… об уголовной ответственности за организацию нелегальной миграции
«Нерезиновая» Россия
Первой конкретной темой в путинской предвыборной повестке стала борьба с мигрантами. Этот запрос у населения ярко выражен, только вот предложенные меры почти ничего не смогут дать в плане решения национального вопроса. Однако эксплуатировать тему «Россия для русских» легко, приятно и даже выгодно.
Национальный вопрос в России является темой, без которой не обходится ни одна предвыборная кампания. В той или иной степени, но политики любого толка — от записных «демократов» до столь же ярых «государственников» - реагируют на проблему, вновь и вновь эксплуатируя старые, уже никуда негодные штампы.
В ходе недавней думской кампании лозунг «Россия для русских» вроде бы планировало использовать даже подмосковное «Правое дело», ЛДПР Владимира Жириновского строила кампанию исключительно на национальной тематике и так далее. Не может обходить национальный вопрос и власть. Так, «Единая Россия» перед думскими выборами договаривалась о поддержке и сотрудничестве со спешно возрожденной организацией «Родина-Конгресс русских общин» под руководством Дмитрия Рогозина.
Накануне официального старта агитационной кампании кандидат от власти Владимир Путин тоже решил пораскручиваться на теме национального вопроса и проблеме мигрантов. Сначала в «Независимой газете» была опубликована программная статья на этот счет, а тремя днями позже речь о мигрантах зашла на расширенном заседании коллеги Федеральной миграционной службы, в котором по рабочей необходимости принял участие кандидат в президенты.
И в статье, и на заседании прозвучал один и тот же месседж — внутреннюю миграцию следует упорядочить, причем в виде барьеров для нее. По мысли Путина (это из статьи, речь о внутренней миграции), «следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение», поскольку «многих «миграционно привлекательных» регионах и мегаполисах эти системы (социальной инфраструктуры, медицины, образования, рынка труда — «Полит.ру») уже сейчас работают на пределе».
На заседании коллегии ФМС Путин предложил уже конкретные механизмы таких «цивилизованных рамок внутренней миграции» (это термин премьера из его статьи). «Нужно предусмотреть жесткую ответственность как для собственников жилья, которые явно злоупотребляют своим имущественным правом, так и для должностных лиц, которые "паразитируют" на махинациях с регистрацией. Причем ответственность, к сожалению, и здесь нужна будет уголовная», - полагает Путин.
Внешним мигрантам тоже досталось: тем из них, кого неоднократно поймают на нарушении миграционного законодательства Путин предлагает на 5-10 или даже больше лет запретить въезд в страну. А тем, кто организует незаконную миграцию, премьер пригрозил тем же, чем и владельцам «резиновых квартир» - тюрьмой.
Путин не первый раз обращается к проблеме трудовых мигрантов и на этом поприще для него характерен карательный стиль, сродни рогозинско-навально-ДПНИшному «мягкому национализму». В 2006 году тогда еще в качестве президента Владимир Путин обрушился на владельцев палаток на рынках и продавцы-кавказцы исчезли с продуктовых рынков за несколько недель. Правда, проблемы доступа реального сельхозпроизводителя из России на рынки это никак не решило, как и проблему перекупщиков, но ход был эффектный и по-путински жесткий.
Нынешние путинские эскапады в адрес мигрантов, несомненно, находятся в том же смысловом ряду. С поправкой на предвыборную кампанию.
Российский избиратель с известной опаской относится к приезжим вообще, а этнически отличным мигрантам в особенности. Основания для этого имеются не только абстрактно «ксенофобские». Бедность и бесправие мигрантов провоцирует рост в их среде преступности и напрямую затрагивает обывателя.
Особенно это заметно в крупных городах. По опросам «Левада-центра» в числе наиболее значимых проблем, беспокоящих москвичей, «обилие приезжих/выходцев с юга» в последние годы стандартно занимает место в тройке самых значимых. И отмечает это, согласно ноябрьскому опросу, 39 процентов жителей столицы (больше беспокоят столичных жителей цены — 61 процент — и коммунальные платежи — 45 процентов).
