|
Миграционный потенциал лиц, ищущих работу, и безработных
(по результатам социологического обследования)
Денисенко М.Б1.,
Карачурина Л.Б2.,
Мкртчян Н.В.3
По существующим оценкам, в 2008 году в России было занято порядка
6-7 млн. иностранных работников. В ноябре того же года по данным
Росстата число безработных (в соответствии со стандартами МОТ) равнялось
5,3 млн. человек, а в феврале 2009 года оно возросло до 7,1
млн. человек. Простое сопоставление вышеприведенных цифр как
бы подсказывает очевидное решение двух насущных проблем - безработицы
и зависимости экономики от внешней трудовой миграции. Для этого
надо ограничить приток иностранных работников и переместить безработных
в те регионы, где их рабочая сила востребована (с учетом возможной
профессиональной переподготовки). Подобный подход получил поддержку
у части российского общества, в том числе среди ряда политиков и
ученых-экономистов. Мы не будем детально анализировать недостатки
этого подхода с точки зрения соответствия спроса и предложения на
российском рынке труда в профессионально-квалификационном и пространственном
отношении. В центре внимания предлагаемой работы – оценка потенциала
пространственной мобильности лиц, ищущих работу (ЛИР), и безработных
по результатам социологического обследования, проведенного
в октябре-ноябре 2008 года. Само обследование, проведенное по заказу
и при поддержке Роструда, состояло из двух блоков: (1) изучения
мнения экспертов о проблемах осуществления трудовой деятельности
за пределами региона проживания; (2) изучение потребностей и возможностей
безработных и лиц, ищущих работу, в поиске работы в других территориях
и субъектах Российской Федерации. Но в начале работы обратимся к
основным положениям действующих программ, направленных на повышение
внутренней трудовой миграционной подвижности.
Действующие программы регулирования внутренней трудовой
миграции
В настоящее время Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
является тем федеральным органом исполнительной власти, который
помимо контроля и надзора, оказанию государственных услуг в сфере
содействия занятости населения и защиты от безработицы, занимается
вопросами трудовой миграции как внутренней, так и международной.
В области трудовой миграции следует выделить следующие направления
деятельности Роструда: (1) осуществление переселений граждан и членов
их семей в сельскую местность в соответствии с вышерассмотренным
Постановлением Правительства № 533, о чем говорилось выше; (2) компенсация
затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или
обучение в другую местность по предложению органов государственной
службы занятости населения; (3) информационная деятельность, направленная
в первую очередь, на сбор, разработку и предоставление информации
о вакансиях лицам, ищущим работу, и работодателям – о потенциальных
работниках. Рассмотрим содержание первых двух направлений деятельности.
Система льгот для граждан, переселяющихся для работы в сельскую
местность, сохранилась с изменениями с советского периода.
Эти льготы в Российской Федерации были закреплены еще в 1994 году.
Согласно Постановлению Правительства № 533 (в редакции Постановления
Правительства РФ от 21.12.2000 N 999) семьи, заключившие договор
о переселении в сельскую местность для постоянной работы, получают
право на:
(1) получение за счет средств федерального бюджета единовременного
денежного пособия на каждого члена семьи в размере 500 рублей и
оплату стоимости проезда и провоза домашнего имущества весом до
пяти тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения;
(2) получение отдельного жилого дома (квартиры) с надворными
постройками и приусадебным участком на условиях, предусмотренных
договором, который заключается между переселяющейся семьей и хозяйством
вселения или органом местного самоуправления;
(3) бронирование сроком на три года жилой площади (кроме
приватизированной) по месту проживания до переселения.
При этом органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления и хозяйствам вселения
рекомендуется за счет своих средств выплачивать семьям переселенцев
дополнительное безвозмездное пособие, компенсировать расходы по
оплате суточных за время нахождения в пути, предоставлять долгосрочную
беспроцентную ссуду на хозяйственное обзаведение, обеспечивать бесплатно
топливом по действующим нормам семьи переселенцев в течение первых
двух лет после переселения; выдавать безвозмездно семьям переселенцев
для организации личного подсобного хозяйства домашний скот, птицу
и в течение первого года после переселения оказывать помощь в приобретении
кормов.
