ДТП и смертность от внешних причин в ЕС-27 и в СНГ
|  | Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных случаев – с 1,2% до 0,8%
|
 | Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин снизился с 46 на 100 тысяч человек в 2000 году до 36 в 2010 году, от транспортных несчастных случаев – с 11,9 до 6,5
|
 | Число погибших в ДТП составляет в странах ЕС-27 от 29 до 111 на миллион человек, от 12 до 117 на 1000 ДТП, от 6 до 55 на 100 тысяч легковых автомобилей
|
 | Число погибших в ДТП в странах СНГ составляет от 54 до 187 в расчете на миллион человек, от 133 до 340 на 1000 ДТП
|
|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число погибших в ДТП составляет в странах ЕС-27 от 29
до 111 на миллион человек, от 12 до 117 на 1000 ДТП, от 6 до 55
на 100 тысяч легковых автомобилей
Как уже говорилось выше, среди погибших от транспортных
несчастных случаев преобладают погибшие в результате дорожно-транспортных
происшествий (то есть на автомобильных дорогах разного класса с
участием, по крайней мере, одного транспортного средства). Происшествия
на железнодорожном, водном и авиатранспорте обычно привлекают более
пристальное внимание средств массовой информации, поскольку приводят,
как правило, к большому числу жертв, однако в ДТП, несомненно, гибнет
гораздо больше людей. Например, в 2009 году жертвами ДТП в ЕС-27
стали 34 500 человек, а в результате происшествий на железнодорожном
транспорте погибло 1 428 человек (на 119 человек больше, чем
в предшествующем 2008 году). Среди погибших в результате происшествий
на железнодорожном транспорте в 2009 году только 5,1% были пассажирами
или работниками железнодорожного транспорта, 63,0% погибших пострадали
из-за происшествий с физическими лицами, вызванные движением подвижного
состава, 30,6% - из-за аварий на переездах. Наибольшее число погибших
в 2009 году из-за происшествий на железнодорожном транспорте зарегистрировано
в Польше (365 человек) и Германии (185 человек). Число авиакатастроф
и пострадавших в них также отличается от года к году и от страны
к стране. В августе 2008 года 158 человек погибло в результате авиакатастрофы
в международном аэропорту Мадрида Барахас, в июне 2009 года – 228
человек при перелете из Бразилии во Францию над водами Атлантического
океана.
Несмотря на тенденцию снижения смертности в результате
дорожно-транспортных происшествий, число их жертв (причем не только
погибших, но и получивших ранения той или иной степени тяжести,
которые нередко приводят к инвалидности той или иной степени) остается
высоким и поэтому неизменно привлекает внимание как национальных,
так и международных сообществ. Так, например, Европейская комиссия
ООН ведет собственную базу данных о дорожно-транспортных происшествиях7.
В ней аккумулируются имеющиеся сведения об абсолютном числе погибших
и раненных в ДТП и об их числе в расчете на 1 миллион человек постоянного
населения, на 100 тысяч легковых автомобилей, на 1000 ДТП, а также
о распределении ДТП по месту происшествия (автомагистрали, в пределах
и за пределами населенных пунктов), по месяцам, дням недели и времени
суток (по освещенности – темное или светлое), по типам участников
движения, наличию участников, находившихся под влиянием алкоголя
и т.д. База данных содержит сведения не только по европейским странам,
но и по таким странам, как США, Канада, Израиль, Турция, а также
по государствам - бывшим союзным республикам СССР. Рассмотрим некоторые
индикаторы тяжести дорожно-транспортных происшествий из этой базы
данных.
Чаще всего число погибших и раненных в ДТП соотносится
с численностью постоянного населения страны (или региона). По данным
Европейской комиссии ООН, число погибших в результате ДТП в расчете
на 1 миллион жителей составляло в странах ЕС-27 от 29 в Швеции до
111 в Греции и Румынии8
(рис. 13). Смертность в результате ДТП снизилась, по сравнению с
2000 годом (с учетом примечаний к рис. 13), во всех странах ЕС-27,
кроме Мальты и практически не изменилась в Румынии9.
Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях
в 2010 году составило от 749 на 1 миллион человек в Дании до 5 467
в Австрии. Помимо Австрии высоким числом раненных в ДТП отличались
также Бельгия, Словения и Италия (более 5000 на миллион человек).
По сравнению с 2000 годом снижение числа раненых в расчете на миллион
жителей произошло во всех странах ЕС-27, кроме Швеции и Болгарии.
В 2000 году оно составляло от 323 на 1 миллион человек в Румынии
до 6 856 в Австрии.

