
0,0
|
1,3
|
19,4
|
|
0,1
|
170,5
|
-7,1
|
-0,1
|
2,6
|
-1,4
|
Молдавия
|
-0,1
|
0,0
|
3,2
|
0,2
|
0,0
|
|
99,8
|
0,0
|
-0,0
|
29,8
|
-0,1
|
Россия
|
-55,5
|
-18,3
|
39,4
|
-395,3
|
-290,3
|
-25,6
|
|
-73
|
-56,3
|
-51,8
|
-289,8
|
Таджикистан
|
0,0
|
0,1
|
0,8
|
3,2
|
4,1
|
0,1
|
119,2
|
|
-0,2
|
2,4
|
3,7
|
Туркмения
|
0,0
|
1,3
|
2
|
31,5
|
0,0
|
0,0
|
46
|
-0,1
|
|
3
|
0,2
|
Украина
|
-3,3
|
-0,5
|
20,2
|
-3,5
|
-1,5
|
-20,1
|
262,5
|
-1,6
|
-1,0
|
|
-16,5
|
Узбекистан
|
0,0
|
0,8
|
3,6
|
274,4
|
-0,7
|
0,2
|
342,8
|
-7,5
|
-0,7
|
29,5
|
|
Чистая миграция в обмене со странами СНГ
|
-63,6
|
-15,5
|
92
|
-76,5
|
-324
|
-45,9
|
1821,3
|
-94,0
|
-88,2
|
50,6
|
-523,3
|
Чистая миграция в обмене с другими странами
|
-6,7
|
0,0
|
-14,9
|
-96,8
|
-15,6
|
-9,3
|
-255,6
|
-0,3
|
-2,2
|
-125,7
|
-60,3
|
Не указано
|
-5,7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Всего чистая миграция
|
-76
|
-15,5
|
77
|
-173,2
|
-339,6
|
-55,2
|
1565,6
|
-94,3
|
-90,4
|
-75,1
|
-583,6
|
Источник: Рассчитано по данным национальных статистических
служб стран СНГ
В табл. 8 приведены оценки суммарных потоков иммиграции
и эмиграции в странах СНГ за последнее десятилетие по данным текущей
миграционной статистики. Безусловно, метод демографического баланса
дает более точное представление о чистой миграции, но о величинах
потоков, дифференциации их объемов по странам можно судить
только по данным текущего учета. Относительно высокие показатели
эмиграции в Казахстане и Киргизии по сравнению с другими государствами
Центральной Азии и Закавказья свидетельствуют не только о масштабе
миграционных процессов, но и о более высоком качестве их учета.
Таблица 8. Общие миграционные потоки миграции в странах
СНГ, 2000-2010 гг., (тыс. человек)
|
Период
|
Иммиграция
|
Эмиграция
|
Чистая миграция
|
Армения
|
2000-2009
|
14,0 (0,2%)
|
90,0 (2,4%)
|
-76,0
|
Азербайджан
|
2000-2009
|
25,2 (0,3%)
|
40,6 (0,5%)
|
-15,5
|
Белоруссия
|
2000-2010
|
196,6 (2,0%)
|
119,8 (1,2%)
|
76,8
|
Казахстан
|
2000-2010
|
617,9 (4,1%)
|
791,2 (5,3%)
|
-173,3
|
Киргизия
|
2000-2010
|
45,4 (0,9%)
|
385,0 (7,9%)
|
-339,6
|
Молдавия
|
2000-2006
|
21,7 (0,6%)
|
50,2 (1,4%)
|
-28,5
|
Россия
|
2000-2010
|
2389,4 (1,6%)
|
823,8 (0,6%)
|
1565,6
|
Таджикистан
|
2000-2010
|
14,7 (0,2%)
|
108,1 (1,8%)
|
-93,4
|
Туркмения
|
2000-2010
|
5,1 (0,1%)
|
95,5 (2,0%)
|
-90,5
|
Украина
|
2000-2010
|
451,4 (0,9%)
|
526,5 (1,1%)
|
-75,1
|
Узбекистан
|
2000-2006
|
47,5 (0,2%)
|
631,0 (2,6%)
|
-583,6
|
2000-2010
|
…
|
…
|
-786,5
|
*- в скобках – отношение к численности населения 2000 г.
Источник: данные национальных статистических агентств,
Статкомитет СНГ
Говоря о тенденциях долгосрочной миграции в Россию,
следует отметить сокращение притока переселенцев с Украины,
и, особенно, из Казахстана, из двух стран, которые в 1990-е гг.
были основными поставщиками мигрантов. С 2000 по 2011 г. доля иммигрантов
из Казахстана в Россию сократилась с 35% до 10%, с Украины - с 21%
до 12%. Вместе с тем, доля мигрантов из Киргизии увеличилась - с
4% до 12%, из Узбекистана - с 11% до 18%, из Таджикистана – с 3%
до 10%. Таким образом, в России прослеживается тенденция постепенного
перехода бывших временных трудовых мигрантов в состав мигрантов
на постоянное жительство. Это косвенно подтверждается информацией
об изменениях в этническом составе мигрантов из СНГ. Российская
статистика показывает, что в потоках иммигрантов росла доля
представителей титульных национальностей стран, являющихся основными
поставщиками трудовых мигрантов21.
С 2003 по 2007 г. доля таджиков в миграционном потоке из Таджикистана
выросла с 17% до 50%, киргизов (в потоке из Киргизии) - с 4% до
30% , узбеков - с 5% до 13%, молдаван – с 12% до 27%, азербайджанцев
- с 33% до 64%.
Эмиграция из стран СНГ в 2000-2010 гг. характеризуется
относительно большим процентом выбытий в государства дальнего зарубежья.
