|
|
Ценностный
портрет россиян на европейском фоне1
|
Над темой номера работали
|
|
|
Владимир МАГУН
2
|
Максим РУДНЕВ3
|
|
Россия в зеркале Европейского социального исследования
В общественных
дискуссиях о будущем России всегда активно обсуждается вопрос о ее европейской
(«западной») или неевропейской идентичности, об общем с другими европейскими
странами или, наоборот, особом пути развития. Исследование сходств и отличий базовых ценностей
россиян и жителей других европейских стран неизбежно оказывается
тесно связанным с этой более широкой
российской полемикой.
Нам кажется, что результаты исследования, излагаемые
ниже, подтверждают общий тезис, выдвинутый американскими учеными А. Шлейфером
и Д. Трейзманом в известной статье «Россия – обычная
страна» [4] . Суть этого тезиса в том, что, несмотря
на все своеобразие нашей страны, процессы в сегодняшней России, в целом, подчиняются
общим закономерностям, характерным для стран сходного с ней уровня экономического
и политического развития. Авторы имеют в виду и упоминают в своей статье страны,
расположенные на разных континентах. Применительно к Европе, исходя из этого
тезиса, можно ожидать, что Россия окажется сравнительно близка по своим ценностям
к другим постсоциалистическим странам, с которыми ее объединяет сходный исторический
опыт новейшего времени и к которым она близка по уровню экономического развития.
Можно также ожидать, что и среди старых капиталистических стран Европы Россия
окажется ближе к тем странам, которые меньше отличаются от нее по уровню экономического
развития – в частности к странам Южной, нежели Западной и Северной Европы.
Российские базовые ценности являлись объектом сравнительного
межстранового анализа в целом ряде работ
[5] , но в большинстве этих работ Россия
не была специальным, отдельным от других стран предметом анализа. Кроме того, большинство выводов в проведенных ранее
исследованиях строилось на базе агрегированных данных, когда целая страна отображалась
в виде точки, соответствующей средним оценкам ее населения по одному или нескольким
ценностным параметрам.
В
данной статье ценности определяются как убеждения человека в значимости
(или важности)
лично для него некоторого объекта или явления, как цели или средства
в широком круге ситуаций; базовые ценности – те конечные, целевые ценности человека,
на основе которых формируется все множество инструментальных (оперативных, текущих)
ценностей, направляющих его жизнедеятельность.
Богатые возможности для обоснованных сравнений субъективной
культуры России и других европейских стран появились благодаря вступлению
нашей страны в 2006 году в число участников European Social Survey
(ESS) – "Европейского социального исследования" (www.europeansocialsurvey.org;
www.ess-ru.ru)
[6] . Это впервые позволило нарисовать ценностный портрет населения
России в сопоставлении с большей частью населения Европы. В ESS
участвуют как "старые" капиталистические страны, так и
бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, в
том числе, кроме России, три страны, входившие в состав СССР. В
данной работе анализируются данные по 32 странам [7] .
Настоящая статья выполнена, в основном, на данных четвертого раунда
ESS (опросы проводились в 2008 – начале 2009 гг.), к которым добавлены
данные по нескольким странам из предыдущих раундов ESS (по Австрии
и Ирландии – из 3-го раунда, и по Исландии и Люксембургу – из 2-го).
Приведенные в статье расчеты частично повторяют те, что были выполнены
в наших прежних публикациях, основанных на материалах третьего раунда
ESS (осуществленного в 2006 – начале 2007 гг.) [8] . Цель подобного повтора – проверить полученные
ранее выводы и подтвердить их надежность. В то же время в нынешнем
анализе мы активно используем группировку европейских стран по 4
категориям, чего не делали ранее. Этот прием позволяет более четко
охарактеризовать сравнительное положение России на ценностной карте
Европы.
[1] Исследование
осуществлено в рамках программы фундаментальных исследований НИУ
ВШЭ в 2010 году. Авторы признательны В.Е. Гимпельсону, М.С. Жамкочьян,
А.Л. Лукьяновой, Г.А. Монусовой, А.Ю. Зудину, А.В. Полетаеву –и
Ш. Шварцу (Shalom Schwartz) за ценные замечания и предложения.
[2] Магун Владимир
Самуилович - завсектором исследований личности Института социологии
РАН, заведующий Лаборатории сравнительных исследований массового
сознания НИУ ВШЭ.
[3] Руднев Максим Геннадьевич - научный сотрудник
НИУ ВШЭ и Института социологии РАН.
[4] Шлейфер А.,
Трейзман Д. Россия – нормальная страна // Россия в глобальной политике.
2004. № 2 (исходный текст: AndreiShleifer and DanielTreisman. A
Normal Country // Foreign Affairs. March/April 2004).
[5] Inglehart R.
Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political
Change in 43 Societies. Princeton,
NJ, 1997; Inglehart R. Measuring Culture and Cultural Change: an
Introduction. Paper presented to The Samuel Huntington Symposium:
Culture, Cultural Change and Economic Development. Moscow, 25 May, 2010; Inglehart R., Baker W.E. Modernization,
Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American
Sociological Review. 2000. Vol. 65. P. 19–51; Schwartz S. H. Cultural
Value Orientations: Nature and Implications of National Differences.
Moscow: State University – Higher School of Economics
Press. 2008; Schwartz, S.H., Bardi, A. Influences of Adaptation
to Communist Rule on Value Priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. Vol.18. P. 385–410.
[6] Jowell R., Roberts
C., Fitzgerald R. and Eva G. (editors). Measuring Attitudes Cross-Nationally:
Lessons from the European Social Survey. London, 2007. В России
Европейское социальное исследование осуществляет Институт сравнительных
социальных исследований (ЦЕССИ), национальный координатор ESS в
России – канд. полит. н. А.В. Андреенкова (www.cessi.ru).
[7] Используется широко принятое
в сравнительных исследованиях (см. Напр., Norris P.,
Davis J. A Continental Divide? Social
Capital in the US and Europe // Measuring Attitudes Cross-Nationally: Lessons from the European
Social Survey.P. 239—264) деление европейских стран на 4 группы:
постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы (в нашем
массиве данных их 12), средиземноморские (сюда относятся Греция,
Израиль, Испания, Кипр, Турция, Португалия), скандинавские (Дания,
Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия) и западноевропейские страны
(Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Люксембург,
Нидерланды, Франция, Швейцария). Географически Израиль и Турция
не относятся к Европе, но их часто включают в европейские сопоставления.
[8] Магун В., Руднев
М. 1) Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия
в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного
мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1; 2) Сходства и отличия
базовых ценностей россиян и других европейцев // Россия в Европе.
По материалам международного сравнительного социологического проекта
"Европейское социальное исследование" /Отв ред. А.В. Андреенкова,
Л.А. Беляева М.: Издательство Академия, 2009.
|