|
|
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ БАРЬЕРОВ В ДОСТУПЕ К ОБРАЗОВАНИЮ
НА ЮГЕ КЫРГЫЗСТАНА
Бишкек,ЮНИСЕФ, 2012, 66 страниц
|
Количество детей, не
охваченных школьным образованием и выбывших из школы, в региональном
разрезе (тыс. человек, экстраполяция данных МИКС) (стр. 26)
Область
|
Неохват
|
Выбытие
|
Всего
|
Баткенская
|
7,2
|
1,0
|
8,2
|
Джалал-Абадская
|
5,7
|
14,4
|
20,1
|
Ошская
|
2,4
|
5,8
|
8,2
|
Итого:
|
38,2
|
23,5
|
61,7
|
Распределение наиболее
значимых для респондентов факторов, % (стр. 32)
Семейные проблемы
|
Школьные проблемы
|
Социальные проблемы
|
Родители не желают, чтобы ребенок учился
|
5,8
|
Школьный рэкет
|
7,4
|
Ребенок сам не хочет учиться
|
23,0
|
Ребенок часто болеет
|
8,6
|
Сложность программы
|
9,6
|
Дети помогают родителям по дому
|
10,1
|
Нет питания, группы продленного дня
|
10,6
|
Отсутствие транспорта, плохие дороги
|
24,3
|
Нет возможности отводить ребенка в школу
|
15,0
|
Школа далеко, нет возможности возить
|
12,8
|
Дети зарабатывают
|
24,2
|
Нет учителей, учебников
|
31,6
|
Страшно отпускать ребенка в школу одного и т.д.
|
52,7
|
Не могут собрать ребенка в школу
|
32,3
|
Большой взнос в школу
|
19,5
|
Полученные в ходе исследования результаты опроса
родителей, детей школьного возраста, экспертов в области образования,
а также администрации и учителей школ Ошской, Джалал-Абадской
и Баткенской областей позволили выявить ряд факторов, воздействующих
на снижение уровня посещаемости детьми средних школ. При этом
следует отметить, что одной из определяющих проблем является
воздействие межэтнических конфликтов 2010 года:
1. Воздействие проблем социального
характера
- В регионах наблюдается напряженная обстановка, определяющая
значительное снижение посещаемости детьми школ после межэтнического
конфликта: поданным респондентов всех категорий, средняя
доля детей, не посещающих школу на регулярной основе, составляет
39%. Пропустивших более половины занятий в течение четверти
- 47%.
- Основной социальной проблемой для всех групп взрослых
респондентов является вопрос межэтнической напряженности:
от 45% до 66% ответов родителей.
- Соотношение доли детей, не посещающих школы, в городах
и селах Кыргызстана неравномерно: в селах таких детей в
3 раза больше.
- Чрезвычайно высок уровень миграции (внутренней и внешней)
в исследованных населенных пунктах. В ряде сел уровень миграции
достиг на практике 40-50%.
- Отрицательное эмоциональное настроение населения в результате
межнационального конфликта ведет к замкнутости и разобщенности,
желанию закрыться дома, в своем мирке (махалле). Ряд населенных
пунктов южных регионов стал моноэтническим.
- Отсутствие в регионах учреждений дошкольного образования
(детских садиков, яслей) определяет высокую долю школьников,
вынужденных находиться дома и вместо школьных занятий следить
за младшими детьми.
- Отсутствуют социальные пособия для малоимущих, многодетных
семей. Отсутствует или на практике несправедливо распределяется
помощь, оказываемая государством в отношении пострадавших
в конфликте семей.
- Отмечается различное (по разным оценкам) количество детей-инвалидов,
детей, больных туберкулезом и т.д., не находящихся на учете,
и, как результат, не имеющих доступа к получению образования.
Их численность не отражена в официальной статистике.
2. Воздействие проблем семейного
характера
- Приоритеты семьи смещаются в сторону детского труда вместо
обучения в школе: почти 10% родителей детей, не посещающих
школу, говорят о своем нежелании отправлять ребенка на учебу.
- Почти 40% родителей, у которых дети регулярно не посещают
школу, называют острой проблемой отсутствие у самого ребенка
желания учиться.
- 90,4% детей, регулярно пропускающих занятия в школе, в
качестве причины пропусков называют работу на базаре, в
поле, помощь родителям в доме. При этом надо отметить, что
их труд является добровольным, хоть и вызванным необходимостью
помогать родителям зарабатывать деньги.