В списке основных стран назначения для эмигрантов, выбывающих за
границы бывшего СССР, остаются США и Германия (табл. 9). Число эмигрантов
в Израиль заметно снизилась. Вместе с тем, из-за миграции с Украины
и из Молдавии, возросла роль стран Южной Европы, в первую очередь
Италии, как региона притяжения эмигрантов из стран СНГ. Но в целом,
за последнее десятилетие в СНГ проявляется тенденция к уменьшению
объемов практически по всем основным потокам постоянных мигрантов.
Таблица 9. Миграция на постоянное место жительства
из стран СНГ в Германию, Израиль, Канаду и США (тыс. человек)
Страны
|
Германия
|
Израиль
|
США
|
1992-2001
|
2002-2010
|
1992-2001
|
2002-2010
|
1992-2001
|
2002-2010
|
Армения
|
12,6
|
-0,5
|
1,6
|
0,2
|
28,4
|
28,2
|
Азербайджан
|
12,5
|
4,5
|
19,5
|
2,8
|
16,2
|
10,6
|
Белоруссия
|
15,1
|
9,9
|
29,9
|
5,2
|
31,8
|
22,8
|
Грузия
|
13,1
|
3,4
|
18,1
|
2,9
|
6,1
|
12,2
|
Казахстан
|
776,6
|
116,1
|
15,4
|
2,5
|
9,9
|
16,3
|
Киргизия
|
60,4
|
10,8
|
3,2
|
0,6
|
2,5
|
5,0
|
Молдавия
|
15,5
|
6,6
|
19,4
|
3,2
|
16,3
|
18,6
|
Россия
|
681,0
|
214,4
|
195,2
|
40,2
|
148,1
|
119,4
|
Таджикистан
|
11,1
|
0,4
|
5,5
|
0,1
|
3,3
|
1,9
|
Туркмения
|
4,3
|
1,2
|
2,2
|
0,7
|
0,8
|
1,7
|
Украина
|
126,8
|
59,0
|
197,5
|
26,4
|
161,9
|
128,4
|
Узбекистан
|
27,8
|
7,6
|
42,4
|
6,6
|
24,9
|
33,9
|
СССР (неизвестно)
|
224,7
|
…
|
14,9
|
0
|
49,5
|
34,8
|
Всего
|
1981
|
433
|
565
|
91
|
500
|
434
|
Примечание: для Израиля и США оценки выданных видов на
жительство, для Германии - оценки миграционного прироста.
Численность постоянных мигрантов из новых независимых
государств
Важнейшей характеристикой итогов миграции являются
данные о численности мигрантов, постоянно проживающих в стране назначения.
В этом отношении для стран, не так давно составлявших единое государство
- Советский Союз, имеются определенные сложности, поскольку критерий
страны рождения малоприменим для большой части мигрантов. Как уже
отмечалось, в 1989 г. в СССР за пределами республик своего рождения
проживало более 30 млн. человек. Внушительное количество «международных»
мигрантов «родившихся за рубежами» России, Украины, Казахстана
и других государств – участников СНГ в конце 1990-х гг. является
во многом результатом переездов, совершенных еще до распада СССР.
Так, согласно данным российской переписи 2002 г., из 145,2 млн.
постоянного населения страны в других странах родилось 12 млн. человек
(из них 10,2 млн. – в странах СНГ). Эта цифра с легкой руки экспертов
из Отдела народонаселения ООН и Всемирного банка была представлена
мировому сообществу в качестве оценки численности международных
мигрантов в Российской Федерации. Но значительная часть из этих
12 млн. были внутренними мигрантами, т.е. меняли место жительства
в пределах государственных границ одной страны. Международные эксперты
почему-то не обратили внимания на другую цифру из результатов той
же переписи: из тех, кто в 2002 г. проживал в России, более 5,2
млн. человек в 1989 г. были постоянными жителями других государств,
в т.ч. 4,7 млн. – стран СНГ.
Таким образом, в случае государств, ранее входивших
в СССР, критерий места (страны) рождения делает таких людей «статистическими»
мигрантами. На самом деле они не совершали международной миграции,
но стали международными мигрантами в соответствии с практикой, принятой
в ООН22. По этой
причине данные о численности лиц, родившихся за пределами
стран СНГ, следует интерпретировать осторожно (если нет возможности
уточнить год переезда мигрантов), поскольку они не всегда отражают
миграционную ситуацию последних лет. Со временем постепенно произойдет
замещение поколений пожизненных мигрантов советского периода настоящими
международными мигрантами постсоветского периода.
Обратимся к результатам переписей населения, проведенных
между 1989 и 2010 гг., в тех странах, где вопрос о месте рождения
был включен в программу переписи, а сами переписи проводились в
одинаковых географических границах23.
Следует учитывать, что определение постоянного населения в
последней советской переписи отличалось от тех, которые были введены
в последующие переписи. По методологии переписи населения СССР 1989
г. к постоянному населению относились все, кто проживал в данном
месте от 6 месяцев и более, включая временно отсутствующих, если
их отсутствие не превысило 6 месяцев. В последующих переписях населения
в качестве временного критерия определения постоянного использовался
в соответствии с рекомендациями ООН срок 1 год.
Переписи Белоруссии (1989, 1999, 2009), Казахстана (1989, 1999,
2009), Киргизии (1989, 1999, 2009), России (1989, 2002, 2012) и
Украины (1989 и 2001) показывают, что численность пожизненных мигрантов
из стран СНГ среди постоянного населения, сокращается во всех перечисленных
республиках бывшего СССР, за исключением России (табл. 10). Наиболее
заметным это сокращение было в Казахстане (на 54%) и Киргизии (на
65%). Обращает на себя рост численности тех, кто не указал места
рождения в Белоруссии и России. Таковых в Белоруссии по переписи
2009 г. оказалось 188 тыс., в России по переписи 2010 г. – 4,5 (!)
млн. человек.
