 | Основные цели в области образования ЕС направлены на повышение качества, доступности и открытости сферы образования
|
 | Охват детей и молодежи образовательными программами растет, ожидаемая продолжительность обучения увеличивается
|
 | Доля молодежи 20-24 лет, получившей образование не ниже среднего, возросла до 78%, а доля молодых людей, преждевременно завершающих образование, снизилась до 15%
|
 | В 2008 году 28% молодых людей в возрасте 20-24 года обучались по программам высшего образования, а в возрастной группе 30-34 года доля лиц с высшим образованием составила 31%
|
 | Более высокий уровень образования снижает риск безработицы, повышает уровень доходов и продолжительность жизни
|
 | Участие взрослых в обучении растет, но недостаточно – в 2008 году образовательными программами было охвачено менее 10% населения 25-64 лет
|
 | См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра
|
|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В 2008 году 28% молодых людей в возрасте 20-24 года
обучались по программам высшего образования, а в возрастной группе
30-34 года доля лиц с высшим образованием составила 31%
Наряду с тем, что часть молодежи по тем или иным причинам
преждевременно завершает обучение, не получив даже полного среднего
образования, все большая часть молодых людей, получив его, продолжает
обучение по программам высшего образования.
В 2008 году 28,7% молодых людей в возрасте 20-24 года,
проживающих в ЕС-27, обучались по программам высшего образования
(5-6 уровень), причем среди девушек эта доля заметно выше, чем среди
юношей (31,9% против 25,0% в 2007 году, при общей доле 28,4%). В
США доля молодежи 20-24 лет, обучающейся по программам высшего образования,
составляла 34,7%, в Турции - 20,5%.
Среди стран ЕС-27 значение показателя варьировалось
от 6,6% в Люксембурге (преобладающая часть обучается за рубежом,
как и на Мальте) до 47,7% в Словении (рис. 12). Помимо Словении
высокой долей молодежи 20-24 лет, обучающейся в высшей школе, отличались
Литва, Польша, Греция и Финляндия (от 39 до 42%). Во всех странах
ЕС-27 эта доля среди девушек выше, чем среди юношей. Наибольшие
различия - от 10 до 20 процентных пунктов - наблюдаются в странах
Балтии, Словении, Польше, а за пределами ЕС - в Норвегии. Более
высокая, по сравнению с девушками, доля обучающихся по программам
высшего образования среди юношей отмечается только в Турции (21,0%
против 16,1% в 2007 году).
Доля лиц, успешно завершивших высшее образование, в
возрастной группе 25-29 лет составила в целом по ЕС-27 в 2008 году
30,6%, варьируясь по странам союза от 16,6% в Австрии до 48,9% на
Кипре.
Доля лиц с высшим образованием в возрасте 30-34 года
составляла от 15,4% в Чехии до 47,0% на Кипре, а в целом по ЕС-27
- 31,0%.
В целом по группе активных рабочих возрастов - 25-64
лет - доля лиц с высшим образованием составила 24,2% по ЕС-27,варьируясь
от 12,8% в Румынии до 36,6% в Финляндии.

Рисунок 12. Доля людей с высшим образованием (уровни
5-6) среди представителей разных возрастных групп* по странам ЕС-27,
2008 год, %
*в возрасте 20-24 лет - доля обучающихся по программам высшего
образования
Медианный возраст обучающихся в высшей школе немного
вырос за последние годы. Если в 2000 году он составлял 21,8 года
(половина студентов была моложе этого возраста, половина - старше),
то в 2008 году - 22,1 года. Среди стран Союза его значение в 2008
году варьировалось от 20,6 года во Франции до 25,3 года в Швеции
(рис. 13). Помимо Швеции он составлял около 25 лет в Дании и Финляндии.
По сравнению с 2000 годом, медианный возраст студентов снизился
только в Германии, Великобритании, Италии и на Мальте.
Возраст студентов может изменяться под влиянием ряда
факторов, в том числе из-за отсрочки поступления в высшую школу
по собственному выбору учащегося (из-за желания сделать перерыв
между получением среднего и высшего образования по каким-либо причинам)
или по необходимости (исполнения воинской обязанности), из-за различий
в продолжительности обучения по разным программам высшего образования
и распространенности в обществе возвращения к обучению в более старших
возрастах.

