Rambler's Top100

№ 501 - 502
5 - 18 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Секулярный век?

Многоцветье религий на мировой карте

Зеленеющий черный континент

Америка: контраст севера и юга

Азия: колыбель религий в меняющемся мире

Европа: сердце христианства перед лицом секуляризации и исламизации

Россия: проблемы возрождения православия во многоконфессиональном государстве

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Неизвестный миниатюрист. Аристотель, Аверроэс и Луллий ведут свои войска на твердыню заблуждений. Unknown Miniaturist. Aristotle, Averroes and Llull lead their armies against the tower of falsehood (17th century) Секулярный век?

Над темой номера работали

Дмитрий ЛАЙУС Алексей ШПЕНЕВ

Дмитрий ЛАЙУС

Алексей ШПЕНЕВ1

Многоцветье религий на мировой карте

Общественные изменения, происходящие с Нового времени, не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. Как отметил в своей книге  канадский философ Чарльз Тейлор, мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей»2. В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то  это может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти рост интереса СМИ к проблемам религии»3.«Повсюду мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру4», где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора5, что отражается не только в обновленных Катехизисе6 и Компендиуме социального учения Церкви7, но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш8.  Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, но и находится на подъеме.

Особую проблему в изучении географического распределения религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных исследовательских центров.  В качестве основных источников информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le Monde/La vie9, Атласа мировых религий Spiegel10, статистические данные World Christian Database11, а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной жизни Pew Research Center12. Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за что приносим извинения у читателей.

На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами на севере России, а также сосуществованием Русской православной, Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской греко-католической  и Римской Католической церквей на территории Украины и Белоруссии.

Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом вызвано угасанием религиозности в Китае.

Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной территории

Цветами на карте обозначены доминирующие по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.

Источник: http://www.spiegel.de/img/0,1020,775969,00.gif Рекомендуем также ознакомиться с аналогичными картами в Атласе религий Le Monde / La vie (L’Atlas des religions, p. 14-19)

Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 года13 предвещают значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).

Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя напряжение в этих точках может разниться.

Религиозные права и свободы в современном мире оказываются одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям и законам Ислама14, не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство15. Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения - в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских странах не существует.

Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая Ассоциация16, не признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. А в Индии нередки притеснения христиан индуистами.  Наибольшие притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или иной степени в  133 странах мира17. В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено наказание в виде смертной казни18. Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире19.

В то же время остальные страны прикладывают немало усилий для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.

Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии и многие другие религиозные группы20. Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)21. Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских метрических книг22. В начале своего существования эта церковь также активно выступала за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных браков.

Таким образом, несмотря на предсказания о наступлении «секулярного века», мир религий отнюдь не ушел в небытие. Наоборот, персонализация религиозных переживаний привела к обострению противоборства различных религиозных групп, а глобализация и международная миграция привели к тому, что на планете практически нет мест, свободных от межконфессиональных столкновений. В секулярный век Земля вошла с как никогда остро обозначенной религиозностью.


1 Магистранты Института демографии НИУ ВШЭ.
2 Charles Taylor. A secular Age. Harvard University Press, 2007, p. 3.
3 L’Atlas des religions, Le Monde/La vie, hors série, édition 2011, p. 8-9.
4 Ibid., p. 9.
5 См. Документы II Ватиканского собора. Москва, 2004.
6 http://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/
7 Компендиум Социального учения Церкви, Москва, 2006.
8 Томас Рауш, Католичество в третьем тысячелетии, Москва, 2007.
9 L’Atlas des religions.
10 http://www.spiegel.de/international/spiegel/0,1518,460233,00.html
11 http://worldchristiandatabase.org/wcd/ Отметим, что данная база данных является закрытой, однако, статистика религий из этой базы представлена на картографическом сайте worldmapper.org (http://www.worldmapper.org/extraindex/religion_notes.html)
12 http://www.pewforum.org/
13 См. World Population Prospects, UN, 2009.
14 См. Арабская хартия прав человека (http://www.acihl.org/res/Arab_Charter_on_Human_Rights_2004.pdf)
15 L’Atlas des religions, p. 18-19.
16 http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_Catholicism_in_China
17 L’Atlas des religions, p. 19, 84-87.
18 http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2008/108492.htm
19 http://www.oic-oci.org/page_detail.asp?p_id=182
20 L’Atlas des religions, p. 20-21.
21 http://www.lds.org/?lang=eng
22 www.familysearch.org

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.