«Не стоит относиться к ФМС как к силовому ведомству»
Если хотим жить лучше, давайте учиться доверять друг другу: государство — гражданину, а гражданин — государству
Глава Федеральной миграционной службы России Константин РОМОДАНОВСКИЙ - о том:
будут ли участковые принимать экзамены по русскому языку у иностранцев;
что такое «резиновые квартиры» и стоит ли опасаться за свою свободу гражданам, не проживающим по месту регистрации;
является ли электронная база данных аналогом «Большого брата»;
кого и за что стоит выдворять из России;
сколько России нужно иностранных рабочих и стоит ли отменять систему квот на рабочие места.
— Константин Олегович, у меня предложение: давайте не будем касаться уже презентованной Концепции государственной миграционной политики — ей еще предстоит пройти разные уровни обсуждения; а сконцентрируемся на том, что заботит каждого. Вот, например, вопрос, который беспокоит всю редакцию «Новой газеты» и меня лично: зачем вы собираетесь посадить половину наших журналистов и часть моих родственников за то, что они не проживают у себя в квартире?
— Ответом может быть только хохот. Никто никого и никуда сажать не собирается. В связи с чем возник этот вопрос?
— В связи с публикациями после одной из ваших пресс-конференций. Было сказано: человек, который 90 дней не находится по месту регистрации, — подозрителен, не понятно, где он болтается, поэтому следует принять адекватные меры. СМИ интерпретировали ваши слова именно так.
— Интерпретировали — не значит правильно поняли. На той пресс-конференции зашла речь о вопросах регистрации, и мной был приведен пример так называемых «резиновых» квартир. Их в России всего около 6 тысяч. Как это касается журналистов «Новой газеты»? Это касается тех граждан, кто зарегистрирован в этих «резиновых» квартирах, но там фактически не проживает. То есть тех, кто себе приобрел фиктивную регистрацию. И числится он проживающим не в пентхаусе, а, зачастую, в полуразрушенной хибаре, где человеческая нога уже много лет не ступала. Это — одна сторона медали. А другая — собственники этих развалюх, которые кормятся с того, что прописывают к себе целые дивизии.
И не только в неуплате налогов здесь дело. Вот — многонаселенный адрес, куда регистрируются люди. А что это за люди? Они с добром приехали или с бомбой, или они скрываются от алиментов, или не хотят платить по кредитам? Давайте вспомним и еще одну категорию — выселенные граждане, те, у кого мошенники отобрали квартиры, — их тоже туда прописывают. Не проблема разве?
— Сейчас собственник квартиры может зарегистрировать у себя хоть 250 тысяч человек, никаких ограничений нет?
— К сожалению, пока нет. Но, мне кажется, их нужно вводить.
— Но, с другой стороны, те же участковые все эти адреса знают...
— Сергей Михайлович, но вы же не у участкового интервью берете. Я говорю о том, что касается миграционной службы, а мы по квартирам не ходим с проверками. Но мы видим проблему и предлагаем ее решение в рамках нашей компетенции. Постоянно повторяю: не стоит относиться к ФМС как к силовому ведомству. Мы работаем с очень тонкой социальной и экономической категорией — миграцией. Мы не относимся к людям как к потенциальным правонарушителям, мы обслуживаем интересы россиян и тех, кто приехал в Россию, в том числе зарабатывать деньги и при этом помогать нашей стране развиваться. И таковых среди мигрантов — абсолютное большинство.
— Хорошо, этот миф вы развеяли, но ведь все равно после коллегии ФМС с участием премьер-министра Владимира Путина стали обсуждать сложившийся тренд: идет ужесточение миграционной политики.
