|
Семья и брак, матримониальное, репродуктивное и сексуальное
поведение в крестьянской, советской и современной России
Эссе по курсу "Демографическая история и демографическая
теория"
Екатерина МИТРОФАНОВА,
магистрантка 1 курса ГУ-ВШЭ (направление "Демография")
Кратко об истории модернизаций или историко-демографический
нарратив
В недавней истории России можно выделить три эпохи,
между которыми и на протяжении которых происходили существенные
социальные, экономические, политические и демографические изменения:
- традиционное аграрное общество (до 1917 года)
- индустриальное советское общество (1917-1991 годы)
- современное постиндустриальное общество (1991 - настоящее время)
Отсчет модернизаций начинается с середины 19-го века,
когда столетиями складывавшийся традиционный тип общества и воспроизводства
вдруг стал меняться.
Запущенные колебанием демографического равновесия (снижение
младенческой смертности), стали изменяться представления о должных
и нужных формах семьи и брака, переоцениваться их экономическая
и социальная ценность, а также непосредственная роль человека и
его желаний в социально-демографических процессах. Усиленное социально-политическими
переменами, промышленным развитием и урбанизацией стало расти гендерное
и социальное равенство, повышаться значимость индивидуального выбора.
Власть земли сменилась властью денег. Общественному знанию открылись
практики регулирования деторождения, что сделало рождаемость подконтрольной
и перенесло ее из разряда безусловных ценностей в разряд альтернативных
жизненных событий для целеориентированного человека нового времени.
Пройдя сложные и противоречивые годы советского режима,
вырвавшийся в рыночную экономику россиянин только упрочил свои консьюмеристские
ориентации, зародившиеся еще в начале века. Освободившись из-под
идеологического гнета, формировавшего его представления и поведение,
человек сегодняшнего дня отгородился от государства стеною частной
жизни, за частоколом которой он принимает самостоятельные (но не
свободные еще от суровых реалий жизни), решения относительно своего
социального, демографического, экономического поведения.
На протяжении всего этого времени, с которого мы начали
отсчет (то есть с середины 19-го века), в России (и с разных лет
в остальных странах цивилизованного мира) человек ищет себя, свое
место и предназначение в этом постоянно меняющемся и ускользающем
из всех аскриптивных границ мире. Главной поддержкой, опорой и примером
для этого блуждающего меж вариаций и альтернатив человека является
его ближайшее окружение - семья. Несмотря на все потрясения, революции,
пертурбации, семью, как неотчуждаемую константу социальной жизни,
удалось пронести над дворцами и руинами всех прочих институтов.
Удалось пронести, сохранить. Но сохранить сам институт, а вот состав
и рецептура этого концентрата социальной жизни менялись, как и у
прочих не вычеркнутых из "меню" институтов.
Именно "составу" и "рецептуре" семьи
мне бы и хотелось уделить основное внимание в данной работе… чтобы
понять, не кашей ли из топора мы в кои веки сыты.
Традиционная крестьянская семья в аграрном обществе
Особенности времени: как аграрная страна, Россия на
протяжении всех прошедших веков очень сильно была привязана к земле.
Эта, нареченная Г.И. Успенским властью земли зависимость крестьянина
от сельских работ, формировала не только каркас его жизни, но и
наполняла его смыслом, верой, суевериями.
Русский человек был набожен и потому смиренен и покорен
своей тяжелой судьбе. Во всем он видел волю Божью, жил по законам
предков, чтил старину. На протяжении десятков сотен лет нес он свой
крест и даже не думал поднять голову и скинуть свое ярмо.
Семейные отношения носили публичный характер, наблюдались,
обсуждались и осуждались всей деревней. Этот контроль был результатом
подчиненности строгим, четким, не дающим альтернатив нормам поведения.
В сознании людей укоренена норма: "человек для семьи".
Средний размер крестьянской семьи составлял в зависимости
от региона 5-8 душ.
Наиболее предпочтительным типом семьи была неразделенная
многопоколенная семья - расширенная или составная, т.к. большая
семья повышала шансы на выживание. Однако в силу высокой ранней
смертности, значительного бесплодия, частых выкидышей и проч. вероятность
образования трехпоколенной неразделенной отцовской семьи была невысока.
Малая супружеская семья - ровесница и постоянная спутница
большой. С детьми или без детей она могла существовать как автономная
малая семья или как встроенная в большую семью (ее составная часть).
