|
|
Фуад Ибрагимов, Айбаниз Ибрагимова, Дженни Кехлер,
Эрика Ричардсон
АЗЕРБАЙДЖАН: ОБЗОР СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Серия: Системы здравоохранения: время перемен
Том 12, № 3, 2010
ВОЗ, 2010, 161 страница
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/127744/e94132R.pdf
Точную структуру расходов на здравоохранение в
Азербайджане определить трудно. Классификация бюджетных расходов
по пяти статьям не отражает истинного распределения средств
между различными видами медицинской помощи – например, между
амбулаторной и стационарной. Отсутствует также четкое определение
того, что именно включают в себя первичный, вторичный и третичный
уровни медицинской помощи. Так, например, во всех сельских
участковых больницах и во многих центральных районных больницах
есть амбулаторные отделения, бюджет которых включен в общий
бюджет больницы. Кроме того, все врачи-специалисты, работающие
в больницах, оказывают также и амбулаторную помощь, и отследить
это трудно, так как система выдачи направлений к специалистам
разрушена. Более того, с 2006 г. значительная часть бюджета
здравоохранения выделяется на финансирование целевых государственных
программ… Большинство этих программ направлено на борьбу с
определенными заболеваниями и включают централизованные закупки
необходимого оборудования и медикаментов. Вертикальный характер
этих программ затрудняет оценку расходов по ним на каждом
уровне оказания медицинской помощи. Общая тенденция состоит
в том, что доля стационарной и специализированной помощи увеличивается
вследствие проведения финансируемых государством программ
капитальных вложений.
Динамика расходов на
здравоохранение в Азербайджане, 2000–2007 гг.
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Общие расходы на здравоохранение как % ВВП, оценка
ВОЗ
|
4,8
|
4,6
|
4,7
|
4,2
|
4,0
|
4,4
|
4,1
|
4,0
|
Общие расходы на здравоохранение на душу населения
по ППС, долл. США, оценка ВОЗ
|
104
|
112
|
127
|
129
|
139
|
197
|
254
|
320
|
Государственные расходы на здравоохранение как % общих
расходов на здравоохранение, оценка ВОЗ
|
18,1
|
19,0
|
17,1
|
20,5
|
21,9
|
21,7
|
26,1
|
29,3
|
Частные расходы на здравоохранение (расходы домохозяйств)
как % общих расходов на здравоохранение
|
64,1
|
63,6
|
66,7
|
64,1
|
62,8
|
677
|
63,9
|
61,5
|
Среднегодовые темпы роста ВВП, %*
|
11,1
|
9,9
|
10,6
|
11,2
|
10,2
|
26,4
|
34,5
|
25,0
|
Государственные расходы на здравоохранение как % общих
государственных расходов*
|
5,4
|
5,2
|
4,8
|
4,5
|
4,9
|
5,5
|
4,3
|
4,2
|
Источники:* State Statistical Committee of the Republic
Azerbaijan, 2009; World Health Organization, 2009. Примечание:ППС
– паритет покупательной способности
Стр. 24-25.
Государственные расходы
на здравоохранение с разбивкой по статьям, 2006–2009 гг. (стр.
27)
Статья расходов
|
млн манатов (%)
|
2006
|
2007
|
2008
(прогноз)
|
2009
(прогноз)
|
Зарплаты сотрудников
|
102,9 (63,6)
|
144,3 (56,2)
|
253,8 (63,4)
|
315,5 (59,7)
|
Закупки товаров и услуг
|
53,1 (32,8)
|
86,5 (33,7)
|
115,2 (28,8)
|
158,3 (30,0)
|
В том числе оплата коммунальных услуг
|
6,7 (4,1)
|
13,7 (5,4)
|
177 (4,4)
|
20,4 (3,9)
|
Прочие расходы
|
5,3 (3,3)
|
76 (3,0)
|
10,8 (2,7)
|
32,4 (6,1)
|
В том числе капительные вложения
|
3,9 (2,4)
|
5,7 (2,2)
|
73 (1,8)
|
10,3 (2,0)
|
Закупки нефинансовых активов
|
0,4 (0,2)
|
18,4 (72)
|
20,3 (5,1)
|
22,1 (4,2)
|
Источник: по неопубликованным данным Министерства
финансов, 2008 г.
Доступ к медицинской помощи является конституционным
правом каждого гражданина Азербайджана. Согласно статье 41
Конституции, каждый обладает правом на охрану здоровья и получение
медицинской помощи. Все граждане имеют право на получение
медицинской помощи в соответствии с законом «Об охране здоровья
населения» (1997). Концепция реформы системы финансирования
здравоохранения (2008) укрепляет право всех граждан страны
на получение гарантированного государством базового пакета
медицинских услуг, хотя в полном объеме этот пакет будет определен
только к концу 2012 г. Важно отметить, что указанные меры
касаются официального определения гарантированного государством
бесплатного доступа к медицинской помощи. В реальности пациентам
нередко приходится за свой счет оплачивать те лекарства или
услуги, которые теоретически должны им предоставляться бесплатно.
Закон «Об охране здоровья населения» (1997) предусматривает
следующие права граждан; в случае болезни, потери трудоспособности
и других случаях граждане имеют право на получение медико-социальной
помощи:
- Медико-социальная помощь оказывается в учреждениях государственной
и негосударственной систем здравоохранения, а также в учреждениях
системы социальной защиты.
- В государственных медицинских учреждениях граждане обеспечиваются
медицинской помощью в соответствии с законодательством на
основе обязательного медицинского страхования.
- Граждане имеют право на получение медицинской помощи,
а также на обеспечение другими дополнительными медицинскими
услугами на основе добровольного медицинского страхования.