Таблица 10. Распределение населения некоторых странах
СНГ по месту рождения в (тыс. человек)
Страна
|
Родившиеся
|
1989
|
Около 2000
|
Около 2009
|
[2000] к [1989]
|
[2009] к [2000]
|
[2009] к [1989]
|
Белоруссия
|
В странах СНГ
|
1182,3
|
1069,8
|
850,2
|
0,90
|
0,79
|
0,72
|
в Белоруссии
|
8883,3
|
8886,4
|
8388,8
|
1,00
|
0,94
|
0,94
|
Неизвестно и др. страны
|
55,1
|
89,0
|
264,9
|
1,62
|
2,98
|
4,81
|
Казахстан
|
В странах СНГ
|
3518,2
|
1946,1
|
1608,5
|
0,55
|
0,83
|
0,46
|
в Казахстане
|
12714,7
|
12840,0
|
14196,6
|
1,01
|
1,11
|
1,12
|
Неизвестно и др. страны
|
213,8
|
167,1
|
204,5
|
0,78
|
1,22
|
0,96
|
Киргизия
|
В странах СНГ
|
636,4
|
378,3
|
219,5
|
0,59
|
0,58
|
0,34
|
в Киргизии
|
3585,8
|
4425,4
|
5126,6
|
1,23
|
1,16
|
1,43
|
Неизвестно и др. страны
|
33,5
|
19,2
|
16,8
|
0,57
|
0,87
|
0,50
|
Россия
|
В странах СНГ
|
10196,5
|
11254,5
|
10458,7
|
1,10
|
0,93
|
1,03
|
в Казахстане
|
135549,8
|
131608,7
|
127116,4
|
0,97
|
0,97
|
0,94
|
Неизвестно и др. страны
|
994,1
|
2303,5
|
5281,4
|
2,32
|
2,29
|
5,31
|
Украина
|
В странах СНГ
|
6606,8
|
4837,3
|
-
|
0,73
|
-
|
-
|
в Казахстане
|
44332,1
|
42909,5
|
-
|
0,97
|
-
|
-
|
Неизвестно и др. страны
|
454,9
|
318,9
|
-
|
0,70
|
-
|
-
|
Источник: национальные статистические службы указанных
государств
Таблица 11. Численность населения некоторых странах
СНГ по региону рождения в (тыс. человек)
Страна
|
Регион рождения
|
1989
|
Около 2000
|
Около 2009
|
[2000] к [1989]
|
[2009] к [2000]
|
[2009] к [1989]
|
Белоруссия
|
Европейская часть СНГ
|
1076,3
|
946,6
|
726,0
|
0,88
|
0,77
|
0,67
|
Центральная Азия
|
30,0
|
31,9
|
33,0
|
1,06
|
1,03
|
1,10
|
Закавказье
|
76,0
|
91,3
|
91,2
|
1,20
|
1,00
|
1,20
|
Казахстан
|
Европейская часть СНГ
|
3125,4
|
1593,2
|
941,9
|
0,51
|
0,59
|
0,30
|
Центральная Азия
|
297,2
|
302,1
|
628,5
|
1,02
|
2,08
|
2,11
|
Закавказье
|
95,6
|
50,7
|
36,1
|
0,53
|
0,71
|
0,38
|
Киргизия
|
Европейская часть СНГ
|
414,2
|
184,6
|
83,5
|
0,45
|
0,45
|
0,20
|
Центральная Азия
|
210,4
|
187,3
|
132,7
|
0,89
|
0,71
|
0,63
|
Закавказье
|
11,8
|
6,3
|
3,3
|
0,53
|
0,53
|
0,28
|
Россия
|
Европейская часть СНГ
|
6494,1
|
5236,8
|
4541,5
|
0,81
|
0,87
|
0,70
|
Центральная Азия
|
2646,9
|
4061,3
|
4225,8
|
1,53
|
1,04
|
1,60
|
Закавказье
|
1055,4
|
1956,4
|
1691,4
|
1,85
|
0,86
|
1,60
|
Украина
|
Европейская часть СНГ
|
677,2
|
490,3
|
-
|
0,72
|
-
|
-
|
Центральная Азия
|
5729,2
|
4133,1
|
-
|
0,72
|
-
|
-
|
Закавказье
|
200,4
|
213,9
|
-
|
1,07
|
-
|
-
|
Источник: национальные статистические службы указанных
государств
Анализ данных по регионам рождения показывает, что во
всех рассматриваемых государствах произошло сокращение численности
тех, кто родился в Европейской части СНГ. Но особенно значительным
оно было в Центральной Азии. В Казахстане совокупная численность
уроженцев Белоруссии, России, Украины и Молдавии сократилось на
70%, в Киргизии – на 80%(!). Очевидно, такая динамика является результатом
репатриации населения европейского происхождения. Также следует
учитывать и особенности демографической динамики: возрастной состав
остающихся неместных уроженцев европейского происхождения отличается
высокой долей лиц в старших возрастах по сравнению с коренными народами.
Так, в Киргизии доля лиц в возрастах старше трудоспособного (мужчины
– от 60 и старше, женщины – от 55 и старше) среди русских
составляла 24%, среди киргизов – 6,3%. Вместе с тем, доля уроженцев
из других славянских республик и Молдавии сократилась и в Белоруссии,
и в России, и на Украине из-за уменьшения миграционного обмена между
ними.
Численность выходцев уроженцев из Центральной Азии увеличилась
как в России, так и в Казахстане и в Белоруссии. В Казахстане число
уроженцев из других республик Центральной Азии увеличивается не
только из-за миграции экономического характера, но и благодаря активной
политики привлечения оралманов (соотечественников). Киргизстан обращает
на себя внимание тем, что в нем за два десятилетия сокращалась численность
уроженцев практически всех бывших советских республик. Оно представляет
собой модель других стран Центральной Азии, которые потеряли значительную
часть населения, родившегося в других частях Советского Союза, в
результате миграции. Численность уроженцев закавказских стран
увеличилась в России и Белоруссии, Украине, чему в немалой степени
способствуют давние культурно-исторические связи и географическая
близость.