И тем не менее, нуклеарность была скорее вынужденной, нежели предпочитаемой,
т.к. она экономически и демографически менее защищена.
Внутрисемейные отношения
Типы семьи
|
Между родителями и детьми
|
Между братьями
|
Абсолютная нуклеарная
|
либеральные
|
неравноправные
|
Эгалитарная нуклеарная
|
либеральные
|
равноправные
|
Корневая
|
авторитарные
|
неравноправные
|
Общинная
|
авторитарные
|
равноправные
|
По таблице Э. Тодда русская крестьянская семья относится
к четвертому, общинному типу (авторитарный для Р-Д и равноправный
для Б-Б). Ее преобладание генетически связано с такой организацией
сельскохозяйственного производства, при которой денежные отношения
не развиты и существует испольщина. Отсюда высокая концентрация
рабочей силы в сочетании с полным бесправием крестьян.
Асимметричный гендерный контракт
Традиционно на Руси царил патриархат - авторитарная
отцовская власть. По отцовской линии и передавалось наследство,
и наследовалось отчество, фамилия (патрилинейность); экономические
блага концентрировались в руках "большака", за ним оставалось
последнее слово, а молодые приходили жить в семью мужа (патрилокальность).
Власть отца, как власть царя, непререкаема, как власть Бога свята.
Но женщины работали наравне с мужчинами, хотя существовало
четкое зонирование мужской и женской "территории": мужчина
- в поле и на заработках, женщина - помогает в поле и хозяйничает
в доме.
Межпоколенные отношения
Абсолютная родительская власть, зависимость детей от
родителей.
До 10 лет дети лишь бремя, но экономическая поддержка
на старости, поэтому бездетность - горе. Однако должного внимания
детям не уделяется. Чем больше детей имела семья, тем меньше она
могла уделять внимания отдельному ребенку. В крестьянском мировоззрении
отсутствует пункт об ответственности родителей перед детьми, но
зато ответственность детей перед родителями существует в преувеличенном
виде.
Внутри семьи происходило межпоколенное перераспределение
дохода. Направление его было двусторонним: сначала родители воспитывали
детей, затем дети ухаживали за родителями. Социализация детей, первичный
социальный контроль над их поведением проходили именно в семье.
Матримониальное поведение
Брак заключался только церковью и не предполагал развода.
Развод, как и супружеские измены, считались грехом, хотя реальная
жизнь никогда не бывает скудна на всяческие отклонения от правил.
Вступление в брак - моральный долг. Брак свят и расторгнут
быть не может. Вдовство - божье наказанье. Но повторные браки приветствовались
(хотя третий считался уже не очень приемлемым), потому что без хозяина
или хозяйки в условиях крестьянской жизни приходилось очень сложно.
Ранняя и всеобщая брачность (для женщин средний возраст
брака - около 20, доля браков в возрасте до 20 лет - свыше 50%,
доля окончательного безбрачия - менее 5%).
Репродуктивное поведение
С точки зрения крестьянина, не иметь детей - божье наказание.
В крестьянской семье рождалось много детей, однако из-за высокой
смертности, особенно детской, наличествовала среднедетность.
В репродуктивном поведении крестьян было как бы двойное
дно: с одной стороны декларировалось, что дети - это неоспоримая
ценность (к тому же обусловленная экономической необходимостью),
с другой стороны дети создавали много издержек, особенно в начале
своего жизненного пути, поэтому многодетность была крестьянской
семье в тягость. Но так как регулирование рождаемости даже в браке
было запрещено, долгое время крестьянам оставалось только противоречиво
сокрушаться: "С ними горе, а без них вдвое", "Без
них горе, а с ними вдвое" - существовали обе пословицы.
Таким образом, существовало равновесие высокой смертности
и высокой рождаемости:
- высокая, нерегулируемая на внутрисемейном уровне рождаемость
(общий коэффициент рождаемости - 50, коэффициент суммарной рождаемости
- 7,5);
- высокая смертность (общий коэффициент смертности - 35, коэффициент
младенческой смертности - 330, ожидаемая продолжительность жизни
- для мужчин и женщин соответственно - 29 и 32 года);
- результат: умеренный режим замещения поколений (нетто-коэффициент
воспроизводства - 1,4-1,5).
