Финские женщины все-таки добились «алкогольного равенства» с сильным полом
Институт здоровья и социального благополучия Финляндии ошарашил жителей Суоми статистическим докладом о том, что в их стране за последние 40 лет потребление спиртного среди женщин возросло в 6 раз, в то время как мужчины «подняли планку» лишь в 2 раза. Авторы доклада отмечают, что дамы переняли мужскую традицию возлияний, большинство которых происходит дома в конце недели и имеет целью «очевидную интоксикацию организма». Изменились и алкогольные пристрастия финнов, в том числе женщин. Если до 1970-х годов нация почти исключительно пила водку и самогонку, затем увлекшись и пивом, то в новом тысячелетии на семейных столах прочно утвердилось вино.
К сожалению, уменьшение «градусности» содержимого бокалов сопровождалось серьезным увеличением общего объема спиртного, так что сегодняшний финн напивается «красненьким» сильнее, чем его дед – «беленькой». Наверное, о каждой нации в мире сложились определенные представления, которые можно охарактеризовать набором расхожих стереотипов. Спроси, что такое Финляндия, и любой российский обыватель не задумываясь выпалит: «Сауна, озеро, водка». «Наши четвероногие друзья» – так ласково называли в Ленинграде в советское время финских туристов, многие из которых приезжали в нашу Северную столицу с одной-единственной целью: как следует напиться. До Эрмитажа и других культурных жемчужин добирались лишь единицы, способные удержаться на ногах после знакомства со скромным, но притягательным по цене ассортиментом винных отделов советских гастрономов.
Статистика отчасти подтверждает, что предрассудки о жителях соседнего государства имеют под собой основание. В Северной Европе финны твердо держат первенство по привязанности к зеленому змию, ежегодно вливая в себя в среднем 10,4 литра чистого спирта, почти в два раза больше замыкающих список исландцев. Конечно, до мирового лидерства жителям Суоми далеко. Первое место занимает Уганда с ее 19 литрами спирта, где-то рядом и наша страна: согласно официальной статистике Минздравсоцразвития РФ, потребление алкоголя в 2009 году составило 18 литров чистого спирта на человека (включая младенцев). Однако особенности финского пьянства, при котором львиная доля «нормы» употребляется вечером с пятницы на субботу, с твердой целью довести себя до бессознательного состояния, делают финнов заметными даже среди народов, способных составить им конкуренцию по количеству «литров», принятых на грудь.
Общий рост объемов продаж «огненной воды» в Финляндии объясняется прежде всего экономически. Если в 1960-е годы финский промышленный рабочий должен был трудиться более трех часов, чтобы заработать на бутылку любимого «Свиного уха» (водки «Коскенкорва»), то сейчас для получения того же удовольствия в магазине государственной винной монополии «Алко» ему достаточно потрудиться всего 40 минут. Долгие годы абсолютное национальное лидерство в пьянстве держали мужчины, однако женская половина населения Суоми дружно взялась за ликвидацию гендерного неравенства в этой сфере, добившись поразительных успехов. «Значительное увеличение потребления спиртного среди женщин является одним из самых заметных изменений в области алкогольной культуры в Финляндии», – констатируют эксперты Института здоровья и социального благополучия Финляндии (THL).
Причем отмеченный исследователями переход с водки на вино стал решающим фактором триумфа «равноправного пьянства». Финское государство, пытаясь побороть пристрастие граждан к «сорокаградусной», в течение многих лет целенаправленно пропагандировало вина, в частности спонсируя их рекламу. Итог рекламы легкого спиртного оказался удручающим. Финские мужчины пристрастились к красному и белому почти как жители Южной Европы, но при этом не избавились от привязанности к «тяжелой артиллерии» типа водки и виски, а их спутницы наконец-то увидели возможность составить компанию любимым и при этом испытывать удовольствие. Пятничный стол типичной финской «выпивающей» пары выглядит следующим образом: бутылка чего-нибудь сорокаградусного «для него» и одна-две бутылки вина «для обоих».
Сейчас государство, пытаясь остановить победное шествие зеленого змия, сосредоточивает усилия на антиалкогольной кампании, направленной прежде всего на молодежь, в том числе на девушек. К традиционной «Библии пьяницы», брошюре, по которой можно вычислить степень собственного опьянения, добавились красочные «ужастики», наглядно показывающие, до чего доводит злоупотребление безобидными на первый взгляд легкими алкогольными напитками. Рекламные плакаты выполнены с соблюдением всех норм равноправия. Если на одном можно увидеть привлекательного юношу, наделавшего в штаны после обильных возлияний, то на другом присутствует его изящная спутница, которую тошнит в раскрытую дамскую сумочку.
Сторонники более жестких мер обуздания женского пьянства ворчат, что одной рекламой делу не поможешь. По статистике, главной причиной смерти финских мужчин являются болезни, связанные с употреблением алкоголя. У дам смертность от воздействия зеленого змия – на втором месте, после рака груди. «Наверно, лишь когда мы достигнем окончательного равноправия и спиртное станет главной причиной отправки на тот свет представителей обоих полов, государство примет столь же твердую антиалкогольную политику, как в сфере борьбы с курением», – говорят финны, обсуждая всколыхнувший страну доклад Института здоровья и социального благополучия.
Алексей СМИРНОВ. «Новые известия», 30 июля 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)