| Расчетные показатели 
                    социально-демографического неравенства регионов (стр. 25) 
                     
                      | Годы | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |   
                      | Ожидаемая продолжительность жизни |   
                      | Коэффициент Джини* |   
                      | Россия | 0,012 | 0,015 | 0,016 | 0,017 | 0,018 | 0,022 | 0,024 | 0,025 | 0,021 | 0,020 | 0,020 |   
                      | Казахстан | - | 0,014 | 0,012 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,012 | 0,015 | 0,017 | 0,015 |   
                      | коэффициент вариации |   
                      | Россия | 0,31 | 0,32 | 0,35 | 0,38 | 0,44 | 0,45 | 0,46 | 0,40 | 0,40 | 0,40 | 0,40 |   
                      | Казахстан | 0,09 | 0,09 | 0,08 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,11 | 0,13 | 0,13 |   
                      | Младенческая смертность |   
                      | коэффициент Джини |   
                      | Россия | 0,10 | 0,12 | 0,11 | 0,11 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,12 | 0,13 | 0,14 | 0,13 |   
                      | Украина | 0,05 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,07 | 0,08 | 0,08 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,09 |   
                      | Казахстан | 0,06 | 0,08 | 0,11 | 0,11 | 0,10 | 0,08 | 0,07 | 0,10 | 0,12 | 0,13 | 0,09 |   
                      | коэффициент вариации |   
                      | Россия | 2,54 | 2,58 | 2,61 | 2,88 | 2,84 | 3,23 | 2,42 | 2,53 | 3,32 | 2,99 | 2,27 |   
                      | Украина | 0,50 | 0,50 | 0,57 | 0,65 | 0,62 | 0,75 | 0,66 | 0,81 | 0,91 | 0,80 | 0,87 |   
                      | Казахстан | 0,49 | 0,77 | 0,85 | 0,83 | 0,71 | 0,66 | 0,57 | 0,82 | 0,90 | 0,83 | 0,59 |   
                    * Из-за относительно небольшой дифференциации ожидаемой 
                      продолжительности жизни расчеты коэффициента Джини приведены 
                      до третьего знака после запятой. География кризиса дает пространственный ракурс 
                    этих проблем. В относительном выигрыше оказались слаборазвитые 
                    регионы, не включенные в глобальную экономику и менее чувствительные 
                    к внешним шокам. Кризисное падение и так неблагополучных экономических 
                    индикаторов (производства, инвестиций, занятости) было небольшим, 
                    а доходы населения росли быстрее за счет роста заработной 
                    платы работающих в бюджетном секторе, которых среди легально 
                    занятых большинство, и многочисленных получателей пособий. 
                    Кризис показал, что в России выгодно быть бедным или проблемным 
                    регионом, получающим федеральную помощь, — разумеется, пока 
                    есть деньги в федеральном бюджете. Еще одна группа имевших относительные преимущества 
                    в годы кризиса — самые удаленные дальневосточные регионы. 
