Жители малых населенных пунктов практически лишены квалифицированной медицинской помощи
Перед Новым годом Владимир Путин в порядке заботы о медицинской помощи электорату выразил недовольство состоянием здравоохранения в малых городах и сельской местности. На заседании правительства 21 декабря он высказался против того, что, по его словам, кое-где начались мероприятия по сокращению количества участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, а также мест в центральных районных больницах.
Путина, видимо, не поставили в известность, что эти «мероприятия» начались давно, они проводились все годы его правления и в качестве президента, и в качестве премьер-министра, притом непрерывно нарастая. Если в 2001 году, по данным Минэкономразвития РФ, было 42 928 фельдшерско-акушерских пунктов, то к 2010 году их осталось 38 332. Процесс пошел особенно интенсивно с 2007 года – с тех пор закрылось 1699 фельдшерских пунктов.
В отношении участковых больниц и прочих небольших лечебно-профилактических учреждений точных цифр нет, потому что их официально не закрывают, а присоединяют к центральным районным больницам (ЦРБ). Иногда они официально становятся филиалами ЦРБ, но остаются в тех же населенных пунктах, где и были, а иногда фактически закрываются, и их пациентам приходится обращаться за медицинской помощью в ЦРБ.
«А какой смысл запрещать (закрытие), когда две трети уже закрыто. Закрыты стационары участковых больниц, сокращены за пределы койки в ЦРБ. Самое страшное – сокращают детские койки, родильные, уповая на центры. У нас что – страна вдруг величиной с Бельгию стала?» (врач).
«В Ленинградской области в участковых больницах очереди на госпитализацию до двух недель. А тем, кто ратует за дневные стационары, советую приехать в провинцию да поездить за 25–30 км в дневной стационар, да зимой, да на автобусе, который ходит два раза в сутки» (Олег76).
«В эти больницы надо бы сразу гробы закупать. Ни путевых врачей, ни аппаратуры, ни нормальных лекарств не поступает. Некоторые рецепты и даже спецрецепты не отоварить» (Ясень).
«Поздно. Карелы вон умудрились даже спецшколу для детей-туберкулезников закрыть в п. Пряжа. Конечно, детям же таким усиленное питание нужно, не только Минздраву и губеру новому» (Вася).
«В Звенигороде уже закрыли больницу. А это далеко не деревня. Большой город. Мэру сказать нечего. И так все ясно, куда девались деньги. Людям лечиться негде, а рядом дачи партийных бонз» (ZAKk).
«Они сначала закрыли, а потом вдруг стали недовольство высказывать. В Ярославской области позакрывали роддома, теперь все по дороге рожают...» (Ольга).
По сообщению 47news.ru, в Ленинградской области педиатрическое стационарное отделение Морозовской городской больницы не функционирует с 1 ноября 2010 года, так как нет врача-педиатра. В детской консультации прием детей ведет один участковый педиатр, откомандированный из Всеволожской ЦРБ, хотя по штатному расписанию предусмотрено наличие двух ставок участковых врачей-педиатров.
Вот что рассказал в беседе с корреспондентом «НГ» профессор Павел Воробьев, член исполкома Пироговского движения, в течение трех лет в рамках проекта «За справедливое здравоохранение» проехавший тридцать тысяч километров по стране.
В поселке Назино в 800 км от Томска, где проживают 500 человек и по полгода нет никакого сообщения с материком, кроме вертолета в самом крайнем случае, участковая больница закрыта, осталась одна пожилая женщина-врач, в помощь ей ни фельдшера, ни медсестры. Лекарства главным образом от простуды, давления и диабета, пара антибиотиков. При острой зубной боли приходит давно не работающий стоматолог и на старинной бормашине может что-то сделать. Инфаркт, инсульт, пневмония – все лечится на месте. Ситуация похожа во всех деревнях, даже не столь удаленных. На золотодобывающем прииске «Коммунар» в 70 км от райцентра Шира (Хакасия) в построенной 20 лет назад кирпичной двухэтажной больнице работает единственный врач, на все руки мастер, жена руководителя прииска, и несколько средних медработников. Ни врачи, ни фельдшеры не поедут в такие места. А те, что есть, дорабатывают последние годы.
Проблема нехватки врачей в небольших городах существует не только в России, но и в развитых странах Европы, хотя там она стоит далеко не столь остро и реализованы различные способы ее решения. По мнению профессора Воробьева, необходима программа развития первичной помощи на селе, основанная на создании института парамедиков. Нужны универсальные медицинские модули, насыщенные оборудованием, койками, автономным электро- и водоснабжением, санузлами для быстрого восполнения утраченного потенциала медицинских организаций. Модули позволят оснастить медицину стандартным современным оборудованием, чтобы парамедик мог работать с врачом через Интернет.
Конечно, нельзя не учитывать особенности России. Проехать 50 или 100 км по дорогам Швеции или по немецким автобанам совсем не то же самое, что преодолеть те же 100 км где-нибудь в Вологодской области или за Уралом. Не говоря уж об особенностях освоения денежных средств. Раскручивающееся дело о покупке томографов по цене, в три раза превышающей рыночную, – лишь одна из многих претензий Генеральной прокуратуры к ведомству здравоохранения.
Ада ГОРБАЧЕВА. «Независимая газета», 18 января 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)