Опросы после волнений на Манежной площади в декабре 2010 года показали, что лозунг «Россия для русских» готовы принять довольно много граждан.
Да и прямая поддержка бунтующей Манежки была больше статпогрешности - более 11 процентов опрошенных сами после событий на Манежной площади сами выразили готовность участвовать в таких акциях. Проблема иноэтничной миграции, как показывают примеры Кондопоги и Сагры, имеется и в более-менее удаленных от крупных городов местах.
В этих обстоятельствах игнорировать проблему национализма и проблему миграции для основного претендента на президентский пост было бы недальновидно. Однако те меры, которые предложил Владимир Путин, очевидно не сработают, как ранее не сработало изгнание кавказцев с рынков.
Если даже не говорить о том, что ограничение внутренней миграции мягко говоря спорно, хотя бы с точки зрения духа Конституции, где для граждан России установлена свобода передвижения и право на труд, то все равно остается вопрос механизмов контроля за процессом. И даже проблему нелегальных мигрантов предложенным образом решить невозможно.
Рейды ФМС и милиции/полиции очевидно не дают значимых результатов в борьбе с нелегальной трудовой миграцией. И ужесточение мер против мигрантов и организаторов массовой нелегальной миграции в Россию мало что тут даст государству и гражданам. Мигранты — люди неприхотливые и помимо «резиновых квартир» у них имеются и иные места для фактического, совсем уже нелегального проживания — подвалы, чердаки, место работы, склады.
Фактического организатора незаконной «купли/продажи» рабочей силы тоже будет найти непросто — много ли кто видел процессов, например, над сутенерами в последние годы? И так далее. Зато ужесточение законодательства может существенно поправить имущественное положение отдельных представителей контролирующих органов.
Репрессивными методами, таким образом, ни проблема миграции, ни национальный вопрос не решаются.
Здесь можно было бы ответствовать в духе «это лишь одно направление, а будет комплексный подход», но иные, «гуманитарные» меры, предлагаемые в том числе Владимиром Путиным, тоже ничего не дают. Интересует ли человека знание русского языка у дворника или асфальтоукладчика? Как именно планируется повышать ценность образования (заметим, что у отдельных представителей северо-кавказских республик образование в виде корочки вполне является ценностью, но повышает ли это степень их интеграции в общество — вопрос)? Как ликвидировать неравенство в развитии регионов?
Другое дело, что с чисто предвыборной точки зрения выбор повестки вполне понятен. Если более двух третей россиян требуют ограничить миграцию, то реагировать на такой запрос приходится. И «мягкий национализм» Путина отчасти является ответом, может даже излишне либеральным с точки зрения избирателя. Только вот по результатам, есть подозрение, властям вновь будет нечего предъявить — ни через 6 лет, ни через 12.
Михаил ЗАХАРОВ. «Полит.ру», 26 января 2012 года
Бороться с нелегальной миграцией легко. Но уголовная ответственность тут ни при чем
Об ужесточении наказания для мигрантов и их пособников, предложенном Владимиром Путиным
Владимир Путин заявил в четверг, что российские власти должны ужесточить наказания за нарушение иммиграционного законодательства. По его мнению, нарушителям надо на 4-5 лет закрывать въезд в страну, а для их нанимателей и тех, кто их регистрирует в своих квартирах, ввести уголовную ответственность. К чем это приведет, рассуждает ведущий научный сотрудник Института демографии Никита Мкртчян.
Во всех странах есть нелегальные мигранты. Даже в тех, где есть нормальные, а не полупрозрачные границы. Такие крайние меры иногда применяются в целях борьбы с нелегальной миграцией, но применяются они очень ограниченно. Причем все эти меры ужесточения (если они вообще необходимы) должны следовать за серьезной либерализацией законодательства. Например, после закрепления большой квоты для мигрантов или упрощения регистрации. И если в этих простых условиях кто-то продолжит нарушать законодательство, вот тогда по отношению к этим людям можно будет говорить о каких-то карательных мерах.