                    Они не испытывали сильного промышленного спада и даже получали 
                    дополнительные инвестиции на новые сырьевые и инфраструктурные 
                    проекты. Их рынок труда уже санирован прошлыми кризисами и 
                    лучше адаптируется, в том числе с помощью самозанятости (включая 
                    теневую), а повышенная доля федеральных трансфертов поддержала 
                    доходы населения, занятого в бюджетной сфере. Но эти преимущества 
                    очень хрупки, они проявились на фоне сильного спада в других 
                    частях страны и за счет эффекта базы (еще недавно было совсем 
                    плохо). Развитие Дальнего Востока стало геополитическим приоритетом 
                    федеральных властей, но это также нестабильная основа. Стр. 60. В 2009 г. трансферты из федерального бюджета на 
                    социальные выплаты населению выделялись с приоритетом для 
                    федеральных категорий льготников. Софинансирование выплат 
                    региональным категориям льготников выросло несущественно (на 
                    4-7%). Это означает, что, отвечая за «своих» льготников, федеральный 
                    центр уже в 2009 г. постепенно перекладывал проблемы поддержки 
                    региональных льготников на бюджеты регионов. В 2010 г. из 
                    федерального бюджета софинансируются только меры по поддержке 
                    самой немногочисленной категории региональных льготников — 
                    пострадавших от репрессий, остальные виды помощи регионы должны 
                    финансировать сами. Фактически под прикрытием кризиса предпринята 
                    еще одна попытка реализации Федерального закона № 122-ФЗ, 
                    известного как закон о «монетизации льгот». Его суть — не 
                    только в разграничении полномочий по социальной защите между 
                    бюджетами разного уровня, но и в перекладывании значительной 
                    части этих выплат на бюджеты регионов. Вот и получается, что в 2010 г. большинство регионов 
                    попали из «теплых рук помощи» в «ежовые рукавицы». Вследствие 
                    сокращения федеральных трансфертов им приходится принимать 
                    тяжелые решения в социальной сфере: урезать финансирование 
                    бюджетных учреждений образования и здравоохранения (зарплаты 
                    резать нельзя, поэтому большинство регионов пойдет по пути 
                    оптимизации, а точнее, сокращения сети учреждений), искать 
                    средства на социальные выплаты региональным категориям льготников. 
                    Эти выплаты вряд ли будут индексироваться, а некоторые регионы 
                    уже попытались оптимизировать число получателей (Калининградская 
                    область в отношении ветеранов труда). Идут тяжелые «позиционные 
                    бои» с собственным населением, ответственность за которые 
                    будет лежать на региональных властях. Но в случае роста социального 
                    напряжения в отдельных регионах федеральный «ларчик» с трансфертами 
                    вновь откроется шире: хотя денег жалко и они нужны для выплат 
                    пенсий и подготовки Олимпиады, для поддержания политической 
                    стабильности также необходимо раскошеливаться. Стр. 78-79. Реальные пространственные приоритеты в политике 
                    федеральных властей помогает выявить география инвестиций. 
                    В докризисных 2006—2007 гг. больше всего инвестиций из федерального 
                    бюджета получали С.-Петербург и Москва (8-10% от всего их 
                    объема). За ними следуют Краснодарский край, Московская и 
                    Ленинградская области (4-6%). Фактически в период экономического 
                    роста федеральные инвестиции концентрировались в крупнейших 
                    агломерациях страны, а в последние годы к ним присоединился 
                    Краснодарский край, готовящийся к Олимпиаде в Сочи. Еще более понятными стали приоритеты государственных 
                    инвестиций в кризисном 2009 г. (см. главу 2). Напомним, что 
                    при общем сокращении всех видов инвестиций в России на 18 
                    %, в Приморском крае они выросли в 2,2 раза. Рост обеспечен 
                    в основном увеличением федеральных инвестиций в подготовку 
                    саммита АТЭС во Владивостоке. В 2008 г. в Приморский край 
                    было вложена почти '/4 всех федеральных инвестиций в Дальний 
                    Восток, а в 2009 г. степень концентрации удвоилась. Еще две 
                    зоны значительного роста объема инвестиций в 2009 г. — Краснодарский 
                    край и две наиболее проблемные республики Юга России — Чечня 
                    и Ингушетия, в них инвестиции из федерального бюджета решают 
                    задачу политической стабилизации. На Кубани рост обеспечен 
                    не только федеральными инвестициями, но и жестко простимулированными 
                    государством инвестициями крупного российского бизнеса в объекты 
                    Олимпиады. Это и есть реальные приоритеты государства, к которым 
                    нужно добавить геополитические трубопроводные проекты, финансируемые 
                    крупнейшими госкомпаниями. Продекларированные в «Стратегии-2020» 
                    приоритеты пространственного развития остались на бумаге, 
                    хотя и они не отличаются особой четкостью и слабо опираются 
                    на конкурентные преимущества регионов. Стр. 113. |