|  | 
               
                |  | ОХРАНА МАТЕРИНСТВА В КОНТЕКСТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ 
                    ТРУДОВЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН Сравнительный анализ систем охраны материнства 
                    в трех европейских странах МОТ/ПРООН, 2011, 101 страница |  http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/maternity_protection_thecontext_ru.pdf
 
               
                | В целом, за последние десятилетия можно выделить несколько 
                    тенденций в области охраны материнства и мерах по урегулированию: 
                    Во всем мире за последние 15 лет законы об охране материнства 
                      претерпели заметные изменения, сместившись в сторону увеличения 
                      сроков отпуска при рождении ребенка, а также уйдя от системы 
                      ответственности работодателя за финансирование отпуска по 
                      беременности и родам. В свою очередь, в регионах ЦВЕ / СНГ, 
                      отпуск по уходу за ребенком был введен во многих странах 
                      как право на последующий период после отпуска по беременности 
                      и родам. Отпуск по уходу за ребенком был введен как право 
                      матерей и отцов, и часто его получают за счет увеличения 
                      срока отпуска по беременности и родам, который ранее предоставляли 
                      только матерям. Предоставление отпуска по уходу за ребенком 
                      важный момент с точки зрения упрочения концепции, что, в 
                      принципе, отпуск может взять не только мать (но на практике 
                      пока только матери берут этот отпуск). В то же время, отпуск 
                      по уходу за ребенком и льготы не обязательно такие же, что 
                      и пособия и отпуск по беременности и родам, - в реальности 
                      же, введение отпуска по уходу за ребенком и пособия привело 
                      к тому, что многие женщины в регионе почувствовали ослабление 
                      влияния системы охраны материнства.
Во многих странах, особенно в Западной Европе, общие задачи 
                      семейной политики расширились, а расходы на семейные пособия 
                      увеличились. Страны по-разному осуществляют распределение 
                      расходов на поддержку семьи, денежные пособия и налоговые 
                      льготы. Но во всех системах наблюдается несоответствие при 
                      распределении средств в поддержку семьи, например, в разные 
                      моменты жизни ребенка, на некоторые категории семей, например, 
                      семьи с одним родителем.
Многие страны не всегда и не в полной мере гарантируют 
                      уязвимым группам женщин возможность пользования системой 
                      охраны материнства: женщины-маргиналы или не имеющие постоянной 
                      работы, или женщины, работающие в таких местах или по таким 
                      контрактам, которые ограничивают их доступ к системе социального 
                      обеспечения: работающие неполный рабочий день, домашние 
                      работники или рабочие-мигранты часто не охвачены сферой 
                      охраны материнства, им также не положен отпуск, медицинские 
                      льготы или денежные пособия. В связи с тем, что во многих 
                      странах количество не трудоустроенных или пребывающих в 
                      условиях ненадёжной занятости женщин увеличивается и не 
                      только из?за экономического кризиса, предметом серьезной 
                      озабоченности является то, что они не имеют возможности 
                      воспользоваться системой охраны материнства*.
Правительства и социальные партнеры все больше осознают, 
                      что инициативы по совершенствованию сферы охраны материнства 
                      и урегулированию трудовых и семейных отношений также необходимо 
                      направлять на мужчин. Иногда это достигается благодаря объединению 
                      сферы охраны материнства и мер, ориентированных на семью, 
                      в целом, что позволяет решать проблемы урегулирования трудовых 
                      и семейных отношений. Другие инициативы, непосредственно 
                      направлены на повышение ответственности мужчин за семью 
                      и на проявление заботы о семье.
Во многих странах мира законы об охране материнства реализуются 
                      не эффективно и не в полной мере. Это указывает на важность 
                      социального диалога и необходимость действий с участием 
                      трех сторон: правительства, работодателей и работников, 
                      а также других организаций социальной защиты, например, 
                      тех, которые занимаются вопросами гендерного равенства, 
                      и организаций гражданского общества. Также подчеркивается 
                      важность осуществления контроля и использования механизмов 
                      правоприменения, а также необходимость сбора информации 
                      о практической стороне сферы охраны материнства, чтобы убедиться, 
                      что принципы и цели системы охраны материнства реализуются.
