Томазо Кампанелла. Фрагменты из "Города
солнца"
Томазо Кампанелла
Фрагменты из "Города солнца"
Титульный лист первого издания, 1623
|
Томазо Кампанелла (1568-1639)
|
СОБЕСЕДНИКИ: Главный Гостинник и Мореход
из Генуи
<...>
Гостинник: Прошу тебя, доблестный муж, разъясни
мне подробно всю их систему управления. Это меня особенно интересует.
Мореход: Верховный правитель у них -- священник,
именующийся на их языке "Солнце", на нашем же мы называли
бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном,
и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При
нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь,
Мудрость и Любовь. Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение
и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее
потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об
улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой
человеческой. В ведении того же правителя находится воспитание новорожденных,
врачевание, изготовление лекарств, посевы, жатва и сбор плодов,
земледелие, скотоводство, стол и вообще все, относящееся к пище,
одежде и половым сношениям. В его распоряжении находится ряд наставников
и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами.
<…>
Гостинник: Расскажи мне о деторождении.
Мореход: Ни одна женщина не может вступать в
сношение с мужчиной до девятнадцатилетнего возраста; а мужчины не
назначаются к производству потомства раньше двадцати одного года
или даже позже, если они имеют слабое телосложение. Правда, иным
позволяется и до достижения этого возраста сочетаться с женщинами,
но только или с бесплодными, или же с беременными, дабы не довести
кого-нибудь до запретных извращений. Пожилые начальники и начальницы
заботятся об удовлетворении половых потребностей более похотливых
и легко возбуждающихся, узнавая об этом или по тайным их просьбам,
или наблюдая их во время занятий в палестре. Однако же разрешение
исходит от главного начальника деторождения - опытного врача, подчиненного
правителю Любви. Тем же, кого уличат в содомии, делают выговор и
заставляют в виде наказания два дня носить привешенные на шею башмаки
в знак того, что они извратили естественный порядок, перевернув
его вверх ногами. При повторном преступлении наказание увеличивается
вплоть до смертной казни. Те же, кто воздерживается от совокупления
до двадцати одного года, а тем более до двадцати семи, пользуются
особым почетом и воспеваются на общественных собраниях. Когда же
все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних
Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и
кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего
тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного
омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь.
Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими
мужами; полные же -- с худыми, а худые -- с полными, дабы они хорошо
и с пользою уравновешивали друг друга. Вечером приходят мальчики
и стелют им ложа, а затем их ведут спать согласно приказанию начальника
и начальницы. К совокуплению приступают, только переварив пищу и
помолившись Богу небесному. В спальнях стоят прекрасные статуи знаменитых
мужей, которые женщины созерцают, и потом, глядя в окна на небо,
молят Бога о даровании им достойного потомства. Они спят в отдельных
комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и
отворяет снаружи обе двери. Час этот определяется астрологом и врачом,
которые стараются уловить время, когда Венера и Меркурий находятся
на восток от Солнца в благоприятном Доме, в хорошем аспекте Юпитера,
а равно и Сатурна и Марса или же вне их аспектов. Особенно это важно
для Солнца и Луны, которые всего чаще бывают афетами1.
Они любят Деву в гороскопе, но тщательно остерегаются того, чтобы
в углу не оказалось планет зловредных, потому что они заражают в
квадратном и противоположном аспекте все углы, от которых зависит
корень жизненной силы в соответствии с гармонией вселенной в целом
и в ее частях. Они добиваются не столько сопутствия, сколько хороших
аспектов. О сопутствии заботятся они при закладке города и установлении
закона, с тем, однако, условием, чтобы при этом не главенствовал
ни Марс, ни Сатурн, за исключением лишь случая наилучшего их расположения.
Принимают они во внимание и расположение неподвижных звезд.