Все эти инициативы так или иначе, связаны со статьей Путина в «Независимой газете» — «Россия: национальный вопрос», в которой он размышляет о том, как нам обустроить Россию и создать национальную политику (см. колонку «Национализм по-путински»). Но нелегальная миграция скорее имеет отношение не к национальной политике, а к экономической.
Для начала надо задаться вопросом, почему возникает нелегальная миграция. Ответ простой — потому что нет удобных легальных каналов. Если продолжать снижать квоты для трудовых мигрантов (как это делается сейчас в Москве), все мигранты у нас будут нелегалами. При этом они где-то же должны будут жить, а значит, они, как и сейчас, будут заселяться в разные «приспособленные» помещения. И тогда у нас можно будет сажать каждого второго руководителя ЖЭКа.
Рассмотрю инициативы Путина по-отдельности.
Начну с владельцев «резиновых квартир», которые незаконно регистрируют мигрантов. На мой взгляд, у наших правоохранительных органов и сейчас достаточно мер и полномочий, чтобы все это дело пресечь, чтобы в одну квартиру не селилось по 30-40 человек. Надо не вводить новые меры, а разбираться с тем, почему имеющиеся не применяются должным образом.
Уголовная ответственность для владельцев квартир — это явный перебор. Разве они должны заниматься проверкой документов и выяснять, легальный или нелегальный перед ними мигрант? Им могут предоставить липовое разрешение на работу, липовую регистрацию и т. д. Как они должны все это проверять? В инициативах Путина работа правоохранительных органов подменяется мерами по увеличению ответственности граждан.
Теперь об уголовной ответственности для работодателей. Сейчас за такие нарушения миграционного законодательства у нас предусмотрена административная ответственность. Причем штрафы для работодателей очень высокие. Они были введены еще в ноябре 2006 года и предусматривают выплаты 450 000 рублей за каждого нелегала (до этого было порядка 4000 рублей, более чем в сто раз меньше). На мой взгляд, этих штрафов вполне достаточно. Другое дело – насколько часто они применяются.
По официальным данным, легальную работу в России имеют порядка 1,5 млн иностранных граждан. А по нашим исследовательским оценкам, таких граждан в стране работает 4-5 млн. Если хотя бы 10% работодателей, привлекающих нелегалов, подвергалось административной ответственности в виде штрафов, то такую политику по противодействию нелегальной миграции уже можно было бы назвать высокоэффективной. Надо разбираться, почему этого не происходит, а не вводить уголовную ответственность для всех и каждого.
Конечно, эти инициативы можно принять, протащить через парламент. Но я не представляю себе их действенность. Я думаю, в каждой московской многоэтажке, в каждом подъезде есть такие нарушители, которых можно сажать. Мы забьем все следственные изоляторы вот этими «организаторами» нелегальной миграции. Лично мне кажется, что это очень неразумно.
Лучше направить усилия на борьбу с конторами, которые штампуют левые разрешения на работу, левые регистрации. Провести серьезную работу с правоохранительными органами, которые от этого кормятся. Но это все рутинная работа. И конечно, за 2 месяца до выборов она не выстрелит так, как предложение ввести уголовную ответственность за нарушение миграционного законодательства.
Еще ни одно государство в мире не смогло полностью победить нелегальную миграцию. Но это не значит, что нужно опускать руки. Я бы обратил внимание на опыт 2007 года, когда Россия серьезно либерализовала законодательство о пребывании на своей территории иностранных граждан из стран СНГ. По сути, были введены нормальные правила постановки на миграционный учет, реальная квота на привлечение иностранных работников. Тогда легальная миграция резко возросла, а нелегальная, соответственно, упала. Такие меры куда действенней, чем уголовная ответственность.
