Rambler's Top100

№ 487 - 488
21 ноября - 4 декабря 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, или deja vu отечественной демографии

Автобиографическое вступление

Что такое продолжительность жизни 70 лет в 1960-е годы

Продолжительность жизни в СССР

О причинах и уроках роста смертности в СССР

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Мария Нестерова-Берзина. Здравницы СССР. Реклама Интуриста (1930-е годы). Maria Nesterova-Berzina.  USSR Health Resorts. Intourist poster (1930s)
Ожидаемая продолжительность жизни 70 лет,
или déjà vu отечественной демографии

Над темой номера работал

Евгений АНДРЕЕВ

Евгений АНДРЕЕВ

О причинах и уроках роста смертности в СССР

О причинах начавшегося в середине 1960-х годов роста смертности в СССР, России и других бывших европейских республиках СССР и практически во всех бывших европейских социалистических странах написано достаточно много. Я не буду повторяться. Кажется первая «перестроечная» статья на эту тему была написана Р.М. Дмитриевой и мной в 1987 г.18, что не мудрено, так как анализом смертности в стране мы занимались и тогда, когда публикации были невозможны. История роста смертности во всех деталях описана в книге «Демографическая модернизация России: 1900-2000»19.

Различия в динамике смертности в бывшем СССР и на западе нельзя описывать в терминах опережения – отставания. Рост смертности в СССР, с позиций теории первого эпидемиологического перехода, – это вовсе не отступление назад, а движение «вперед», но в абсолютно новом и крайне нежелательном направлении. Мы не отстали, мы, если так можно сказать, заблудились. Я не располагаю детальными данными о смертности в СССР по причинам смерти за весь период, но картина по России (рис. 6) доказывает этот тезис.

Рисунок 6. Соотношение стандартизованных коэффициентов смертности от болезней системы кровообращения, других болезней и несчастных случаев в России и 15 странах, ставших членами ЕС до мая 2004 г. суммарно за период с 1960 по 1991 г.

Рисунок в так называемом фазовом пространстве позволяет видеть соотношение смертности от трех групп причин: болезней системы кровообращения (БСК), других болезней и несчастных случаев.

Рассмотрим левую панель. Смертность от «других болезней» снижалась и в России и в 15 странах-«старых» членах ЕС, тогда как смертность от болезней системы кровообращения оставалась почти стабильной до 1964 года, и этот год – точка «развилки». После нее в 15 странах началось все ускоряющееся снижение смертности от болезней системы кровообращения (темп такой же, как у «других болезней»), Россия же двинулась в противоположном направлении, здесь начался быстрый рост смертности от этой причины, длившийся вплоть до 1984 года, с 1985 - снижение до 1988, и снова рост. В 1988 году прекратилось снижение, и начался рост смертности от других болезней, кривая поползла не только вверх, но и вправо.

На правой панели показано соотношение смертности от болезней системы кровообращения и внешних причин Смертность от внешних причин в 15 странах снижалась одновременно со смертностью от болезней системы кровообращения (на графике – движение вниз и влево), но в 7-8 раз медленнее. В России смертность от несчастных случаев и болезней системы кровообращения вместе росли с 1965 по 1984 год (движение вверх и вправо), но смертность от болезней системы кровообращения росла в 3,3 раза быстрее. Начиная с 1985 года направление движения на какое-то время изменилось на противоположное, кривая описал круг и к началу 1990-х годов вернулась на прежнюю траекторию.

Можно перечислить множество конкретных причин роста смертности в России и в СССР в двадцатилетие 1965-1984 гг. На мой взгляд, причина причин в том, что все эти годы цель укрепления здоровья, если и существовала в системе целей государства, то, безусловно, не была приоритетной. В отчетном докладе ЦК КПСС ХХV съезду (1976 г.), который делал естественно Л.И. Брежнев, говорилось "Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье советских людей. Наши успехи здесь общеизвестны". Второе предложение как бы зачеркивает первое, так как сказано после 10 лет роста смертности, и звучит, по сути, издевательски.

В 1960-е годы российское общество столкнулось с той же проблемой, что страны Запада десятилетием ранее. Основные резервы снижения смертности от экзогенных заболеваний были исчерпаны, а промышленная революция и урбанизация существенно повысили риск смерти от многих хронических болезней и насильственных причин. Для преодоления нового вызова в смертности на Западе были мобилизованы огромные материальные ресурсы, включая расходы на здравоохранение, охрану окружающей среды, пропаганду здорового образа жизни, развитие научных исследований, одновременно были существенно пересмотрены законодательные акты, связанные с охраной здоровья. Нигде в странах Запада снижение смертности не произошло само собой. Когда в этих странах проявились негативные тенденции смертности, были осознаны новые задачи и выработана новая стратегия действий.

Опыт западных стран свидетельствует, что успешная борьба с новой патологией невозможна без активности самого населения, направленной на оздоровление образа жизни и среды обитания, заботу о своем здоровье и т. п.  На протяжении XX века в этих странах произошли огромные, принципиальные изменения в отношении к проблемам жизни и смерти. В СССР первой реакцией на начавшийся рост смертности взрослых было прекращение публикации сколько-нибудь подробных данных о смертности. Примерно с 1973 по 1986 год  публиковались лишь абсолютные числа умерших (даже без разбивки по полу) и общие коэффициенты смертности.

Сравнение ситуации на Западе и Востоке Европы однозначно доказывает, что если негативные последствия экономического роста не компенсируются социальным прогрессом, то они, постепенно накапливаясь, приводят к устойчивому росту смертности. В России и в странах со сходной историей всегда находились и до сих пор находятся задачи более важные, чем борьба со смертностью. Можно декларировать приоритет интересов личности над интересами государства, но гораздо сложнее последовательно ему следовать.