Сексуальное поведение
Непродуктивные половые отношения осуждались. Сексуальность
была морально-религиозная. В чести были сдержанность, воздержанность,
стыдливость и целомудрие.
Сексуальное поведение в браке регулировалось со стороны
общества, церкви (посты, ритуалы, в противном случае - недобрая
молва, обмазывание дегтем, порицание и позор на всю семью).
Репродуктивное, сексуальное и матримониальное поведение
слиты.
Переход
Во второй половине 19 в. в деревню проникали товарно-денежные
отношения, расширялись неземледельческие занятия, развивались отхожие
промыслы. Нарушилась тысячелетняя замкнутость сельской жизни, была
подорвана традиционная культурная система, лишены смысла многие
традиционные ценности, на место которых выдвинулись новые.
Глубокие изменения в психологии крестьянина происходили
быстро. Росли независимость, самостоятельность, гражданское самосознание
русской женщины, в том числе и крестьянки, которая могла обходиться
теперь и без мужа. Сокращалась доля ранних браков, начала сокращаться
и рождаемость. Понемногу увеличивалось и количество выживающих детей,
что вызвало нарастание массовой рефлексии по поводу тягот высокой
рождаемости и многодетности.
Советская семья в индустриальном обществе
Особенности времени: почти весь 20 век для России был
временем проб и экспериментов на ниве самости и идентичности. Новые
люди новой России пытались найти себя в границах и условиях советского
государства. Условия эти были весьма революционными, динамичными
и противоречивыми, меняющимися от десятилетия к десятилетию.
Если сначала руководство страны пролетариата провозгласило
равенство и свободу нравов в семейно-партнерской сфере, разрешив
"свободные браки", аборты, поправ традиционную мораль
и вообще семью как институт, то с 30-х годов, резко спохватившись,
партия приняла линию "торжественной реабилитации семьи".
Начавшая формироваться в городской среде суверенная и автономная
семья была воспринята правящей верхушкой как угроза коллективистскому
идеалу жизни советских граждан. Поэтому, действуя вопреки своим
же недавним лозунгам, правительство пошло по пути консервации архаичных
форм семьи и возрождения патриархальных ценностей (насколько это
было возможно в коммунистическом государстве).
Но условия жизни уже изменились и продолжали меняться.
Страна продолжала урбанизироваться, женщины наряду с доступом к
высшему образованию получали все больше независимости, а после сталинских
репрессий и войны они стали просто выталкиваться на рынок труда
(и это наряду с сохранявшейся высокой нагрузкой по дому и уходу
за детьми). У людей формировалось новое сознание, требующее новых
форм и качества семейной жизни, но давление государства на частную
жизнь была столь высоким, что никаких альтернативных форм или типов
брака и быть не могло. Поэтому реабилитированный принцип "человек
для семьи" лишь дополнился новым: "семья для государства".
Военное время также внесло свои коррективы, главным
из которых является уже более полувека тянущаяся и воспроизводящаяся
впадина на половозрастной пирамиде России (особенно, конечно, в
левой, мужской ее части). В годы войны происходило сопутствующее
кризисному времени сокращение брачности, рождаемости, рост числа
разводов и - комплексно - незамужних, вдовых и разведенных женщин.
Это меняло мотивации брака. Высокая ценность взаимных чувств была
фактически заменена реальной нехваткой брачных партнеров. Поэтому
созданные скорее из-за страха одиночества семьи не были особо прочны.
С добавлением фатальной силы военного времени, общего снижения рождаемости
(происходившего также и из-за ухудшения здоровья и самочувствия
женщин) размер семьи существенно уменьшался.
В 1944 году был принят указ, обязывающий населения регистрировать
брачные отношения и усложняющий процедуру развода. В этот год наблюдался
резкий рост браков, но большинство из них были "задним числом"
- то есть регистрация уже существующих союзов. А по окончании войны
рост браков был обусловлен массовой демобилизацией мужчин из армии,
вступлением в брак наиболее активных брачных возрастов, регистрацией
отложенных из-за войны браков, а также повторными браками. Однако
рост этот был недолгим. Уже в 1950-е годы в условиях послевоенной
диспропорции полов, постарения населения и изменений в брачной структуре
городского населения наблюдалось снижение брачности, сменившее вектор
только к концу десятилетия.