Никита МКРТЧЯН. «Forbes.ru», 27 января 2011 года
Владимир Путин погнал волну миграции вспять
Премьер предложил ужесточить санкции к миграционному подполью
Премьер Владимир Путин вчера выступил с рядом инициатив в области миграционной политики, предложив закрыть въезд в РФ на пять-десять лет иностранцам, ранее уже высланным из страны за нелегальную работу. Кроме того, премьер предложил ввести уголовную ответственность для хозяев подпольных общежитий для мигрантов, владельцев "резиновых квартир", в которых массово регистрируются гастарбайтеры, а также посредников, торгующих разрешениями на работу.
О грядущем ужесточении миграционной политики премьер Владимир Путин заявил на коллегии Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ. Нарушителям миграционного законодательства, ранее уже высланным из страны, например, за нелегальную работу, премьер пообещал закрывать въезд в Россию на пять—десять лет, "а то и больше". Организаторам незаконной миграции, использующим гастарбайтеров как "бесправных рабов", также обещано "усиление санкций". Сейчас организаторам незаконного въезда, транзита и пребывания иностранцев в РФ по ст. 321.1 УК РФ грозит до двух лет лишения свободы, а если правонарушение совершено группой лиц — пятилетним сроком. Однако, по данным главы ФМС Константина Ромодановского, 92% судебных решений по ст. 321.1 УК РФ в первом полугодии 2011 года составляли различные штрафы.
Премьер также призвал ввести уголовную ответственность для хозяев "всякого рода общаг и ночлежек для нелегальных мигрантов", владельцев "резиновых квартир" (за регистрацию в них сотен гастарбайтеров) и должностных лиц, "паразитирующих на махинациях с регистрацией". "Нужно ликвидировать рынок подобных сомнительных услуг",— добавил он. В ФМС затруднились пояснить, какие санкции ждут перечисленных правонарушителей. В ведомстве лишь заявили, что все поручения начальства будут выполнены. Премьер упомянул и давно обсуждавшуюся идею экзамена на знание мигрантами русского языка. Эта инициатива названа "взвешенной"; ФМС поручено разработать поправки к законодательству и не забыть про их обсуждение с диаспорами.
Заявления о необходимости ужесточения миграционной политики делались руководством страны в последние годы неоднократно. Одновременно с этим власти последовательно упрощали легализацию трудовых мигрантов. (Необходимость этого объяснялась демографическими проблемами — низкой рождаемостью и старением населения.) Так, с 2006 года мигранты не обязаны в трехдневный срок регистрироваться по месту пребывания в ФМС — вместо этого введен уведомительный порядок регистрации по почте (причем регистрироваться можно и по месту работы). С 2007 года работодатели не обязаны бронировать обратный билет для мигранта и получать разрешение на его трудоустройство. С 2011 года граждане стран СНГ могут за 1 тыс. руб. купить официальный патент для работы по найму у физических лиц.
По данным ФМС РФ, в 2010 году в Россию въехало 5 млн трудовых мигрантов, в основном с Украины (1,5 млн), из Узбекистана (1,2 млн), Таджикистана (800 тыс.) и Киргизии (382 тыс.). На Москву и область приходится 35% миграционного потока. Всемирный банк оценивал ежегодную трудовую миграцию в России в 12,5 млн человек. Квота на иностранных работников в России в 2010 году была установлена на уровне 1,94 млн человек, в 2011-м — 1,74 млн. На 2012 год премьер Владимир Путин утвердил квоту в 1,745 млн человек, почти четверть ее составляют неквалифицированные рабочие. Сейчас, по данным ФМС, в России находится 9,2 млн иностранцев, из них около 4 млн человек встали на миграционный учет, но работают нелегально.