- Граждане имеют право на прохождение медико-социальной
экспертизы в специализированных учреждениях.
- Дети, подростки, студенты, нетрудоспособные и пенсионеры
имеют право на бесплатное медицинское обследование в государственных
медицинских учреждениях.
Стр. 27-28.
Основные законы и нормативно-правовые
акты в области здравоохранения, 1999–2008 гг. (стр. 108)
Название
|
Год
|
Закон «О медицинском страховании»
|
1999
|
Закон «О частной медицинской практике»
|
2000
|
Закон «О борьбе с туберкулезом»
|
2000
|
Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
|
2000
|
Закон «О йодировании соли с целью массовой профилактики
йододефицитных заболеваний»
|
2001
|
Закон «О государственной заботе о лицах, страдающих
сахарным диабетом»
|
2003
|
Закон «О государственной заботе о лицах, страдающих
наследственными заболеваниями крови – гемофилией и талассемией»
|
2005
|
Закон «О донорстве крови, ее компонентов и службе крови»
|
2005
|
Закон «Об онкологической помощи»
|
2006
|
Учреждение Государственного агентства по обязательному
медицинскому страхованию (указ президента)
|
2007
|
Концепция реформы системы финансирования здравоохранения
и внедрения обязательного
медицинского страхования (указ президента)
|
2008
|
Задачи и мероприятия
Проекта реформы сектора здравоохранения, с разбивкой по функциям
системы здравоохранения (стр. 111)
Функции системы здравоохранения
|
Задачи и мероприятия проекта
|
Руководство здравоохранением
|
Разработка основ политики здравоохранения и укрепление
руководящей роли Минздрава в области формирования и
анализа политики здравоохранения
|
Разработка национальной лекарственной политики и усиление
роли Отдела лекарственных средств и медицинской техники
Минздрава
|
Содействие разработке схемы аккредитации и лицензирования
государственных и частных учреждений здравоохранения
|
Укрепление управленческого потенциала Минздрава и совершенствование
систем мониторинга состояния здоровья населения и показателей
работы сектора здравоохранения
|
Укрепление потенциала Минздрава в области борьбы с
новыми инфекционными заболеваниями, в частности с такими,
как грипп птиц у человека
|
Формирование ресурсов
|
Разработка стратегии в области развития кадрового потенциала
сектора здравоохранения
|
Пересмотр системы преддипломного медицинского образования
и программ последипломной подготовки медицинских кадров
в целях повышения качества образования
|
Оказание услуг
|
Строительство, ремонт и модернизация медицинских учреждений
первичного звена субрайонного уровня и строительство
трех новых районных больниц
|
Совершенствование управленческих и клинических навыков
медицинских работников
|
Введение новых методов и инструментов планирования
и управления
|
Улучшение координации и укрепление иерархических связей
между первичным и вторичным звеньями здравоохранения
|
Финансирование здравоохранения
|
Совершенствование механизмов планирования, реализации
и мониторинга в целях обеспечения эффективной политики
финансирования здравоохранения
|
Определение финансируемого государством базового пакета
медицинских услуг и разработка новых механизмов бюджетирования
и финансирования медицинских учреждений по результатам
деятельности на национальном и районном уровнях и на
уровне отдельного учреждения
|
Планирование и содействие созданию фонда здравоохранения.
который будет действовать как единый источник средств
для финансирования здравоохранения и единый плательщик/покупатель
услуг здравоохранения
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные
специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками
Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения.
Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый
формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений
и примеров. Этот формат периодически пересматривается.
Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения
и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования
систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения
дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, а также процессы подготовки
и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для
всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы
статистики, Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк
и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными.
И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько
отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются
между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Содержание
Предисловие
Благодарности
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Аннотация
Основные положения
1. Введение
1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья населения
2. Организационная структура
2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Историческая справка
2.3 Организационная структура
2.4 Децентрализация и централизация
2.5 Права пациентов и усиление их участия в системе здравоохранения
3. Финансирование
3.1 Расходы на здравоохранение
3.2 Охват населения и право на медицинское обслуживание
3.3 Сбор и источники финансовых средств
3.4 Объединение финансовых ресурсов
3.5 Закупки медицинских услуг и взаимоотношения между их покупателями
и поставщиками
3.6 Механизмы оплаты
4. Планирование и регулирование
4.1 Регулирование
4.2 Планирование и управление медицинской информацией
5. Материальные и трудовые ресурсы
5.1 Материальные ресурсы
5.2 Трудовые ресурсы
6. Предоставление медицинских услуг
6.1 Общественное здравоохранение
6.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
6.3 Первичная/амбулаторная медицинская помощь
6.4 Специализированная амбулаторная и стационарная медицинская
помощь
6.5 Скорая и неотложная помощь
6.6 Фармацевтическая помощь
6.7 Реабилитационная и долговременная помощь
6.8 Паллиативная помощь
6.9 Охрана психического здоровья
6.10 Стоматологическая помощь
7. Основные реформы в области здравоохранения
7.1 Анализ последних реформ
7.2 Перспективы развития
8. Оценка системы здравоохранения
8.1 Задачи системы здравоохранения
8.2 Распределение затрат и услуг системы здравоохранения среди
населения
8.3 Эффективность распределения ресурсов в системе здравоохранения
8.4 Экономическая эффективность системы здравоохранения
8.5 Качество медицинской помощи
8.6 Вклад системы здравоохранения в улучшение состояния здоровья
населения
9. Заключение
10. Приложения
10.1 Библиография
10.2 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения:
время перемен"
10.3 Проверка и рецензирование обзоров
10.4 Сведения об авторах
|