|
Ангел-"предохранитель" в стране
большевиков
130 лет назад родилась Маргарет Сэнгер
Эта женщина мало известна в нашей стране. В основном сведения
о ней наши соотечественники черпали из сокращенных переводов тенденциозной
книги американского священника Д.Гранта "Ангел смерти".
На самом деле Маргарет Сэнгер (Margaret Sanger, 1879-1966) была
другом нашей страны, тогда Советского Союза. В остальном мире
она более известна в качестве успешного борца за социальные реформы,
а именно за право женщины распоряжаться своим телом; право рожать
и не рожать детей таким образом, чтобы каждый рожденный был желанным
ребенком; право на сексуальное удовлетворение и удовольствие.
Она стояла у истоков системы конференции по населению еще до образования
ООН. В частности, она была среди организаторов и активных участников
первой такой конференции (Женева, 1927).
Поверх барьеров
Маргарет Сэнгер явилась одним из творцов контрацептивной
революции: от просвещения женщин (она вела раздел "Что каждая
девушка должна знать о..." в социалистической газете The Call)
до разработки гормональных контрацептивов, что способствовало уменьшению
числа абортов, улучшению репродуктивного здоровья и снижению материнской
смертности. На фото Маргарет Сэнгер затыкает себе рот в знак протеста
против табуирования темы секса в обществе и особенно в образовании,
поскольку, по мнению мракобесов, обсуждение таких тем ведет к нежелательным
беременностям, распространению венерических болезней и т.п. При
ее активном участии были созданы несколько национальных и международная
федерации ответственного родительства. Достижения М.Сэнгер построены,
с одной стороны, на ее фантастической харизме, темпераменте и организаторских
способностях, с другой - на потребностях населения, возникающих
в ходе демографического перехода, в частности перехода рождаемости.
Идеологическим обоснованием ее деятельности стали смесь левой идеи,
неомальтузианства и евгеники.
На формирование личности Сэнгер большое влияние оказали
анархисты Эмма Голдман (Красная Эмма) и Александр Беркман, коммунисты
Джон Рид и Элизабет Флинн, рабочий вожак Билл Хейвуд, а также собственный
опыт стачечной борьбы. Евгеника до конца 30-х годов прошлого столетия
была вполне приемлемой в приличном обществе, а идея улучшения качества
человека - достаточно популярной. Она не прошла и мимо СССР, оставив
на память "Собачье сердце" Булгакова и сухумский обезьяний
питомник. Неомальтузианская идея контроля рождаемости соединяла
идею освобождения и улучшения человека. При этом, вероятно под влиянием
двух членов фабианского общества Х.Эллиса и Г.Уэллса, освобождение
для Сэнгер - это освобождение женщины и ее сексуальности, а совсем
не брутальные катаклизмы классовой борьбы между мужчинами.
"Я не была желанной гостьей"
Появление М.Сэнгер в СССР нельзя считать случайным,
в первые годы советской власти большевики провели значительную часть
тех реформ, за которые боролась Сэнгер. Конечно, ей было интересно
посмотреть, как всё это выглядит в реальности. Многие знакомые Сэнгер
бывали и в России, и в СССР и были свидетелями самых определяющих
для нашей страны событий. В 30-е годы среди американских студентов
в ведущих университетах было широко распространено обращение "товарищ",
подчеркивающее их принадлежность к революционному движению, несущему
неизбежный конец капиталистическому злу.
Для поездки по СССР Сэнгер вошла в большую группу под
руководством Шервуда Эдди, профсоюзного и религиозного деятеля,
посещавшего СССР не первый раз и являвшегося лоббистом недавнего
(16 ноября 1933 г.) американского признания СССР. Формальной целью
поездки значилось проведение семинара (видимо, по методам контроля
рождаемости). Семинар упоминается в автобиографии, но никаких подробностей
относительно него в этом источнике больше нет, нет их и в путевом
дневнике сопровождавшего ее сына Гранта Сэнгера. Непонятно, состоялся
ли он вообще. В Союз команда Сэнгер въехала поездом Хельсинки -
Ленинград, через несколько дней группа перебралась в Москву, где
состоялся ряд интересных встреч. Потом поездом в Горький, оттуда
пароходом по Волге в Сталинград, далее в Ростов-на-Дону, Кисловодск,
потом Орджоникидзе, автобусом по военно-грузинской дороге в Тифлис,
Батум, Сухум, пароходом в Ялту, из Ялты в Одессу, где путешествие
и закончилось. Погрузившись на итальянский пароход, группа, как
отмечено в воспоминаниях всех участников путешествия, наконец, рассталась
с легендарным советским сервисом. В группу Маргарет Сэнгер кроме
нее входили уже упоминавшийся сын Грант Сэнгер, секретарша Роза
Флоренс и гид-переводчик Татьяна из Ленинграда. Продолжительность
поездки составила около 6 недель в июле - августе 1934 г.