Рисунок 13. Число погибших и раненных в дорожно-транспортных
происшествиях в 2000 и 2010* годах по странам ЕС-27, в расчете на
1 миллион человек постоянного населения
* По некоторым странам представлены
значения показателей за иные годы. Погибшие в 2010 году на 1 миллион
человек: Португалия и Франция – 2009 год; ранено в 2010 году на
1 миллион человек: Нидерланды, Словакия, Швеция – 2009 год; Ирландия
и Португалия – 2008 год; Франция – 2006 год.
Отметим, что в США – стране с традиционно высоким уровнем
автомобилизации – число погибших в результате ДТП на миллион жителей
заметно превышает значение показателя для большинства стран ЕС-27.
До 2007 года оно превышало 140 и лишь в 2008-2010 годы стало быстро
снижаться, опустившись в 2010 до 106 погибших в расчете на 1 миллион
человек постоянного населения (рис. 14). В Канаде, Израиле, Швейцарии
и Турции снижение показателя отмечалось уже в 1990-е годы, хотя
и отличалось довольно значительными колебаниями. Ни в одной из этих
стран значение показателя пока не опускалось ниже уровня 40 погибших
на миллион жителей, тогда как среди стран ЕС-27 более низкие значения
отмечались в 4 странах (Швеции, Великобритании, Нидерландах и на
Мальте).

Рисунок 14. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях
в США, Канаде, Израиле, Швейцарии и Турции, 1993-2010 годы, в расчете
на 1 миллион человек постоянного населения
Возможно, более адекватной характеристикой тяжести дорожно-транспортных
происшествий может служить число погибших на 1000 ДТП. За последнее
десятилетие значение показателя снизилось во всех странах ЕС-27,
кроме Дании, Нидерландов и Мальты, где оно относительно невелико
(рис. 15). В 2010 году число погибших в результате ДТП в расчете
на 1000 ДТП составляло от 12 в Великобритании до 117 в Болгарии,
а в 2000 году – от 15 в Великобритании до 313 в Румынии.

Рисунок 15. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях
в 2000 и 2010* годах по странам ЕС-27, в расчете на 1000 ДТП
* Нидерланды и Швеция – 2009 год; Ирландия
– 2008 год
Примером быстрого снижения тяжести ДТП служит Турция,
где число погибших в расчете на 1000 ДТП снизилось со 102 в 1993
году до 35 в 2010 году (рис. 16). Значение показателя оставалось
относительно стабильным в США и Канаде – на уровне около 20 погибших
на 1000 ДТП (в США умеренное повышение – до 24 - отмечалось в 2001-2007
годах). В Израиле тенденция снижения наблюдалась во второй половине
1990-х годов, а затем произошло увеличение до 30 погибших на 1000
ДТП в 2001 году. В Швейцарии снижение было более устойчивым – с
32 в 1993 году до 17 на 1000 ДТП в 2010 году, что лишь немногим
превышает лучшие показатели в ЕС-27 (Великобритании, Германии, Австрии).

Рисунок 16. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях
в США, Канаде, Израиле, Швейцарии и Турции, 1993-2010 годы, в расчете
на 1000 ДТП
Число дорожно-транспортных происшествий напрямую связано
с числом имеющихся транспортных средств, и особенно пассажирских
(легковых) автомобилей10,
которыми, в большинстве случаев, управляют непрофессионалы.
За два последних десятилетия уровень автомобилизации
населения стран ЕС-27 значительно повысился – с 334 пассажирских
автомобилей на 1000 человек постоянного населения в 1991 году до
473 в 2009 году.
Среди стран ЕС-27 значение показателя в 1991 году варьировалось
от 62 на 1000 человек в Румынии до 522 в Люксембурге, в 2000 году
– от 124 до 630, 2009 году - от 197 до 678 на 1000 человек в тех
же странах (рис. 17). Особенно быстро росла обеспеченность автомобилями
в Литве (в 3,5 раза за 1991-2009 годы), Латвии и Румынии (в 3,2
раза), а также в Португалии (в 3,1 раза).

