|
 |
Рафкат Хасанов, Салтанат Бийбосунова, Савия
Хасанова
ОЦЕНКА БИЗНЕС-СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Рабочий документ № 3
М., Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы
и Центральной Азии, 2009, 60 страниц
|
http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/wed_ru.pdf
Оценка регулирования бизнеса в Киргизской Республике
(стр. 5)
Простота в...
|
Ведение бизнеса 2009, рейтинг страны
|
Ведение бизнеса 2008, рейтинг страны
|
Изменение рейтинга
|
ведении бизнеса
|
68
|
99
|
+31
|
регистрации предприятий
|
31
|
50
|
+ 19
|
получении разрешений на строительство
|
58
|
170
|
+112
|
регистрации собственности
|
52
|
54
|
+2
|
кредитовании
|
28
|
25
|
-3
|
защите инвесторов
|
11
|
33
|
+22
|
налогообложении
|
155
|
152
|
-3
|
международной торговле
|
181
|
180
|
-1
|
обеспечении исполнения контрактов
|
52
|
51
|
-1
|
С 2005 года в Киргизской Республике не проводилось
крупных исследований бизнес-среды.
В то же время Международный деловой совет ежеквартально предпринимает
исследование, нацеленное на определение барьеров с точки зрения
инвесторов, которое проводится среди 50 предприятий. Последние
обзоры МДС показывают, что в бизнес-среде сохраняются значительные
проблемы. Прогноз как для экономики в целом, так и для инвестиционного
климата ухудшился.
Число инвесторов, считающих, что инвестиционный климат ухудшается,
возрастает. Почти половина инвесторов (43%)15 дают местному
инвестиционному климату негативную оценку. Также значительно
снижается и оценка текущей экономической ситуации.
Кроме того, результаты исследования показывают, что доступ
к финансам продолжает ухудшаться, наблюдается и ухудшение
правовой среды. При этом налоговая среда, по мнению инвесторов,
не изменилась и оценивается ими положительно. Еще один вопрос,
где отмечается значительное ухудшение - "регулирование
бизнеса". Уровень оптимизма, который наблюдался при предыдущих
оценках, снижается: после принятия нескольких указанных выше
законов, направленных на дерегулирование бизнеса, наступило
разочарование из-за низкого качества исполнения законов.
Кроме того, данное исследование затрагивает и региональные
различия в ведении бизнеса. Так, результаты исследования свидетельствуют,
что компании на юге Киргизской Республики сохраняют лучшее
мнение об экономической ситуации и инвестиционном климате
по сравнению с компаниями на севере.
Стр. 7.
К сожалению, в республике отсутствует четкая статистика
с разбивкой по полу в сфере малого и среднего бизнеса, индивидуального
предпринимательства и фермерских хозяйств. Размеры женского
предпринимательства могут быть оценены косвенным образом через
официальные статистические данные о количестве руководителей
зарегистрированных хозяйствующих субъектов (юридических лиц).
Так, в 2006 году количество женщин-руководителей по Киргизской
Республике составило 14237 человек (20,3%), мужчин-руководителей
- 55802 человек (79,7%). Таким образом, структура занятости
выглядит явно не в пользу женщин: на одну женщину-руководителя
приходится 3,9 руководителей-мужчин. Вместе с тем в этом вопросе
можно отметить некоторый позитивный сдвиг: число хозяйствующих
субъектов, созданных в соответствующем году и возглавляемых
женщинами, увеличилось с 24,1% в 2002 году до 28,5% в 2006
году.
Официальные данные по количеству женщин, занятых в сфере малого
и среднего бизнеса, позволяют отметить следующие тенденции.
Численность женщин, занятых в малых предприятиях в 2005 году,
составила 13,2 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2002
годом на 8,2%. Доля женщин в общей численности работников,
занятых на малых предприятиях, увеличилась с 29,7% в 2000
году до 33,6% в 2005 году.
При этом наибольшая доля женщин в общей численности работников,
занятых на малых предприятиях в 2005 году, была отмечена в
г. Бишкек - 39,1% и в Чуйской области - 34,8%, что свидетельствует
в пользу более развитого Севера страны.
Гендерный разрыв в сфере занятости в малом и среднем предпринимательстве
представлен на рисунках 3 и 4. Данные убедительно свидетельствуют
о том, что, несмотря на некоторый рост численности женщин
в этом секторе, они по-прежнему представляют меньшинство и
их доля колеблется в пределах 30%, при этом прирост числа
женщин, занятых на малых предприятиях, за указанный 6-летний
период составил 3,9%, а количество женщин, занятых на средних
предприятиях, увеличилось на 3,7%.
Стр. 11-12.
По официальным данным Национального статистического
комитета, в 2007 году доля женщин в общей численности экономически
активного населения составила 46,5%. Доля занятых молодых
женщин в возрасте до 30 лет составила около трети от общего
числа занятых женщин.
Положение молодых женщин на рынке труда Киргизской Республики
характеризуется следующими официальными данными. В 2006 году
насчитывалось 188,9 тыс. безработных, из них женщины составляли
87,5 тыс. Из общего числа безработных женщин молодежь насчитывает
44,5 тыс., т.е. более половины (51%).
Таким образом, налицо проблема занятости молодых женщин: среди
безработных молодые женщины представляют большинство, а среди
занятых они составляют лишь одну треть.
Стр. 14.