Они почитают недопустимым, если родители меньше чем
за три дня до совокупления запятнали себя семенем и вели себя не
безупречно, не примирились с вышним Богом и не преданы ему. Что
же касается тех, кто имеет сношение с неплодными, или с беременными,
или с презренными женщинами для удовольствия, или по необходимости,
для здоровья, или по своей страстности, -- они этих правил не соблюдают.
Лица же должностные, которые все являются в то же время и священниками,
а также и ученые-наставники могут быть производителями лишь при
соблюдении в течение ряда дней многих условий, ибо от усиленных
умственных занятий ослабевают у них жизненные силы, и мозг их не
источает мужества, потому что они постоянно о чем-нибудь размышляют,
и производят из-за этого худосочное потомство. А этого они всячески
стараются избежать, и потому таких ученых сочетают с женщинами живыми,
бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и неистовых
- с женщинами полными и кроткого нрава. И они утверждают, что совершенного
телосложения, благодаря которому развиваются добродетели, нельзя
достичь путем упражнения; что люди порочные по природе работают
хорошо только из страха перед законом или перед Богом, а не будь
этого, они тайком или открыто губят государство. Поэтому все главное
внимание должно быть сосредоточено на деторождении, и надо ценить
природные качества производителей, а не приданое и обманчивую знатность
рода. Ежели какая-нибудь женщина не понесет от одного мужчины, ее
сочетают с другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит
в общее пользование, но уже не пользуется почетом, как матрона,
ни в Совете по деторождению, ни в храме, ни за столом. Это делается
с той целью, чтобы ни одна не предотвращала сама беременности ради
сладострастия. Те же, которые понесут, в течение двух недель не
занимаются физической работой. После этого они переходят к спокойным
занятиям для укрепления плода и для притока к нему пищи и затем
укрепляют себя, переходя мало-помалу к более усиленной работе. Пищу
разрешается им употреблять только здоровую, по предписанию врачей.
Когда же они родят, то кормят сами и воспитывают новорожденных
в особых общих помещениях; грудью кормят они два года и больше,
в зависимости от предписания Физика. Вскормленный грудью младенец
передается на попечение начальниц, если это девочка, или начальников,
ежели это мальчик. И тут вместе с другими детьми они занимаются,
играючи, азбукой, рассматривают картины, бегают, гуляют и борются;
знакомятся по изображениям с историей и языками. Одевают их в красивые
пестрые платья. На восьмом году переходят они к естественным наукам,
а потом и к остальным, по усмотрению начальства, и затем к ремеслам.
Дети менее способные отправляются в деревню, по некоторые из них,
оказавшиеся более успешными, принимаются обратно в город. Но в большинстве
случаев, родившись под одним и тем же расположением звезд, сверстники
сходствуют и по способностям, и по нраву, и по наружности, отчего
проистекает великое согласие в государстве, поддерживаемое неизменной
взаимной любовью и помощью друг другу.
<…>
Гостинник: Скажи, пожалуйста, а не бывает ли
в их среде зависти или досады у тех, кого не выбрали в начальники
или на какую-нибудь другую должность, которой они добивались?
Мореход: Нисколько. Ведь никто из них не терпит
никакого недостатка не только в необходимом, но даже и в утехах.
На деторождение они смотрят как на религиозное дело, направленное
ко благу государства, а не отдельных лиц, при котором необходимо
подчиняться властям. И то, что мы считаем для человека естественным
иметь собственную жену, дом и детей, дабы знать и воспитывать свое
потомство, это они отвергают, говоря, что деторождение служит для
сохранения рода, как говорит святой Фома, а не отдельной личности.
Итак, производство потомства имеет в виду интересы государства,
а интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являются
частями государства; и так как частные лица по большей части и дурно
производят потомство, и дурно его воспитывают, на гибель государства,
то священная обязанность наблюдения за этим, как за первой основой
государственного благосостояния, вверяется заботам должностных лиц,
и ручаться за надежность этого может только община, а не частные
лица. Поэтому производители и производительницы подбираются наилучшие
по своим природным качествам, согласно правилам философии. Платон
считает, что этот подбор должен производиться по жребию, дабы те,
кому не дают красивых жен, в зависти и гневе не взбунтовались против
властей, и полагает, что тех, кто недостоин оплодотворять наиболее
красивых, надо властям хитро обманывать при жеребьевке, так, чтобы
доставались им всегда подходящие, а не те, коих они сами хотят.
