Городская агломерация: старое название - новое содержание
Эдуард Бозе1
(Опубликовано в журнале "Российское экспертное обозрение",
2007, №4-5)
Вопрос о формировании и развитии городских агломераций
в России вновь поставлен на повестку дня и вызывает оживленную дискуссию.
С одной стороны, идея широко обсуждается во властных кругах, опередив
по популярности некогда модную тему использования кластерного подхода
как основного инструмента в развитии территории, а с другой - встречает
волну негодования в среде экспертного экономгеографического сообщества.
Очевидно, у столь различных настроений по поводу возможностей
управления развитием российских агломераций существуют серьезные
фундаментальные основания. На наш взгляд, их можно охарактеризовать
следующим образом: если властные структуры начинают рассматривать
современную городскую агломерацию в качестве еще одного инструмента
управления развитием социально-экономических процессов в России,
то их оппоненты в большей степени склоны видеть в агломерации сложный
феномен, сложившийся естественным путем. Участвуя в дискуссии, они
вполне справедливо обращают внимание на внешние следствия развития
агломерации, которые часто носят резко негативный характер, - ухудшение
экологической ситуации в зонах расселения, упрощение системы расселения
и ее сжатие и т.п.
Между тем, представляется, что сегодня необходимо пересмотреть
само понимание процессов агломерирования, сложившееся в экспертном
сообществе. Устаревшее и редуцированное представление об агломерации
приводит к недооценке ее положительных эффектов и значительного
числа сфер, на которые она может оказать влияние и которыми руководствуются
чиновники и политики, делая сегодня выбор в пользу концепции поддержки
развития городских агломерации.
С уверенностью можно сказать - процессы формирования
и развития городских агломераций в России носят иной характер, нежели
они имели место в 1970-1980-е гг., когда в стране формировались
так называемые "промышленные" городские агломерации. Последние
складывались в условиях доминировавшей "фордистской" системы
организации производства и преобладания в крупных городах административной
и производственной функций. В СССР агломерации формировались по
принципу удобного объединения групп производств (создающих связанные
цепочки добавленной стоимости) и размещения вблизи центров производства
необходимых трудовых ресурсов. Например, функциональная организация
экономики Ленинграда в полной мере копировалась в каждом из его
городов-спутников, с учетом изменения масштабов и административной
субординации. Основной связывающей инфраструктурой являлась железная
дорога, ориентированная, прежде всего, на перевозки грузов.
Такие агломерации действительно не представляют ценности
с точки зрения новых экономических и социальных реалий.
Однако сегодняшний интерес к концепции городской агломерации
связан с тем, что экспертами зафиксированы принципиально новые процессы
развития крупных городских систем. Они напрямую связаны с вызовами,
с которыми сталкивается бурно развивающаяся и обновляющаяся экономика
России. Эти вызовы кратко характеризует укрупненное представление
о механизмах роста экономики нашей страны в средне- и долгосрочной
перспективе (см. рис. 1):

Рисунок 1. Укрупненная схема базового сценария развития
РФ на средне- и долгосрочную перспективу
Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического
роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого
нового "портфеля ресурсов" (человеческий капитал, емкие
и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды
и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации
являются локусами постиндустриальных процессов и в этой связи источниками
будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому
интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать
важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.
Каково же содержание процессов агломерирования, от динамики
и качества которых зависит будущая конкурентоспособность страны
в долгосрочной перспективе?
В рамках исследования ЦСР "Северо-Запад" новых
вызовов и процессов, развивающихся в Москве, Санкт-Петербурге и
их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие этапы развития
крупных городских агломераций: (1) индустриальная агломерация, о
которой мы уже упоминали; (2) агломерация трансформационного периода
(в Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х
гг. и был связан с переходом к "распределенным" моделям
организации производства, развитием сектора услуг и формированием
предпосылок для складывания экономики постиндустриального типа,
тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с быстрой трансформацией
всей социально-экономической системы страны в конце 1980-х - начала
1990-х гг.); (3) динамичная агломерация и (4) развитая постиндустриальная
агломерация. Краткая характеристика каждого этапа представлена на
рис. 2:

Рисунок 2. Основные этапы развития современной городской
агломерации
Фактически переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной
проходит три основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс
реальных социально-экономических процессов (уже произошедших, либо
протекающих в настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской
агломерациях), изменяющий функциональную и пространственную структуру
экономики территории и являющихся основанием для принятия важнейших
инвестиционных решений со стороны федеральных и региональных органов
власти.
