|
 |
Сбережение
народа на фоне депопуляции |
Над темой номера работал
|
 |
Анатолий ВИШНЕВСКИЙ
|
Миграция: в карете прошлого издалека не приедешь
Невозможность обеспечить в обозримом будущем положительный
естественный прирост населения России, а тем более восполнить за
счет внутренних ресурсов значительную убыль трудовых ресурсов в
ближайшие годы, резко повышает значение для страны притока людских
ресурсов извне, иммиграции. В этом состоит ключевая особенность
нынешнего этапа демографического развития России, крайне необычная
для нее, ибо на протяжении последнего столетия Россия чаще отдавала
население – в «дальнее» или «ближнее» зарубежье, нежели принимала
выходцев оттуда.
Правда, уже с середины 1970-х годов Россия имела устойчивое
положительное сальдо миграции в обмене с бывшими республиками СССР.
Однако это была не столько иммиграция, сколько репатриация – возвращение
на историческую родину выходцев из России, ранее выезжавших в Казахстан,
Среднюю Азию, Закавказье, или их потомков. Этот процесс ускорился
после распада СССР. Регистрируемый миграционный прирост за 1992-2007
гг. оценивается в 5,8 млн. человек, но, судя по его этническому
составу, это была, в основном, возвратная миграция (рис. 25).

Рисунок 25. Этнический состав миграционного прироста
населения России за 1992-2007 годы
Следует, однако, иметь в виду, что основная масса возвратных
мигрантов прибывала в 1990-е годы, сейчас этот поток практически
иссяк. Обмен населением между Россией и бывшими республиками СССР,
интенсивный в советское время, впоследствии резко сократился, вначале
в основном за счет выбытия из России, что и обеспечило значительный
миграционный прирост ее населения, а затем и за счет прибытий, что
привело к снижению миграционного прироста примерно до уровня советского
времени (рис. 26). Сейчас мобильные ресурсы «соотечественников»,
готовых мигрировать в Россию, невелики. Поэтому политика «возвращения
соотечественников», сохраняя свой гуманитарный смысл поддержки людей,
желающих вернуться на историческую родину, с точки зрения ее вклада
в масштабные миграции, которые могут рассматриваться как один
из ответов на вызовы депопуляции, не имеет перспективы.

Рисунок 26. Миграционный обмен между Россией и
другими бывшими республиками СССР за три периода одинаковой продолжительности,
тыс. человек
Кроме регистрируемой, в основном постоянной миграции,
есть еще плохо учитываемая временная миграция, в основном трудовая,
которая едва ли может рассматриваться в контексте решения демографических
проблем России.
Между тем, крупномасштабное привлечение иммигрантов
в Россию несомненно способно в той или иной степени противодействовать
ее демографическому упадку. Это следует хотя бы из того, что миграционный
приток компенсировал примерно половину естественной убыли населения
России, наблюдавшейся с 1992 года, а в 2009 году даже перекрыл естественную
убыль (правда, сильно уменьшившуюся) и обеспечил пусть и небольшой,
но прирост населения страны.
Однако, учитывая неизбежную перспективу нарастания естественной
убыли, нынешних масштабов иммиграции будет недостаточно для ее компенсации
- потребуется их значительное увеличение. В частности, рассуждая
теоретически, можно было бы попытаться «отремонтировать» российскую
возрастную пирамиду и хотя бы частично закрыть провалы в ее нижней
части (см. рис. 1) за счет привлечения мигрантов 1990-х годов рождения.
Это могло бы стать реальным, хотя и очень нестандартным актом демографической
политики, позволяющим заложить более прочное демографическое, да
и экономическое будущее России на много десятилетий вперед.
За 1990-1999 годы в России родилось на 9 млн. человек меньше, чем
за 1980-1989, и компенсировать столь большую разницу с помощью
миграции едва ли возможно. Но возместить хотя бы часть ее можно,
и это еще не поздно сделать, поскольку речь идет о поколениях, которые
сейчас находятся в возрасте от 10 до 20 лет.
Разумеется, решение столь необычной задачи (в
ответ на столь же необычную и опасную ситуацию) предполагает разработку
и реализацию очень непростой и достаточно затратной программы, обеспечивающей,
помимо всего прочего, минимизацию рисков, неизбежно связанных с
приемом большого количества мигрантов. Насколько российское общество
и его политическая элита готовы к активным действиям на этом направлении,
сказать трудно. Сейчас в общественном мнении преобладают,
скорее, антимигрантские и даже мигрантофобские настроения и предрассудки.
Но ставки весьма серьезны, и если это будет осознано, возможно,
представители политической элиты рискнут пойти против течения, и
общественные настроения изменятся.
