Rambler's Top100

№ 477 - 478
12 - 25 сентября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Труд» о российских поколениях
«Chaskor.ru» о законопроекте по абортам
«Российская газета» и «Эхо» о селективных абортах
«Фонтанка.ру» об ЭКО
«Gorod.lv» и «Час» о реальном населении и эмиграции из Латвии
«Независимая газета» о демографической ситуации в России
«Белорусские новости» о перенаселенности Минска
«Новая газета» о Московской агломерации
«Time/World Crunch» о грядущем старении в Китае
«Radiovesti.ru», «Новые известия» и «Ведомости» о трудоресурсных перспективах России и миграции
«Независимая газета» об отмене квотирования и введении балльной системы для постоянных мигрантов в Россию
«Независимая газета» о нулевых квотах на китайских работников в Красноярском крае
«Новые известия» о мигрантах российском гражданстве
«Regions.ru» о детях мигрантов
«Эхо планеты» об иммиграционных проблемах в Дании
«Le Monde» о погранконтроле внутри Шенгенской зоны
«Московские новости» об эмиграции
«Коммерсантъ» о Рогозине и национальном вопросе

«Эксперт» о нациях и национальном вопросе
«Новые известия» о новых расовых проблемах в США
«Республика KZ» о русских в Казахстане
«Centrasia» и «Молдавские ведомости» о русском языке в Казахстане и Молдавии
«Радио «Азаттык»» о миграции из Киргизии в Россию
«Slovo.kg» о трудовой миграции в Кыргызстане
«День» о трудовой миграции из Украины
«Новые известия» о миграции ученых
«REGNUM» о курдах-езидах и Южном Курдистане
«Новые известия» о межкастовых проблемах в Индии
«РосБалт» о качестве образования глазами Зурабова
«Независимая Молдова» о качестве жизни в постсоветских странах
«Белорусские новости» о самоубийствах в Белоруссии
«Московский комсомолец» о программе «Столичное здравоохранение на 2012-2016 годы»
«Медновости.Ru» о конкурсе по профилактике ВИЧ-инфекции
«Russia blog» о достоверности данных российской и американской переписей
«La Stampa» о голоде в Сомали
«Итоги» об эволюции человека
«Независимая газета» об аутизме

… о реальном населении и эмиграции из Латвии

Профессор подсчитал: из Латвии могли эмигрировать до 250 тысяч человек

За одиннадцать лет мы из-за эмиграции потеряли не менее 140 тысяч человек, подсчитал профессор Факультета экономики и управления Латвийского Университета Михаил Хазан. Сегодня он представил собственное исследование «Кто сейчас живет в Латвии? Реальная демографическая ситуация в разрезе», в котором говорится, что волна эмиграции из Латвии была намного больше, чем следует из официальной статистики. Как отметил Хазан, демография сейчас «самый горячий» вопрос, представленные им числа уже не сенсация — они близки к его прогнозам, и профессор лишь нашел им документальное подтверждение. Он подчеркнул, что численность населения лежит в основе многих других экономических показателей, и если демографическая статистика ошибочна, то неверны и другие показатели, сообщает db.lv.
По подсчетам Хазана, за одиннадцать лет Латвия потеряла не менее 140 тысяч человек, а не 33 тысячи, о которых говорит статистическое управление. Но это лишь минимальная оценка. По более точным подсчетам эмигрировали 250 тысяч человек. Как объяснил профессор, демографическая статистика никогда не будет полной, так как часть эмигрантов не зарегистрированы, а другие работают полулегально.
Как доказывает исследование, эмигранты — это, в основном, люди в возрасте до 35 лет. В период с 2000 по 2010 год большинство эмигрантов уехали в Великобританию — почти половина. В Ирландию уехало 17%, что является доказательством того, что люди реагируют на события в экономике.
Хазан подчеркивает: не зная точного числа жителей, нельзя делать качественные прогнозы дальнейшего развития государства, и если в статистике не отражено количество эмигрантов, искажается возрастная структура населения. Кроме численности населения, завышено было количество занятых. В результате слишком низко оценивается производительность труда в Латвии, что не способствует привлечению иностранных инвестиций.
Эти показатели интенсивно используют и латвийские и европейские учреждения для анализа и прогнозирования, значит, анализы и результаты прогнозирования систематически «загрязняются».
В заключении Хазан отметил: согласно исследованию, внутренний валовой продукта (ВВП) на одного работающего на 10,7% выше, чем получается из результатов статистического управления. В 2010 году ВВП на одного занятого был не 55% от среднего по ЕС показателя, а по крайней мере 60%.
Это исследование было проведено профессором по его собственной инициативе и никем не финансировалось. В нем были использованы публично доступные данные.