Следует заметить, что в программе не принимают участие наиболее
благополучные в экономическом и аграрном отношении регионы (Краснодарский
и Ставропольский края, Белгородская, Воронежская, Московская, Ленинградская,
Липецкая и Самарская области), а также автономии Северного Кавказа.
Всего за 1994-2007 гг. всего 20,3 тыс. семей или 74,5 тыс. человек.
При этом почти половина всех переселений была осуществлена в пределах
области. Таким образом, в своем нынешнем виде политика сельского
переселения фактически существует только на бумаге и нуждается в
модернизации.
Безработные по понятным причинам находится в центре внимания служб
занятости. Этот контингент часто рассматривается как потенциально
мобильная рабочая сила, готовая ради работы даже переселиться в
другую местность. Однако, подобная склонность к миграции, как показывают
международные исследования, во многом зависит от профессионально-квалификационной
характеристики безработных, уровня их доходов на последнем месте
работы и т.д. Для того, чтобы снизить издержки на поиск работы,
переподготовку и возможный переезд в другую местность, 2 июля 2007
г. Правительство РФ приняло Постановление N 422 "О финансировании
материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их
на работу или обучение в другую местность по предложению органов
государственной службы занятости населения".
Однако, как показывает практика, Постановление № 422
не оказывает влияния на мобильность безработных. Так, в автоматизированной
АИС "Роструд-Контроль" за период с февраля по май находились
сведения о 2920 гражданах, изъявивших желание осуществлять трудовую
деятельность в другом субъекте Российской Федерации, а с мая по
июнь – только о 2007. При этом большую часть из них составляли учащиеся
и выпускники школ, техникумов и вузов. В первую очередь такое положение
дел обусловлено установленными размерами компенсационных выплат.
Так, размер суточных составляет 100 рублей за каждый день нахождения
в пути следования к месту работы или к месту обучения и обратно;
расходы по найму жилого помещения на время обучения - не более 550
рублей в сутки, а при отсутствии документов, подтверждающих эти
расходы, - 12 рублей (!) в сутки; расходы по обустройству на новом
месте жительства безработного гражданина, направленного на работу
(до заключения трудового договора) - в размере полуторакратной величины
минимального пособия по безработице, увеличенной на размер районного
коэффициента.
Что показал опрос экспертов
В качестве экспертов выступали представителей органов по труду
и занятости в субъектах Российской Федерации. Всего было обработано
120 интервью с представителями 36 регионов России; 32% экспертов
представляли органы по труду и занятости на уровне субъектов РФ,
остальные - муниципальные органы власти (центры занятости городов
и районов субъектов РФ). Среди экспертов 15% были руководители и
заместители руководителей регионального уровня, 38% - руководители
органов муниципального уровня (Центров занятости) и их заместители,
40% - руководители структурных подразделений и их заместители, 7%
- специалисты. 77% экспертов имели стаж работы в органах по труду
и занятости свыше 10 лет.
Подавляющее большинство (85%) экспертов считают, что осуществление
службой занятости мероприятий по трудоустройству ЛИР и безработных
в других городах и регионах страны - важное направление деятельности
органов по труду и занятости. Однако, несмотря такую оценку, 35%
опрошенных признают, что им не удалось трудоустроить в других регионах
страны ни одного безработного и ищущего работу, 43% сообщили о том,
что их органы трудоустроили менее 50 человек и только 22%, что численность
трудоустроенных превысила 50 человек. При этом, только 9 экспертов
(7,5% от всех) сообщили о том, что им удалось трудоустроить безработных,
прибывающих по направлению служб занятости других регионов.