Во многих европейских странах проблемы, связанные со сферой 
                      услуг по уходу за детьми, стали вызывать общественное беспокойство. 
                      Центром политического внимания стал вопрос организации доступных 
                      и качественных услуг по уходу за детьми, потому что с их 
                      помощью можно урегулировать трудовые и семейные отношения, 
                      содействовать развитию рынка труда и решать вопросы гендерного 
                      равенства. Учреждения по уходу за детьми также считаются 
                      фактором снижения рождаемости, так как они снижают стоимость 
                      деторождения с точки зрения рынка труда и возможностей карьерного 
                      роста. И есть еще один ракурс, с которого можно посмотреть 
                      на услуги по уходу за детьми - это ориентированная на ребёнка 
                      и социально-педагогическая точка зрения. Услуги по уходу 
                      за детьми оказывают положительное влияние на развитие ребенка 
                      и социально-экономическую интеграцию. 
                      * Совершенствование сферы охраны материнства, в том числе 
                        в части социальных мер охраны здоровья людей, считается 
                        важной составляющей Инициативы ООН по минимальному уровню 
                        социальной защиты (http://www.ilo.org/gimi/gess/ShowWiki.do?wid=9). 
                        Нацеленность МОТ на расширение доступа к сфере охраны 
                        материнства путем расширения возможностей заниматься достойным 
                        трудом отражена, например, в МОТ, 2007 г. Стр. 19-20. Результаты исследования трех стран показали более 
                    заметную разницу в мерах, ориентированных на интересы семьи, 
                    и в мерах, направленных на урегулирование трудовых и семейных 
                    отношений в целях обеспечения гендерного равенства. Международные 
                    тенденции в отношении мер оказания поддержки обоим родителям 
                    в вопросах занятости и мер поощрения, направленных на равное 
                    распределение обязанностей по уходу за ребенком, хорошо видны 
                    на примере Исландии. В свою очередь, Франция предлагает серьезную 
                    поддержку в сфере занятости женщин и их экономической независимости, 
                    в частности, благодаря широкой сети дошкольных детских заведений 
                    и внешкольных учреждений. Но политические изменения, произошедшие 
                    в последние годы, кажется, переориентировали планы правительства 
                    с организации государственных дошкольных детских заведений 
                    на организацию ухода за малолетними детьми в домашних условиях 
                    (с помощью родителей или профессиональных семейных воспитателей) 
                    и на поддержку более длительного отпуска по уходу за ребенком. 
                    Что касается Франции, то принимаемые в последние годы политические 
                    меры, направленные на достижение гендерного равенства путем 
                    равного распределения семейных обязанностей и ориентированные 
                    исключительно на мужчин, оказались не очень эффективными с 
                    политической точки зрения. Из трех стран Чехия (с политической 
                    и общественной точек зрения) придерживается самой "старомодной" 
                    модели урегулирования трудовых и семейных отношений: предоставляется 
                    продолжительный отпуск, который в основном берут женщины. 
                    Чаще всего пользуются услугами дошкольных учреждений семьи, 
                    имеющие детей ясельного и детсадовского возраста, и очень 
                    редко те, кто имеет детей до школьного возраста. Никаких специальных 
                    политических мер, которые бы содействовали более широкому 
                    участию мужчин в уходе за новорожденными, нет. Но в последние 
                    годы в стране проводились реформы, в результате которых в 
                    настоящее время действует гибкая система отпусков / льгот, 
                    предоставляющая право на оплачиваемую работу одному родителю 
                    (в реальности это, чаще всего, мать), который находится в 
                    отпуске по уходу за ребенком.Во всех трех странах отмечается смещение политического акцента 
                    в Европе и отход от мер, ориентированных на матерей и их роль 
                    воспитателя, к мерам, ориентированным на родителей, а также 
                    к мерам, нацеленным на урегулирование трудовых и семейных 
                    отношений в более широком смысле. Таким образом, вопрос гендерного 
                    равенства постепенно переходит в разряд важных аспектов семейной 
                    политики.