В городской среде уже в 1961 году самым распространенным
типом внутрисемейных отношений стали семьи с эгалитарным гендерным
контрактом (60% всех городских семей). Такая демократизация семейных
отношений стала результатом правового равноправия мужчин и женщин
во всех сферах общества, рост образовательного и культурного уровня
супругов, а также их обоюдная занятость на работе и стремление к
профессиональной самореализации.
Также изменялись межпоколенные взаимоотношения. Молодожены
все чаще отделялись от родителей, что сказывалось на размере родительской
семьи. Но наряду с этим воссоединялись семьи взрослых детей и престарелых
родителей, а также детей и родителей для воспитания внуков. Семья,
по данным переписи 1959 года, состояла в среднем из 3,5 человек.
В 1926 году - 3,9. В 1939 году - 3,6.
Значительное влияние на сокращение среднего размера
семьи в городах оказывала послевоенная половозрастная диспропорция.
Со второй половины 1950-х годов наблюдалось увеличение
добрачных сексуальных контактов и среди мужчин, и среди женщин.
Это было следствием ослабления традиционных установок и запретов
нравственного характера, набирающей силу эмансипацией женщин, роста
независимости молодых людей от мнения старшего поколения и общественных
оценок. Это в целом соответствовало ситуации 1920-х годов, так как
вступление молодых людей в интимную жизнь во второй половине 1950-х
- первой половине 1960-х годов не затрагивало младшие соседние возраста.
Однако в 1960-е годы сексуальные контакты молодежи активизировались.
Имела место и внебрачная рождаемость. В обществе преобладало мнение,
что только зарегистрированный брак является нравственным. Но нравственно-психологические
ориентиры, по крайней мере, части молодежи претерпевали изменения.
Так, по мнению молодых людей того времени, моральным был брак, основанный
на взаимном чувстве. Более того, в послевоенный период внебрачная
рождаемость в определенной мере помогала оздоравливать возрастно-половую
пирамиду и способствовала общему росту населения.
Возвращаясь к меняющемуся пониманию брака, надо сказать,
что для молодежи 50-х годов родительское мнение по поводу выбранного
партнера уже не имело существенного значения. Их мотивации вступления
в брак были глубоко нематериальными и основанными на свободном добровольном
выборе, духовной близости и взаимном чувстве. Эта идеализация партнерских
отношений, конечно, приводила не к лучшим последствиям: такие браки
часто распадались под натиском жилищных, материальных и бытовых
проблем. Но это, конечно, судьба не всех союзов, к тому же главное
здесь - новая тенденция, а именно - рост несогласия с родителями.
Этот, начинавшийся как родительско-детский конфликт, перерастет
затем в совместное противостояние отцов и детей - среде. Подрастет
эта несогласная с родителями молодежь 50-60-х и потянет за собой
протестную волну детей.
В 1955 году был снова легализован аборт. Тем не менее
наблюдалась интенсивная рождаемость в молодых возрастах послевоенных
поколений.
В 1950-е годы происходили подвижки и в репродуктивном
поведении населения. Так, решение о рождении ребенка стало более
индивидуальным, свободным от общественной регламентации, менее скрепленным
с матримониальным поведением. Усиливалось внутрисемейное планирование
деторождения, выражающееся в большем внимании к собственным ценностным
ориентациям, личным потребностям, интересам женщины и супружеской
пары. Такое изменение в отношении к деторождению вкупе со снижением
детской смертности привело к сокращению рождаемости.
Наиболее распространенным типом семьи в послевоенное
время стала нуклеарная семья с 1-2 детьми, равноправным брачным
контрактом и межпоколенными отношениями. Значительно увеличилась
роль женщины в обществе и семье. Это послужило дополнительным катализатором
для снижения рождаемости, роста разводимости. Увеличивалось внимание
семьи к детям, усилилось значение эмоциональной стороны межличностных
отношений.
Подводя итог, дадим обобщенную характеристику советской
семьи. В среднем ее размер составлял примерно 3-4 человека. В 50%
случаев это уже была городская семья. Вследствие распада родственных
связей из большой семьи выделялась малая, нуклеарная. Но на этот
раз нуклеарность была не вынужденной, а желаемой. Однако государство
не дает семье обособиться, добавляя к укорененному в сознании русских
людей принципу "человек для семьи" еще один: "семья
для государства". Происходит унификация, стандартизация семейной
жизни. Наемный труд - публичная сфера, домашний - частная, приватная.