Во всех посещенных городах объектом специального внимания
Сэнгер были центры матери и ребенка. К сожалению, имеющиеся документы
не всегда дают возможность установить имена людей, с которыми она
встречалась. В автобиографии указаны: профессор Михаил Тушнов (на
этой встрече обсуждались новые контрацептивные технологии, работы
над которыми велись в СССР; Тушнов продолжал опыты Мечникова по
выработке антител, делающих женщину временно неспособной к зачатию
путем подкожных инъекций спермы; Сэнгер была информирована об этих
опытах); Пётр Тутышкин (один из пионеров психоанализа в нашей стране);
Каминский (по имеющимся документам непонятно, с кем именно была
встреча: в тексте Маргарет Сэнгер он представлен как секретарь наркома
здравоохранения, в дневнике Гранта Сэнгера - как сам нарком; в то
время кроме наркома Г.Н.Каминского в Наркомздраве работал Л.С.Каминский,
начальник отдела санитарной статистики, один из первых советских
демографов); А.Генс, заместитель директора по контролю рождаемости
московского абортария; М.Рубин-Вольф, директор абортария, бежавшая
из нацистской Германии; доктора Кабанова и Лебедева, сотрудницы
Московского центра охраны материнства и детства. Не назван по имени
доктор, принимавший группу в Горьком. Подозреваю, что контактов
и встреч на самом деле было больше, но Сэнгер не написала о них
в своей книге. По ее словам, ей показали всё, что она хотела увидеть.
Кроме этого, по ее утверждению, она видела и то, чего не должна
была бы видеть.
Встречи и беседы Сэнгер с советскими специалистами были
скорее похожи не на профессиональное общение коллег, а на межпартийную
перепалку, декларирование позиций, а не выяснение опыта решения
сходных проблем. "Я была не особо желанной гостьей", -
замечает она. Лучше всего и в автобиографии (очень эмоционально),
и в дневнике Гранта Сэнгера (суховато) описана беседа с Каминским.
По впечатлению Сэнгер, ее вопрос, существует ли в СССР политика
в области народонаселения, произвел впечатление разорвавшейся гранаты.
Не исключено, что вопрос был плохо подготовлен, но очень вероятно,
что стороны понимали его совершенно по-разному. Подтекст Сэнгер
был вполне мальтузианским: быстрый рост населения рано или поздно
станет проблемой, по ее мнению, с момента падения империи (то есть
с 1917 г.) по настоящее время (1934 г.) население страны выросло
на 50 млн человек, в то время как Советский Союз (то есть Каминский)
в гораздо большей степени был озабочен убылью населения, как в результате
недавних мировой и гражданской войн, так и в результате социалистических
преобразований сельского хозяйства. В качестве аргумента в защиту
рациональности мальтузианской политики Сэнгер привела ежегодное
число абортов в СССР (400 тыс.), свидетельствующее о большой, но
неудовлетворенной потребности в контрацепции. Ответ советской стороны
- политика населения приветствует его максимально возможный рост
- конечно, не соответствовал мировоззрению Сэнгер. В СССР, стране
исторического оптимизма, да и в новой России пессимистическая теория
английского священника никогда не пользовалась популярностью: чтобы
перечислить отечественных мальтузианцев, с избытком хватит пальцев
одной руки. Многочисленность населения и его способность быстро
восстанавливать потери понимались само собой разумеющимися, в связи
с характерной для начала демографического перехода повышенной рождаемостью.
Советская сторона отреагировала нервно, что американским путешественникам
показалось не совсем адекватным. Сэнгер указали, что самым коротким
путем к широкому внедрению контроля рождаемости является уничтожение
капитализма.
