|
|
ЗДОРОВЬЕ РОССИИ
Атлас
Под редакцией Л.А. Бокерия
Издание 6-е
М., НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2010,
266 страниц, 315 карт
|
Десять регионов-субъектов РФ с наиболее высокими
и наиболее низкими показателями доли населения моложе трудоспособного
возраста (детей 0-15 лет) на начало 2009 г. (%) (стр. 18)
Регионы с наиболее высокой долей детей
|
Регионы с наиболее низкой долей детей
|
Чеченская Республика
|
32,9
|
Санкт-Петербург
|
12,5
|
Республика Тыва
|
28,9
|
Москва
|
12,6
|
Республика Ингушетия
|
28,8
|
Ленинградская область
|
13,1
|
Республика Дагестан
|
25,7
|
Тульская область
|
13,1
|
Республика Алтай
|
23,9
|
Воронежская область
|
13,7
|
Республика Саха (Якутия)
|
23,2
|
Рязанская область
|
13,7
|
Ненецкий автономный округ
|
22,2
|
Московская область
|
13,8
|
Чукотский автономный округ
|
21,9
|
Ивановская область
|
13,8
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
20,9
|
Смоленская область
|
13,9
|
Республика Калмыкия
|
20,9
|
Пензенская область
|
13,9
|
Российская Федерация
|
|
|
15,9
|
Десять регионов-субъектов РФ с наиболее высокими
и наиболее низкими показателями доли населения старше трудоспособного
возраста (мужчин 60 лет и старше, женщин 55 лет и старше)
на начало 2009 г. (%) (стр. 18)
Регионы с наиболее высокой долей населения старше
трудоспособного возраста
|
Регионы с наиболее низкой долей населения старше
трудоспособного возраста
|
Тульская область
|
27
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
7,9
|
Рязанская область
|
26,4
|
Чеченская Республика
|
8,4
|
Тамбовская область
|
25,6
|
Республика Ингушетия
|
8,7
|
Воронежская область
|
25,4
|
Чукотский автономный округ
|
9,4
|
Тверская область
|
25,4
|
Республика Тыва
|
9,4
|
Псковская область
|
25,2
|
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
|
9,7
|
Санкт-Петербург
|
25,1
|
Республика Дагестан
|
11,2
|
Ивановская область
|
25
|
Республика Саха (Якутия)
|
12
|
Пензенская область
|
24,7
|
Тюменская область
|
12,5
|
Ярославская область
|
24,7
|
Ненецкий автономный округ
|
13,2
|
Российская Федерация
|
|
|
21,2
|
Вклад матерей разных возрастных групп в суммарную
рождаемость (стр. 23)
Год
|
Суммарная рождаемость, %
|
Возраст матери, лет
|
до 20
|
20-24
|
25-29
|
30-34
|
35 и старше
|
1980
|
11,6
|
41,9
|
26,7
|
13,8
|
6
|
1990
|
14,6
|
41,6
|
24,7
|
12,8
|
6,3
|
1995
|
16,8
|
42,3
|
24,9
|
11,1
|
4,9
|
2000
|
11,5
|
39,3
|
28,3
|
14,8
|
6,1
|
2005
|
10,6
|
33,6
|
30,1
|
17,6
|
8,1
|
2006
|
10,9
|
32,8
|
30
|
17,9
|
8,4
|
2007
|
10,2
|
30,8
|
30,4
|
19,2
|
9,4
|
2008
|
10,1
|
29,7
|
30,1
|
20
|
10,1
|
Динамика QALY в РФ в сравнении с США, Грецией,
Португалией и со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)
в целом (стр. 52)
Год
|
Веса QALY
|
QALX тыс. лет
|
Темпы роста QALY, %
|
Уровень весов QALY в РФ, % от уровня
|
США
|
Греции
|
Португалии
|
Стран ЦВЕ
|
Всего здоровых лет жизни
|
2007
|
0,704
|
100068
|
100
|
78,5
|
77,7
|
79,4
|
80,1
|
2015
|
0,744
|
105232
|
100
|
83
|
82,1
|
84
|
84,7
|
2020
|
0,791
|
112917
|
112,8
|
88,2
|
87,3
|
89,3
|
90
|
по «disability»
|
2007
|
0,806
|
114667
|
100
|
90
|
89
|
91
|
91,8
|
2015
|
0,833
|
117794
|
102,7
|
92,9
|
91,9
|
94
|
94,8
|
2020
|
0,875
|
124971
|
109
|
97,75
|
96,6
|
98,8
|
99,6
|
Примерная разница величины контингентов, употребляющих
психоактивные вещества и находящихся на профилактическом учете
в связи с развитием вредных последствий их употребления (стр.
109)
Употребляемые биоактивные вещества
|
Возраст, лет
|
Величина контингента, %
|
1993-1996 гг.
|
1997-2001 гг.
|
2005-2008 гг.
|
Алкоголь
|
0-14
|
38
|
66
|
103
|
15-17
|
53
|
52
|
56
|
Наркотики
|
0-14
|
10,8
|
6,6
|
14
|
15-17
|
6
|
2,6
|
6
|
Токсиканты
|
0-14
|
9
|
3,5
|
4,5
|
15-17
|
4,7
|
4,3
|
3,3
|
Число амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ)
за период с 2005 по 2009 год претерпело значительное изменение.