Но Соляриям нет надобности прибегать к такой хитрости,
чтобы безобразным мужчинам доставались и женщины безобразные, ибо
среди них безобразия не встречается, так как у женщин, благодаря
их занятиям, образуется и здоровый цвет кожи, и тело развивается,
и они делаются статными и живыми; а красота почитается у них в стройности,
живости и бодрости. Поэтому они подвергли бы смертной казни ту,
которая из желания быть красивой начала бы румянить лицо, или стала
бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом,
или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги. Но и при
всем желании ни одна не могла бы там этого сделать: кто стал бы
все это ей доставать? И они утверждают, что у нас все эти прихоти
появились из-за праздности и безделья женщин, отчего портится у
них цвет кожи, отчего они бледнеют и теряют гибкость и стройность;
и потому приходится им краситься, носить высокие каблуки и добиваться
красоты не развитием тела, а ленивой изнеженностью и таким образом
вконец разрушать естественное развитие и здоровье не только свое,
но и своего потомства.
Кроме того, если кто-нибудь страстно влюбится в женщину,
то влюбленные могут и разговаривать, и шутить, и дарить друг другу
венки из цветов или листьев, и подносить стихи. Однако, если это
может быть опасно для потомства, совокупление им ни в коем случае
не разрешается, кроме того случая, что женщина беременна (чего и
ждет мужчина) или же она неплодна. Но, впрочем, любовь у них выражается
скорее в дружбе, а не в пылком любовном вожделении
<…>
Гостинник: Все это, по-моему, и прекрасно и свято,
но вот общность женщин - это вопрос трудный. Святой Климент Римский,
правда, говорит, что и жены, согласно апостольским правилам, должны
быть общими, и одобряет Платона и Сократа, которые учат так же,
но Глосса понимает эту общность жен в отношении их общего всем услужения,
а не общего ложа. И Тертуллиан единомыслен с Глоссою, говоря, что
у первых христиан все было общим, за исключением жен, которые, однако,
были общими в деле услужения.
Мореход: Сам-то я плохо это знаю. Но я наблюдал,
что у Соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа,
однако же не всегда и не как у животных, покрывающих первую попавшуюся
самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке, как
я уже говорил. Думаю, однако, что в этом они, может быть, и ошибаются.
Но сами-то они приводят в подтверждение себе мнение Сократа, Катона,
Платона и святого Климента, хотя, как ты говоришь, и неправильно
понятого. Говорят, что святой Августин весьма одобрял общину, но
не общность супружеского ложа, так как это ересь Николаитов. А наша
церковь частную собственность допустила не для достижения большего
блага, а во избежание большего зла. Возможно, однако, что когда-нибудь
этот обычай у них бы и вывелся, ибо в подчиненных им городах общим
является только имущество, а никак не жены, разделяющие лишь общее
услужение и занятия мастерствами. Однако Солярии приписывают подобный
порядок несовершенству других людей из-за малой осведомленности
в философии. Тем не менее они посылают узнавать обычаи других народов
и всегда усвояют себе лучшие из них. А благодаря навыку женщины
приучаются и к военным и прочим занятиям. Итак, на основании собственных
моих наблюдений над ними, я соглашаюсь с Платоном, а доводы Кайеты,
и уж особенно Аристотеля, для меня неубедительны.
<…>
Иностранцев принимают они приветливо и щедро и в продолжение
трех дней содержат их на общественный счет. Первым делом омывают
им ноги, затем показывают город и объясняют его устройство, допускают
их в Совет и к общественной трапезе. Для услуг и охраны иностранных
гостей отряжаются особые люди. Если же находятся желающие стать
гражданами Государства Солнца, то их подвергают месячному испытанию
за городом, а потом в течение месяца в самом городе. После этого
выносят соответствующее постановление и принимают их с соблюдением
определенных обрядов, присяги и т. д.
