Все больше людей в Киргизии обращаются к исламу. Многие называют это "исламским ренессансом".
Киргизские правозащитники говорят, что в школах страны запрещают появляться девочкам в хиджабах.
Глава женской мусульманской организации "Мутакаллим" Жамал Фронтбек кызы говорит, что может привести около 150 примеров из средних школ по всей Киргизии. В организации уверены, что запретительные меры приняты по особому указанию министерства образования Киргизии.
Министерство эти обвинения отрицает, но в то же время напоминает, что школьникам нужно носить общепринятую форму одежды "черный низ, белый верх".
"А если где-то есть перегибы, то такие вопросы должны решаться в рамках законодательства", – сказал Би-би-си министр образования Канат Садыков.
Хиджаб на уроках физкультуры?
В ряде средних школ Бишкека комментировать ситуацию отказались. В других утверждают, что жестких запретов у них нет.
Директор одной из бишкекских школ-гимназий Канымжан Омурова говорит, что не может запретить старшеклассницам носить хиджабы.
"Если ребенок придет в религиозной одежде, то ситуация будет непростая. Запретить я не имею права, но и разрешить будет сложно", – сказала Омурова Русской службе Би-би-си.
Она добавила, что религиозная одежда может мешать на уроках физкультуры и труда.
Лаура Саркубинова сейчас учится в колледже. Но еще год назад, будучи школьницей, она носила хиджаб.
"В классе [к хиджабу] относились хорошо. Была своего рода солидарность, может, даже протест против руководства школы... А вот учителя были сильно против", – вспоминает Лаура.
Министр образования Канат Садыков считает, что носить в школе хиджаб нецелесообразно, но религия, уверяет министр, тут не при чем.
"У каждого ребенка, как и у взрослых, есть права на свободу вероисповедания, которые грантированы конституцией. Мы не можем эти права ограничивать. Но мы выступаем за то, чтобы в школах сохранялась единая форма одежды", – заявил министр в интервью bbcrussian.com.
Традиционалисты против
Пятничные намазы в Киргизии посещает всё больше молодых людей, а молитвы по случаю религиозных праздников на центральной площади Бишкека собирают десятки тысяч верующих.
Известный киргизский общественный деятель Мыктыбек-хаджи Арстанбек считает, что процесс этот во многом стихийный.
В школах предпочитают видеть учеников в форме "черный низ, белый верх", а не в религиозной одежде.
"Происходящее я бы не назвал исламским ренессансом. В Киргизии пока нет исламской культуры, есть лишь высокий интерес к религии", – полагает Мыктыбек-хаджи Арстанбек.
Среди противников хиджабов выделяется группа "традиционалистов". Они считают, что хиджабы не присущи культуре киргизов, которые в прошлом вели кочевой образ жизни.
Историк Токтобек Рыскулов утверждает, что главным критерием одежды для женщин-кочевников было удобство.
"Женщины-кочевники ходили с открытым лицом, носили платья и кожаные штаны. При всем желании они не смогли бы носить хиджабы, у них было много скота, и выполнять работу они бы не смогли", – говорит Рыскулов.
"Женщины в обществе кочевников были свободны, и даже сами могли выбирать себе мужей. Они наравне с мужчинами участвовали в походах и войнах, которых было великое множество в эпоху, когда возвышались и гибли империи кочевников", – добавляет историк.
Это не первый скандал в Киргизии, связанный с женской религиозной одеждой.
Несколько лет назад организации женщин-мусульманок "Мутакаллим" удалось добиться для верующих мусульманок права фотографироваться на паспорт в головных уборах.
Айзатбек БЕШОВ. «Русская служба Би-би-си», Бишкек. 26 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)