Внутрисемейные отношения
Типы семьи
|
Между родителями и детьми
|
Между братьями
|
Абсолютная нуклеарная
|
либеральные
|
неравноправные
|
Эгалитарная нуклеарная
|
либеральные
|
равноправные
|
Корневая
|
авторитарные
|
неравноправные
|
Общинная
|
авторитарные
|
равноправные
|
По таблице Тодда советская семья формально относится
ко второму, эгалитарному нуклеарному типу (либеральный для Р-Д и
равноправный для Б-Б).
Эгалитарный гендерный контракт
В города перенесен "деревенский уклад" жизни.
Женщины, как на селе, работают наравне с мужчинами.
Вклад дочерей и жен в семейную экономику и экономику
семейной зарплаты (за счет обслуживающего труда домохозяек отец
семейства может выделять энергию на оплачиваемый труд). "Контракт
работающей матери" - двойная нагрузка советской женщины, одновременно
занимающейся работой по дому, рожающей детей и развивающейся профессионально:
получающей образование, работающей на государство.
Межпоколенные отношения
Передача профессиональных знаний и навыков уходит, заменяясь
общим средним и высшим образованием. Появление детства, создающего
отношения между поколениями.
Начиная с конца 40-х и до 80-х годов доминирующей стала
детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся
благополучию детей и сохранению брака в интересах детей.
Молодые люди рано вступают в брак, что для них сначала
является способом узаконить сексуальные отношения, а затем, после
того, как в 50-е годы брак в молодежной среде романтизируется, регистрация
брачного союза становится неким зрелым социальным действием.
Чаще всего такие, не продуманные с жилищно-материальной
точки зрения, браки вели к тому, что молодожены после свадьбы жили
с родителями одного из супругов. Молодая мать выходила на работу,
когда это становилось экономически необходимо. Вся семья ухаживает
за ребенком, растит, воспитывает его, равно как и различные детские
учреждения. Наряду с этим государство выделяло материальную помощь.
Матримониальное поведение
Официальном браком признается только зарегистрированный
в ЗАГСе союз. Допускается распад по волеизъявлению одного из супругов.
Брак, оставаясь ранним, перестает быть пожизненным.
Переход от чуть ли не обязательной ритуальности брака,
символизирующей завершение вхождения во взрослую социально-демографическую
страту, к преимущественно рациональным, в том числе и экономическим
основам его заключения. Низкий возраст вступления в брак в поздний
советский период во многих отношениях отражал иррациональное поведение
и как явление должен был исчезнуть.
Преобладание эмоциональных мотивов над прагматическими
обусловлено низким социальным статусом младшего поколения, патерналистской
заботой со стороны родителей и государства.
Наряду с этим институт брака выступает принудительным инструментом
социальной политики; вступление в брак позволяет встать в очередь
на жилье, избежать нежелательного распределения после окончания
вуза, а также узаконить сексуальные отношения.
Репродуктивное поведение
Контрацептивная революция, продолжающая снижаться детская
смертность, меняющееся законодательство об абортах, браках и разводах
рисует следующую общую картину для советского времени:
- максимальное сближение общей и эффективной рождаемости;
- тотальный внутрисемейный контроль над числом рождений;
- господство двухдетной идеальной модели;
- добровольная бездетность отсутствует;
- рождение первого ребенка не планируется;
- раннее завершение деторождения (высокая концентрация рождений
у женщин в возрастах до 30 лет);
- " внебрачная рождаемость низка.
Сексуальное поведение
Морально-идеологическая сексуальность. Осуждение обсуждения
темы сексуальности старшим поколением. Тем не менее, на западе происходит
сексуальная революция, а затем и контрацептивная, поэтому российская
молодежь не может остаться равнодушной к таким изменениям. Сексуальный
дебют молодеет и не всегда влечет за собой брак. Избежать нежелательных
рождений теперь позволяют аборты и контрацептивы.
Отделение сексуального поведения. Репродуктивное и матримониальное
по-прежнему слиты (несмотря на контроль числа рождений, вступление
в брак, как правило, означало рождение хотя бы одного ребенка).