— Я бы оценил ситуацию абсолютно по-другому. Мы, наоборот, говорим о смягчении миграционной политики для законопослушных граждан. Но при этом замечаем: меры ответственности за незаконные действия необходимо усилить. Вот человек приехал в Россию и постоянно нарушает закон: допустим, напивается и хулиганит. Да в какой европейской стране его будут терпеть?! Я не предлагаю этого человека за любое мелкое правонарушение сажать в тюрьму, но закрыть въезд ему в Российскую Федерацию и отправить домой — да. Пусть посидит дома пять лет (а лучше — дольше) и подумает, как себя вести в гостях. Это — нормально. Зачем нам такие люди, если существует огромное количество желающих из числа тех, кто будет добропорядочно жить и честно работать? Поймите, от правонарушения до преступления очень короткое расстояние. Оформили на иностранного гражданина один протокол, другой, проверили их — принимаем решение: есть ли основания для закрытия въезда. А если это — мать с двумя детьми? Ограничились внушением, если за ум не возьмется, то...
Почему это не логично? Почему это — не в интересах тех же самых законопослушных трудовых мигрантов? Повторюсь, речь идет об очень маленьком проценте от общего числа въезжающих из стран СНГ: примерно 100 тысяч нарушителей против 10 с лишним миллионов. Но в то же время этот процент скажет другим: «Закон Российской Федерации надо уважать». А пока получается, что мы сами себя не уважаем.
— И кому предоставить право распоряжаться судьбами — отдать на откуп тем же участковым и отделам полиции?
— Зачем? Мы сами в состоянии отследить судьбу любого официально въехавшего в страну человека. Видите: на стене висит интерактивная карта России — это наше ноу-хау. Мы всю статистику, всю отчетность перевели в электронный формат, и база данных пополняется ежедневно. Соответственно, мы в режиме онлайн можем наблюдать: сколько въехало, с какой целью, откуда и в какой регион, где тот или иной человек зарегистрирован, кто проживает постоянно, кто имеет разрешение на работу... Все эти данные, которые пополняются после любого контакта иностранного гражданина с представителями исполнительной власти: ФМС, МВД, ФСБ, пограничной, налоговой службы, — мы выводим на эту карту. За каждой единицей — конкретный человек, и мы можем в любой момент поднять его досье. И контролирующий элемент этой разработки, на самом деле, не главный. Благодаря этой базе данных мы можем анализировать складывающиеся тенденции и делать определенные прогнозы. По каждому субъекту Федерации есть информация: где больше иностранных граждан, где меньше. Вот сейчас, прямо при вас, изменился на карте цвет Чукотки — она «потемнела», видимо, туда въехало какое-то количество людей. Можем посмотреть: сколько и с какой целью.
Кстати, карта очень помогает разрушать сложившиеся мифы. Вот, например, где больше всего граждан Таджикистана? Смотрим: Пермский край, Свердловская область, Оренбургская область, Красноярский край...
— То есть не в Москве?
— В данном случае мы показали процентное соотношение: таджиков по отношению к гражданам других государств больше не в Москве. А где выше всего процент иностранцев по отношению к россиянам? Оказывается, например, в Калужской области. Потому что регион активно строится и местная власть создает условия для легальной работы мигрантов.
Есть регионы, за которыми особый контроль: нам пришлось ввести порайонный учет в Москве и Приморье, где идет подготовка к саммиту АТЭС. Смотрим, кто туда больше въезжает: Узбекистан, прежде всего, а Китай, вопреки сложившимся стереотипам, — на втором месте. Цифры очень хорошо прочищают мозги. Сколько говорили о «нашествии» китайцев, но если глянуть на ту же карту, то выяснится: граждан Китая у нас меньше, чем граждан Германии, — практически на 50 тысяч человек. Проанализируем места их регистрации: в основном Забайкалье, а не московские рынки...
И это все нужно не только для контроля, но и для серьезной аналитической работы. Мы видим, например, пиковые пороги: летом и зимой выезды преобладают, осенью и весной — обратная картина.
— Таким образом, существует возможность оценивать сезонную миграцию...