В Киргизской Республике были разработаны следующие
основные программы, направленные на обеспечение гендерного
равенства: Национальная программа "Аялзат" (1996-2000
гг.), Национальный план действий по достижению гендерного
равенства в КР на 2002-2006 гг., Стратегия развития страны
на 2009-2011 гг. и Национальный план действий по достижению
гендерного равенства в КР на 2007-2010 гг. В Стратегии развития
страны, в частности, намечены конкретные действия и меры,
направленные на обеспечение макроэкономической стабильности,
на эффективное сочетание использования внутренних ресурсов
и привлечение внешних инвестиций, на интенсификацию производства
через повышение производительности труда, а также на упрощение
и дебюрократизацию фискальной политики и на защиту собственности.
Однако в СРС нет отдельных положений, касающихся развития
именно женского предпринимательства, хотя присутствует раздел
"политика достижения гендерного равенства".
Эти программные документы определяют государственную гендерную
политику, ее цели и задачи, основные направления и приоритеты,
а также обеспечивают координацию усилий государственных органов
со всеми структурами гражданского общества.
В качестве позитивных изменений следует отметить, что институционально
и нормативно закреплены процедуры и механизмы гендерной экспертизы
разрабатываемых государственных программ и нормативных актов,
а также создана методическая база для ее проведения. Кроме
того, проведена гендерная экспертиза Конституции, ряда кодексов,
законов и законопроектов.
Стр. 32.
|
Рабочий доклад № 3 Субрегионального бюро МОТ для стран
Восточной Европы и Центральной Азии посвящен оценке бизнес-среды
для развития женского предпринимательства в Киргизской Республике.
Ограниченность информации о существующих условиях для развития предприятий
малого и среднего бизнеса в целом и, в частности, женского предпринимательства,
действительно является проблемой для региона Центральной Азии, что
еще раз подчеркивает важность данного обследования.
Настоящий отчет рассматривает основные параметры деловой
среды для развития женского предпринимательства и малого бизнеса
в Киргизской Республике и оценивает различия в воздействии бизнес-среды
на мужчин и женщин, владеющих и управляющих собственными предприятиями.
Особое внимание при этом уделяется гендерным аспектам развития предпринимательства;
барьерам и возможностям развития молодежного женского предпринимательства,
а также различиям в возможностях женщин-предпринимателей, проживающих
в крупных и малых городах, в городе и на селе.
В Киргизской Республике, как в большинстве стран Центральной
Азии, сектор малого бизнеса стремительно развивается, создавая новые
возможности занятости для мужчин и женщин, в том числе молодежи.
В условиях экономического кризиса работа на малых предприятия становится
основным источником дохода для значительной части населения. В целом,
женщины в Киргизской Республике более гибко реагируют на новые требования
рынка труда. Чтобы поддержать свои семьи, многие женщины находят
выход из сложной ситуации с трудоустройством в открытии собственного
дела. Безусловно, успех их предпринимательской деятельности в большой
степени зависит от благоприятной бизнес-среды в стране.
Для подготовки данного отчета использовались аналитические
материалы и результаты обследования женщин-предпринимателей в трех
пилотных регионах Киргизской Республики. Авторы представили анализ
основных характеристик и тенденций развития частного сектора в Киргизской
Республике, рассмотрели соответствующие политические, правовые и
институциональные рамки деятельности малых предприятий и определили
воздействие существующей бизнес-среды на развитие малого и среднего
бизнеса в целом и на женщин-предпринимателей в частности. Особое
внимание уделено гендерно специфическим особенностям развития предпринимательства
в Киргизской Республике, открывающимся возможностям, проблемам и
сложностям, с которыми сталкиваются молодые женщины-предприниматели,
а также различиям в ведении бизнеса в городе, пригороде и на селе.
Авторы отчета ставили перед собой задачу выявить особенности развития
предприятий, управляемых женщинами и функционирующих в различных
отраслях экономики и в различных географических зонах с точки зрения
их доступа к ресурсам, рынкам, финансам, правовой поддержке.
Настоящий доклад является первым в серии подобных публикаций,
которые будут подготовлены на основе аналогичных обследований в
других странах СНГ. Таким образом будет создана база для сравнительного
анализа и разработки сводных рекомендаций, ориентированных на принятие
соответствующих мер со стороны трехсторонних партнеров МОТ.
Содержание
Предисловие
От авторов
Основные выводы и положения отчета
Список сокращений
1. Введение
1.1. Цель оценки
1.2. Организации-инициаторы проведения оценки
1.3. Методы оценки
1.4. Исследования в области женского предпринимательства
1.5 Используемые термины
1.6. Структура отчета
2. Общий обзор бизнес-среды в Киргизской Республике
3. Обзор ситуации с развитием женского предпринимательства
3.1. Основные мотивы женского предпринимательства
3.2. Динамика развития частного сектора и сферы малого и среднего
предпринимательства в Киргизской Республике
3.3. Гендерные аспекты занятости в сфере малого и среднего предпринимательства
3.4. Отраслевая структура МСБ
3.5. Территориальное распределение предприятий МСБ
3.6. Молодежное женское предпринимательство
3.7. Барьеры, сдерживающие развитие женского предпринимательства
4. Политическая, правовая и нормативная база для развития
женского
4.1. Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности.
Проверки, проводимые государственными инспекционными органами
4.2. Политические меры, законы и нормативные акты в области финансирования
и кредитования
4.3. Законы и нормативные акты о труде
4.4. Защита прав собственности, кредиторов и контрактов
4.5. Налоговое и таможенное администрирование
5. Институциональная система развития женского предпринимательства
5.1. Гендерная стратегия и программы по продвижению гендерного
равенства
5.2. Институты развития женского предпринимательства
5.3. Представительство и членство женщин в бизнес-ассоциациях
5.4. Представительство и участие женщин-предпринимателей в формальном
диалоге между государственным и частным сектором
5.5. Доступ женщин-предпринимателей к информации
5.6. Участие женщин в программах содействия бизнесу
Заключение
Список литературы
Приложение
|