Направления в долгосрочной миграции позволяет проследить
и статистика численности иностранного населения, постоянно проживающего
в той или иной стране. Наибольший интерес представляют примеры России
и Казахстана, поскольку эти страны принимают основную часть мигрантов
из стран СНГ (табл. 12 и 13). Признак гражданства у мигрантов сравнительно
«недолговечен», особенно в условиях массового применения упрощенного
порядка натурализации в России24
(и частично – в Казахстане). Тем не менее, переписи населения
показывают, рост среди постоянного населения в России, и в Казахстане
граждан тех стран Центральной Азии, которые являются основными поставщиками
временной трудовой миграции. В Казахстане, численность граждан из
государств Центральной Азии за последний межпереписной период увеличивалась
очень быстро: количество граждан Туркмении - почти в 9 раз, Узбекистана
– в 7 раз, Киргизстана – в 5,5 раза. Правда, такой рост наблюдался
на фоне относительно небольшого числа граждан из этих стран в 1999
г.
Таблица 12. Постоянное население Российской Федерации
по гражданству, Всероссийские переписи 2002 и 2010 гг. (тыс. человек)
|
2002
|
2010
|
2010/2002 (%)
|
Все население
|
145166,7
|
142856,5
|
98,4
|
Граждане России
|
142442,4
|
137856,2
|
96,8
|
Иностранные граждане всего
|
1025,4
|
687,0
|
67,0
|
Граждане стран СНГ и Грузии
|
906,3
|
578,7
|
63,8
|
Азербайджана
|
154,9
|
67,9
|
43,9
|
Армении
|
136,8
|
59,4
|
43,4
|
Белоруссии
|
40,3
|
27,7
|
68,6
|
Грузии
|
52,9
|
12,1
|
22,8
|
Казахстана
|
69,5
|
28,1
|
40,4
|
Киргизии
|
28,8
|
44,6
|
154,7
|
Молдавии
|
51,0
|
33,9
|
66,5
|
Таджикистана
|
64,2
|
87,1
|
135,8
|
Туркмении
|
6,4
|
5,6
|
86,9
|
Узбекистана
|
70,9
|
131,1
|
184,9
|
Украины
|
230,6
|
93,4
|
40,5
|
Прочие
|
119,1
|
96,2
|
80,8
|
Без гражданства
|
429,9
|
178,2
|
41,5
|
Гражданство не указано
|
1269,0
|
4135,1
|
325,8
|
Источник: Росстат
Таблица 13. Постоянное население Казахстана по гражданству,
переписи 1999 и 2009 гг. (тыс. человек)
|
1999
|
2009
|
2009/1999
|
Всё население
|
14953,1
|
16009,6
|
1,07
|
Граждане Казахстана
|
14867,9
|
15850,7
|
1,07
|
Иностранные граждане, всего
|
85,2
|
101,6
|
1,19
|
Граждане СНГ и Грузии
|
54,2
|
86,4
|
1,60
|
Армения
|
0,6
|
1,0
|
1,59
|
Азербайджан
|
1,2
|
3,2
|
2,64
|
Белоруссия
|
0,2
|
0,6
|
2,44
|
Грузия
|
0,5
|
0,7
|
1,38
|
Киргизия
|
1,7
|
9,3
|
5,53
|
Молдавия
|
0,2
|
0,2
|
1,11
|
Россия
|
44,0
|
38,6
|
0,88
|
Таджикистан
|
0,6
|
1,8
|
2,85
|
Туркмения
|
0,3
|
1,8
|
6,96
|
Украина
|
1,8
|
2,4
|
1,37
|
Узбекистан
|
3,1
|
26,9
|
8,70
|
Прочие (1999 - включая лиц без гражданства и не указавших
)
|
31,0
|
15,2
|
0,5
|
Не указано
|
0,0
|
57,3
|
-
|
Источник: агентство по статистике Республики Казахстан
В целом, если перед распадом СССР в будущих странах
СНГ проживало порядка 26 млн. человек, родившихся на территории
других стран Содружества, к 2010 г. это число, по нашим оценкам
сократилось до 18 млн. человек. И это сокращение произошло главным
образом из-за сокращения численности неместных уроженцев не в России,
где оно за прошедшее после распада СССР двадцатилетие даже увеличилось,
а за счет остальных бывших союзных республик.
Трудовая миграция
Первыми учет трудовых мигрантов на территории бывшего
СССР начали вести страны их приема, создавая административные системы
выдачи разрешений на работу. На этих источниках сейчас основана
статистика привлеченной иностранной рабочей силы. Страны-экспортеры
в конце 1990-х гг. начали проводить выборочные обследования
домашних хозяйств, включая в анкеты вопросы об отсутствующих членах
домохозяйства и вопросы, адресованные вернувшимся мигрантам. Аналогичные
вопросы стали задаваться в ходе переписей населения. В настоящее
время статистика отсутствующего с целью работы населения разрабатывается
преимущественно на материалах обследований и переписей (Армения,
Киргизия, Молдавия, Таджикистан).
Точных подсчетов трудовых мигрантов, выбывающих
из стран СНГ, не существует, т.к. все страны производят замеры
по разным критериям. Одни государства пытаются оценить величину
потоков (выбывших в течение периода), другие - количество лиц,
отсутствующих в стране постоянного проживания на момент проведения
опроса (переписи). Используются также разные временные пороги для
учета мигрантов или, напротив, исключения их из наблюдения. Однозначно
можно сказать, что каждый год в трудовой миграции принимают
участие миллионы жителей СНГ. Только Россия ежегодно принимает более
миллиона легальных трудовых мигрантов (количество разрешений на
работу, выданных в 2010 г., составило 1,2 млн, а трудоустроено 863
тыс. мигрантов). Количество мигрантов, занятых незаконно, может
быть в три-пять раз больше и оценивается экспертами величиной в
3-4 млн. Кроме России, значительные потоки трудовых мигрантов из
Молдавии и Украины направляются в страны Евросоюза (по данным национальных
обследований 29% и свыше 40% соответственно); Более трети трудовых
мигрантов из Узбекистана выбирают Казахстан. Предполагая, что Россия
принимает не менее 70% всего потока, общее количество трудовых мигрантов
из стран СНГ на постсоветском пространстве можно оценить величиной
в 7-8 млн человек. В табл. 14 приведены некоторые оценки численности
потоков трудовых мигрантов из отдельных стран-участниц содружества.