Переход
Пути поиска нового демографического равновесия людьми
советской эпохи были довольно сильно ограничены рамками идеологии,
общественного мнения, принятой морали. Государство, перехватившее
многие функции семьи, связанные с социализацией и воспитанием детей,
облагающее население налогом на бездетность, усложнившее процедуру
развода, настолько вторглось в семейную жизнь людей, что их собственной
мотивации в брачно-репродуктивной сфере становилось все меньше,
а рождение детей и вовсе стало походить на одолжение государству.
Протестное движение, формирующееся из тех самых не согласных
с родительской просоветской моралью детей, подняло первую волну
переоценки существующей модели семьи и жизни. Затем, обрастая новыми
поколениями, находящими поддержку в своих уже инакомыслящих родителях,
эта волна вылилась в диссидентство и ассоциирующихся с ним "шестидесятников".
Однако, к сожалению, переполненные надежд на новое завтра шестидесятники
стали, скорее, объектами, нежели субъектами происходящих перемен
и, надолго разочарованные, стали очередным потерянным поколением.
Современная семья в постиндустриальном обществе
Особенности времени: рыночная экономика, открытие экономических
и политических границ страны. Развитие технологий. Информационное
пространство: СМИ, Интернет. Высокая занятость и экономическая самостоятельность
женщин.
Возникает настоящая супружеская, партнерская семья,
в которой доминируют равноправные отношения. Стабильность брака
зависит от желаний и качества взаимоотношений между супругами. Психологизация
и интимизация семьи. Переход от брака по расчёту или обязанности
к браку по любви. Это одновременно делает семью более крепкой, но
и менее устойчивой, так как психологическим мотивам придается слишком
много значения.
Основа всех этих изменений в набирающем силу индивидуализме,
свободе личности, праве на интимную, независимую от общества жизнь,
то есть в смене принципов "человек для семьи" и "семья
для государства" принципом "семья для человека".
Средний размер современной российской семьи немногим более 3 человек.
В основном преобладает городская, нуклеарная, малопоколенная семья.
Внутрисемейные отношения
Типы семьи
|
Между родителями и детьми
|
Между братьями
|
Абсолютная нуклеарная
|
либеральные
|
неравноправные
|
Эгалитарная нуклеарная
|
либеральные
|
равноправные
|
Корневая
|
авторитарные
|
неравноправные
|
Общинная
|
авторитарные
|
равноправные
|
По таблице Тодда современная семья все так же относится
ко второму, эгалитарному нуклеарному типу (либеральный для Р-Д и
равноправный для Б-Б), но теперь это можно подтвердить и реальной
практикой. Потому что действительно, а не только декларируемо происходит
демократизация, эгалитаризация внутрисемейных отношений, влияющая
на социальные установки и ролевые ожидания людей. Увеличилось значение
семьи для создания благоприятной частной жизни индивида, повысились
требования к качеству внутрисемейной жизни.
Уравниваются статусы не только мужчин и женщин, но и
взрослых и детей. Причины: женская эмансипация и ускорившееся развитие
рыночных отношений.
Эгалитарный гендерный контракт
Разделение сфер на "публичную" (мужскую) и
"частную" (женскую).
Возросли требования мужчин и женщин к эмоциональной
стороне супружества.
По-прежнему сохраняется двойная нагрузка женщин. Время,
затрачиваемое женщинами на работу, не изменилось, а перераспределилось:
на воспитание детей, домашние дела, покупку товаров. Привлечение
к домашнему труду прислуги показало, сколько реально стоит на рынке
работа женщин по дому и по уходу за детьми. Выход матери на работу
чаще обусловлен экономическими причинами, чем соображениями самореализации
в профессии. Бабушки менее активны в уходе за внуками по сравнению
с предыдущими поколениями.
Межпоколенные отношения
Разделение институтов супружества и родительства. Отделение
родительства от биологической основы. Родительство - не как социализация
детей, а как изучение самих родителей. Рост нового отцовства (участие
в уходе за детьми и воспитании) и одновременно усиление равнодушия
со стороны матерей.
Сокращение общественных форм воспитания (в том числе
бесплатных до- и внешкольных учреждений) повышает нагрузку родителей
не только в сфере воспитания, но и непосредственно образования,
организации свободного времени детей.
Инвесторы-родители оказываются в проигрыше как в краткосрочном,
так и в долгосрочном аспекте: уменьшаются отчисления в пенсионные
фонды, а дети - это теперь только расход. Обеспечение старости:
пенсия, сбережение и только потом и может быть - дети.
