|
|
Репродуктивный
туризм: дети, технологии и миграция |
Над темой номера работала
|
|
Ольга ИСУПОВА1
|
|
Репродуктивный туризм, репродуктивная ссылка, или лечение
бесплодия за границей?
Репродуктивный туризм – это практика, связанная с временным
выездом в другую страну для репродуктивного лечения с целью
зачатия/вынашивания/рождения ребенка. Его можно рассматривать как
частный случай так называемого «медицинского туризма», то есть намеренной
поездки в другую страну с целью получения какого-либо платного лечения.
Бесплодия, конечно, нет. Но до какой степени нет – это
очень зависит от того, в какой стране живет пациент, насколько свободно
смотрит на жизнь, и сколько свободных денег имеет. Зачатие ребенка
старым «естественным» способом (возможное, впрочем, только для тех,
кто репродуктивно здоров) все же гораздо проще, быстрее, дешевле,
а главное, привычнее использования репродуктивных технологий, как
бы они ни развивались и как бы широко ни распространялись. Соответственно,
очень многие бесплодные жители Земли, даже осознав проблему собственного
бесплодия и зная о существовании новых способов ее решения, по-прежнему
не прибегают к ним – либо потому, что не хотят или не могут вкладывать
в преодоление своего бесплодия слишком много усилий и ресурсов,
либо потому, что не считают этот путь этически приемлемым, либо
еще по каким-либо соображениям.
Тем не менее применение вспомогательных репродуктивных
технологий ширится во всем мире и приобретает характер глобального
процесса, не знающего границ и создающего еще одну линию взаимодействия
между странами, в частности, между богатыми развитыми и бедными
развивающимися.
Можно не сомневаться, что эта линия взаимодействия будет
только упрочиваться, - по разным причинам:
- Поскольку у большей части населения Земли, прежде всего, в развивающихся
странах, нет бесплатного или дешевого доступа к достаточно квалифицированной
медицинской помощи в самых разных областях здоровья;
- Поскольку, с другой стороны, во многих развитых и богатых странах
на пути решения проблем бесплодия стоят разнообразные законодательные
препоны;
- Поскольку в бедных странах имеется огромное количество женщин,
по экономическим причинам готовых за умеренную цену продавать
свой репродуктивный труд;
- Поскольку современные технологии позволяют быстро перемещать
из одного отдаленного региона в другой пациентов, суррогатных
мам, доноров, биологические материалы, оборудование, технологические
знания, врачей и других экспертов, а также мгновенно переводить
деньги;
- Поскольку, наконец, все это может приносить, и приносит, весьма
немалую прибыль.
Возможно, наш перечень не полон, но и он позволяет понять,
почему репродуктивные технологии к настоящему времени породили новый
вид деятельности, имеющий отношение к рождению детей, а тем
самым и новую отрасль глобальной экономики, которую можно
называть и называют очень по-разному:
- прокреативный туризм (термин, впервые придуманный Knoppers &LeBris2),
- “крестовый поход за зачатием”3,
- репродуктивный туризм или туризм рождаемости (термины, созданные
журналистами в 1990-е годы, и принятые учеными), эти формулировки
подчеркивают легкомысленный и необязательный характер явления,
- репродуктивная ссылка4,
термин, призванный показать, напротив, вынужденный характер временной
миграции в другую страну для решения репродуктивных проблем пациентов,
которым их собственная страна отказывает в помощи,
- транснациональное размножение5,
- репродуктивное путешествие6,
и, наконец,
- репродуктивное лечение за границей.
В настоящее время, в академической среде, наиболее общепринята
последняя формулировка, как наиболее нейтральная и политкорректная7.
Впрочем, некоторые ученые продолжают настаивать на выражении «репродуктивный
туризм», поскольку именно в этом случае лучше всего концептуализируется
связь этого явления с более широким понятием «медицинский туризм»,
а также с индустрией туризма в целом8.
Мнение же большинства исследователей, пишущих на эту
тему, о термине «туризм» - негативное. Они считают эту формулировку
неаккуратной, поскольку она подразумевает путешествие ради удовольствия,
а бесплодные пары отправляются в путь отнюдь не в поисках удовольствия.
Особенно оскорбительно для них сравнение с «секс-туризмом», где
принцип удовольствия, напротив, является основополагающим. Кроме
того, термин «репродуктивный туризм» упрощает проблему бесплодия,
придает ей некий легкомысленный оттенок. В связи с этим формулировка
«репродуктивная ссылка», подчеркивающая социально стигматизирующий
характер отношения большинства к меньшинству, следствием чего стало
принятие определенных законов в области репродуктивных технологий,
является более подходящей. Она подчеркивает вынужденный характер
миграции, в данном случае, близкой к тому же к миграциям по политическим
причинам.