«Gorod.lv» 13 сентября 2011 года

Перепись: потери, как на войне

Ужасающими выглядят итоги переписи населения в Латвии, ставшие известными участникам международной конференции социологов в Таллине. Участие в этом форуме принимал декан факультета социальных наук Даугавпилсского университета, профессор Института социальных исследований доктор социологии Владимир Меньшиков.
Выступая сегодня, во вторник, на Латвийском радио, ученый заявил, что он и его коллеги сошлись во мнении, что давно подведенные результаты переписи, которая велась с применением самых современных электронных систем, держатся в секрете. На то есть несколько причин, среди которых называют и ту, которая имеет прямое отношение к европейским средствам, направляемым на развитие новых членов ЕС. А именно: расчет финансовых средств ведется по головам, и если Латвия заявит, что на ее территории живет не 2,2 миллиона человек, согласно прежней переписи, а на 320 тысяч меньше, то это скажется на снижении объемов помощи от Европы. Однако профессор считает число сокращения жителей Латвии заниженной.
- По нашим оценкам, число жителей Латвии за годы независимости уменьшилось примерно на 800 тысяч, – утверждает Владимир Меньшиков – То, что нас уже меньше двух миллионов, никому не хочется официально признавать. Это свидетельствует о проблемах в развитии страны.
Профессор не приводит нынешнюю численность населения его родного Даугавпилса, не говорит, сколько из него уехало за рубеж на постоянное место жительства или длительное время работает в Англии, Ирландии, а теперь и в Германии. Уезжают семьями, забирая родителей. Никто официально не ведет этому счет. А неофициально авторитетные источники, имеющие прямое ежедневное отношение к проблемам миграции, фиксированию родов и смертей, говорят, что в Даугавпилсе живет не более 80 тысяч человек. «Это город пионэров и пенсионэров», – говорят о нас в Латвии.
На конференции открылась и еще одна неприятная картина: у Латвии самый высокий уровень смертности в Европе, самая низкая рождаемость и самый низкий уровень прироста народа. У нас был самый высокий отток населения за рубеж. Он ниже, чем в Эстонии, где с 2001 года растет рождаемость.
За последние двадцать лет страны Балтии потеряли 1,5 миллиона человек. Это катастрофа, с которой сравнима только война.
Оценивая административно-территориальную реформу в Латвии, ученый говорит, что она не дала того эффекта, какого ждали. Латгалия не только не приблизились к столичному региону по темпам развития, а, наоборот, отстает все больше. Европейские деньги идут туда, где развита предпринимательская среда, где есть инфраструктура, где деньги быстрее окупятся.
- За двадцать лет разговоры об административной реформе, в ходе которой регионы приобрели бы некий статус, функции и финансирование, остались разговорами. – говорит профессор. – По-прежнему финансовые потоки идут только в Ригу. И в итоге уже не только Латгалия отстает от метрополии. Такие же процессы торможения наметились в других регионах. Разница в зарплатах, в социальных льготах, в числе предпринимателей на тысячу жителей и так далее между метрополией и провинцией увеличивается. И это тоже неблагоприятно сказывается на демографической ситуации.
Добавим к тому, что именно в Латвии, как ни в какой другой стране ЕС, самое большое количество бедных людей.

«Gorod.lv», 13 сентября 2011 года

Куда уходят люди?