Эмансипация детей и родителей, отдельное проживание.
Дети - не маленькие взрослые, а отдельная общность.
Детство вновь исчезает из-за стремления детей скорее вырасти, пользоваться
всеми плодами цивилизации наравне с родителями. И уже все домочадцы
смотрят одни передачи по телевизору, видят одну рекламу на улице
и в Интернете, что одновременно снижает воздействие семьи на социализацию
ребенка, т.к. воспитанием ребенка успешно занимаются СМИ и Интернет.
В связи с омоложением социального статуса подростков,
они стали приобретать более независимый статус в семье.
Структура семьи в традиционном обществе была горизонтальной
(большое количество родных и двоюродных сестер, братьев, их супругов
и т.д.). А в современном обществе структура семьи вертикальная,
т.е. поколенная (одновременно живут 3 и более поколения).
Естественная смена поколений затормозилась, т.к. возросла
ожидаемая продолжительность жизни. Смена поколений - преемственность
и обновление. Сейчас ускорился технологический процесс, усиливающий
разрыв между поколениями.
Матримониальное поведение
При существовании различных типов партнерских союзов
правовое поле возникает только при регистрации партнерских отношений
в ЗАГСе.
Тем не менее в тенденции времени - откладывание браков,
замена их сожительствами (особенно в качестве второго и последующих
"браков"). В брак, в основном, вступают либо по достижении
экономической самостоятельности от родителей и обретении профессии,
либо после завершения образования. Меньше заключается браков, форсированных
беременностью. Упростилась (по сравнению с советским временем) регистрация
разводов, что способствовало росту их числа. Среди других причин
этого роста - уравнивание мужчин и женщин в профессиональной сфере
и рост социальной мобильности.
Отказавшись от регулирования личной жизни людей, государство
устранилось и от проведения активной социальной политики, связанной,
прежде всего, со становлением семьи. Не создано никаких компенсирующих
механизмов в виде, например, ипотечных кредитов.
Мотивации вступления в брак (согласно Т. Гурко):
- юридическая регистрация факта добрачной беременности;
- легализация существующих сексуальных отношений;
- психологическое отделение от родителей;
- брачный статус для постановки в очередь на жилье, предоставление
семейного общежития;
- желание закрепиться в городе;
- пришло время, быть как все, вернулся из армии - пора жениться;
- желание иметь семью, детей;
- " любовь.
Репродуктивное поведение
Установилось равновесие низкой смертности и низкой рождаемости.
Смертность утратила роль регулятора. Регулятором стала рождаемость.
В результате культурной революции репродуктивная функция
перестала быть обязанностью, а стала правом.
Набирает силу регулирование рождаемости (контрацепция,
планирование семьи, аборты), что еще больше снизило ее уровень -
ниже уровня простого воспроизводства. Также снизилась детность:
доминирует модель однодетной семьи, но растет и вариативность числа
детей в семьях. Обязательность детей в браке как норма уходит. И
уходит мнение, что каждая женщина должна стать матерью или рожать
ребенка, будучи непременно замужем, поэтому также растет и внебрачная
рождаемость. Набирает силу движение чайлдфри.
Не все отложенные рождения реализуются (бесплодие, добровольная
бездетность), откладываются на более поздний возраст (карьера, потребление).
Увеличивается вариативность возрастов первородящих: ранние спонтанные;
20-летныие (традиционные, ориентированные на семью), 30-летние (ориентированные
на карьеру). Средний возраст материнства - 27 лет.
Браки вдогонку (35% из родившихся в браке).
Сексуальное поведение
Социально-биологическая сексуальность.
Повышение требований к партнеру, половым отношениям,
качеству отношений. Поиск идеального партнера становится бесконечным.
На поверхность выходят формы сексуальных отношений,
которые раньше приходилось скрывать: сексуальные коммуны, сожительство,
гомосексуальные пары.
СМИ активно демонстрируют "широту взглядов",
что способствует раннему сексуальному воспитанию и раскрепощенности
молодежи.
На данном этапе репродуктивное, сексуальное и матримониальное
поведение разделились.
Каким будет следующий переход?