На вопрос «Ведется ли в Вашем регионе (городе) работа по Постановлению
Правительства РФ № 533 от 25.05.1994 г. "О льготах для граждан,
переселяющихся для работы в сельскую местность"?» большинство
экспертов - 57% дали утвердительный ответ, 17% ответили, что работа
не ведется, столько же сказали, что их регион не включен в перечень
регионов, где поводится эта работа. При этом 63% ответили, что за
2007-2008 гг. ни одного переселившегося в рамках данного постановление
не было.
72% экспертов ответили, что в их регионе (городе) ведется работа
по Постановлению Правительства РФ № 422. Только 19% считали меры,
предусмотренные в постановлении, вполне действенными. При этом 73%
опрошенных сообщили, что в 2007-2008 гг. в их регионе (области,
городе, районе) не было переселено ни одного человека.
По мнению 67% респондентов, из числа ЛИР и безработных, обращающихся
в службу (центр занятости), доля интересовавшихся вопросами
переселения по Постановлению № 422 составляет менее 2%. 27% респондентов
отметили, что такая возможность не интересует никого. При этом эксперты
не считают, что действующая система, по которой вакансии в регионе
(городе, районе) предлагаются "своим" ЛИР и безработным,
препятствует миграции ЛИР и безработных из других регионов страны.
Это не является проблемой потому, что предлагаемые вакансии не пользуются
спросом не только у жителей других регионов, но и у своих безработных.
Подавляющее большинство экспертов (74%) сомневаются в том, что
дефицит кадров в их регионе (городе, районе) может быть ликвидирован
за счет привлечения ЛИР и безработных из других регионов. Они объясняют
это, например, тем, что «Большой спрос на профессии для мужчин
(наладчики, слесаря, электромонтеры, токари) и заработная плата
8-10 тыс. руб.; У молодежи рабочие профессии не вызывают интереса»;
«Низкая оплата труда (из заявленных вакансий 44% ниже прожиточного
минимума); вакансии предоставляют без предоставления жилья; более
60% вакансий не квалифицированный труд»; «Работодатели не
предоставляют жилье».
По мнению экспертов, важнейшими мерами содействия переселению является
установление высокой заработной платы, предоставление жилья, оплата
переезда, предоставление кредитов и пр. меры материального стимулирования.
Так, для того, чтобы ЛИР и безработные согласились на переезд,
по мнению 6% экспертов, зарплата в месте (регионе) переселения должна
быть выше, чем в месте нынешнего проживания, в 1,5 - 2 раза. 60%
экспертов считаю, что она должна быть выше в 2-5 раз, а 34%
опрошенных отмечают, что зарплата должна быть выше более
чем в 5 раз. Предлагалось также по аналогии с государственной программой
переселения соотечественников ввести единовременные и ежемесячные
выплаты (6 месяцев) для обеспечения процесса адаптации на новом
месте.
Практически во всех регионах создан и функционирует банк вакансий.
Однако, сведениям экспертов, в 27% регионов (городов, районов) число
вакансий с заработной платой, превышающей среднюю по территории,
- меньше 10%, в 64% - меньше 50%, и только в 8% регионов они превышают
среднюю зарплату по региону (городу). По этому параметру 36% экспертов
определяют качество вакансий как «плохое» и «крайне плохое», и только
19% - как «хорошее» и «отличное». В 39% регионов заработная плата
по более чем половине предлагаемых вакансий не дотягивает до прожиточного
минимума.
Что показал опрос безработных
В ходе социологического обследования было опрошено 425 безработных
и лиц, ищущих работу, в 11 регионах страны, представляющих всю российскую
географию: Республики Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарская
Республика, Калужская, Костромская, Московская области, Удмуртия
и Саратовская область, Тюменская и Омская области, Красноярский
край, Сахалинская область. Для представленных регионов характерны
разные уровни экономической активности населения, общей мобильности,
урбанизированности, безработицы, разные стандарты и модели трудового
поведения, что делает их «типичными» для разных видов регионов.
