Преступность в России в 2011 году
| | Преступность в России снижается пятый год подряд - в 2011 году было зарегистрировано 2,4 миллиона преступлений и 1,7 миллиона потерпевших в результате преступных посягательств
|
| Несмотря на двукратное сокращение числа убийств, уровень преступности этого рода остается высоким - 10 в расчете на 100 тысяч человек в 2011 году
|
| Число ДТП и пострадавших в них в 2008-2010 годах снижалось, а в 2011 году вновь стало увеличиваться
|
| 66% лиц, совершивших преступления в 2011 году, не имели постоянного источника дохода, 39% уже совершали преступления раньше
|
| Число осужденных снижается: в 2010 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 845 тысяч человек, 31% из них – к наказанию лишением свободы
|
| В местах лишения свободы на начало 2011 года содержалось 819 тысяч человек, в том числе 8,8 тысячи несовершеннолетних
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число ДТП и пострадавших в них в 2008-2010 годах снижалось,
а в 2011 году вновь стало увеличиваться
Значительное число дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной
из серьезных социально-экономических проблем России.
В 2007 году число зарегистрированных ДТП6
возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году. В
последующие три года оно снижалось, составив в 2010 году 199,4 тысячи
(на 2,1% меньше, чем в 2009 году и на 14,7% меньше, чем в 2007 году).
В 2011 году оно вновь немного увеличилось – до 199,9 тысячи ДТП,
что на 0,3% больше, чем в 2010 году.
В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля
происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных
средств: в 1995 году она составляла 52,1%, в 2000 году – 59,1%,
в 2005 году – 67,2%, в 2009 году – 73,8%.
Число погибших и раненых7
в ДТП резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись
со 171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем
после некоторого снижения – до 325 тысяч человек в 2007 году.
Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,1 тысячи человек в 1993 году (рис. 7). К 1997
году оно снизилось до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти
– до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе 4 тысячи человек из-за
нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств
в состоянии опьянения). Всего за 2003 год от всех видов транспортных
травм, по данным учета естественного движения населения, умерло
43,4 тысячи человек (29,9 на 100 тысяч человек).
Начиная с 2004 года число погибших в дорожно-транспортных
происшествиях стало сокращаться (исключение составил 2007 год, когда
оно немного увеличилось), а число раненых продолжало расти до 2007
года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек. С 2008 года также
наметилась тенденция снижения. В 2011 году вновь отмечался рост
числа погибших и раненых в ДТП.
В 2009 году число погибших в происшествиях на автомобильных
дорогах и улицах снизилось до 27,7 тысячи человек (по прежним критериям
– смерть в ДТП или от его последствий в течение 7 суток после него
– 26,1 тысячи человек). По данным статистики смертности, число
погибших в результате всех видов транспортных травм снизилось до
30,1 тысячи человек (21,2 на 100 тысяч человек), в том числе в результате
ДТП – 20,6 тысячи (14,5). Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях
снизилось до 257 тысячи человек.
В 2010 году число погибших на автомобильных дорогах
и улицах сократилось до 26,6 тысячи человек (в том числе 2 тысячи
из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных
средств в состоянии опьянения). Число погибших в результате всех
видов транспортных травм снизилось, по данным учета умерших по причинам
смерти, до 28,5 тысячи человек (20,1 на 100 тысяч человек), в том
числе в результате ДТП – 19,9 тысячи (14,0). Число раненных в дорожно-транспортных
происшествиях сократилось до 250,6 тысячи человек.
В 2011 году число погибших на автомобильных дорогах
и улицах вновь стало расти, составив 28 тысяч человек (на 5,3% больше,
чем в 2010 году). Число погибших в результате всех видов транспортных
травм увеличилось до 28,8 тысячи человек (на 0,3% больше, чем в
2010 году, составив 20,2 на 100 тысяч человек), в том числе в результате
ДТП – 18,8 тысячи (на 5,6% меньше, составив 13,1 на 100 тысяч человек).
Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях составило 251,8
тысячи человек (на 0,5% больше, чем в 2010 году).
Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе
за последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения
смертности от ДТП, в результате чего она снизилась с 16,2 на 100
тысяч человек в 1990 году до 7,8 в 2008 году8.
Значения показателя существенно различаются по странам ЕС-27, но
самые высокие значения – в Литве, Польше, Румынии, Болгарии, Греции
и Латвии – на четверть ниже, чем в России (менее 15 на 100 тысяч
человек). Лучшие показатели составляют около 4 погибших на 100 тысяч
человек на Мальте, в Нидерландах, Великобритании и Швеции.
Рисунок 7. Число пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980-2011 годы, тысяч человек
Заметные различия наблюдаются и внутри России. Число
погибших в результате ДТП в 2010 году варьировалось от 7 на 100
тысяч человек постоянного населения в городе Москве до 43 в Республике
Тыве (рис. 8). В половине регионов значение показателя было 19,
в том числе в 11 – ниже 15 на 100 тысяч человек, а в 3 – ниже 10
(Москве, Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе). С другой
стороны, в 5 регионах значение показателя превышало 30 погибших
в ДТП на 100 тысяч человек.
Число раненных в ДТП варьировалось в 2010 году от 37
на 100 тысяч человек в Чукотском автономном округе до 316 в Новгородской
области. В половине регионов значение показателя превышало 178,
в том числе в 31 регионе было выше 205 на 100 тысяч человек. Помимо
Новгородской области высокими значениями показателя выделялись Владимирская,
Псковская и Магаданская области, Республика Хакассия (от 283 до
306). Только в 5 регионах значение показателя ниже 100 раненых на
100 тысяч человек (помимо Чукотского автономного округа в республиках
Чечне, Дагестане, Ингушетии и Томской области).
Рисунок 8. Число пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях по регионам-субъектам Российской Федерации, 2010 год,
на 100 тысяч человек постоянного населения
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность»
дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9).
Число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000
ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133
в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140.
Вместе с тем устойчиво (за исключением небольшого снижения
в 2008 году) возрастало число раненых в происшествиях на дорогах
и улицах - в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось
с 1099 в 1995 году до 1260 в 2010 году.
Рисунок 9. Число погибших (ось слева) и раненых (ось
справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2011
годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2010
году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения
составило в целом по стране 140, варьируясь от 30 в Чеченской Республике
до 246 в Новгородской области (рис. 10). Еще в 4 регионах оно превышало
200 ДТП на 100 человек (Республике Хакасии, Владимирской, Магаданской
и Псковской областях – от 209 до 231), и только в 12 не достигало
100 (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания,
Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Чукотском и Ненецком автономных
округах, Белгородской, Томской и Саратовской областях, Ставропольском
крае).
Однако при низком числе зарегистрированных ДТП их тяжесть
нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их регистрируются
больше. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете
на 1000 ДТП составляло от 53 в Санкт-Петербурге и 65 в Москве до
569 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших
и дорожно-транспортных происшествий в республиках Тыва (387), Дагестан
(366), Ингушетия (321), Кабардино-Балкарии (259) и Чукотском автономном
округе (251). В остальных регионах оно ниже 250 погибших на 1000
ДТП с пострадавшими. Ниже среднего по России (133) это соотношение
было в 39 регионах – субъектах федерации.
Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях
в расчете на 1000 ДТП, в которых были пострадавшие, составило в
2010 году в целом по России 1257, а по регионам-субъектам федерации
варьировалось от 949 в Чукотском автономном округе до 1699 в Республике
Ингушетии.
Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий
и лиц, пострадавших в них, по регионам – субъектам Российской Федерации,
2010 год
6 Дорожно-транспортное
происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения,
либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель,
характеризующий дорожно-транспортные происшествия, включается сведения
только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли
или были ранены люди.
7 Погибший - лицо,
погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее
от его последствий в течение 30 последующих суток (с 2009 года,
ранее – в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного
происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию
на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
8 Key figures on Europe
/ Pocketbook. Luxembourg: Publications Office of the European Union,
2011. Cat. No KS-EI-11-001-EN-C. P. 129.
|