Рисунок 13. Медианный возраст обучающихся по программам
высшего образования по странам ЕС-27, 2000 и 2008* годы, лет
* Мальта - 2007 год
Области образования по
Международной стандартной классификации
образования 1997 года
Образование - подготовка учителей (для
дошкольных учреждений, детских садов, начальных школ по профессиональным
предметам, практическим предметам, непрофессиональным предметам,
образованию взрослых, инструкторов по подготовке учителей
и для работы с детьми-инвалидами; программы общей и специализированной
подготовки учителей) и педагогическая наука (разработка учебных
программ по непрофессиональным и профессиональным предметам.;
оценка образования, проведение экзаменов и тестов, исследования
в области образования, другие педагогические науки).
Искусство и гуманитарные науки (религия
и теология; иностранные языки и культуры: живые или "мертвые"
языки и литература на этих языках, изучение отдельных областей;
родные языки: общеупотребительный или местный язык и литература
на нем; другие гуманитарные науки: устный и письменный перевод,
лингвистика, сравнительное литературоведение, история, археология,
философия, этика).
Социальные науки, бизнес и право (социальные
науки -экономика, история экономики, политология,
социология, демография, антропология (за исключением физической
антропологии), этнология, футурология, психология, география
(за исключением физической географии), изучение проблем мира
и конфликтов, права человека; журналистика; технические и
научные аспекты библиотечной работы; технические аспекты работы
музеев и аналогичных хранилищ; документоведение; архивные
науки; бизнес - розничная продажа, маркетинг,
сбыт, отношения с общественностью, недвижимость; финансы,
банковское и страховое дело, анализ капиталовложений; бухгалтерское
дело, аудит, бухгалтерский учет; менеджмент, управление государственными
органами, управление негосударственными органами, управление
кадрами; секретарская и конторская работа; право
- местные судьи, нотариусы, право (общее, международное, трудовое,
морское и другое), юриспруденция, история права).
Естественные науки, математика и компьютерное
дело (науки о жизни - биология, ботаника,
бактериология, токсикология, микробиология, зоология, энтомология,
орнитология, генетика, биохимия, биофизика, другие смежные
науки, за исключением лечебно-медицинских и ветеринарных наук;
физические науки - астрономия и космология,
физика, другие смежные предметы, химия, другие смежные предметы,
геология, геофизика, минералогия, физическая антропология,
физическая география и другие науки о Земле, метеорология
и другие науки об атмосфере, включая исследование климата,
океанография, вулканология, палеоэкология; математика
и статистика - математика, вычислительные науки, цифровой
анализ, актуарная наука, статистика и другие смежные области;
компьютерное дело -компьютерные науки: проектирование
систем, компьютерное программирование, обработка данных, сети,
действующие системы - только разработка программного обеспечения,
но не компьютерного оборудования).
Инженерия, технологии, строительство (инженерия
и инженерное дело - инженерное черчение, механика, металлообработка,
электротехника, телекоммуникация, энергетика и химическая
инженерия, обслуживание автомобилей, инженерное проектирование;
производственные и обрабатывающие отрасли -
производство продуктов питания и напитков, ткани, одежды,
обуви, кожаных изделий, материалов (древесина, бумага, пластмасса,
стекло и т.д.), горное дело и добыча полезных ископаемых;
архитектура и строительство - архитектура и
городское планирование: структурная архитектура, ландшафтная
архитектура, общинное планирование, картография; строительные
работы, строительство; гражданское строительство).
Сельское хозяйство и ветеринария (сельское,
лесное и рыболовное хозяйство - сельское хозяйство,
производство сельскохозяйственных культур и выращивание скота,
агрономия, животноводство, плодоводство и садоводство, лесное
хозяйство и методы производства лесной продукции, природные
парки, дикая природа, рыболовство, рыболовная наука и технология;
ветеринария - ветеринарная медицина, ветеринарное обслуживание).
Здравоохранение и социальное обеспечение
(здравоохранение - медицина: анатомия, эпидемиология,
цитология, физиология, иммунология и иммуногематология, патология,
анастезиология, педиатрия, акушерство и гинекология, медицина
внутренних органов, хирургия, неврология, психиатрия, радиология,
офтальмология; медицинские службы: государственные службы
здравоохранения, гигиена, фармацевтика, фармакология, терапевтика,
реабилитация, протезирование, оптометрия, питание; уход за
больными: общий уход за больными, акушерство; стоматологическое
обслуживание: стоматологическая помощь, стоматологическая
гигиена, технологии, используемые в стоматологическом кабинете,
одонтология; социальное обеспечение - социальные
услуги: уход за инвалидами, уход за детьми, молодежные службы,
геронтологические службы; социальная работа: консультирование
и другое, пока еще не классифицированное).
Другие услуги (сфера обслуживания
- гостиничное обслуживание и сфера питания, путешествия и
туризм, спорт и досуг, парикмахерские, косметические салоны
и другое обслуживание населения: чистка одежды, прачечные,
химчистки, косметические службы, науки о быте; транспорт
- морское дело, командный состав судов, наука кораблевождения,
летные экипажи, авиадиспетчеры, железнодорожные перевозки,
автодорожные перевозки, почтовые службы; охрана окружающей
среды - сохранение окружающей среды, контроль и охрана,
контроль за загрязнением воздушной и водной среды, техника
безопасности на рабочих местах; службы безопасности
- охрана собственности и граждан: работа полиции и сопутствующие
меры по обеспечению правопорядка; криминалистика, пожарная
охрана и борьба с пожарами, гражданская безопасность; военное
дело).
|
Более трети выпускников высших учебных заведений ЕС-27
подготовлены по специальностям группы "Социальные науки, бизнес
и право". Среди выпускников 2008 года доля таких специалистов
составила 36%, тогда как доля подготовленных по специальностям группы
"Математика, наука и технологии" ("Естественные науки,
математика и компьютерное дело" и "Инженерия, технологии,
строительство") - 22% (рис. 14).
Среди выпускников высших школ США перекос в сторону
гуманитарных специальностей еще больше, тогда как доля выпускников,
подготовленных по важнейшему для формирования экономики высоких
технологий и наукоемких услуг направлению "Математика, наука
и технологии", ниже - 15%.