 Стр. 62-63. |  В работе предлагаются результаты сравнительного анализа 
              существующих законов и нормативных документов по охране материнства 
              и мер, ориентированных на семью в трех странах: Франция, Исландия 
              и Чехия. В законах и нормативных документах всех трех стран отмечается 
              разный подход к вопросам охраны материнства и детства. Исследование 
              имеет целью проиллюстрировать широкий спектр курсов политики, отражающей 
              различную степень внедрения принципов гендерного равенства в законы 
              и политику, проводимую в области охраны материнства в трех европейских 
              странах. Исследование также показало, как отсутствие комплексной, 
              всеобъемлющей и гендерно-чувствительной политики в области урегулирования 
              трудовых и семейных отношений может привести к дискриминации женщин 
              и негативно сказаться на социальном и экономическом положении семей, 
              предприятий и общества. Исследование предоставляет рекомендации 
              по разработке стратегий в области урегулирования трудовых и семейных 
              отношений и охраны материнства, основанные на гендерном равенстве 
              и занятости. Публикация рассчитана на широкую аудиторию, включая 
              законодательные органы, социальных партнеров, гражданское общество 
              и научных деятелей. Исследование будет полезным в разработке социальных 
              политик, направленных на прогрессивное продвижение более сбалансированного 
              урегулирования трудовых и семейных отношений, как для мужчин, так 
              и для женщин посредством политики и законодательства в области охраны 
              материнства. Содержание Выражение признательностиПредисловие
 Список сокращений
 Перечень вставок и таблиц
 Таблицы
 Вставки
 1. Введение 2. Обзор международных конвенций/рамочных концепций 
              по охране материнства и урегулированию трудовых и семейных отношений  
              Конвенции МОТДругие нормативно-правовой базы: законы ЕС и КЛДЖ
 Новые тенденции в сфере охраны материнства в ЕС
 КЛДЖ и материнство
 Мировые тенденции в сфере охраны материнства и меры, ориентированные 
                на урегулирование
 3. Обзор национальных законов, политических мер и программ, 
              связанных с охраной материнства и семейной политикой в Исландии, 
              Франции и Чехии  
              3.1. Социально-экономические и демографические характеристики 
                трех стран3.2. Государственные расходы на оказание помощи семье и на финансирование 
                сферы охраны материнства
 3.3. Охрана материнства и политика отпусков и пособий, ориентированная 
                на интересы семьи
 Продолжительность отпуска
 Сфера действия закона
 Размеры пособий и финансирование
 Положения в области охраны здоровья и труда
 Защита трудовых прав в период отпуска по беременности и родам
 Положения о кормящих матерях
 Пособие на рождение ребёнка
 Отпуск отцу (обязательный отпуск в связи с рождением ребенка)
 Отпуск по уходу за ребенком и пособия
 3.4. Службы по уходу за детьми как мера, ориентированная на интересы 
                семьи
 4. Реализация мер по охране материнства и семейной политике 
              Расширение сферы действия законодательства в области охраны материнстваОсуществление контроля
 Интерес отцов к получению льгот/пособий - по-прежнему остается 
                проблемой
 Важная роль детских учреждений, доступных по цене и качеству обслуживания, 
                а также рабочих мест, где вопросам семьи уделяется большое внимание
 5. Выводы по результатам сравнительного исследования 
              трех стран 6. Заключение 7. Ссылки Источники в сети Интернет и базы данных Список справочной литературы
 Приложения
  
              
             |