Факт, что именно в области «медикализированного» продолжения
рода термин «туризм» прижился, сам по себе говорит о многом. Ведь
никому не приходит в голову назвать «трудовым туризмом» миграцию,
связанную с рынками труда, или говорить об «онкологическом» или
«кардиологическом» туризме!
Поскольку изучаемое явление достаточно сложно и многопланово,
отдельные его стороны привели к созданию дополнительной терминологии
для его обозначения, например:
- «обратный репродуктивный туризм», или «возвратный репродуктивный
трафик» (в зависимости от степени позитивности/негативности оценки
явления автором) – применяется при исследовании миграции суррогатных
матерей или доноров в страну проживания пациентов;
- «репродуктивные проекты» - стратегии, конструируемые пациентами
для решения своих проблем с привлечением различных ресурсов, в
том числе, связанных с географическими перемещениями;
- «путешествия по поводу бесплодия»;
- «глобальная торговля «яйцами»» (т.е. яйцеклетками, подразумевает
как перемещения доноров в другую страну, так и, с недавних пор,
перевозку замороженных биоматериалов – яйцеклеток и спермы (впрочем,
донорскую сперму без ее «производителей» перевозят уже довольно
давно));
- «коммерческая эксплуатация яйцеклеток»;
- и даже, в устах тех, кто особенно негативно оценивает явление,
«новый секс-туризм».
Если изучаемое явление воспринимается исследователем
именно как туризм, то пациенты определяются как «клиенты» соответствующего
бизнеса9; или, несколько
более нейтрально – как «репродуктивные агенты»10;
или, наоборот, более жестко – как «репродуктивные оппортунисты»11.
1 Исупова Ольга Генриховна
– PhD в социологии, с.н.с. Института демографии НИУ ВШЭ.
2 Knoppers, B.M.,
LeBris, S., 1991. Recent advances in medically assisted conception:
legal, ethical and social issues. Am. J. Law Med. 17, 239–361.
3 Inhorn, M.C., 1994.
Quest for Conception: Gender, Infertility, and Egyptian Medical
Traditions. University of Pennsylvania Press, Philadelphia.
4 Inhorn, M.C., Patrizio,
P., 2009. Rethinking reproductive ‘tourism’ as reproductive ‘exile’.
Fertil. Steril. 92 (3), 904–906; Matorras, R., 2005. Reproductive
exile versus reproductive tourism. Hum. Reprod. 20 (12), 3571.
5 Whittaker, A., 2009.
Global technologies and transnational reproduction in Thailand.
Asian Stud. Rev. 33 (3), 319–332.
6 Inhorn, M.C., Patrizio,
P., 2009. Rethinking reproductive ‘tourism’ as reproductive ‘exile’.
Fertil. Steril. 92 (3), 904–906; Gürtin, Z.B., 2011. Banning
Reproductive Travel: Turkey‘s ART Legislation and Third-Party Assisted
Reproduction. Reprod. Biomed. Online. 23, 555–564; Whittaker, A.,
Speier, A., 2010. ‘Cycling overseas’: care, commodification and
stratification in cross-border reproductive travel. Med. Anthropol.
29, 363–383.
7 Pennings et al.
2009, Shienfield et al. 2010.
8 Ikemoto, L.C., 2009.
Reproductive Tourism: equality Concerns in the global market for
fertility services. Law Inequality 27, 277–309; Martin, L.J., 2009.
Reproductive tourism in the age of globalization. Globalizations
6 (2), 249–263; Nahman, M., 2011. Reverse Traffic: intersecting
inequalities in human egg ‘donation’. Reprod. Biomed. Online 23,
626–633;Pfeffer, N., 2011. Eggs-ploiting women: A critical feminist
analysis of the different principles in transplant and fertility
tourism. Reprod. Biomed. Online 23, 634–641.
9 Culley, L., Hudson,
N., 2009. Fertility tourists or global consumers? A sociological
agenda for exploring cross-border reproductive travel. Int. J. Interdiscip.
Soc. Sci. 10, 139–150; Speier, A., 2011. Brokers, Consumers and
the Internet: How North American Consumers Navigate their Infertility
Journeys. Reprod. Biomed. Online 23, 592–599.
10 Bergmann, S.,
2011. Reproductive Agency and Projects: Germans Searching for Egg
Donation in Spain and the Czech Republic. Reprod. Biomed. Online.
23, 600–608
11 Whittaker, A.,
2011. Reproductive opportunists in the new global sex trade: PGD
and non-medical sex selection. Reprod. Biomed. Online 23, 609–617.
|