Несомненно, эти оценки нуждаются в уточнении, но они верно отражают
масштаб явления, в том числе по отношению к численности населения
в рабочих возрастах в странах исхода трудовых мигрантов.
Таблица 14. Оценки потока или численности трудовых
мигрантов из стран СНГ, 2005-2010 гг.25
Страна
|
Трудовые мигранты (тыс. человек)
|
Доля в населении от 15 до 59 лет 26
|
Доля мигрантов в России (%)
|
Источник:
|
Армения
|
127 (до 300 в России)
|
(15%)
|
85-95
|
Обследование уровня жизни 2008, (Экспертные оценки)27
|
Азербайджан
|
(до 350)
|
(5%)
|
85%
|
(Экспертные оценки)28
|
Белоруссия
|
41,8 (дата переписи) (до 300 в России)
|
(5%).
|
90
|
Перепись населения 2009 г.29
|
Киргизия
|
225 на дату переписи (500 за год)
|
(15%)
|
83-89
|
Перепись населения 2009; Экспертные оценки30
|
Молдавия
|
300 за год (до 300 в России)
|
(20%)
|
60
|
Обследование занятости 2009-201031
|
Таджикистан
|
430 (700)
|
(20%)
|
95-99
|
Обследование занятости 2008; Азиатский банк развития; (Экспертные
оценки) 32
|
Узбекистан
|
(1200-1600 в Россия)
|
(более 10%)
|
60-65
|
(Экспертные оценки)33
|
Украина
|
1476 (за 2005-2008)
|
(5%)
|
48
|
Национальное обследование внешней трудовой миграции 34
|
Примечание: Включая незаконных мигрантов. В скобках приводятся
экспертные оценки.
Статистика привлеченной иностранной рабочей
силы основана на административном учете, который ведут, как правило,
миграционные службы или ведомства, уполномоченные выдавать разрешения
на работу, лицензии национальным работодателям на наем иностранцев,
а также собирать отчеты о нанятых работниках. К сожалению,
в этой статистике отсутствуют сведения о реальных сроках работы
мигрантов, их половозрастной и квалификационной структуре. Российская
Федерация разрабатывала данные о внешней трудовой миграции по ряду
переменных, однако методология была признана некорректной35.
Другие страны СНГ, как правило, ограничиваются публикацией сведений
о количестве выданных разрешений на работу по странам гражданства
мигрантов.
Практически во всех странах СНГ ведется учет граждан
этих государств, получивших предложение о работе до выбытия через
уполномоченные (лицензированные) агентства по трудоустройству. Однако,
по этим каналам выбывает лишь незначительная часть трудовых эмигрантов.
Их доля в общем числе отсутствующих низка. Например, в России в
2008-2009 гг. через этот канал были трудоустроены лишь около 2%
трудовых из Казахстана и Украины, и 6-8% мигрантов из Таджикистана.36
Россия также ведет учет граждан, выбывших по линии лицензированных
агентств для работы за рубеж, их ежегодное число составляет
около 70 тысяч человек. Но это - узкоспециализированный канал трудоустройства.
Почти 80% таких трудовых мигрантов заняты на судах под иностранными
флагами (выделяются Кипр, Либерия, Мальта), а прочие 20% - преимущественно
студенты, работающие во время каникул. Реальное число россиян, занятых
за рубежом, может быть оценено только при помощи статистики стран
назначения.
Среди стран СНГ, кроме России, импортером иностранной
рабочей силы выступает Казахстан, принимая ежегодно на легальной
основе 30-50 тысяч человек. На Украине число временных трудовых
мигрантов ежегодно составляет около 20 тысяч. Государства СНГ, которые
традиционно считаются экспортерами рабочей силы, также привлекают
определенное количество трудовых мигрантов из-за рубежа. Конечно,
объемы этих потоков, по сравнению с Россией, очень малы и варьируют
в пределах от нескольких сотен человек (в Молдавии) до нескольких
тысяч - от 2 тысяч человек в Таджикистане до 9 тысяч в Азербайджане
(табл. 15).
Таблица 15. Потоки привлеченной ИРС в некоторых странах
СНГ (человек)
Страна
|
Гражданство ИРС
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Белоруссия
|
СНГ
|
409
|
507
|
826
|
1060
|
1943
|
Прочие (включая лиц без гражданства)
|
242
|
415
|
670
|
1403
|
2892
|
Всего
|
651
|
922
|
1496
|
2463
|
4835
|
Молдавия
|
СНГ
|
103
|
130
|
201
|
214
|
131
|
Прочие (включая лиц без гражданства)
|
628
|
698
|
801
|
922
|
459
|
Всего
|
731
|
828
|
1002
|
1136
|
590
|
Казахстан
|
СНГ
|
4164
|
6427
|
5528
|
6447
|
2749
|
Прочие (включая лиц без гражданства)
|
20596
|
34470
|
53282
|
47757
|
28239
|
Всего
|
24760
|
40897
|
58810
|
54204
|
30988
|
Россия (тысячи)
|
СНГ
|
303
|
871
|
984
|
785
|
659
|
Прочие (включая лиц без гражданства)
|
267
|
323
|
359
|
267
|
204
|
Всего
|
570
|
1194
|
1344
|
1052
|
863
|
Украина
|
СНГ
|
3367
|
3994
|
5194
|
7032
|
5844
|
Прочие (включая лиц без гражданства)
|
6586
|
8601
|
14357
|
19949
|
13186
|
Всего
|
9953
|
12595
|
19551
|
26981
|
19030
|
Источник: Статкомитет СНГ
Основное отличие потоков привлеченной иностранной рабочей
силы между Россией и другими странами региона состоит не только
в объемах, но и составе трудовых мигрантов по гражданству.