— Да, конечно, она очень четко прослеживается... Новый год — минимум, к середине июля подрастает «горб». А вот в кризисный 2008 год «горба» было два: люди въехали — но работодатели стали сворачиваться, мигранты уехали, а потом приехали вновь. Когда мы наработаем достаточно большой объем информации...
— ...можно будет делать и какие-то научные выводы, давать рекомендации регионам?
— Для этого всё и делается, а вовсе не для того, чтобы ловить, хватать, выгонять. Например, в период кризиса мы отслеживали, что происходит с иностранной рабочей силой, и видели, как увеличивается количество так называемых «уволенных по собственному желанию», которое кое-где перевалило за 80%. Чем не показатель состояния экономики? Как только эта цифра уменьшалась до 60%, то, значит, экономика начала дышать.
Вообще-то вся эта интерактивная работа позволила сделать такой вывод: структура миграции за последнее время устоялась, это уже не стихийный процесс.
— И примерно понятно, сколько человек на будущий год к нам приедет?
— Да. И — кто именно: по тому же возрастному параметру колебания незначительные.
— А как эта система позволяет работать с теми, кто нарушает закон? Мы с этого начали о ней разговор, «отказавшись» от услуг участковых...
— Компьютерная система сама фиксирует правонарушителей и выдает на рабочий стол оператора все необходимые параметры. Возьмем, произвольно, иностранного гражданина (без имени, закон о персональных данных этого не допускает), ну, например, в Ростовской области: вот конкретный человек, вот — все его правонарушения с 2007-го по 2011-й...
— Нарушение ПДД, опять — ПДД: значит, скорее всего, бомбит на такси.
— Скорее всего, так... Что происходит дальше: система сама отождествила его как нарушителя и вывела на рабочий стол для дальнейшей проверки.
— Стоит ли принимать какие-то решения по его выдворению?
— Конечно. Если человек постоянно попадал в отделение за хулиганство или попрошайничал, то, может быть, ему лучше вернуться на Родину? Ведь, ко всему прочему, этот человек занимает место своего законопослушного соседа, который и хотел бы поработать, но не может въехать и работать по квоте.
Кстати о квотах... Система уже позволяет делать краткосрочные прогнозы. Мы знаем, что лиц, заинтересованных в получении разрешения на работу, в этом году будет около 1 миллиона 300 тысяч, а лиц, которые обратятся к нам за патентами, — 1 миллион 42 тысячи. Квота же у нас на этот год определена в 2 миллиона. То есть дефицит 300—400 тысяч. И это всё прогнозируется по регионам, которые мы можем заранее подготовить: сколько квот нужно на следующий год? Ведь эти 300 тысяч где придется искать? В нелегальной трудовой деятельности.
— Эта цифра — 1 миллион 300 тысяч квот и 1 миллион патентов тех, кто законно работал в России в 2011 году, — этого достаточно для России?
— 1 миллион 300 — это разрешения на работу И я считаю, что это — мало. Сейчас до 5 миллионов мигрантов работают в России — значит, где-то они востребованы, и их труд надо легализовать. А для того — совершенствовать систему квот.
— А может быть, отменить ее вовсе?
— Не так всё просто. Регионы-то разные. Какой смысл квотировать районы Дальнего Востока, Сибири, где не хватает рабочих рук? А в Северо-Кавказском федеральном округе, например, переизбыток трудовых ресурсов, и зачем туда гнать турецких строителей? В этом случае квоты — вещь полезная. Не стоит забывать, что квоты — все-таки определенный элемент защиты российского населения. Потому я бы не стал делать резких шагов, а постепенно, с помощью пилотных вариантов, экспериментов, посмотрел, каким путем идти от жесткого квотирования к более гибкому механизму. Разрушить-то проще всего. Я недавно был на мероприятии РСПП. Там предприниматели говорили: иностранная рабочая сила дешевле, чем российская. Это — факт. Для бизнесмена иностранцы — хорошо? Хорошо. Он получает прибыль. А для населения — насколько это хорошо? Наверное, не очень.