<…>
Гостинник: Интересно было бы теперь услышать,
что они едят и пьют, как проходит их жизнь и какова ее продолжительность.
Мореход: Они считают, что в первую очередь надо
заботиться о жизни целого, а затем уже ее частей. Поэтому, когда
они воздвигали свой город, они установили твердые знаки в четырех
углах мира. В гороскопе был Юпитер на восток от Солнца в созвездии
Льва; Меркурий и Венера - в Раке, но поблизости, так что образовывали
сопутствие; Марс был в Стрельце, в пятом Доме, счастливым аспектом
усиливая афету и гороскоп; Луна находилась в Тельце в благоприятном
аспекте к Меркурию и Венере и вместе с тем не поражала квадратным
аспектом Солнца; Сатурн стремился в четвертый Дом, нисколько, однако,
не вредя Солнцу и Луне, но способствуя устойчивости оснований. Фортуна
с Алголом была в десятом Доме, что, по мнению Соляриев, предвещало
господство, крепость и величие. Да и Меркурий, будучи в хорошем
аспекте Девы и будучи озаряем в абсиде Луною, не может быть зловещим;
а раз он радостен, то их наука не пребывает в ничтожестве; в том
же, чтобы ждать его в Деве и в соединении, они мало заботятся. Соображаются
они с положением отдельных звезд в смысле влияния их на жизненные
силы и долголетие и при зачатии, как уже было указано.
Пищу их составляют мясо, коровье масло, мед, сыр, финики
и разные овощи. Сначала они были против того, чтобы убивать животных,
так как это представлялось им жестоким, но, рассудив затем, что
одинаково жестоко убивать и растения, также одаренные чувством,
и что тогда пришлось бы им умирать с голоду, они уразумели, что
низшие твари созданы для высших, и поэтому теперь употребляют всякую
пищу. Однако животных племенных, как, например, коров и лошадей,
убивают они неохотно. Они тщательно различают полезную и вредную
пищу и питаются согласно требованиям медицины. Пища непрерывно меняется
трижды: один день они едят мясо, другой - рыбу, третий - овощи,
а затем возвращаются снова к мясу, дабы и не отягощаться и не изнуряться.
Старики употребляют пищу удобоваримую и едят три раза в день и понемногу;
община ест дважды в день, а дети - четыре раза, согласно предписанию
Физика. Живут они по большей части до ста лет, а некоторые и до
двухсот.
Пьют они чрезвычайно умеренно. Юношам не разрешается
пить вина вплоть до девятнадцати лет, за исключением тех случаев,
когда это необходимо по состоянию здоровья. По достижении этого
возраста они пьют вино, разбавленное водой, как и женщины. Старики
за пятьдесят лет большею частью воды не добавляют.
Пищу они употребляют наиболее полезную по данному времени
года и вообще по предписанию наблюдающего за этим Главного врача.
Ничего из того, что создано Богом, не считается вредным, если только
не употребляется это в неумеренном количестве. Поэтому летом питаются
они плодами, так как они влажны, сочны и освежительны в летнюю жару
и засуху; зимою употребляют сухую пищу, а осенью едят виноград,
ибо он создан Богом против меланхолии и уныния.
<…>
У них не бывает ни подагры, ни хирагры, ни катаров,
ни ишиаса, ни колик, ни вспучиваний, ни ветров, ибо все эти болезни
происходят от истечения и вспучивания, а они телесными упражнениями
разгоняют всякую влагу и ветры. Поэтому чрезвычайно позорно быть
замеченным в плевании и харканье: они утверждают, что это - признак
или недостаточных упражнений, или нерадивости и лени, или опьянения
и обжорства. Скорее подвержены они воспалениям или сухим спазмам,
от чего помогает обильная, сочная и здоровая пища. Изнурительную
лихорадку они лечат приятными ваннами и молочной пищей, приятным
времяпрепровождением в деревне и спокойными и веселыми упражнениями.