Общее их число сократилось на 35,7% (с 14 206 до 9139), в
2,5 раза уменьшилось число самостоятельных АПУ (с 5854 до
2350) и на 18,4% - число АПУ, входящих в состав больничных
учреждений - с 8352 до 6814. По уровням подчинения изменения
затронули в большей степени муниципальное здравоохранение.
Количество самостоятельных поликлиник муниципального уровня
за 2 года уменьшилось на 8,1%. В целом по стране число самостоятельных
АПУ сократилось в 2,5 раза. И как было отмечен" выше,
это произошло за счет уменьшения числа самостоятельных АПУ
федерального и муниципального уровня.
Отмечается уменьшение числа амбулаторно-поликлинических учреждений,
входящих в состав больничных учреждений, более интенсивное
для учреждений федерального и муниципального подчинения. Очевидно,
идет процесс укрупнения учреждений, что подтверждается сохранением
численности врачей и посещений.
Высказанное выше предположение подтверждается и тем, что за
последний год существенные изменения претерпела и структура
самостоятельных АПУ: существенно возросла доля учреждений
подчинения субъектам Федерации (с 12,1 до 16,8%) и уменьшили
(с 86,2 до 81,0%) доля муниципального подчинения. Эта тенденция
свидетельствуй о том, что субъекты Федерации стали уделять
больше внимания развитию самостоятельных поликлиник, которые
можно хорошо оснастить.
Сокращение числа самостоятельных АПУ (за 2 года - в 7,4 раза)
произошло в основном за счет амбулаторий. Количество самостоятельных
поликлиник сократилось на 8,6%, а количество детских поликлиник
- только на 3,8%.
Стр. 124.
Объемы и результаты выполнения отдельных ВХВ (высокотехнологичных)
в медицинских учреждениях федеральных округов Российской Федерации
в 2007 и 2008 гг. (стр. 128)
Федеральный округ
|
Число операций, тыс.
|
Летальность на 100 операций
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
Центральный
|
45,61
|
51,4
|
7,52
|
6,61
|
Приволжский
|
29,61
|
32,46
|
9,59
|
8,49
|
Сибирский
|
25,71
|
30,84
|
8,68
|
7,18
|
Северо-Западный
|
17,14
|
20,03
|
8,52
|
7,95
|
Уральский
|
16,43
|
18,96
|
6,6
|
6,08
|
Южный
|
14,21
|
17,43
|
8,88
|
7,35
|
Дальневосточный
|
4,35
|
4,64
|
13,76
|
14,36
|
Российская Федерация
|
153,06
|
175,76
|
8,43
|
7,43
|
|
Данная публикация - шестое издание Атласа "Здоровье
России". За прошедшие годы в Атласе сформировались традиционные
разделы, посвященные вопросам демографии, заболеваемости, ресурсного
обеспечения системы здравоохранения и обеспеченности населения медицинской
помощью в разрезе субъектов РФ; рассматриваются факторы, оказывающие
как позитивное, так и негативное влияние на здоровье (физически
активный отдых и санаторно-курортное лечение, с одной стороны, и
такие негативные и трагические стороны жизни любого общества, как
социальное расслоение, бедность и преступность - с другой).
Ежегодно в Атласе появляются и новые разделы. В настоящем
издании Атласа новым является раздел, посвященный оценке экономических
потерь общества, обусловленных преждевременной смертностью и ухудшением
здоровья населения. Расчеты были основаны на рекомендуемых ВОЗ показателях
"потерянных лет здоровой жизни" и "годах жизни с
поправкой на качество жизни".
Охрана здоровья и обеспечение медицинской помощью во
многом зависят от нормативной базы. Поэтому в Атлас был включен
раздел нормативного правового регулирования правоотношений в сфере
здравоохранения. Для читателей будет интересной и полезной представленная
в сжатом виде информация, отражающая основные позиции международных
обязательств нашего государства в области регулирования правоотношений
в сфере здравоохранения, действующее федеральное законодательство
и законодательство субъектов Российской Федерации.
Сложности функционирования и нормативного регулирования
в сфере здравоохранения связаны также с географическими особенностями
нашей страны. Внесение изменений в структуру и функционирование
системы охраны здоровья граждан является непростой задачей для государства
как на этапе планирования реформы, так и на этапе ее реализации.
Именно поэтому появился новый раздел Атласа, представляющий краткую
информацию о зарубежном опыте развития и функционирования систем
здравоохранения.
Представленный Атлас может быть использован как специалистами,
так и всеми, кто хотел бы внести свой вклад в создание благоприятного
климата по улучшению здоровья нации в самом широком смысле этого
слова.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Л. А. Бокерия
РАЗДЕЛ 1. Демографическая ситуация
РАЗДЕЛ 2. Состояние здоровья и болезни населения
РАЗДЕЛ 3. Ресурсное обеспечение здравоохранения
РАЗДЕЛ 4. Финансирование системы здравоохранения
РАЗДЕЛ 5. Нормативно-правовое регулирование охраны здоровья в
Российской Федерации
РАЗДЕЛ 6. Факторы, влияющие на здоровье населения
РАЗДЕЛ 7. Системы здравоохранения мира
|