Как мы показали, рост смертности начался почти одновременно со сменой руководства страны. Можно ли поверить, что именно смена лидера была тем камнем, который вызвал лавину, стала причиной многолетнего роста смертности?

Начиная с 1965 года, в бывших европейских республиках СССР начала интенсивно расти смертность от случайных отравлений алкоголем (рис. 7). Сама по себе она не сильно влияет на продолжительность жизни, но является лучшим индикатором уровня потребления крепкого алкоголя.

Рисунок 7. Рост смертности от случайных отравлений алкоголем в бывших Европейских республиках СССР. Стандартизованный коэффициент на 1000

Злоупотребление алкоголем в свою очередь существенно повышает и риск смерти от несчастных случаев (что очевидно) и от болезней системы кровообращения (что менее очевидно, но неоднократно доказано, см. например20).

Можно представить такую картину. Неожиданно для большинства населения энергичного экспериментатора Н.С. Хрущева сменил спокойный и осмотрительный Л.И. Брежнев. У одних эта замена могла вызвать разочарование и некоторую депрессию. У других удовлетворение и успокоение: не надо больше по утрам открывать газету и узнавать о принятых вчера нововведениях. И очень правдоподобно, что и первые и вторые удалились из общественной жизни и выпивали и закусывали квантум сатис21, что само по себе не плохо («История человечества знает  не так уж много эпох, когда люди могли выпивать и закусывать квантум сатис»22). Плохо если потребность неуёмна.

Народная молва и Юлий Ким23 утверждали, что и сам генеральный секретарь был не прочь выпить. Но думаю, что дело не в «личном примере».

Н. Эберштадт24 одним из первых понял и объяснил причины советского кризиса здоровья. Среди главных причин роста смертности он назвал: злоупотребление алкоголем; загрязнение воздуха вредными выбросами (пестициды, плохо очищенные промышленные выбросы, небрежно построенные ядерные установки – это написано за 5 лет до Чернобыля); слабость советского здравоохранения, которое не было способно лечить болезни системы кровообращения новыми способами, не владело современными методами лечения рака и вообще все более отставало от Западной Европы в техническом отношении. По мнению Эберштадта советские люди начали понимать, что их трудовая деятельность нисколько не приближает СССР к коммунизму, а их материальное благополучие мало зависит от качества работы.

Для меня несомненно, что рост пессимистических настроений – одна из главных причин пьянства и, следовательно, роста смертности. Новые лидеры страны прежде всего (кажется, я прочел эту фразу в одном из интервью А.А.Зиновьева) «отложили построение коммунизма с 1980 г. на более отдаленную и неопределенную перспективу», потом появилось понятие «реального социализма» и сложившееся в СССР общественное устройство было объявлено оптимально соответствующим целям коммунистической партии. Критика сталинизма прекратилась, а бывшие критики становились объектом преследования. В 1966 году прошел процесс над писателями А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем, давший старт череде политических репрессий. 20 августа 1968 года советские танки вошли в Чехословакию для подавления Пражской весны. За этим последовало жесткое преследование тех, кто осмелился протестовать против ввода войск. Стало окончательно ясно, что попытка построения «социализма с человеческим лицом» в СССР закончена.

Я думаю, что сама эпоха застоя стала причиной роста пьянства как формы ухода от опротивевшего официоза, от бесконечных лозунгов на стенах домов «экономике быть экономной», «пятилетке эффективности и качества – рабочую гарантию», «партия – ум, честь и совесть нашей эпохи». Рядом с этой жизнью лозунгов шла какая-то другая жизнь, описанная в песне Александра Галича:

И по первой налью, и налью по второй,
И сырку, и колбаски покушаю,
И о том, что я самый геройский герой,
Передачу охотно послушаю.
И трофейную трубку свою запалю,
Посмеюсь над мычащею бабкою,
И еще раз налью, и еще раз налью,
И к соседке схожу за добавкою... 25

Описав сорокалетний круг, Россия вновь вернулась к проблеме достижения ожидаемой продолжительности жизни в 70 лет для обоих полов. Но жизнь не стоит на месте. Как отмечалось в предыдущем выпуске Демоскопа, по данным экспертов ООН, за последние 60 лет доля населения мира, для которого ожидаемая продолжительность жизни при рождении превышает 70 лет, возросла с 1% до 57%. Получается, что мы не попадаем в эти 57%. Даже если считать оценки ООН завышенными (выше говорилось о сомнительной достоверности статистики смертности по ряду стран), общее направление движения очевидно, но мы никак не можем вписаться в это движение. Некоторые позитивные подвижки последних лет могли бы обнадеживать, если бы мы не знали, что такие обнадеживающие подвижки бывали и прежде, но ничем не кончались.

Правильной ли дорогой идем, товарищи?



18 Дмитриева Р. М., Е.М.Андреев О средней продолжительности жизни населения СССР // Вестник статистики.  1987. -№ 12. С. 31-40.
19 Демографическая модернизация России: 1900-2000. Под редакцией А. Вишневского. М., Новое издательство, 2006, главы 16 и 17.
20 Shkolnikov V. M.; Chervyakov V. V.; McKee M.: Is the link between alcohol and cardiovascular death among young Russian men attributable to misclassification of acute alcohol intoxication? Evidence from the city of Izhevsk. Journal of Epidemiology and Community Health, 2002, 56: 3, 171-174.
21 quantum satis: quantum – количество, satis – достаточно, т.е. «по потребности».
22 Аркадий и Борис Стругацкие. Гадкие лебеди.
23 Ю.Ким «Монолог пьяного Брежнева» (датируется 1968 г.),
24 Eberstadt N. The health crisis in the USSR. The New York Review, February, 19, 1981.
25 Александр Галич  "По образу и подобию"

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.