| Относительно энциклики, мне кажется, уместно поставить 
                    ряд вопросов. Прежде всего, отправная точка ее, а именно утверждение, 
                    будто целью брака является деторождение, не только спорна, 
                    но для православного богословия просто неприемлема. Цель брака 
                    есть брак. Рождение детей - его составная часть, но в брак 
                    не вступают для того, чтобы иметь детей, в брак вступают для 
                    того, чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление 
                    индивидуальной изолированности, расширение личности, которое 
                    один немецкий автор называет "жизнью единой личности 
                    в двух лицах".Здесь перед нами первый, чрезвычайно важный момент, ибо если 
                    действительно брак определяется деторождением, то, мне кажется, 
                    рушится вся энциклика: ведь проблема исключения зачатия - 
                    вовсе не вопрос применяемых методов. Если цель брака - рождение 
                    детей, то всякое действие, направленное против этого, является 
                    посягательством на брак в главной его цели. Следовательно, 
                    любые противозачаточные методы, искусственные или естественные, 
                    и даже супружеское воздержание, имеющее целью исключить деторождение, 
                    есть грех, посягательство на главную цель брака; этот момент 
                    в энциклике лишен логики и не выдерживает критики.
 Думаю, что одна из проблем, которые здесь встают, это проблема 
                    оценки телесных отношений между двумя человеческими существами 
                    в браке. На основании энциклики в целом и всего ее контекста 
                    создается впечатление, что телесная жизнь в браке рассматривается 
                    здесь просто как плотские сношения в том отрицательном смысле, 
                    который придает этому выражению аскеза. Здесь как бы раздвоение 
                    сознания: с одной стороны, брак по самому определению направлен 
                    на деторождение, а с другой стороны, физические отношения 
                    отмечены печатью некой уродливости, с ними связывается представление 
                    дефективности. Очень ясно чувствуется, что идеал здесь - жизнь 
                    монашеская, жизнь воздержания. Совершенно иное в православном 
                    богословии. У нас существует богословие материи, богословие 
                    тела, основанное на том положении, что Бог создал человека 
                    как существо не только духовное или душевное, но также и материальное, 
                    связанное с совокупностью всего видимого и осязаемого творения, 
                    - богословие, основанное прежде всего на Воплощении. Воплощение 
                    это не просто Божественный акт, в котором Бог становится человеком, 
                    это такое Божественное действие, в котором Бог принимает на 
                    Себя видимое и осязаемое вещество созданного Им мира. Он соединяется 
                    не только с человечеством, Он соединяется с космической реальностью 
                    материи, и наше отношение к материи очень отлично от так часто 
                    встречающегося монофизитского отношения к ней.
 Третий момент - это развитие только что сказанного, а именно 
                    наше отношение к половому воздержанию в браке. Слово "целомудрие", 
                    несколько раз встречающееся в службе брака, часто понимается 
                    как относящееся к плоти, к аскезе. Но в действительности целомудрие 
                    во всем объеме этого понятия есть нечто гораздо более широкое 
                    - оно охватывает одновременно человеческий дух, тело и душу. 
                    И это особенно бросается в глаза в службе брака, где мы просим 
                    Господа даровать вступающим в брак целомудрие и радость видеть 
                    чада чад своих. Целомудрие не есть что-то несовместимое с 
                    деторождением. Целомудрие - это внутреннее состояние, определяющееся 
                    не физическими категориями, а отношением: духовным отношением, 
                    отношением души и отношением тела.
 Стр. 53-55. Один из вопросов, который сейчас ставится постоянно, 
                    это вопрос о допустимости контрацепции. И простой ответ, который 
                    дают люди, большей частью не понимающие вопроса, это просто 
                    - воздержание. Воздерживайтесь от брачного ложа, не женитесь, 
                    не выходите замуж, и тогда не будет проблемы. Но проблема 
                    не в этом, проблема в том, что два человека могут соединиться 
                    духовно, душевно, телесно до самых глубин, и вместе с этим 
                    - по обстоятельствам жизни или по своему внутреннему возрастанию 
                    - дойти до какого-то момента, когда других детей производить 
                    на свет, вводить в жизнь нельзя. Есть положение, когда всякий 
                    ребенок, который будет рожден от этой четы, погибнет - от 
                    голода, от мора, от той или другой болезни, которая охватила 
                    родителей. Я говорю сейчас не о дурных, оскверняющих болезнях, 
                    а - чахотка, рак или такого рода болезни. И тогда имеем ли 
                    мы право вводить в жизнь ребенка, который будет наследником 
                    этой болезни или этих ужасных обстоятельств? Вопрос здесь 
                    не в том, чтобы прекратить всякое брачное общение, потому 
                    что брачное общение это не попытка с жадностью насладиться 
                    телом другого человека, а момент, когда человек так преисполнен 
                    любовью к другому, что всего себя отдает, отдает душу свою, 
                    отдает телесность свою, но в чистоте, не с жадностью, не для 
                    того, чтобы у другого человека что-то приобрести или оторвать. 
