|
|
Секулярный век?
|
Над темой номера работали
|
|
|
Дмитрий ЛАЙУС
|
Алексей ШПЕНЕВ1
|
|
Многоцветье религий на мировой карте
Общественные изменения, происходящие с Нового времени,
не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии.
Как отметил в своей книге канадский философ Чарльз Тейлор,
мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически
невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для
наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей»2.
В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке
такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся
движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического
наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и
результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке,
огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых
религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят
к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность
способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для
притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор
французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде,
а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то это
может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно
даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти
рост интереса СМИ к проблемам религии»3.«Повсюду
мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру4»,
где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате
и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении
почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась
до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора5,
что отражается не только в обновленных Катехизисе6
и Компендиуме социального учения Церкви7,
но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной
справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш8.
Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям
Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом
и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает,
но и находится на подъеме.
Особую проблему в изучении географического распределения
религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи
значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают
религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются
смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует
добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность
самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере
в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком
качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения
в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза.
Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность
или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов.
Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных
практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы,
возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках
статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран,
что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных
исследовательских центров. В качестве основных источников
информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le
Monde/La vie9, Атласа
мировых религий Spiegel10,
статистические данные World Christian Database11,
а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной
жизни Pew Research Center12.
Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена
национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы
из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за
что приносим извинения у читателей.
На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены
доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что
информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной,
особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии.
Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами
на севере России, а также сосуществованием Русской православной,
Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской
греко-католической и Римской Католической церквей на территории
Украины и Белоруссии.
Из карты следует, что доминирующей религией в мире в
1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей).
Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет
колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает
индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых
древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом
вызвано угасанием религиозности в Китае.
Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной
территории
Цветами на карте обозначены доминирующие
по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих
религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты,
христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане
восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты),
иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи,
представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии
либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.
Источник: http://www.spiegel.de/img/0,1020,775969,00.gif
Рекомендуем также ознакомиться с аналогичными картами в Атласе
религий Le Monde / La vie (L’Atlas des religions, p. 14-19)
Более того, прогнозы населения, составленные до 2050
года13 предвещают
значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и
2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности
индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих
иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы
роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).
Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства
и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные
течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты
из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские
страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских,
мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось
бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия
демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся
с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще
больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный
мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий.
Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя
напряжение в этих точках может разниться.
Религиозные права и свободы в современном мире оказываются
одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один
из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает
это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям
и законам Ислама14,
не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в
плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство15.
Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения -
в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении,
Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России.
Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских
странах не существует.
Значительные религиозные ограничения существуют в Китае,
где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая
Ассоциация16, не
признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов.
Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее.
А в Индии нередки притеснения христиан индуистами. Наибольшие
притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии,
Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при
этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или
иной степени в 133 странах мира17.
В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено
наказание в виде смертной казни18.
Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать
существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире19.
В то же время остальные страны прикладывают немало усилий
для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты
межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции,
Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире,
Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии,
Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.
Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире
существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие
с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий.
К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов
в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных
христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем
Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии
и многие другие религиозные группы20.
Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь
Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)21.
Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо
прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви
собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде
крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама
и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей,
включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских
метрических книг22.
В начале своего существования эта церковь также активно выступала
за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах
и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных
браков.
Таким образом, несмотря на предсказания о наступлении
«секулярного века», мир религий отнюдь не ушел в небытие. Наоборот,
персонализация религиозных переживаний привела к обострению противоборства
различных религиозных групп, а глобализация и международная миграция
привели к тому, что на планете практически нет мест, свободных от
межконфессиональных столкновений. В секулярный век Земля вошла с
как никогда остро обозначенной религиозностью.
1 Магистранты Института
демографии НИУ ВШЭ.
2 Charles Taylor.
A secular Age. Harvard University Press, 2007, p. 3.
3 L’Atlas des religions,
Le Monde/La vie, hors série, édition 2011, p. 8-9.
4 Ibid., p. 9.
5 См. Документы II
Ватиканского собора. Москва, 2004.
6
http://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/
7 Компендиум Социального
учения Церкви, Москва, 2006.
8 Томас Рауш, Католичество
в третьем тысячелетии, Москва, 2007.
9 L’Atlas des religions.
10 http://www.spiegel.de/international/spiegel/0,1518,460233,00.html
11
http://worldchristiandatabase.org/wcd/ Отметим, что данная база
данных является закрытой, однако, статистика религий из этой базы
представлена на картографическом сайте worldmapper.org (http://www.worldmapper.org/extraindex/religion_notes.html)
12
http://www.pewforum.org/
13 См. World Population
Prospects, UN, 2009.
14 См. Арабская
хартия прав человека (http://www.acihl.org/res/Arab_Charter_on_Human_Rights_2004.pdf)
15 L’Atlas des religions,
p. 18-19.
16
http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_Catholicism_in_China
17 L’Atlas des religions,
p. 19, 84-87.
18
http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2008/108492.htm
19
http://www.oic-oci.org/page_detail.asp?p_id=182
20 L’Atlas des religions,
p. 20-21.
21
http://www.lds.org/?lang=eng
22
www.familysearch.org
|