— Константин Олегович, возвращаясь к нашумевшей коллегии, как быть с экзаменами по русскому языку, которые должны будут сдавать приезжающие работники? Появились по этому поводу даже ернические предположения, что этот «ЕГЭ» будут принимать сотрудники полиции...
— Обсмеять, особенно если не понимаешь суть вопроса, можно всё, что угодно... Когда иностранные граждане получают гражданство, они проходят тестирование на знание русского языка. Это законом предусмотрено, и не только в России... Что касается трудовых мигрантов, то те, кто контактирует с населением: дворники, служащие ЖКХ и так далее, — все-таки хотя бы на элементарном уровне должны уметь общаться. Это ведь и проблема самих приезжающих: если ты не понимаешь, что вокруг тебя происходит, что тебе говорят, не можешь выяснить, почему заплатили именно столько, — то ощущаешь себя в некомфортной, враждебной среде.
И не полицейские будут проводить это тестирование. Этим занимается, например, РУДН, который специализируется на преподавании русского языка как иностранного. Открыто уже 160 точек тестирования... Если нужно — думаю, увеличат.
— Вообще-то вполне логично, что в последние месяцы так обострилась публичная дискуссия по поводу миграции: как только — выборы, так постоянно начинают обсуждать гастарбайтеров, как в США — проблему абортов. Почему именно эта проблема становится дубиной, с помощью которой воюют между собой политики? Ведь не нищету обсуждают, не образование, не экономику...
— Это очень тонкая материя. Разделение на свой-чужой характерно даже для абсолютно здорового общества, и здесь, наверное, не нам надо разбираться, а социологам и психологам...
Нет-нет, я не ухожу от ответа. Просто его у меня нет. Это ведь не только проблема России, это такая мировая беда, которая обостряется в периоды повышенной политической активности. Взять Францию: там тоже перед выборами вновь актуализировали тему миграции, и те же крайне правые во главе с Марин Ле Пен на этом начинают набирать очки. Это — сложный процесс. Но я считаю, что необходимо направить все усилия на его объяснение, потому что мир меняется стремительно и всё больше — в сторону глобализации, которая предполагает второе, на самом деле Великое, переселение народов. И к этому оказался никто не готов.
— Но почему-то очень часто столь болезненную тему используют в своих интересах... Давайте вспомним историю с высылкой граждан Таджикистана, нашими летчиками и родственниками президента Рахмона — что это было?
— Да совпадение это было: встреча с Дмитрием Анатольевичем Медведевым была перенесена на один день и совпала со всей этой историей: кто-то из журналистов сопряг на страницах газеты — и началось. Хотя я докладывал президенту о результатах обычной, плановой работы. Было бы днем раньше — не было бы и темы.
— А знаете, что в народе говорят? Очень бы не хотелось, чтобы Константин Олегович Ромодановский стал похож на Онищенко, который то абхазские мандарины запрещает, то грузинское вино...
— Некорректная формулировка. Я с симпатией отношусь к Геннадию Григорьевичу — это раз. И два — на него я похож не буду, потому что у меня другие фамилия, имя и отчество. По существу же так: какая массовая депортация и забитые тысячами таджиков спецприемники? Вы количество мест в этих спецприемниках сначала посчитайте — о чем вы говорите?! Президенту я докладывал реальные вещи: у нас было задержано 100 граждан Таджикистана (про граждан других государств тоже докладывал, но журналистов это почему-то не заинтересовало). А в местах временной изоляции, например, граждан Узбекистана на тот момент было больше. Всё, что делает ФМС, она делает в плановом порядке. Проводили обычные проверки, как всегда нас сопровождали съемочные группы, а дальше — вопрос интерпретации. Кто ставил целью увидеть какие-то репрессии, тот и увидел, — посеял панику среди людей, которые, поверив СМИ, начали зачем-то сами уезжать...