- Почти треть опрошенных родителей важнейшим препятствием
к посещению их детьми средней школы называют отсутствие
денежных средств на необходимые для обучения принадлежности,
обувь и одежду (23% ответов).
- В узбекских семьях наблюдается заметное увеличение случаев
следования обычаям, согласно которым девочки бросают обучение
в школе после 8-9 классов, а зачастую и после 5 класса.
- Внимание родителей к процессу учебы детей находится на
крайне низком уровне: почти 97% детей, которые регулярно
пропускают школу, делают это бесконтрольно или с согласия
родителей. Одна из основных причин - повысившийся после
лета 2010 года уровень миграции родителей.
3. Воздействие проблем школьного
характера
- Крайне плохое состояние большинства сельских школ: плачевное
состояние классных помещений, их нехватка; отсутствие учебной
и методической литературы, пособий, спортивных залов, отсутствие
или плохое состояние туалетов.
- Отсутствие в школах учителей по многим основным предметам.
Ввиду еще более ухудшившегося материального положения сельских
учителей - низкий уровень их квалификации по специальным
предметам, отсутствие заинтересованности в справедливом,
творческом подходе к работе со школьниками.
- Отсутствие кружков по интересам, неравномерный доступ
к компьютерным классам в тех школах, где есть компьютеры.
- На фоне всеобщей бедности, в том числе низкой зарплаты
сотрудников школ, повсеместно звучит проблема взяточничества
и коррупции в школах, непрозрачного использования средств
родительского софинансирования. Говорится о поборах, превышающих
материальные возможности большинства родителей.
- В семьях, где дети регулярно не посещают школу, остро
стоит проблема отсутствия питания в школе, группы продленного
дня (почти 24% ответов). Также для таких детей барьером
для посещения школы является сложность школьной программы.
Их родителей в значительной степени (17,9%) волнуют проблемы
неуспеваемости своих детей из-за сложной программы в школе.
- Отдаленность школ от населенных пунктов; опасность самостоятельного
пути детей до школ и обратно. Отсутствие школьного транспорта.
- Отмечается недостаточное количество школ, возникают сложности
выбора желаемой школы по языковому признаку из-за ее отдаленности
от населенного пункта.
- В ряде населенных пунктов планируется объединять кыргызские
и узбекские школы, открываются кыргызские классы в узбекских
школах. Такие решения являются преждевременными и неоправданными
на фоне не стабилизировавшихся еще отношений между группами
населения. Кроме того, отсутствуют единые программы, укомплектованный
штат учителей.
- Отсутствие для детей с ограниченными возможностями условий
для обучения в школе на общих основаниях: пандусов, перил
и др. При этом наблюдается несправедливое отношение к таким
детям как со стороны учеников, так и со стороны учителей.
Отмечается недостаточное количество или отсутствие специальных
школ-интернатов для детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями.
- В школах отсутствуют медицинские пункты, не проводятся
обязательные вакцинации.
- Препятствием к получению образования детьми служит не
только непоступление их в школу, но в большой степени факт
их выбытия из школы в процессе обучения вследствие различного
рода причин.
Необходимо отметить, что общими, наиболее определяющими
факторами снижения посещаемости детей средних школ для всех
трех областей респонденты трех категорий назвали следующие:
- Отсутствие денег на одежду, обувь и школьные
принадлежности (22-55%).
- Результат межэтнических конфликтов в стране
(21-39%).
- Трудовая занятость детей, их помощь родителям
(20,6-22%).
Стр. 62-64.
|
В публикации представлены результаты исследования основных
барьеров в доступе к образованию для детей Ошской, Джалал-Абадской
и Баткенской областей.
Целью данного исследования было выявление основных причин
непосещения детьми школ и выработка рекомендаций для устранения
данной проблемы. Существовавшие на момент проведения исследования,
сведения об уровне посещаемости школ, о причинах, вызывающих снижение
посещаемости детьми средних школ, были разрозненны и ограничены.
Кроме того, практически полностью отсутствовала соответствующая
информация относительно постконфликтного периода. Исследование носит
исследовательско-аналитиче-ский характер и сочетает качественную
и количественную стратегии.
Исследование проведено по заказу Министерства образования
и науки Кыргызской Республики при поддержке Представительства ЮНИСЕФ
в Кыргызской Республике.
Оглавление
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
|