Грант Сэнгер в своем дневнике добавляет, что Каминский
отметил следующие задачи, стоящие перед советским здравоохранением:
интеграция и централизация исследовательской работы в Москве, приоритет
профилактической медицины, обеспечение села докторами на уровне
города. Также без достижения взаимопонимания закончилась встреча
с А.Генсом, в обязанности которого, казалось бы, входило информирование
населения о методах контроля рождаемости, но он подтвердил Сэнгер,
что политикой партии и правительства предусмотрен неуклонный рост
населения. Идеальными считались семья с 4 детьми и 3-летний интервал
между рождениями. Кроме этого, она была удивлена, что все беременные
сдают кровь на реакцию Вассермана. Сэнгер отметила, что детская
медицина, акушерство и гинекология практически отделены от остального
здравоохранения. В абортарии, который она посетила, было 30 материнских
коек и 120 абортных; для производства аборта женщина проводила в
стационаре 72 часа, после этого ей полагалось 7 дней отдыха с сохранением
зарплаты. С первобеременными проводились специальные консультации
с целью отговорить от аборта. Женщин консультировали не только по
здоровью, но и юридически, по трудовым отношениям и др. Опережая
США и весь мир по части правового регулирования, СССР уступал в
практической области: в производстве и предложении контрацептивов.
Визит в Горьковский центр матери и ребенка показал, что, хотя стены
оклеены информационными материалами о контрацептивах и их применении,
самих контрацептивов там не было. Центр практически ничем не снабжался,
и предложить населению ему было нечего, да и само население там
не частый гость. Сэнгер выяснила также стоимость аборта - 1-2,5
долл. в зависимости от зарплаты пациентки.
Навстречу победе
Что Сэнгер могла в СССР увидеть и понять? В первую очередь,
видимо, противоположность государственных и индивидуальных интересов:
женщины, очевидно, нуждаются в средствах уклонения от нежелательных
беременностей, а государству нужно много солдат. Кроме этого, в
условиях принятой идеологии и государственного контроля над всем,
у женщин нет и не может быть доступа к контрацепции, единственной
возможностью регулирования размера семьи становится аборт. Один
из собеседников Сэнгер сказал ей, что отсутствие контрацепции и
использование только аборта делает женщину более управляемой. Полагаю,
что Сэнгер не могла не уловить общее направление развития событий
в СССР в интересующих ее областях. Между прочим, она замечает, что
публикация научных результатов за рубежом невозможна до их публикации
в СССР; доминирование марксизма везде, включая математику и работы
Павлова; поступление в университет на 75-85% зависит от веры в коммунизм;
уровень медицинского образования заметно упал после 1917 г.
Критические замечания о положении в СССР опубликованы
в автобиографии, вышедшей через 4 года после поездки. Более ранние
впечатления были самыми положительными, они разбросаны по ряду последующих
публикаций и выступлений Сэнгер. Перекос в сторону абортов и отсутствие
контрацептивов, когда и то и другое в США было совсем запрещено,
видимо не удивили. Главное, что произвело впечатление, - это заметное
невооруженным глазом освобождение женщин, равные экономические и
политические права и государственная забота о подрастающем поколении.
Сэнгер специально отмечает, что в СССР право на контроль рождений
не обосновывается ничем - ни здоровьем женщины, ни экономикой, ни
евгеникой, а является просто неоспоримым правом. Между прочим, Сэнгер
была удивлена очередностью в распределении дефицитного молока: сначала
дети, потом больницы, за ними коммунисты, промышленные рабочие и
специалисты (ИТР).
Из СССР она уезжала навстречу своей победе - в значительной
степени ее усилиями в 1938 г. закон Комстока, запрещающий пересылку
по почте вложений непристойного содержания (к примеру, инструкции
по применению контрацептива), был отменен. В нашей стране в 1934
г. был закрыт демографический институт, запрещен гомосексуализм,
в 1936 г. - аборт. Право на аборт было отнято главным образом с
целью повышения рождаемости; через 20 лет поняли, что связи нет.
Будем надеяться, со временем удастся достичь понимания того, что
женщина не родит больше того, сколько ей, а не партии и правительству
хочется. Покидая СССР, возможно, Сэнгер поняла, что для реализации
ее анархистских представлений о свободе выбора, капиталистическая
демократия подходит больше, чем соединенные преимущества социализма
и НТР.
Борис ДЕНИСОВ, демограф.
"Медицинская газета", 18 сентября 2009 года
Автор продолжает исследовать обстоятельства пребывания М.Сэнгер
в СССР и был бы благодарен читателям "МГ" за дополнительную
информацию об этой поездке.
|