Глава информационно-правового центра "Миграция и закон" Гавхар Джураева "двумя руками" поддерживает уголовное наказание для организаторов нелегальной миграции. "Два года пытаемся справиться с посредниками, торгующими разрешениями на работу в метро "Комсомольская"",— пояснила она. Глава юридического бюро "Аванти-консалтинг" (специализируется на вопросах миграции) Гаяр Ахсянов также считает правильным наказывать "владельцев "резиновых квартир" и паразитов на миграции", но обращает внимание, что эту деятельность покрывают "люди в погонах". "Безнаказанность процветает. В СМИ одной из самых коррупциогенных структур называют ФМС",— пояснил господин Ахсянов. Госпожа Джураева осторожно относится к наказанию для собственников квартир. "Когда бабушка подрабатывает, пуская к себе мигрантов, это ее свободный выбор. А когда это делают директора управляющих компаний, пускающие в подвалы сотни человек, или участковые — это криминал",— рассуждает она.
Эксперт предостерегает ФМС от "взятия под козырек" и кампании по выселению гастарбайтеров из подвалов жилых домов, поясняя, что в морозы им некуда будет деться. В центре "Миграция и закон" напоминают, что общежития для мигрантов неоднократно собирались строить столичные власти. Действительно, в целевой миграционной программе мэрии Москвы на 2008-2010 годы ставилась задача расселения мигрантов в двухъярусных блок-контейнерах. Первые места расселения должны были появиться в Юго-Восточном округе Москвы. "Но воз и ныне там",— сетует госпожа Джураева.
Вчера господин Путин не стал распространяться на коллегии ФМС ни об организованном наборе мигрантов (через специальные центры или агентства занятости), ни о самом волнующем вопросе для работодателей — квотировании. Между тем за организованный набор выступает и сама ФМС, весной 2011 года презентовавшая Концепцию государственной миграционной политики до 2025 года. В ней ведомство выступило за полную отмену квотирования. По словам президента "Опоры России" Сергея Борисова, у работодателей накопилось много претензий к существующему "инерционному" механизму квотирования, который "не догоняет потребности бизнеса". Однако, как считает директор программ международного альянса "Трудовая миграция" Сергей Болдырев, премьер акцентировал внимание только на одной проблеме — приема и размещения иностранцев. Это было сделано, "чтобы миграция не раздражала людей, а сами мигранты не жили в каких-то дырах". Тогда как "чувствительные" вопросы квотирования и организованного набора, по его мнению, "специально перенесли, чтобы обсуждать после выборов". По мнению господина Болдырева, проблемой предстоит заняться "правительственной комиссии, работа которой сейчас заморожена, или новому министерству национальностей".
Александр ВОРОНОВ, Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 27 января 2012 года
Срок за гастарбайтера
Владимир Путин взялся за миграцию
Владимир Путин не стал долго ждать с реализацией идей, которые высказал в своей программной статье, посвященной национальному вопросу. Выступая вчера на коллегии Федеральной миграционной службы, он поручил закрыть въезд в страну злостным нарушителям миграционного законодательства, ввести уголовную ответственность за использование труда нелегальных гастарбайтеров, а самих мигрантов экзаменовать на знание русского языка.
Озадаченные таким потоком указаний, работники миграционного ведомства заседали вчера до позднего вечера — коллегия явно затянулась. До ее завершения официальный представитель ведомства Залина Корнилова затруднилась рассказать, как именно будут реализовываться все предложения премьера: «На следующей неделе Ромодановский (руководитель ФМС. — «МН») все расскажет сам». Поводов засидеться у миграционщиков вчера было предостаточно — Путин предложил закрыть въезд в Россию на срок от пяти до десяти лет (а возможно, и больше) для тех, кто попался на неоднократных злостных нарушениях миграционного законодательства или был выдворен из страны по судебному решению. Кроме того, председатель правительства высказал идею о введении уголовной ответственности для пособников нелегальной миграции. К таковым премьер отнес тех, кто организует незаконные и нелегальные потоки, нанимает на работу людей без соответствующих разрешений, организует «всякого рода общаги и ночлежки для нелегальных мигрантов». А в целях «культурной, поведенческой совместимости» мигрантов им было предложено ввести обязательное изучение и последующий обязательный экзамен на знание русского языка. Коснулся он и «внутренней миграции» — пригрозил уголовной ответственностью владельцам «резиновых квартир», которые прописывают у себя сотни людей.