— Как вы считаете, проблема миграции заслуживает публичного, шумного обсуждения или все-таки это — сфера для профессионалов, где, грубо говоря, Жириновскому делать нечего?
— Сергей Михайлович, это от потребностей общества зависит, нет простого ответа на этот вопрос: где-то нужно промолчать, а где-то — сказать. Понимаете, людей это заботит, а мы что, будем разворачиваться и смотреть в другую сторону?
— Людей еще волнует и проблема внутренней миграции, которая, кстати, воспринимается не менее болезненно. Эта тема как-то изучается отдельно? Задумываются ли над этим главы регионов?
— Медленно, но процесс идет. Начали говорить о внутренней миграции, думать о ней начали, но практических шагов я пока не ощущаю. А нужно бы поактивнее... Вот, например, когда мы говорим о проблемах с регистрацией, задумываемся: отчего они возникают? Оттого, что нет условий в том или ином субъекте Российской Федерации, — не может он принять столько людей, сколько необходимо. Жить где они будут? И это же — главный вопрос для внутренней миграции. Нужны, условно говоря, в Туле специалисты, они есть в Якутии, готовы переехать, но какое жилье они купят на те средства, что выручат от продажи своей недвижимости? Не готова еще наша страна экономически к тому, чтобы обеспечить возможность каждому гражданину поработать сначала в Сибири, а если не понравиться, переехать в Сочи. Слишком большие разрывы в уровне жизни по регионам. Рынок жилья — что самое главное — абсолютно неадекватен.
Создавать надо условия, и в этом должны быть заинтересованы регионы. Если губернатор нуждается в квалифицированной рабочей силе, он в состоянии хотя бы начать решать эту проблему. Вот в рамках госпрограммы по возвращению соотечественников руководители субъектов зашевелились... 63 тысячи уже приехали, из них 31,6 тысячи — в прошлом году: значит, переломили ситуацию в лучшую сторону И главное — что мы людей не обманываем: человек знает, куда он поедет и какие там условия, он знает, кем будет работать.
— Судя по тем графикам, которые вы показывали, патентная система тоже заработала?
— Более миллиона патентов на работу мы выдали иностранным гражданам. Так что, считаю, — заработала. И принесла в бюджет 4,5 миллиарда, а людям гарантировала легальную работу. Хотя надо дальше идти. Чтобы человек не только купил у нас патент, а чтобы мы получили от него какие-то дополнительные данные в уведомительном порядке: где он находится, в каком населенном пункте, какой работой занят, кто работодатель.
— Не похоже ли это на «Большого брата»?
— Давайте-ка вот на эту проблему и на нашу интерактивную карту в целом с другой стороны посмотрим. Ведь дополнительная информация о человеке — это и способ его защиты: от недобросовестного работодателя и от чиновника, который хочет с него получить денег ни за что. Если у нас есть электронные данные, мы ему быстрее окажем услугу без дополнительной встречи со столоначальником. Я постоянно говорю: необходимо минимизировать личные встречи гражданина с чиновником — чем их меньше, тем меньше поводов для коррупции. Пришел человек за новым разрешением на работу или за патентом. А ему говорят: приноси справки, потом — приходи через 10 дней, а если хочешь пораньше — дай денег. А в нашем случае пришел человек, нажимается кнопка, вываливается весь объем информации, и не надо больше ничего нигде запрашивать. На всё про всё — несколько минут.
И потом, к вопросу о «Большом брате», знаете, что я скажу: если мы хотим жить лучше, нам надо учиться доверять друг другу. Гражданину — научиться доверять государству, а государству — гражданину. Очень сложно, и, может быть, сейчас это даже наивно звучит, но без этого ничего, абсолютно ничего не получится.
Сергей СОКОЛОВ. «Новая газета», 11 апреля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)