Официальных результатов переписи населения в Латвии все еще нет. Похоже, их просто боятся огласить. Зато на конференции социологов в Таллине данные о народонаселении в странах Балтии были обнародованы. И вызвали шок.
Подробнее о данных эстонских демографов «Час» попросил рассказать декана факультета социальных наук Даугавпилсского университета, профессора Института социальных исследований доктора социологии Владимира Меньшикова.
– Об этом сугубо научном мероприятии сейчас сообщают многие средства массовой информации. Неужели демографические процессы были неизвестны общественности?
– Специалисты оперируют точными данными, и они никогда не скрывались. Да и любой человек прекрасно знает о том, что и в городах, и в селах население сокращается. Но, как это бывает, одна цифра, опубликованная в газетах, вдруг стала сенсацией. В докладе о развитии народонаселения сказано, что за последние двадцать лет страны Балтии потеряли 1,5 миллиона человек. Конечно, это катастрофа. Впервые в Эстонии громко заявлено, что страна уже скоро начнет остро нуждаться в притоке мигрантов, чтобы возместить нехватку рабочих рук.
В докладе отмечается, что самая тяжелая ситуация – в Латвии. «В Латвии численность населения сокращалась самыми быстрыми в странах Европы темпами. Сейчас низкая рождаемость и постоянный отток людей из страны не дают, несмотря на увеличение продолжительности жизни, ни малейших шансов на улучшение ситуации», – сказано в исследовании. В Эстонии, например, начиная с 2001 года растет рождаемость, и она самая высокая в балтийских странах. Улучшаются и показатели по продолжительности жизни, что связано с реформами здравоохранения.
Стоимость медицинских услуг у наших северных соседей ниже, чем в Литве и Эстонии. И тем не менее во всех трех странах рождаемость – низкая, смертность – высокая, и трудоспособное население уезжает за рубеж на заработки.
– Официальных данных о результатах переписи населения все еще нет. Почему – не могут посчитать или не хотят до выборов публиковать данные?
– В принципе, результат известен, хотя эти данные действительно неофициальные. В прессе уже мелькает цифра: в Латвии насчитали 1,9 миллиона жителей. Если сравнить со статистическими данными, которые публиковались в начале года, то не хватает 320 тысяч человек. Возможно, это люди, которые периодически выезжают на заработки. Есть лица, которые ведут такой образ жизни, что их место жительства неизвестно. В общем, непонятно, как их зарегистрировать.
– Судя по личному опыту, считали и тех, кого не было дома на момент визита переписчика: верили на слово, что человек, декларированный по данному адресу, тут и живет. Так что, возможно, реальное число жителей еще меньше.
– По нашим оценкам, число жителей Латвии за годы независимости уменьшилось примерно на 800 тысяч. То, что нас уже меньше двух миллионов, никому не хочется официально признавать. И не только потому, что это свидетельствует о проблемах в развитии страны. Европейские фонды выделяют помощь в расчете на определенное население. Чем позже реальные цифры будут официально признаны, тем больше денег успеем получить.
– Раз в два года публиковались обзоры развития народа – солидные научные монографии. Но очередного исследования почему-то нет. Финансовые проблемы?
– Действительно, десять таких обзоров подготовлено с участием ученых страны. И у многих руководителей самоуправлений они были настольной книгой, поскольку содержали не только статистические данные, но и рекомендации. Сейчас готовится очередной обзор, но он будет только в электронном виде – на полиграфию нет денег.
Тема – региональное развитие. У нас создалась довольно парадоксальная ситуация. Внутренняя политика направлена на то, чтобы помочь депрессивным регионам. Достаточно вспомнить фонд выравнивания, когда одни самоуправления выделяют средства другим. Но не секрет, что главный вектор развития в последнее время – это европейские проекты. А они идут туда, где развита предпринимательская среда, где есть инфраструктура, где деньги быстрее окупятся. За двадцать лет разговоры об административной реформе, в ходе которой регионы приобрели бы некий статус, функции и финансирование, остались разговорами. По-прежнему финансовые потоки идут только в Ригу. И в итоге уже не только Латгалия отстает от метрополии. Такие же процессы торможения наметились в других регионах. Разница в зарплатах, в социальных льготах, в торговых площадях на душу населения, в числе предпринимателей на тысячу жителей и так далее между метрополией и провинцией увеличивается. И это тоже неблагоприятно сказывается на демографической ситуации.

Светлана ГАРТОВАНОВА. «Час», 8 сентября 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.