|  | 
               
                |  | ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ СТРАТЕГИИ 
                    ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (2012-2016 
                    ГГ.) ВОЗ, Копенгаген, 2012, 39 страниц |  http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/174654/e96638-Rus.pdf 
               
                | На основании перечисленных выше глобальных и региональных 
                    документов и итогов более двух десятилетий работы по содействию 
                    укреплению здоровья был выработан набор широко признанных 
                    принципов, совпадающих с концептуальными положениями политики 
                    Здоровье-2020, на базе которых строятся все действия, предусмотренные 
                    данным планом - от установления приоритетов до реализации 
                    и последующей оценки достигнутого. 
                    Внимание к вопросам социальной справедливости. Особое 
                      внимание необходимо уделить тому, в какой мере социальные 
                      детерминанты, такие как гендер, социально-экономическое 
                      положение, этническая принадлежность, миграционный статус 
                      и уровень образования, а также распределение этих детерминант, 
                      влияют на возможности людей делать устойчивый выбор в пользу 
                      здоровья.Укрепление систем здравоохранения. Дальнейшее развитие 
                      услуг первичной медико-санитарной помощи, наряду со службами 
                      общественного здравоохранения, имеет ключевое значение для 
                      укрепления здоровья населения, профилактики болезней, ранней 
                      диагностики и оказания интегрированной медицинской помощи. Учет интересов здоровья во всех стратегиях. Более широкие 
                      детерминанты эпидемии НИЗ в основном находятся за пределами 
                      сферы воздействия сектора здравоохранения. Речь может идти 
                      о таких областях, как торговая и налоговая политика, доступ 
                      к образованию и медицинской помощи, городское планирование 
                      и градостроительство. Подход с учетом всех этапов жизни. Риск НИЗ накапливается 
                      в течение всей жизни, начиная с воздействия на плод во время 
                      беременности и продолжаясь в периоды раннего детства, подросткового 
                      и зрелого возраста. Понятие "здоровое старение" 
                      включает такие аспекты, как укрепление здоровья в течение 
                      всей жизни, средовые условия, помогающие справляться с функциональными 
                      нарушениями, уровень социальной защиты, а также доступ к 
                      необходимым социальным и медицинским услугам.Расширение прав и возможностей сообществ и граждан. Во 
                      всех действиях, от планирования профилактических услуг до 
                      лечения конкретного больного, работа должна быть ориентирована 
                      на укрепление, а не подмену усилий сообщества, повышение 
                      уровня медико-санитарной грамотности и уважение статуса 
                      пациента как "специалиста" в отношении своей болезни.Сбалансированность популяционного и индивидуального подходов. 
                      Большинство случаев болезней возникает среди людей, подверженных 
                      низкому или умеренному риску, и лишь для небольшой части 
                      риск носит крайне выраженный характер. Соответственно, всесторонняя 
                      профилактическая стратегия должна быть сбалансированным 
                      образом направлена как на снижение уровней риска среди населения 
                      в целом, так и на целевой охват лиц, подверженных повышенному 
                      риску.Интегрированные программы. Все НИЗ и их факторы риска 
                      имеют конкретные особенности, и успешное решение связанных 
                      с ними проблем требует, по отношению к каждому из них, наличия 
                      специальных знаний и навыков и целенаправленных независимых 
                      действий. Вместе с тем, объективный опыт показывает, что 
                      комплексная стратегия, состоящая из множественных вмешательств, 
                      дает более ощутимое улучшение показателей здоровья, чем 
                      совокупность отдельных мер, причем часто оказывается и более 
                      экономически эффективной.Принцип участия всего общества. Охрана и укрепление здоровья 
                      - это результат совместных усилий государства и общества. 
                      Основная цель поэтому заключается в том, чтобы укрепить 
                      связи между профилактическими и лечебно-диагностическими 
                      службами, повысить уровень сотрудничества между государственными 
                      и негосударственными структурами, обеспечить активное участие 
                      гражданского общества, сферы бизнеса и рядовых граждан. Эти принципы, заложенные в ключевых положениях 
                    Европейской стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными 
                    заболеваниями, сегодня настолько же актуальны, как и на момент 
                    ее принятия в 2006 г. Стр. 4-5.  В соответствии с Европейской стратегией профилактики 
                    и борьбы с НИЗ, План действий предусматривает всеобъемлющий 
                    и интегрированный подход к решению проблем, связанных с НИЗ, 
                    который одновременно содействует укреплению здоровья и развитию 
                    программ по профилактике болезней на популяционном уровне 
                    и целенаправленно работает на группы риска и граждан, подвергающихся 
                    высокому риску, и максимально охватывает население эффективным 
                    лечением и уходом. При этом, систематически проводится интеграция 
                    политики и действий в целях сокращения неравенств в вопросах 
                    здоровья. В то же время, в целях обеспечения максимального 
                    позитивного эффекта в отношении здоровья, План предусматривает 
                    конкретный набор научно обоснованных вмешательств на период 
                    2012-2016 гг. Будет проводиться мониторинг и оценка прогресса 
                    в реализации этих вмешательств. План действий разделен на четыре приоритетных 
                    направления действий, пять приоритетных вмешательств и два 
                    вспомогательных вмешательства. Приоритетные вмешательства 