Доля законных трудовых мигрантов из других стран СНГ в последние
годы в России достигала 75%37,
в Белоруссии - около 40%, на Украине - 30% и в Молдавии - примерно
20%. В Казахстане, Таджикистане и Азербайджане доля мигрантов из
СНГ не превышала 10-12%. Среди привлеченной иностранной рабочей
силы из дальнего зарубежья в странах СНГ преобладают граждане Китая,
Турции, Вьетнама. С учетом выданных патентов, доля граждан СНГ в
потоке трудовых мигрантов в России в настоящее время превысила
90%. В настоящее время среди привлеченных в Российскую Федерацию
иностранных работников преобладают граждане стран Центральной Азии
- Узбекистана (38%) и Таджикистана (16%). Значителен поток трудовых
мигрантов из Китая (7%).
С 2010 г. Россия принимает особую категорию иностранных
работников, т.н. высококвалифицированных специалистов38.
В этой пока немногочисленной группе мигрантов (контингент ВКС на
конец 2011 г. составил около 10 тыс. человек) доля граждан СНГ не
превышает 7-8%.
Характерной чертой трудовой миграции в странах СНГ является
огромное количество мигрантов с неурегулированным статусом или работающих
без разрешительных документов. Главной причиной тому можно считать
весьма ограниченные возможности контроля ситуации со стороны государств,
принимающих мигрантов (в первую очередь - России и Казахстана),
гипертрофированные масштабы «серой» экономики39,
в которой заняты большинство незаконных мигрантов, высокая прибыльность
привлечения таких мигрантов, что позволяет поддерживать коррупционные
схемы безнаказанного найма таких иностранцев. При всей условности
сопоставления данных, полученных из разных источников и с применением
разных определений мигранта, они дают возможность увидеть, что из
числа мигрантов, находившихся в России с целью работы, легально
были заняты не более 60% граждан Молдавии (2009 г.) и 35% граждан
Армении (2008), менее 30% граждан Таджикистана (2009 г.), около
30% граждан Киргизии (2009 г.).
Заключительные замечания
Представленная картина миграционных процессов на постсоветском
пространстве является одной из масштабных на карте мира. И хотя,
по сравнению с советским периодом, объемы постоянных миграций, превратившихся
из внутренних в международные, между бывшими союзными республиками
уменьшились, стали развиваться временные миграции. При этом основными
источниками трудовых временных перемещений стали регионы, которые
в советское время отличались низкой мобильностью коренного населения
– Центральная Азия, Азербайджан, Молдавия. В настоящее время оборот
постоянных миграционных перемещений между странами Содружества достигает
1 млн. человек в год, потоки трудовых мигрантов в законной и незаконной
формах составляют 7-8 млн. В странах, которые принимают мигрантов
(Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан), по-прежнему проживает
большое количество уроженцев других государств СНГ. И хотя число
последних на всем постсоветском пространстве заметно сократилось,
оно остается достаточно большим – 18 млн. человек.
В перспективе не следует ожидать ослабления миграционных
связей, в первую очередь между Россией и Казахстаном, с одной стороны,
и другими бывшими союзными республиками, с другой. Мотором
развития этих связей будут сохраняющиеся различия в ожидаемых сценариях
экономического и демографического развития. В России, впрочем, как
на Украине и Белоруссии, ожидается значительное сокращение населения
в рабочих возрастах (до 10 млн. человек к 2021 г.), а также ускорение
процесса старения населения. В этих условиях остро встает вопрос
«Возможен ли экономический рост в условиях сокращающегося и стареющего
рабочего населения?». Вместе с тем, в трех центральноазиатских странах
– Узбекистане, Таджикистане и Киргизии – численность населения в
рабочих возрастах увеличится на 4-5 млн. человек. В
то же время миллионы уроженцев стран Содружества, проживающие не
в странах своего происхождения, вместе с трудовыми мигрантами
являются гарантами сохранения личных связей между жителями разных
стран СНГ и сохранения единого языкового пространства.
Страны СНГ четко делятся на тех, которые отдают мигрантов,
и тех, которые их принимают. В странах растет понимание значимости
миграционных процессов, которая не ограничивается только «экономическим
смыслом». Вместе с этим растет и потребность в создании механизмов
по управлению миграционными процессами. Всё большее внимание уделяется
регулированию временной трудовой миграции с целью снижения социальных
и экономических издержек. Постепенно формируется понимание стран-доноров
и стран-реципиентов в отношении развития организованных форм набора
иностранной рабочей силы, профессиональной подготовки трудовых мигрантов,
изучения ими языка страны приема и пр.
В последние годы странам СНГ свойственна практика заключения
двусторонних или коллективных (для ограниченного круга участников)
соглашений и союзов, упрощающих доступ граждан стран-партнеров к
национальным рынкам труда этих государств. В большинстве случаев
эксперты скептически оценивают эффективность рассматриваемых соглашений.
Чем ниже статус соглашения, тем выше его оценка. Самыми неработающими
считаются соглашения, заключенные в рамках СНГ. Они носят декларативный
характер и оторваны от реальности40.
Несмотря на большое число двухсторонних и коллективных
соглашений между странами СНГ в сфере миграции, пока нельзя говорить
о формировании общего рынка труда и свободного его перемещения между
странами. Государства СНГ применяют целую систему ограничений
– в виде квот на выдачу разрешений на работу, запрета на профессии
для трудовых мигрантов, и так далее. Отсутствие эффективного контроля
за выполнением всех ограничительных норм и правил поддерживает
значительные масштабы нелегальной трудовой деятельности иностранных
работников в странах СНГ41.