                    И вот в такие периоды, в таких состояниях, мне кажется (и 
                    за это меня, вероятно, многие осудят), что законно прибегнуть 
                    к контрацепции, то есть не дать ребенку родиться в такие обстоятельства, 
                    где он встретит только страдание, изуродование жизни, смерть, 
                    в жизни которого ничего не будет светлого.Конечно, можно играть словами и говорить: "Если Бог не 
                    захотел бы, не родился бы ребенок". Но Бог не насилует 
                    человека. Он нам дал свободу решать и действовать согласно 
                    своей мудрости или своему безумию. И поэтому мне кажется, 
                    что если контрацепция не соединяется с попыткой ложных, нецеломудренных 
                    человеческих отношений между мужем и женой, а связана с тем, 
                    чтобы не создать возможность уродливой жизни для невинного 
                    ребенка, который не виноват ни в чем, то контрацепция справедлива, 
                    она законна.
 Совсем другое дело - аборт. Аборт это убийство, и об этом 
                    и говорить нечего. Я знаю, что в некоторых медицинских случаях 
                    приходится прекратить жизнь ребенка, потому что иначе и ребенок, 
                    и мать погибнут, но это медицинская проблема. Когда, например, 
                    зарождается урод, который не может родиться или который может 
                    убить мать и себя, я глубоко убежден, что справедливо не дать 
                    ребенку родиться, если не будет ему дана возможность войти 
                    в жизнь, а не в полусмерть, не в погибель. Но это не должно 
                    быть связано со страстной, безответственной жизнью.
 Стр. 69-73. Бывают семьи, где рождается ребенок за ребенком, 
                    хотя они и без того живут в бедности, и каждый ребенок подвергается 
                    голоду и холоду, и нет никакой надежды, что ему откроется 
                    сколько-то лучшая жизнь. В "лучшем" случае он умрет, 
                    в худшем - он вырастет неспособным жить. Я часто слышу: "Грех 
                    ограничивать деторождение". Но что лучше: рождать детей 
                    на смерть, как это происходит в Индии, где тысячи, тысячи 
                    детей рождаются и умирают, потому что их нечем кормить (это 
                    в какой-то мере бывает и на Западе, и в России, и везде), 
                    или сознательно ограничить число детей, планируя их рождение?Это можно делать подвижнически, это можно делать в пределах 
                    своих сил. Подвижнически - можно сурово. Строго держаться 
                    церковных правил, которые дают возможность телесного общения 
                    мужа и жены только в определенные сроки и в определенные дни. 
                    А если не хватает подвижнической силы, если просто зрелости 
                    не хватает для этого, то надо применять разумные способы ограничения 
                    деторождения. В этом нет греха, если это делается не для того 
                    только, чтобы жить разнузданно, безответственно, жить скверной 
                    жизнью, избегая возможности иметь детей ради того, чтобы жить 
                    по своей похоти и прихоти. Это дело другое. Тогда надо судить 
                    похоть, надо судить прихоть.
 А разве лучше то, что постоянно совершается у нас на Руси 
                    и на Западе, когда для того, чтобы спасти положение, истребляется 
                    плод, совершается аборт? По церковным правилам человек, который 
                    совершает аборт, должен быть отлучен от Церкви на долгие годы. 
                    Разве это делается у нас на родине? Нет, с этим мирятся. А 
                    вот когда дело доходит до ограничения деторождения, вдруг 
                    оказывается, что и священник, и окружающая среда делаются 
                    сугубо "нравственными", будто это написано в Правилах, 
                    будто об этом говорили подвижники древности. Подвижники древности 
                    были полны разума и осторожности: Они были благоговейны, они 
                    благоговели перед Богом - но и перед человеком, перед его 
                    трагической судьбой и перед ужасом, который может постичь 
                    людей, если они будут слепо, механически применять те или 
                    другие правила.
 Стр. 199-200. |