Рисунок 17. Число пассажирских автомобилей на 1000 человек
постоянного в странах ЕС, 1991, 2000 и 2009* годы
* Дания и Люксембург – 2008 год; Ирландия
и Франция – 2007 год; Греция – 2003 год; Португалия – 2002 год
В расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей число
погибших в результате ДТП составляло в странах ЕС-27 в 2010 году
от 6 в Швеции и на Мальте до 55 в Румынии (рис. 18). По сравнению
с 2000 годом, значение показателя снизилось во всех странах, хотя
и в разной степени. В 2000 году число погибших в расчете на 100
тысяч пассажирских автомобилей составляло от 8 на Мальте до 106
в Латвии, а число раненых – от 232 в Румынии до 1453 в Бельгии.
К 2010 году число раненных в ДТП в расчете на 100 тысяч пассажирских
автомобилей снизилось во всех странах ЕС-27, кроме Швеции, где оно
немного увеличилось (с 551 до 596), и Румынии, где оно возросло
более чем втрое (с 232 до 750).

Рисунок 18. Число погибших и раненных в дорожно-транспортных
происшествиях в 2000 и 2010* годах по странам ЕС-27, в расчете на
100 тысяч пассажирских автомобилей
* Погибшие в 2010 году на 100 тысяч
автомобилей: Дания, Мальта и Франция – 2009 год, Греция –
2005 год. Ранено в 2010 году на 100 тысяч автомобилей: Мальта,
Нидерланды, Словакия, Швеция – 2009 год; Ирландия – 2008 год; Дания
и Франция – 2006 год; Греция – 2005 год; Португалия – 2002 год..
Число погибших в результате ДТП в расчете на 100 тысяч
пассажирских автомобилей в США, Канаде и Швейцарии в 1990-2000-е
годы не достигало 30 (за исключением США в 2006-2007 годы). В Израиле
оно довольно быстро, опустилось с 51 в 1993-1994 годы до 17 в 2010
году (рис. 19). Турция, по мере наращивания социально-экономического
потенциала, демонстрирует, как и по другим показателям, рассмотренным
выше, пример быстрого снижения числа ДТП с тяжелыми последствиями
в расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей – с 246 в 1993 году
до 54 в 2010 году, что практически соответствуют значению показателя
за тот же год в Румынии.

Рисунок 19. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях
в США, Канаде, Израиле, Швейцарии и Турции, 1993-2010 годы, в расчете
на 100 тысяч пассажирских автомобилей
7 Road Traffic Accidents
- http://w3.unece.org/pxweb/database/STAT/40-TRTRANS/01-TRACCIDENTS/?lang=1
8 Отметим, что база
данных Евростата по транспорту по состоянию на 18 октября 2112 года
содержала аналогичные сведения только по 2008 год: от 37 погибших
в ДТП на 1 миллион человек на Мальте до 148 в Литве. Значение показателя
для Швеции в 2008 году – 43, Греции – 139, Румынии – 142. -
People killed in road accidents [road_ac_death] http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=road_ac_death&lang=en
.
9 По тем же данным
Евростата, в Румынии она увеличилась – со 113 на 1 миллион жителей
в 1999-2000 годы до 142 в 2008 году, а на Мальте оставалась относительно
стабильной на уровне около 40 погибших на миллион жителей (39 в
2000 году, 42 в 2006 году, 37 в 2008 году).
10 Дорожное механическое
транспортное средство, иное, чем мотоцикл, предназначенное для перевозки
пассажиров и имеющее не более девяти сидячих мест (включая место
водителя). В группу пассажирских автомобилей включаются собственно
пассажирские автомобили; автомобили-фургоны, предназначенные
и используемые преимущественно для перевозки пассажиров; такси;
автомобили, сдаваемые в прокат; автомобили скорой помощи; жилые
автофургоны. Исключаются легковесные грузовые автомобили, а также
междугородные автобусы и городские автобусы, городские и междугородные
микроавтобусы. - Illustrated Glossary for Transport Statistics.
4th edition / International Transport Forum, Eurostat, United Nations
Economic Commission For Europe, July, 2009. - http://www.unece.org/trans/main/wp6/publications/stats_glossary.html
.
|