В определенном смысле, «миграционный ответ» на нарастающую
депопуляцию – самый реальный, но в то же время сопряженный с немалыми
рисками. Массовая иммиграция, особенно если речь идет о мигрантах
из культурно отдаленных стран и регионов, способна породить
множество проблем, связанных со взаимодействием местного и пришлого
населения, и стать источником серьезных социальных, этнических,
конфессиональных и т.п. конфликтов.
Конфликтного развития ситуации можно избежать, если
обе стороны проблемы (неизбежность иммиграции и ее выгодность, с
одной стороны, и связанные с нею риски, с другой) будут своевременно
осознаны и удастся выработать эффективные стратегии и тактику приема
крупных масс мигрантов и их интеграции в российский социум.
Одним из важных факторов такой интеграции могла бы стать
российская система образования. Та же самая причина, которая делает
желательным миграционный приток молодежи (провал в нижней части
российской возрастной пирамиды), обусловливает избыточность мощностей
сложившейся системы учебных заведений, создает проблемы трудоустройства
преподавателей и т.д. В результате возникает определенная взаимодополнительность:
становящиеся избыточными возможности системы образования могут быть
использованы для «перековки» мигрантов, их встраивания в российский
социум – обучения их русскому языку, обеспечения их профессиональной
подготовки и т.д.
Поскольку речь идет об очень сложных социальных процессах,
управлять которыми крайне трудно, а большого опыта интеграции мигрантов
в России нет, едва ли можно надеяться на то, что проблемы интеграции
мигрантов окажутся легкими и будут решены в короткое время. В этих
условиях экспертное сообщество обязано предупредить и общество,
и власть, что очень многие социальные и политические проблемы, а
соответственно, и угрозы внутренней стабильности и национальной
безопасности ближайших десятилетий будут связаны именно с иммиграцией.
Противодействие этим угрозам (подчеркнем: не самой иммиграции, а
связанным с нею угрозам) возможно, но оно требует общественного
консенсуса в отношении всей миграционной проблематики, которого
пока не существует.
Конкретные масштабы миграционного притока, или чистой
миграции (иммиграция минус эмиграция) даже на ближайшие одно-два
десятилетия прогнозировать трудно, хотя бы потому, что неизвестны
нынешние ее объемы, значительная, возможно, большая часть
миграционного потока остается в тени. Кроме того, имеется значительный
элемент неопределенности, связанный с тем, что потребность в иммиграции
в известной степени зависит от того, как будут эволюционировать
рождаемость и смертность, а в еще большей мере – от управленческих
решений, миграционной политики. Кроме того, пока недостаточно хорошо
осознаны различия между постоянной и временной иммиграцией, соотношение
между которыми тоже зависит от целей и методов миграционной политики,
не выработана долговременная миграционная стратегия.
Объективно потребность в миграции задается масштабами
убыли всего и трудоспособного населения – и то, и другое будет измеряться
многими сотнями тысяч человек в год. Даже если рассматривать в качестве
цели миграционной политики полную компенсацию этой убыли, обеспечить
прием такого количества людей в качестве постоянных жителей России
сейчас едва ли возможно (по разным соображениям). Следовательно,
значительную часть иммигрантов должны составлять временные гастарбайтеры,
причем часть из них может рассматриваться в качестве кандидатов
в постоянные с перспективой получения российского гражданства. Кроме
того, сколь либеральной ни была бы политика в отношении иммигрантов,
какие-то ограничения на въезд в страну или в праве на работу, какая-то
система квотирования неизбежно будут существовать, и какая-то часть
желающих будет отсекаться, а часть отсеченных будет пытаться преодолеть
возникающие барьеры незаконным путем. В этом смысле нелегальная
иммиграция – обязательный спутник легальной. Таким образом, сама
иммиграция имеет сложную структуру, что предполагает и достаточно
сложную систему регулирования миграционных процессов, установления
количественных соотношений между различными категориями мигрантов,
их отслеживания и т.п.
Сейчас все эти вопросы в России очень слабо изучены,
даже задача такого изучения по-настоящему никогда не ставилась,
что уже само по себе указывает на недооценку проблемы и связанных
с нею угроз. Особо следует отметить, что даже когда миграционные
проблемы оказываются в поле зрения исследователей, законодателей
или политиков, рассматриваются почти исключительно внутриполитические
их аспекты, и совершенно не учитывается глобальная проблема растущего
миграционного давления «Юга» на «Север» и роль успешного или неуспешного
ответа принимающих стран на этот, по сути, мирный внешний вызов
как фактора их международного влияния.
Пока вопрос о том, какой вклад может внести иммиграция
в ответ на стоящие перед Россией демографические вызовы, остается
открытым. Общество как будто выжидает: авось пронесет, и все станет,
как раньше, жили без иммиграции, будем и дальше жить. Но как раньше
уже не будет, карета прошлого никуда не едет.
|