Вместе с тем, имеются и позитивные примеры межгосударственного сотрудничества
в части эффективного управления миграционными процессами. Наиболее
ярким из них является таможенный союз между Россией, Белоруссией
и Казахстаном, и договоренности в рамках Союзного государства России
и Белоруссии. Однако, потоки рабочей силы между этими
странами не могут кардинально изменить картину миграционного режима
в регионе.
В силу сложившихся условий будущее миграционной обстановки
на пространстве СНГ во многом зависит от политики России. В нормативной
базе России в области миграции и натурализации в последние годы
происходят важные изменения. 13 июня 2012 года Президент России
подписал новую Концепцию государственной миграционной политики Российской
Федерации. Она предполагает усиление селективной составляющей в
миграционной политике, распространение дифференцированных механизмов
к привлечению и использованию иностранной рабочей силы, развитие
разнообразных форм временной трудовой, образовательной и академической
миграции. Одним из ключевых направлений новой миграционной политики,
давно востребованным как в России, так и в странах происхождения
мигрантов, является разработка и внедрение в жизнь программ адаптации
и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое
просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения
в принимающем их обществе.
1. Данное
исследование выполнено при поддержке European Community’s Seventh
Framework Programme (грант No. 266864, проект SEARCH). The research
leading to these results has received funding from the European
Community’s Seventh Framework Programme under grant agreement No.
266864 (Project SEARCH).
2 Денисенко Михаил
Борисович - НИУ ВШЭ, Институт демографии.
3 Чудиновских Ольга
Сергеевна - МГУ им. М.В.Ломоносова, экономический факультет.
4 В период с 1950
до конца 1980-х гг. наиболее масштабными международными миграциями
были: обмен населением между Польшей и СССР в 1955-1958 гг. (около
220 тыс. человек репатриировано в Польшу); репатриация армян в Армянскую
ССР до 1958 гг. (около 120 тыс. человек); реэмиграция из Китая до
1961 г. (около 240 тыс. человек преимущественно казахов и уйгуров);
эмиграция в Израиль в 1969-1975 гг. (около100 тыс. человек).
5 См., например, Рыбаковский
Л.Л. Региональный анализ миграций М., 1973; Хорев Б.С., Чапек В.Н.
Проблемы изучения миграции населения. М., 1978; Хорев Б.С., Данилова
И.А. и др. Размещение населения в СССР: региональный аспект динамики
и политики народонаселения. М., 1986
6 Речь идет о системе
льгот для тех, кто работает в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, сложившейся в 1960-х гг.
7 В СССР в 1950-1960-х
гг. шли процессы консолидации армянского народа, сопровождавшиеся
миграцией армян из-за рубежа и из других союзных республик
в Армянскую ССР.
8 Управление Верховного
комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) Статистические ежегодники
за 1994, 1995,1996, 2000 и 2007 гг. http://www.unhcr.org/pages/4a02afce6.html
9 Мкртчян Н. Десятилетие
вынужденной миграции / Демоскоп Weekly №71-72, 17-30 июня 2002
http://demoscope.ru/weekly/2002/071/tema01.php
10 Гайдар Е.Т. Гибель
империи. Уроки для современной России. М., 2006.
11 В Азербайджане
после введения в разработку новых нефтяных месторождений начался
быстрый экономический рост. Валовой внутренний продукт за
2000-2010 г. увеличился в 4 раза (в неизменных ценах).
12 Денисенко М.Б.
Миграция и денежные переводы мигрантов в Центральной Азии, Армении
и Азербайджане. ESCAP, Bangkok, 2010. http://www.unescap.org/sdd/meetings/egm_mig_sep2010/mig_egm_paper_russian.pdf
13 Денисенко М.Б.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья / Демоскоп Weekly
№513-514, 4-17 июня 2012 http://demoscope.ru/weekly/2012/0513/index.php
14 Из них
около 40 тысяч - лица некоторых специальностей, список которых утверждается
каждый год, а также 11 тысяч высококвалифицированных специалистов,
наем которых начался с середины 2010 года.
15 Этот новый канал
упрощенного допуска иностранцев из стран с безвизовым порядком въезда
в Россию был создан в июле 2010 года.
16 Резкий «рост»
иммиграции в РФ по сравнению с 2010 годом произошел из-за изменившихся
правил сбора статистики, в неё впервые были включены не только 132
тыс. мигрантов, зарегистрированных по месту постоянного жительства,
но и свыше 224 тыс. лиц, зарегистрированных по месту пребывания
на срок свыше года.
17 Одна из первых
работ в этом направлении была выполнена в Отделе народонаселения
ООН более 10 лет тому назад: Population Division, DESA, International
Migration from countries with economies in Transition 1980-2000.
United Nation. ESA/P/WP.166, 2001
18 В колонках отражены
показатели чистой миграции страны-источника данных (названия колонок)
с соответствующими странами – партнерами в миграционном обмене (названия
строк). Таблицы 6 и 7 демонстрируют, какими видят одни и те же потоки
миграции статистические службы разных стран18.
Если бы учет иммигрантов и эмигрантов велся одинаково хорошо, то
объемы чистой миграции между двумя странами имели одинаковые абсолютные
значения, отличались бы только знаки, а суммарная чистая миграция
в пределах СНГ теоретически равнялась бы нулю. Однако, погрешности
учета и разные подходы к определению мигрантов не позволяют приблизиться
к такому «идеальному» результату.
19 Turkmen National
Institute of State Statistics and Information, UNFPA. Population
and Migration in Turkmenistan (Case Study). Turkmenistan, 2001.
20 Грузия
вышла из состава СНГ в 2009 г.
