|  | КАКОЙ ГОРОД НУЖЕН? Б. Хорев,кандидат географических наук
 
              Больше половины населения страны живет теперь в городах. А 
                как они должны расти? Следует ли регулировать численность жителей 
                крупных городов! И что думают сами их обитатели - они предпочитают 
                - большие или маленькие? На эти темы спорит автор с В. 
                Переведенцевым, автором статьи "Города и годы". Над статьей В. Переведенцева "Города и годы" 
              ("ЛГ", №9, 1969 г.) не напрасно поставлена рубрика "Спорное 
              мнение",- в самом деле, взгляд автора может вызвать и противоположное 
              суждение. В споре важно с самого начала четко определить позицию. 
              С этого и начну: я принадлежу к тем "консерваторам", которые 
              считают, что принятый в нашей стране курс на регулирование роста 
              больших городов, усиление промышленного развития средних и активизацию 
              малых продиктован самой жизнью. И поэтому никак не могу согласиться 
              с автором статьи "Города и годы", а также "Какой 
              город выгоден?", опубликованной в "ЛГ" в №38 за 1967 
              год. Капиталистическое общество не в силах предотвратить 
              уродливое разрастание сверхбольших городских агломераций. Проводя 
              единственно правильную политику в этой области, мы, однако, не позаботились 
              о всестороннем ее технико-экономическом обосновании. Действительно, так ли необходимо ограничительное регулирование 
              роста больших городов? Пытаясь доказать их выгодность, В. Переведенцев упрекает 
              сторонников принятого ныне курса в отсутствии критериев оптимальности 
              или эффективности роста. Посмотрим сначала, какие критерии применяет сам автор. 
              Большие и особенно сверхбольшие города экономически выгодны, утверждает 
              он, ибо производительность труда в них "много выше, чем в малых, 
              а в сверхбольших много выше, чем в больших". То же, наверное, 
              относится и к так называемой фондоотдаче - эффективности использования 
              производственной мощности. В. Переведенцев - не дилетант в этих вопросах. Он не 
              может не знать, как разнородны города. Больше всего отличаются друг 
              от друга малые. В одних преобладает мелкое производство - оно обслуживает 
              лишь местные потребности. В других, наоборот, превосходно развита 
              промышленность, слава о таких идет далеко - их энергетические, химические, 
              горнодобывающие предприятия имеют отнюдь не местное значение. Естественно, 
              что здесь совсем иной уровень производительности труда - ничуть 
              не ниже, чем в крупных центрах. И совсем иное дело - курорты, научно-экспериментальные 
              городки. Сравнивать следует вещи однородные. Можно и нужно сопоставлять 
              любые города - по их экономической эффективности в производстве 
              и строительстве. Но разве можно забывать об их различии в назначении: 
              разве одно а то же - индустриальный центр и такой же по численности 
              населения курорт? В больших городах, и особенно в сверхкрупных (с населением 
              более полумиллиона) производство действительно становится более 
              выгодным, но зато увеличиваются затраты на благоустройство, дороги, 
              коммунальное хозяйство. В сверхкрупном городе расходы на транспорт 
              и магистрали в пересчете на одного жителя втрое выше, чем в среднем 
              городе, а строительство метрополитена увеличивает затраты еще в 
              два раза. Велики потери не только денег - может быть, еще важнее 
              то, что пассажирам приходится тратить больше времени на дорогу. 
              В сверхмиллионных городах поездки почти начисто поглощают то время, 
              которое остается на внепрофессиональное общение, условия для которого 
              в крупных городах, по словам В. Переведенцева, "просто несравнимы" 
              с условиями в малых. Неверно и утверждение, что чем больше город, тем быстрее 
              он растет. Сделаем расчеты по той методике, которая является единственно 
              правильной. Будем наблюдать за развитием города, не переводя его 
              в другую группу, как бы он ни вырос за рассматриваемый период. И 
              не будем учитывать тех городов, которых еще не было тогда, когда 
              начался этот период. Вот какие перемены произошли с 1959 года по 
              1965 год. Население в городах свыше миллиона жителей выросло на 
              16,3 процента, а в тех, где живет от 500 тысяч до одного миллиона 
              - на 21,0. Еще быстрее шел рост в городах поменьше. В тех, где население 
              было в пределах от 250 тысяч до 500 тысяч - на 23,5 процента, от 
              100 тысяч до 250 тысяч - 25,6 процента, от 50 тысяч до 100 тысяч 
              - 26,7 процента. Иначе обстояло дело в малых городах: от 20 тысяч 
              до 50 тысяч - 18 процентов, а в тех, где меньше 20 тысяч, - 18,4 
              процента. В среднем же рост составил 21,6 процента. Из этих цифр видно, что скорее всего растут города среднего 
              звена, а никак не сверхкрупные, как это считает В. Переведенцев. Некоторые социологи говорят о преимуществах большого 
              города перед средним и малым потому, что там разумнее можно использовать 
              свободное время, потому, что происходит "концентрация интеллекта", 
              и т.д. Но такие утверждения бездоказательны. Наши нынешние знания 
              в области социологии города до сих пор вообще не могут приниматься 
              во внимание в серьезном разговоре. Мало нам известно и отношение 
              самих жителей городов - и больших, и малых - к проблемам своих городов. В. Переведенцев говорит о привлекательности для людей 
              крупного города, а результаты нашего опроса жителей Мариинского 
              Посада и Ветлуги (каждый насчитывает около 10 тысяч жителей) говорят 
              о том, что большинство их граждан предпочитает жить как раз в малых 
              городах и не хотело бы из них уезжать. В первом из них 75 процентам 
              опрошенных, а во втором - 77 процентам нравится жить там, где они 
              живут. На вопрос, в каком населенном пункте лучше жить, если условия 
              быта и работы везде были бы примерно одинаковыми, 62 процента в 
              первом случае и 56 процентов - во втором ответили: в маленьком городе. 