Первая фаза развития предполагает агломерацию (укрупнение)
рынка труда. В РФ катализатором трансформации рынка труда стал резкий
спад промышленного производства. В наиболее жесткой форме он проявился
в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении
всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением,
обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень
доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития сферы
услуг стали центральные районы крупных городов, которые начали "пересобирать"
управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых ресурсов.
Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой
миграции в центры городов из пригородов: в Москве она резко увеличилась
в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в Петербурге - в середине 1990-х
гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую
маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская
маятниковая миграция. В итоге "вылетные" автомагистрали
и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в
часы "пик". По некоторым оценкам, до 50% населения такого
города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки
километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис.
Все это привело к формированию фактически единого, более мощного
во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.
Вторая фаза перехода к постиндустриальной агломерации
состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной
недвижимости. Ряд функций "ядра" города (потребление,
развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры
- там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-,
водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской
и Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне
интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных
центров потребления как в ткани самих городов, так и в пригородах,
непосредственно прилегающих к "вылетным" автомагистралям.
Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния
населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей.
Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город
за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате,
Московская Кольцевая автодорога (МКАД) и Кольцевая автодорога (КАД)
в Санкт-Петербурге выполняют не только и не столько функцию объездных
автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного
каркаса агломераций: на МКАД и КАД складываются пояса торгово-развлекательных
(ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных
городах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Москвы,
производители размещают главным образом в Подмосковье, стремясь
снизить , затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца
1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой
застройки. Примером схожих процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области является проект комплексной жилой застройки Кудрово.
Механизмы управления развитием агломерации лежат главным
образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной
обустроенности основных рынков.
Со второй фазой трансформации агломерации также связаны
процессы реорганизации, модернизации и фактически перерождения промышленного
комплекса крупных городов. В частности, набирают силу процессы выноса
промышленных предприятий из центра города в "хинтерланд"
с одновременной их модернизацией, либо происходит прямое обновление,
когда старые заводы банкротятся, а новые инвестиционные проекты
реализуются в пригородных зонах. Именно так развиваются сейчас проекты
в автосборочном кластере Санкт-Петербурга. Необходимо учитывать,
что речь идет о принципиально новых производствах, представляющих
собой "процессинговые" центры. Их развертывание напрямую
зависит от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики
региона и формирования "офисной империи" в ядре агломерации,
необходимой для надлежащего размещении и исполнения процессов управления.
Третья фаза формирования современной агломерации предполагает
усложнение внутренних функциональных связей отдельных пространственных
элементов агломерации. В частности, развиваются прямые связи между
подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков - растут
объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации
и коридорах между ними - аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно
освоенные территории.
Таким образом, сегодня агломерация характеризуется не
столько целостностью производственной и расселенческой систем, сколько
целостностью рынков: труда, недвижимости, земли, а также уровнем
функциональной связанности отдельных ее элементов. Формирование
современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит
в порядке естественного хода вещей, но процессы, лежащие в его основе,
представляются вполне управляемыми. Учитывая значимость агломеративных
структур в контексте социально-экономического развития РФ, это объясняет
мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты
управления процессами складывания и развития современных городских
агломераций - центров постиндустриальной экономики.
Механизмы управления развитием агломерации лежат главным
образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной
обустроенности основных рынков. Однако ввиду сложности реализации
крупных межрегиональных/межмуниципальных инфраструктурных проектов
и проблем поддержания единого правового и регулятивного пространства
в РФ необходимо решать и целый комплекс вопросов административного
характера, такие как конфигурация границ новых регионов и перспективы
их объединения, разграничение полномочий и механизмы совместной
реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов
федерации и т.п.
1 - Эксперт "Центра стратегических разработок
"Северо-Запад".
|