                    носят конкретный научно обоснованный характер и соответствуют 
                    существующим обязательствам государств-членов. Основное внимание 
                    сосредоточено на осуществлении конкретных практических мероприятий 
                    в период 2012-2016 гг., которые могут служить поддержкой странам 
                    в достижении концептуального видения, целей и задач Европейской 
                    стратегии профилактики и борьбы с НИЗ. При этом воздействие 
                    на социальные детерминанты здоровья и сокращение неравенств 
                    в отношении здоровья рассматриваются в качестве таких ключевых 
                    элементов, которые не изложены в виде отдельных разделов, 
                    но имеют общее значение для каждого из основных разделов. Четыре приоритетные области действий "привязаны" 
                    к соответствующим разделам Европейской региональной стратегии 
                    по профилактике и борьбе с НИЗ, как это отражено ниже: 
                     стратегическое руководство борьбой с НИЗ, 
                      включая построение альянсов и сетей и всемерное содействие 
                      расширению прав и возможностей граждан (область действия, 
                      соответствующая Европейской стратегии в целом); укрепление эпиднадзора, мониторинга и оценки, 
                      а также наращивание научных исследований (область действия, 
                      соответствующая Европейской стратегии в целом); укрепление здоровья и профилактика болезней 
                      (область действий, соответствующая вмешательствам на популяционном 
                      уровне, изложенным в Европейской стратегии);дальнейшая ориентация услуг здравоохранения 
                      на профилактику и оказание помощи при хронических заболеваниях 
                      (область действия, соответствующая элементам Европейском 
                      стратегии, имеющим отношение к услугам на индивидуальном 
                      уровне, а также к группам и лицам высокого риска). Пять приоритетных вмешательств сосредоточены на 
                    следующем: 
                    содействие потребительскому выбору в интересах 
                      здоровья путем применения налоговой политики и механизмов 
                      маркетинга;
замена трансжиров в пищевых продуктах полиненасыщенными 
                      жирами;
снижение потребления соли;
 оценка и управление кардиометаболическим риском;
ранняя диагностика онкологических заболеваний. Два дополнительных набора вмешательств также включены 
                    как средства развития внутрисекторальных связей с действиями, 
                    направленными на экологические детерминанты НИЗ: 
                    содействие физически активным видам передвижения;
содействие оздоровлению различных условий окружающей 
                      среды. Стр. 9-10. |  Инвестиции в профилактику и совершенствование мер борьбы 
              с неинфекционными заболеваниями (НИЗ) позволят сократить преждевременную 
              смертность и предотвратимую заболеваемость и инвалидность, а также 
              повысить качество жизни и уровень благополучия людей и обществ. 
              На эту широкую группу нарушений здоровья приходится не менее 86% 
              смертности и 77% бремени болезней в Европейском регионе ВОЗ. Распределение 
              соответствующих эпидемиологических показателей демонстрирует значительные 
              неравенства, отражающие социальный градиент, но при этом все НИЗ 
              связаны общими факторами риска, глубинными детерминантами и наличием 
              возможностей для эффективных вмешательств. Настоящий документ содержит план действий по реализации 
              Европейской стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями. 
              В нем учтены действующие обязательства государств-членов и изложены, 
              с применением всестороннего комплексного подхода, приоритетные направления 
              действий и конкретные вмешательства на предстоящие пять лет (2012-2016 
              гг.). План разработан в условиях широкого консультативного 
              процесса под руководством Постоянного комитета Регионального комитета, 
              включая совещания национальных координаторов по НИЗ и Европейский 
              форум по политике здравоохранения для государственных должностных 
              лиц высшего звена. Составление плана осуществлялось параллельно 
              и в согласовании с разработкой новой европейской политики здравоохранения 
              (Здоровье-2020) и Рамочной основы действий в области общественного 
              здравоохранения, а также с учетом итогов Первой всемирной министерской 
              конференции по вопросам здорового образа жизни и борьбы с НИЗ (Москва, 
              апрель 2011 г.) и в свете подготовки к совещанию высокого уровня 
              Генеральной Ассамблеи ООН по профилактике и борьбе с неинфекционными 
              заболеваниями (Нью-Йорк, сентябрь 2011 г.). Содержание МандатЭпидемиологический контекст
 Почему необходим план действий и почему именно в настоящее время?
 Обоснование и руководящие принципы
 Поле деятельности
 Взаимосвязи
 Использование общих характеристик
 Психические расстройства
 Насилие и травматизм
 Инфекционные болезни
 Окружающая среда и здоровье
 Принципиальное видение, цель и задачи
 Принципы построения Плана действий
 Приоритетные области действий
 Стратегическое руководство борьбой с НИЗ, включая построение альянсов 
              и сетей и содействие расширению прав и полномочий граждан
 Укрепление эпиднадзора, мониторинга и оценки
 Укрепление здоровья и профилактика болезней
 Дальнейшая ориентация служб здравоохранения на профилактику и оказание 
              помощи при хронических заболеваниях
 Приоритетные меры
 Содействие здоровому потребительскому выбору посредством использования 
              налоговой политики и механизмов маркетинга
 Замена трансжиров в пищевых продуктах полиненасыщенными жирами
 Снижение потребления соли
 Оценка и управление кардиометаболическим риском
 Ранняя диагностика онкологических заболеваний
 Вспомогательные меры
 Содействие развитию физически активных средств передвижения
 Укрепление здоровья в конкретных условиях
 Библиография Стратегии, планы действий, резолюции и декларации министерских 
              конференций ВОЗ Приложение 1. Примеры существующих систем эпиднадзора за НИЗ Приложение 2. Резолюция EUR/RC61/R3 "План действий по осуществлению 
              Европейской стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями, 
              2012-2016 гг.
    
              
             |