Женщин среди гастарбайтеров в столице становится больше
Сейчас в Москве, по данным организации «Миграция и закон», до 40% женщин среди гастарбайтеров. Их число увеличивается с каждым годом. Чаще всего женщины мигрируют из стран Средней Азии.
«Дальше эта тенденция, по нашим прогнозам, будет только нарастать», — рассказывает «МН» Мавзуна Абдуалиева, координатор проекта «Стратегическое партнерство по продвижению прав и повышению возможностей женщин — трудовых мигрантов в России» организации «Миграция и закон». «Трудовая миграция действительно приобретает женские черты, больше всего мигранток приезжает из Киргизии — около 50%, меньше всего из Таджикистана», — подтверждает директор «Центра миграционных исследований» Елена Тюрюканова.
По словам Абдуалиевой, в столицу чаще всего приезжают замужние женщины. «В основном это те, которых бросили мужья. Мужчины, которые уезжают в Россию на заработки, находят здесь вторую семью и забывают о жене и детях, которые остались на родине. Мужья перестают высылать домой деньги. Женщины вынуждены взять на себя заботу о пожилых родителях, детях. Они отправляются на заработки в Москву, чаще всего нелегально», — рассказывает Абдуалиева. Так произошло с тридцатилетней Замирой из Узбекистана. Ее муж приехал в Москву год назад. «Сначала он звонил мне раз в неделю, потом раз в месяц, затем совсем перестал, и денег больше от него не получала. В феврале пришло от его друга письмо, мол, у твоего — другая женщина, не жди. У меня трое маленьких детей, отец инвалид и большие долги», — рассказывает Замира. Она заняла денег и приехала в Москву. Устроилась работать уборщицей в кафе недалеко от станции метро «Чистые пруды», сняла койкоместо. Муж ее соседки по квартире Мадины остался в деревне в Киргизии. «У него ноги больные, он работать долго не сможет, а я двужильная. Поэтому мы решили, что муж останется с детьми, а я поеду зарабатывать. В общем, тигрица я и добытчица», — смеется 26-летняя Мадина.
«Интересная тенденция – у многих мигранток на родине есть мужья. Сейчас таких — около 10% от общего числа женщин-гастарбайтеров», — комментирует Абдуалиева. В основном это женщины, чьи мужья получили травму во время работы в России и стали нетрудоспособны.
По словам председателя Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатова, женщины-мигрантки представляют собой особую социальную прослойку Москвы, очень уязвимую и незащищенную. По данным Центра миграционных исследований, женщины-мигрантки в столице зарабатывают почти в два раза меньше мужчин, 14% из них сталкиваются с невыплатой зарплат, а 20% мигранткам работодатели платят меньше, чем было оговорено заранее. «Их чаще, чем мужчин, работодатели обманывают и обижают. Они совершенно бесправны и напуганы. Кроме того, они зачастую подвергаются насилию со стороны своих же соплеменников. Мужчины вымещают стресс, которым полна жизнь гастарбайтера в Москве, на женщинах, бьют их, издеваются над ними», — рассказывает Абдуалиева. По ее словам, многие мигрантки образованны. Эти слова подтверждают данные Центра миграционных исследований Института демографии за 2011 год: 70% мигранток имеют специальное и высшее образование. «Некоторые из них в своих странах работали учителями, преподавателями, медсестрами. Получается, что женщина, приехав в Москву на заработки, существенно понижает свой социальный статус», — говорит Абдуалиева. К примеру, Замира получила филологическое образование. Она прекрасно говорит по-русски и зачитывает мне наизусть отрывки из Педро Кальдерона. «В своей библиотеке в Узбекистане я не заработаю столько денег, сколько в Москве, работая посудомойкой», — объясняет Замира. Самая большая мечта Замиры — скорее вернуться домой. «Скучаю по детям, это ненормально для женщины быть вдалеке от своих детей», — жалуется Замира.
Дети — это самая большая проблема женщин-гастарбайтеров. Им очень трудно получить в Москве помощь во время беременности и родов. Хозяева квартир отказываются сдавать комнату женщине с ребенком, а работодатель, узнав о беременности подчиненной, обычно расторгает с ней трудовой контракт. «Женщинам приходится отказываться от детей, — рассказывает Мадина Юлдашева, директор фонда «Найди меня, мама». Это единственный в Москве фонд, который оказывает комплексную помощь женщинам-мигранткам с детьми, которые попали в сложные жизненные обстоятельства. «Делаем все возможное, чтобы мама оставила ребенка себе. Помогаем найти работу, связываемся с родственниками, предоставляем жилье в социальных гостиницах. За два года сотрудникам фонда удалось уговорить 29 женщин оставить детей себе. «Очень нужны специальные программы, направленные на помощь женщинам-мигранткам. Таких в Москве сейчас очень мало. А женская миграция будет только увеличиваться», — предупреждает Тюрюканова.
Дарина ШЕВЧЕНКО. «Московские новости», 31 августа 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)