Предложение премьера запрещать неоднократно проштрафившимся мигрантам въезд в Россию на длительное время не ново, напоминает директор Центра миграционных исследований Елена Тюрюканова. «Закон «О правовом положении мигрантов» и Кодекс об административных правонарушениях предполагает запрет на въезд в страну на пять лет для тех приезжих, которые неоднократно нарушили миграционное законодательство и были выдворены из страны по суду», — напоминает она. Но простым ужесточением наказания миграционную проблему не решить, полагает эксперт. «Не понимаю, как запрет на въезд в страну поможет наладить, к примеру, межкультурный диалог или заставит мигрантов ассимилироваться», — говорит она.
Председатель профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов считает, что проблему нужно решать принципиально. «Вопрос в приоритетах: государство должно понять, ему нужны мигранты или нет. Если не нужны, необходимо вводить визовый режим со странами — поставщиками рабочей силы. Если нужны — отменять квоты и упрощать процедуру регистрации», — заявил «МН» Каримов. Впрочем, вопрос о визовом режиме перед российским руководством как раз не стоит. Позже в тот же день, выступая на президиуме правительства, глава кабинета министров напомнил, что в рамках Единого экономического пространства и грядущего Евразийского союза России придется унифицировать миграционное законодательство, а затем и вводить единый визовый режим со странами-партнерами.
Руководитель Центра политических технологий Алексей Макаркин оценивает предложения российского премьера с точки зрения проходящей предвыборной кампании. Он напоминает, что к той же миграционной теме обращался Николя Саркози. Это принесло нынешнему французскому лидеру в 2007 году голоса правого электората, которому пришлись по душе обещания ограничить миграцию. Отличие России от Франции в том, что гастарбайтеры «а-ля рюс» не стремятся остаться на ПМЖ и не претендуют на бюджетное соцобеспечение наряду с коренным населением. Тем не менее в предвыборных обещаниях навести порядок в миграционной сфере политолог усматривает борьбу за колеблющихся избирателей, у которых высоко желание комфорта — без назойливой рекламы и толп мигрантов на улицах. «Это может их привлечь. Вопрос в том, насколько это важная для них тема, ведь есть еще и коррупция, и прочие раздражители», — рассуждает Макаркин.
Правда, коррупция, считают эксперты, и есть главная угроза для исполнения поручений премьера. «Безусловно, надо что-то делать, градус ксенофобии зашкаливает, — сказал «МН» Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция — XXI век» (и экс-замглавы ФМС). — Но не было сделано серьезного глубокого анализа истоков этих процессов, не выявлены причины. Лечить без диагноза невозможно». Предложение ужесточить наказание за привлечение нелегалов вызвало у него скепсис — сейчас ответственность административная, но максимальный штраф совсем немаленький — 800 тыс. руб. Есть и уголовная ответственность за нелегальную миграцию, предусматривающая до двух лет лишения свободы. «Всеобуч» по российской речи также вызывает у него вопросы: «Люди приезжают работать по 12–16 часов. Когда им учиться? 70% мигрантов и так говорят по-русски. Это молодежь из аулов и кишлаков утратила навык российской речи». А борьба с «резиновыми домами» может привести к росту коррумпированности в полиции: «Просто мигранты будут платить не по 100–500 руб., а по 2–5 тыс.», — полагает Поставнин.
Госдума, впрочем, уже пообещала оперативно рассмотреть все законопроекты правительства по миграционной теме, как только они поступят в парламент. «Они будут приняты и рассмотрены достаточно оперативно», — сказал РИА Новости заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству единоросс Дмитрий Вяткин. Правда, процесс написания законов может оказаться не таким уж и быстрым. Путин поручил обсудить вопрос с обязательным экзаменом по русскому языку с национальными диаспорами, общественными и религиозными организациями. А обсуждение может занять некоторое время — до выборов полноценную дискуссию провести не удастся.
Елена МИШИНА, Вячеслав КОЗЛОВ. «Московские новости», 27 января 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)