74,8% опрошенных проживают в городах, 25,2% - в сельской местности.
Мужчины в выборке составляют 45,7%, женщины - 54,3%. В выборке
представлены респонденты в возрастах от 17 до 58 лет. Их
средний возраст равен 36,4 лет.
Из всех респондентов 21,6% составляют ЛИР и 78,4% - безработные.
В число последних попали, как уволенные, высвобожденные, сокращенные,
так и те, кто перешел в группу безработных из состояния экономической
неактивности (15,5% - вступающие на рынок труда и 11,5% - лица,
возвращающиеся на него). Те, кто стал безработным сразу после
того, как оставил прежнее место работы, составили 51,3%.
Подавляющая часть респондентов - около 75% - нацелена на
работу только в границах своего населенного пункта – города, поселка
городского типа, сельского района. Только 11,5% респондентов при
разных условиях высказали возможность переезда в другой регион.
Еще 13,4% потенциально готовы быть маятниковыми работниками или
работать и жить постоянно в другом населенном пункте, но в границах
своей области, края, республики. К переезду и работе в сельской
местности готовы 12% опрошенных. Из них около 5% сами являются жителями
сельской местности. Таким образом, потенциал так называемой дезурбанистической
миграции безработных можно оценить в 6 – 7%.
Низкая склонность к переезду в другой регион отмечается
у женщин, у лиц среднего и старшего возраста, у лиц
с пониженным уровнем образования, у лиц, проживающих в центральных
городах своих регионов. Высокая склонность к миграции присуща лицам
относительно молодого возраста, а также тем, кто закончил высшие
учебные заведения.
Самая веская причина, по которой респонденты не хотят покидать
свой населенный пункт, связана с надеждами на то, что новую
достойную работу можно найти в месте проживания. Этот факт
непосредственно связан с такими экономическими обстоятельствами,
как отсутствие жилья в другом месте, денег на переезд.
Обращает на себя внимание значительная количественная разница в
ответах респондентов по двум схожим позициям – «в другом месте негде
жить» (48,6% суммарно по трем ответам) и «здесь не могу продать
жилье, а значит – не смогу купить новое» (6,5%). Возможно, потенциал
межтерриториальной мобильности повыситься если «жилищная проблема»
будет решена с помощью государственных рычагов.
Значительное число респондентов, не желающих искать работу в других
населенных пунктах, ссылается также на хорошие условия для детей,
созданные (накопленные) в нынешних местах проживания. Улучшение
ситуации с социальными институтами – возможности легко устроить
детей в детские дошкольные и школьные учреждения, отсутствие бюрократических
проволочек при получении медицинских полисов, регистрации – важный
(и, скорее всего, менее затратный, чем решение жилищного вопроса)
фактор повышения мобильности безработных и ЛИР.
Переехать в другой город (регион) России респонденты
согласны при существенном превышении зарплаты на новом месте жительства
по отношении к прежнему (Рисунок 1). Средняя ожидаемая зарплата
в новом месте жительства почти в 4 раза превышает среднюю зарплату
респондентов, которую они получали по последнему месту работы:
38085 рублей против 9622 рублей.

Рисунок 1. Распределение
респондентов по размерам текущей зарплаты (по последнему месту работы)
и требуемой для принятия решения о переезде в другой регион (город)
Применительно к регионам опроса получились следующая картина по
различиям в уровне текущей и ожидаемой (требуемой) зарплаты (таблица
1). Как и следовало ожидать, региональная картина потенциальной
мобильности, детерминированной зарплатой, неоднородна.