Современные тенденции:
- глобализация культуры, семейных норм и форм;
- деинституционализация брака и институционализация индивидуализма;
- либерализация морали;
- рост вариативности жизненных стратегий;
- индивидуализация отношений между полами (экономически каждый
за себя);
- рост требований к человеческому капиталу, поэтому удлинение
периода получения образования;
- рост разницы в доходах и альтернативных издержек в случае отказа
от карьеры или выбора сниженной карьерной траектории в случае
рождения детей;
- частная жизнь не "оседлая", а в пути.
Нынешняя эпоха - время роста притязаний к качеству:
- уменьшается количество детей в семье, но за счет этого родители
могут все больше вложить в их качество;
- откладываются рождения детей, но только для того, чтобы накопить
необходимый социальный и материальный капитал, чтобы пустить его
в качество образования и социализации ребенка;
- откладываются браки, но, в основном из-за более рационального
принятия данного решения и увеличения требований к качеству отношений
с партнером.
Растет качество родительства и супружества наряду с
общим ростом качества потребления. Семья и дети современным человеком
воспринимаются более утилитарно, чем прежде: как тоже некие блага,
как альтернативные события индивидуальной жизни, требующие обдуманного
взвешенного выбора, конкурирующие с получением образования, построением
карьеры, путешествиями, машиной, квартирой и далее, далее, далее.
В современном мире остается еще много сфер жизни с двойным
дном, однако в отношении брака и рождаемости парадный и обыденный
уровень все больше начинают соответствовать друг другу. С одной
стороны, это делает поведение людей более прозрачным, предсказуемым,
но с другой стороны долгий исторический и бурный современный процесс
развития оставляют нам столько шумов, что ни ученым, ни простым
людям невозможно точно сказать, что же лучше и что же будет дальше
с институтом семьи и брака. Остается только предполагать, что аккуратно
вынесенная из пепелища Империи и развалин Союза семья не затеряется
среди альтернатив жизни в новой России.
Таким образом, эпидемиологический и демографический
переходы, проходящие в России на протяжении полутора столетий, -
это писки нового равновесия в новых демографических, экономических,
социальных условиях. Мне кажется, потому переход в России никак
не завершится, что никак русскому человеку не удается понять и почувствовать
- что там форм и норм! - условий этой самой жизни. И генетическая,
и персональная память как будто не дают ни обществу, ни человеку
расслабиться, поставить точку и от нее чертить с уверенностью планы,
начинать жить полной жизнью СЕГОДНЯ. Мы то обращены назад, в смутное,
местами эпическое прошлое, то вперед - в светлое и уже несоциалистическое
будущее, а жить настоящим, в этой суматохе и неопределенности, нам
страшно и слишком ответственно. Но кто-то должен проторивать дорожку!
И пробовать новые веса и шкалы в поисках необходимого демографического
равновесия.
Источники:
- Демографическая модернизация России, 1900-2000 /
Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. - 608
с. - (Новая история)
- Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация
в СССР . М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. - 430 с.
- Араловец Н.А. Городская семья в России. 1940 - 1950-е
гг. // Население России в ХХ веке: Исторические очерки в 3-х т.
/ Т.2. 1940 - 1959. М.: Российская политическая энциклопедия,
2001. - 416 с.
- Миронов Б.Н. Традиционное демографическое поведение
крестьян в ХIХ - начале ХХ в. // Брачность, рождаемость, смертность
в России и в СССР. Сб. статей. Под ред. А.Г. Вишневского. М.:
Статистика, 1977. - 247 с.
- Вишневский А. Г. Ранние этапы становления нового
типа рождаемости в России // Брачность, рождаемость, смертность
в России и в СССР. Сб. статей. Под ред. А.Г. Вишневского. М.:
Статистика, 1977. - 247 с.
- Тольц М.С. Брачность населения России в конце ХIХ
- начале ХХ в. // Брачность, рождаемость, смертность в России
и в СССР. Сб. статей. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Статистика,
1977. - 247 с.
- Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений
// Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова.
М.: Издательство КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 640 с.
- Гурко Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений
// Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова.
М.: Издательство КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 640 с.
- Захаров С.В. Возрастная модель брака в России //
Отечественные записки № 4, 2006.
- Исакович Е. И. Изменение словарного значения статуса
семьи и ребенка за последние 150 лет // Электронный журнал "Знание.
Понимание. Умение". - 2009. - № 3 - Социология.
|