Венерическая болезнь не может развиваться среди них, так как они
очищают тело частыми омовениями из вина и натираются благовонными
маслами, а выделением пота во время упражнений удаляют зловредную
испарину, разлагающую кровь и мозги. Чахоткой они болеют редко,
потому что у них не бывает катара в груди, а совсем редко - астмой,
развивающейся вследствие скопления влаги. Горячки лечат они питьем
холодной воды. Однодневные лихорадки лечат пряностями и жирным бульоном,
или же сном, или музыкой, или весельем; трехдневные - кровопусканием
и приемом ревеня, или другими очищающими средствами, или же отваром
из послабляющих корней и кислых трав. Но слабительное принимают
они редко. Четырехдневные лихорадки они легко излечивают посредством
внезапного испуга, а также травами, противодействующими влаге, свойственной
четырехдневной лихорадке, или же другими подходящими средствами.
Они открыли мне и тайные средства ихизлечения. Особенно старательно
лечат они длительные лихорадки, которых они очень боятся, и борются
с ними и наблюдением звезд, и подбором трав, и молитвами богу. Лихорадки
пятидневные, шестидневные, восьмидневные и т. д. среди них совсем
почти не встречаются, так как у них не бывает скопления влаги. Они
моются в банях, которые у них построены по образцу римских: натираются
маслами и открыли еще гораздо больше неведомых средств для поддержания
чистоты, здоровья и силы. Этими и другими способами борются они
с падучею болезнью, которой часто бывают одержимы.
Гостинник: Это - признак исключительной одаренности:
Геркулес, Скот, Сократ, Каллимах и Магомет страдали этой же болезнью.
<…>
Гостинник: Ну, а что ты скажешь об их судьях?
Мореход: Как раз я хотел сказать об этом. Все
по отдельности подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким
образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать
к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению
от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется
смертная казнь или наказание - око за око, нос за нос, зуб за зуб
и т. д., согласно закону возмездия, если преступление совершено
сознательно и с заранее обдуманным намерением.
<…>
Смертная казнь исполняется только руками народа, который
убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят
обвинитель и свидетели. Палачей и ликторов у них нет, дабы не осквернять
государства. Иным дается право самим лишать себя жизни: тогда они
обкладывают себя мешочками с порохом и, поджегши их, сгорают, причем
присутствующие поощряют их умереть достойно. Все граждане при этом
плачут и молят Бога смягчить свой гнев,скорбя о том, что дошли до
необходимости отсечь загнивший член государства. Однако же виновного
они убеждают и уговаривают до тех пор, пока тот сам не cогласится
и не пожелает себе смертного приговора, а иначе он не может быть
казнен. Но если преступление совершено или против свободы государства,
или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания
приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются
смертью. Повинный смерти обязуется перед лицом народа по совести
объяснить причины, по которым, по его мнению, он не должен был бы
умирать, объявить проступки других, заслуживающие смерти, и преступления
властей, приведя доказательства того, что они заслуживают еще более
тяжкого наказания, ежели только он в этом уверен. И если доводы
его окажутся убедительными, он сам отправляется в изгнание, а Город
очищают молитвами, богослужениями и покаянием. Однако выданных обвиняемых
не истязают, а лишь делают им внушения. Прегрешения, совершенные
по слабости или неведению, караются лишь выговорами и принудительными
уроками воздержания или же изучением той науки или мастерства, к
которым относилось прегрешение.
По своим взаимоотношениям они представляются совершенно
как бы членами одного и того же тела.
<…>
Перевод с латинского
Ф.А. Петровского. М., 1954
1 - В астрологии - небесные тела, от расположения
которых зависят годы жизни новорожденных. (Птолемей: Афетой называется
планета, поддерживающая жизнь, анаретой - похищающая ее).ает
|