Таблица 1. Текущая (по последнему
или нынешнему месту работы) и требуемая для принятия решения о переезде
в другой регион (город) зарплата по регионам опроса (рублей)
Регион опроса
|
Средний размер текущей зарплаты
|
Средний размер требуемой для принятия решения о переезде
зарплаты
|
Разница между
(2) и (3), раз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
4784
|
42727
|
8,9
|
Калужская обл.
|
9288
|
39917
|
4,3
|
Костромская обл.
|
6839
|
27000
|
3,9
|
Красноярский край
|
13080
|
39833
|
3,0
|
Московская обл.
|
10475
|
53750
|
5,1
|
Омская обл.
|
9845
|
33667
|
3,4
|
РСО-Алания
|
8320
|
36971
|
4,4
|
Саратовская обл.
|
7044
|
28708
|
4,1
|
Сахалинская обл.
|
15206
|
40757
|
2,7
|
Тюменская обл.
|
11902
|
39730
|
3,3
|
Удмуртская Респ.
|
8067
|
39562
|
4,9
|
В среднем
|
9622
|
38085
|
4,0
|
Как уже отмечалось, решение жилищного вопроса безработных
и ЛИР, может благоприятно сказаться на повышении их мобильности.
Протестируем эту гипотезу, элиминируя влияние жилищного фактора
на потенциал мобильности. Если бы были соблюдены два условия - решен
жилищный вопрос и предложена хорошая работа – согласились бы переехать
из своего населенного пункта в другой 9,4% респондентов, еще 13%
«скорее всего» переехали бы (рисунок 2). Таким образом «чистое»
влияние жилищного фактора на мобильность безработных и ЛИР можно
оценить в 10,9%. Эта цифра получается как разница суммы этих двух
ответов с ответом на вопрос о территориальной зоне поиска работы.
Согласно опросу только 11,5% находились в группе лиц, ищущих работу
не только в своем населенном пункте и своем регионе.

Рисунок 2. Распределение ответов
респондентов на вопрос: «Если бы Вам предложили хорошую работу не
в этом городе с гарантией предоставления жилья, Вы переехали бы
туда жить?»
Анализ влияния фактора жилья на мобильность с помощью другого вопроса:
«Какое жилье в другом городе (регионе) России должно быть у Вас
на новом месте жительства, чтобы Вы согласились на переезд?» - выявляет
в принципе ту же картину. Почти 55% респондентов отметили,
что они не хотят менять место своего проживания ни при каких условиях
или согласны на переезд только при заметном улучшении своих жилищных
условий. Для 8% респондентов жилищные условия не влияют на принятие
решения о переезде – главное, чтобы была предоставлена высокооплачиваемая
работа.
Следует отметить, что в феврале 2009 года из 778, 6 тыс. вакансий
только 5,3% из них обеспечивались жильем. При этом треть таких вакансий
находилась в Московском регионе.
Заключение
Руководящие работники служб и Центров занятости понимают все сложности,
связанные с управлением миграцией. Они признают, что ЛИР и
безработные готовы к переезду при наличии на новом месте жительства
существенно лучших условий, чем те, на которые они могут рассчитывать
«на месте». Но они несколько переоценивают возможности государства
в регулировании миграционных процессов, поскольку опираются на опыт
социалистической эпохи и тех объемов перераспределения трудовых
ресурсов, который решался в командной экономике средствами оргнабора..
Социологическое обследование показало, что миграционный потенциал
ЛИР и безработных достаточно ограничен. Среди данной категории лиц
только примерно каждый десятый готов рассматривать варианты с трудоустройством
в другом регионе (городе) страны. Несколько большая часть респондентов
готова рассматривать варианты с трудоустройством в пределах «своего»
субъекта РФ. Возможность получения жилья на новом месте жительства
повышает долю потенциальных мигрантов до 22%. Ключевой фактор мобильности
лиц, ищущих работу и безработных - разница уровня зарплат. В среднем,
для того, чтобы безработные и ЛИР переезжали «за рабочим местом»
в другой регион (населенный пункт) страны, их зарплата должна быть,
чем в исходном месте в 4 раза.
1к.э.н.,
зам. директора института демографии ГУ-ВШЭ.
2 к.г.н., доцент
ГУ-ВШЭ.
3 к.г.н., в.н.с. института
демографии ГУ-ВШЭ.
|