Рисунок 14. Завершившие высшее образование (уровни 5-6)
в 2008 году по основным направлениям подготовки, в ЕС-27, Норвегии,
Швейцарии, США и Японии, %
Среди стран ЕС-27 высокой долей выпускников высшей школы,
подготовленных по направлению "Математика, наука и технологии",
выделяются Люксембург (33,3%), Португалия (30%), Австрия (28,6%),
а также Финляндия, Чехия, Германия, Франция и Испания - 26-27%%
(рис. 15). Ниже всего - около 13% - доля выпускников по этим специальностям
на Кипре и Мальте, в Венгрии и Латвии.

Рисунок 15. Завершившие высшее образование (уровни 5-6)
в 2008 году по основным направлениям подготовки в странах ЕС-27,
%
Среди выпускников высших школ преобладают женщины. В
2007 году они составили в целом по ЕС-27 59% (рис. 16). Женщин втрое
больше, чем мужчин среди закончивших высшее образование по группе
специальностей "Образование" (78%) и "Здравоохранение
и социальное обеспечение" (76%). Женщин больше также среди
выпускников высшей школы по группам специальностей "Искусство
и гуманитарные науки" (69%), "Социальные науки, бизнес
и право" (62%). Мужчины же преобладают среди выпускников высшей
школы по группам специальностей "Инженерия, технологии, строительство"
(75%), "Естественные науки, математика и компьютерное дело"
(60%), "Сельское хозяйства и ветеринария" (51%).

Рисунок 16. Завершившие высшее образование (уровни 5-6)
в 2007 году по основным направлениям подготовки и полу, ЕС-27, тысяч
человек
Соотношение численности выпускников высшей школы, подготовленных
по направлению "Математика, наука и технологии" (имеются
в виду выпускники каждого отдельного года, а не все имеющиеся этом
году на рынке труда), и численности возрастной группы 20-29 лет,
в которую, как правило, входят завершающие высшее образование всех
ступеней, в целом по ЕС-27 устойчиво возрастает. Если еще десять
лет тому назад оно составляло 8,8 в расчете на 1000 человек 20-29
лет, то в 2008 году - 13,9 (рис. 17).
По этому показателю Европейский союз почти догнал Японию
(14,3% в 2008 году) и заметно превосходит США (10,1). При этом в
США гендерные различия по его значению практически не изменились
за этот период (примерно на 7 процентных пунктов выше среди мужчин),
а в ЕС-27 возросли с 7,1 до 9,2 процентного пункта (в 2008 году
18,4 на 1000 мужчин 20-29 лет и 9,2 на 1000 женщин того возраста).
В Японии гендерные различия увеличились с 18,1 до 20 процентных
пунктов (24,2 против 4,2 в 2007 году).

Рисунок 17. Завершившие высшее образование (уровни 5-6)
по специальностям группы "Математика, наука и технологии"
в ЕС-27, США и Японии, 1998-2008 годы, на 1000 человек 20-29 лет
Среди стран ЕС-27 число выпускников высшей школы 2008
года, подготовленных по направлению "Математика, наука и технологии",
в расчете на 1000 человек 20-29 лет составляла от 1,8 в Люксембурге
до 24,3 в Финляндии (рис. 18). В 7 странах значение показателя было
ниже 10, в 3 - выше 20. В большинстве стран ЕС-27 отмечался рост
по сравнению с 2000 годом, снижение - только в Ирландии и Великобритании.

Рисунок 18. Завершившие высшее образование (уровни 5-6)
по специальностям группы "Математика, наука и технологии"
в странах ЕС-27, 2000* и 2008 годы, на 1000 человек 20-29 лет
* Греция - 2004 год
Во всех странах ЕС-27 число выпускников высшей школы,
подготовленных по направлению "Математика, наука и технологии",
в расчете на 1000 человек 20-29 лет заметно выше среди мужчин. В
2008 году оно составляло от 1,8 на 1000 мужчин 20-29 лет в Люксембурге
до 31,8 в Финляндии, а среди женщин - от 1,7 до 16,5 в тех же странах
(рис. 19). По сравнению с 2000 годом гендерные различия снизились
во многих странах Союза, хотя и остаются значительными. Меньше всего
они в Румынии, Греции, Эстонии, Польше (в 1,3-1,4 раза в 2008 году),
больше всего - в Нидерландах (в 4,2 раза) и Австрии (в 3,1 раза).

Рисунок 19. Завершившие высшее образование (уровни 5-6)
по специальностям группы "Математика, наука и технологии"
в странах ЕС-27 по полу, 2000 и 2008 годы, на 1000 человек 20-29
лет
красный контур - 2008 год, зеленый контур - 2000 год
|