              17-19 процентов считают, что лучше жить в среднем промышленном городе, 
              12-16 процентов назвали крупный город, 3-5 процента - село. Различные 
              социальные, возрастные и профессиональные категории населения предъявляют 
              свои требования. Но они еще не изучены как следует, а чтобы делать 
              выводы, необходимы широкие исследования. В. Переведенцев полностью игнорирует тот факт, что ограничение 
              чрезмерного роста больших городов - лишь составная часть более общего 
              курса, направленного на то, чтобы сеть городов - разной величины 
              - развивалась планомерно. Регулирование роста больших и особенно 
              сверхбольших городов - не самоцель. Без этого нельзя разумно и хозяйственно 
              размещать на карте страны производительные силы, без этого нельзя 
              усилить промышленную роль средних и малых городов. Дело не в том, какое поселение выгодно, а в том, какая 
              система поселений различной величины и типа отвечает условиям того 
              или иного крупного экономического района, области, республики, достаточно 
              ли она эффективна при данном уровне развития производительных сил 
              и насколько соответствует финансовым возможностям нашего общества. Сеть городского населения в стране следует рассматривать 
              в целом. Перед проблемой чрезмерного роста стоят наши областные, 
              краевые и республиканские центры. В "иерархии" населенных 
              мест, складывавшейся исторически, зачастую, особенно в пределах 
              Российской Федерации, оказывается недостаточно выраженным "среднее 
              звено". Именно оно, развиваясь, могло бы снять с крупных центров 
              часть нагрузки, служить тормозом против их чрезмерного разбухания. В крупных экономических районах выгоднее иметь несколько 
              центров, чем один. По расчетам, в Литовской ССР это позволит снизить, например, 
              транспортные расходы населения. Только на поездках в республиканский 
              и региональные центры по разным культурно-бытовым надобностям можно 
              сберечь при 10-центровом варианте 10-15 миллионов рублей. Смысл 
              ограничения размеров городов - не в убыстрении или замедлении роста 
              населения, частично регулируемом пропиской, а в рациональном размещении 
              производства и выравнивании уровня жизни населения. Решающая роль в развитии сети городов - в целом - принадлежит 
              новому промышленному строительству. Только этим путем можно избежать 
              как излишней концентрации, так и распыления производства. Создание 
              десяти региональных центров Литвы позволит сэкономить в строительстве 
              промышленных узлов 16 миллионов рублей по сравнению с "штучным" 
              размещением предприятий. Разумеется, без развития промышленности 
              эти города не могли бы стать полноценными региональными центрами, 
              не могли бы совершенствовать сферу обслуживания с учетом потребностей 
              всей округи. Ярким примером политики формирования многоцентровой 
              системы расселения может служить Венгерская Народная Республика. 
              Любители "попыток прогноза" еще недавно предсказывали, 
              что к концу XX века вся Венгрия разделится на две части - Будапешт 
              и "загород" - и станет "страной одного города". Согласно новой схеме, региональное планирование в масштабе 
              страны должно привести к быстрому росту восьми провинциальных центров, 
              которые станут развиваться как самостоятельно, так и в дополнение 
              или в "противовес" Будапешту. И у нас в стране, в Литве, 
              например, рассчитаны оптимальные размеры каждого из региональных 
              и дополнительных промышленных центров.  "Выгодный" город может иметь и 20 тысяч жителей, 
              и 50, 100, 200 тысяч, даже миллион. Все зависит от его функционального 
              назначения, экономичности, местных условий. Этот вопрос, кстати, 
              разработан в книге "Городские поселения СССР", что отнюдь 
              не помешало В. Переведенцеву заявить, что, "по господствующим 
              в нашем градостроительстве воззрениям, оптимальными считаются города 
              с населением 50-200 тысяч человек...". Таким образом, ставится 
              знак равенства между величиной города, наиболее экономичной в сфере 
              градостроительства, и оптимальной. Но все это затем, чтобы обрушиться 
              на "теорию оптимального города". Никакого общего критерия чрезмерности роста не существует, 
              и не удивительно, что его не отыскал и В. Переведенцев. Речь может 
              идти лишь о том, где находится "порог", за которым рост 
              того или иного конкретного города может быть признан на данном этапе 
              чрезмерным, невыгодным и народному хозяйству, и обществу в целом.  
              
             |