21Данные по национальности
иммигрантов в российской статистике разрабатывались до 2007 г.
22 Migration and
Remittances. Eastern Europe and the Former Soviet Union. Eds. Mansoor
A. and Quillin B. Europe and Central Asia Region. The World Bank
2006.
23 Переписи населения
Азербайджана (1999 и 2009 гг.), Грузии (2002) и Молдавии (2004)
не охватывали все территорию этих стран. Национальная статистическая
служба Азербайджана не получает данных с территории Нагорного Карабаха,
статистики Грузии на протяжении многих лет не имеют информации по
Южной Осетии и Абхазии. Армянские статистики считают, что численность
населения Армении в последнюю советскую перепись 1989 г. была занижена
примерно на 160 тыс. человек. В Азербайджане и Таджикистане вопросы
о месте рождения не публиковались.
24 Например, в период
с 2007 по 2011 год в упрощенном порядке гражданство
РФ приобрели 99,9 % соискателей, из 1, 4 млн всех
лиц, получивших гражданство по линии ФМС. Период от момента
подачи заявления до получения российского гражданства
в большинстве случаев длился от нескольких месяцев до года.
25 Россия и Казахстан
планируют проведение обследований с блоком вопросов по трудовой
миграции в будущем. Возможно, они позволят выяснить масштабы выбытий
из стран, которые в настоящее время рассматриваются в регионе исключительно
как страны приема трудовых мигрантов.
26 Оценки авторов
для указанного периода.
27 По оценкам экспертов,
в начале 2000 г. общее число трудовых мигрантов из Армении – краткосрочных
и долгосрочных - составляло порядка 500 тыс. человек, из них 280
тыс. работало в России (Мукомель В. Миграционная политика в России.
М., 2005. P. 328). По оценкам Главы миграционной службы Армении
за ее пределами находится 600-700 тыс. долгосрочных и 80 тыс. сезонных
трудовых мигрантов (Гагиг Еганян Армения и Россия разработают документ
по регулированию сферы трудовой миграции. Армения net. Новости
Армении на русском языке от 19.07.2010: http://armeniya.net/2010/07/19)
28 По данным МИД
Азербайджана в начале 2000-х гг. на заработках в России находилось
до 1 млн. человек, из которых 9 из 10 нарушали российское миграционной
законодательство (Нелегальная миграция. Отечественные записки. 2004,
No 4. С.174); Денисенко М.Б. Миграция и денежные переводы мигрантов
в Центральной Азии, Армении и Азербайджане. ESCAP, Bangkok, 2010.
29 Национальные
эксперты Белоруссии указывают, что не существует каких-либо более
или менее устоявшихся оценок объемов трудовой миграции из страны,
все приводимые величины различаются на порядок (Шахотько Л.
Международная трудовая миграция населения Белоруссии. Вопросы статистики
2011 № 8).
30 До кризиса -
до 500 тысяч (Kyrgyzstan: Economic Growth, Employment and Poverty
Reduction. UNDP, ILO 2008).
31 Данные Обследования
рабочей силы РМ показывают динамику численности трудовых мигрантов
из Молдавии за рубежом (в тысячах): 2006 - 310.1; 2007 – 335.6;
2008 – 309.7; 2009 – 294,9. По данным переписи 2004 г. 273 тыс.
постоянных жителей Молдавии находились за рубежом, из них с целью
работы - 242 тыс.
32 Куддусов Д. Влияние
мирового финансового кризиса на трудовых мигрантов из Таджикистана:
мнение мигрантов / ILO, Ministry of labour RT; Олимова С., Таджикистан:
от вынужденной к трудовой миграции. В кн.: Постсоветские трансформации:
отражение в миграциях. Под ред. Ж.Зайончковской и Г. Витковской.
М., 2010. С. 391; Migrant Remittances to Tajikistan, The Potential
for Savings, Economic Investment and Existing Financial Products
to Attract Remittances ILO, 2010.
33 Денисенко М.Б.
Миграция и денежные переводы мигрантов в Центральной Азии, Армении
и Азербайджане. ESCAP, Bangkok, 2010.
34 Ukrainian External
Labour Migration. National survey 2005-2008. Kyiv, 2009
35 Другие переменные
разрабатывались для некорректно исчисленной агрегированной величины
«работало в отчетном периоде», которая предполагала значительное
завышение реальных значений привлеченной ИРС. В настоящее
время в РФ идет реформа системы расчета официальных показателей
по трудовым мигрантам, с учетом появления новых форм привлечения
иностранных работников.
36 Рассчитано на
основе данных ФМС России и данных Статкомитета стран СНГ.
37 До 2010 года
включительно - данные РФ о работниках из стран СНГ имелись только
в отношении лиц, легально нанятых российскими работодателями.
С 2011 года доступна только информация о количестве выданных
ординарных разрешений на работу. Свыше 83% этих документов получили
граждане стран СНГ.
38 Критерием отнесения
мигранта к этой категории является уровень заработной
планы не менее 2 миллионов рублей в год, и 1 миллиона для преподавателей
и научных работников.
39Доля теневой экономики составляет
по оценкам экспертов не менее трети ВВП (см. http://www.gazeta.ru/financial/2011/04/01/3572005.shtml),
а в Казахстане – не менее 20% (http://investfunds.kz/news/dolya-tenevoj-jekonomiki-v-
kazahstane-za-desyat-let-sostavila-5-trillionov-tenge-kara-21857/)
40Зайончковская
Ж. Межгосударственное партнерство России и стран Центральной Азии
по трудовой миграции: правовая база. Институт народнохозяйственного
прогнозирования РАН - Центр миграционных исследований. Http://www.cmi.ru/
41 Choudinivskikh
O. Migration and bilateral agreements in the Commonwealth of Independent
States / Free Movement of Workers and Labour Market Adjustment.
Recent Experiences from OECD Countries and the European Union. OECD.
Paris, 2012
|